Потому что провинция

Владимир Кутуков
    Согласиться с тем, что в человеке заложены все способности и все таланты от самого рождения – трудно, но и не согласиться с этим тоже нельзя. А вот то, что стремление реализовать талант у всех формируется вместе с ростом и развитием человека оспаривать, думаю, не следует. Кто-то, зная о своих способностях, просто напросто выбирает другой путь. Другое дело,что у кого-то просто меньше физических возможностей и других всяких причин для полной реализации. Ведь, живя в обществе, нельзя быть от него свободным. Для кого-то не было возможным получить образование потому, как родился в маленьком городке или вообще в деревушке, у кого-то была многодетная семья, к тому же это была рабочая или крестьянская семья – причин много. Из-за которых нельзя в полной мере развить свой талант. Но найти в человеке талант – это дело родителей, учителей и кого-то ещё, наверное, - это неверно. Свои таланты и отличительные способности найти – это дело самого человека. Попробую рассказать вам о таком человеке, который не получив соответствующего образования  для развития своих способностей, имея ограничение в физических возможностях, развил его, я бы сказал, выше своих возможностей. Рассказать, как он к этому шёл…

     Многое приходит в детстве. Когда-то брату купили фотоаппарат. Сейчас и сказать трудно, как он назывался, может: « Смена-8 или даже «ФЭД». Только увлекаться фотографиями стал Юра. Затем брату купили гитару, и Юра начал учиться играть на ней. Тогда Юре было тринадцать лет. А разве можно научиться научится играть на гитаре самостоятельно? Я не могу этого сказать, но в любом деле нужен помощник, и таким стал Николай Трофимов из «Камышей». В те времена, семидесятые, гитару купить было трудно. Гитара была не дорогая, маленькая, дамская. Упорство и талант брали своё – получалось. Начал петь дворовые песни, слух и голос не подкачали. Стал вливаться в художественную самодеятельность. В репертуаре были песни Юрия Антонова, песни вокально-инструментальных ансамблей, а таких в те годы стало появляться много – это «Лейся песня». «Самоцветы», «Поющие сердца»… В моей памяти осталась песня про солдата, в ней были такие слова: «Двадцать лет служил и ещё пять лет…»

      Целеустремлённость – основная черта Юрия. Он поступает в институт, но родовая травма прерывает его учёбу, ноги не слушаются. В виду многочисленных операций вуз пришлось оставить. Он переводится в техникум, здесь я и познакомился с Юрием.

     После окончания техникума Юрия Петрова – так звать нашего героя, направляют на работу в Зилаирский район, в деревню Дмитриевка, в Суренский пчеловодческий совхоз. В то время совхоз имел пять тысяч пчелосемей. Вот как бы это выглядело: если каждый улей поставить друг от друга на расстоянии десять метров, то эта цепочка растянулась бы на пятьдесят километров. Для примера: Баймакский сельскохозяйственный техникум, а сейчас это Зилаирский совхозтехникум, который располагался в селе  Яковлевка Баймакского района, сейчас это село Ургаза, в котором, кстати, и учился Юрий Петров на зоотехника, расположен в пятидесяти километрах от города Сибай. Вот этой цепочки хватило бы от дома в Сибае до техникума. А что такое пчелиный улей, пчелиная семья, и сколько в нём жителей? Да так, ничего: по одной пчёлке на одного такого города, как Сибай.

      В таком хозяйстве дел много, но жить скучно. Чем заняться после рабочего дня? Вот молодёжь тогда, как говориться, бежала из села. Но после получения диплома его ещё нужно было отработать. Как удержаться? Досуг деревенский скуден – кино, да праздничные концерты художественной самодеятельности. А что такое концерт без живой музыки? Так ничего! Нужно что-то решат, что-то делать. Решение пришлою Встретил Юрий Петровы Сергея Стёпина из совхозтехникума. Они вместе учились, только Сергей был агрономом. Решили организовать в Дмитриевке вокальный ансамбль. По воле случая, летом в Дмитриевку приехали на отдых Баскаков Виктор и Назаров Павел, которые тогда проживали в Оренбургской области. Павел владел ударными, Виктор имел опыт руководить ансамблем. И они все вместе убедили руководство совхоза приобрести музыкальную аппаратуру. В газете Зилаирского района «За коммунизм» от 7 октября 1982 года была… Почему была? Навечно осталась статья «Чтобы молодёжь оставалась на селе», и от 9 октября 1982 – «На сцене – Суренцы» описаны эти события. Вот строчки из газеты:»Организуем вечера отдыха, концерты. Идут в ДК молодёжь и взрослые, и уезжать теперь в город не хочется».

    Юрий Павлович Петров всё же вернулся в Сибай. И здесь он не расставался с гитарой. Его творчество неуклонно двигалось ввысь. На городском фестивале бардов «Гадельша-2004» и «Гадельша-2005 он занял почётные места среди победителей, исполнив песню Владимира Высоцкого т»Песня о друге» и песню на стихи местного автора Германа Третьяка «Музыка марта», занял второе место. Юрий Петров отмечен и другими грамотами города. О его творчестве в газете «Сибайский рабочий» неоднократно писались статьи. Им положены  на музыку стихи Германа Третьяка – это «Музыка марта», «Жизнь хвоща», Субстанция Я», «Сегодня расцвёл мой увядший букет», «Память о детстве», «Желание», «Философия старого вина», «С утра, как в танце, кружит снег», «Песня однолюба», «Попутчик», «Котёнок- Бомжик». На стихи Константина Горбунова песни «Сниться мне ржаное поле», «Сибай – жилище и приют мой», на стихи Анны Глазуновой – «Святые заветы», «Песня о Сибае», «Разговор о песне». На стихи Владимира Викторова – «Жёлтый лист, Белый танец», « Я вам спою ещё на бис…», «Бабушкино ожидание», «Марш инвалидов». На большую часть песен сделаны аранжировки Омской вокально-инструментальной группой «Старое кафе» под руководством Анатолия Белоусова.

     К сожалению, здоровье Юрия Павловича подорвалось и он одиннадцать лет в инвалидной коляске и левая рука малоподвижна. Но падать духом не в его характере, он постоянно в творческом поиске, подыскивает стихи и подбирает мелодии. В этом ему помогает Пузиков Александр Константинович.

     У Юрия крепкая семья: жена – Лидия, сын – Александр, дочь – Галина и трое внуков: старший Вадим уже подпевает дедушке – растёт смена.
Завершая рассказ, хочу отметить, что большие города забирают  у нас способных и талантливых людей и если кому удаётся в столицах и областных центрах высот, зацепиться, то эти мегаполисы редко выпускают их обратно. Остаются такие как, наш герой. Он не владеет нотной грамотой, не имеет музыкального образования, его музыка – личностная, особая, неподражаемая, потому что родилась в провинции. Кто знаком с творчеством маэстро Петрова. Не может быть равнодушным к его песням. Юрий – яркий пример для, тех кто теряет оптимизм, - так говорят о нём друзья. Я называю его первым в Сибае шансонье.

     Он не известен широко, а почему? Не потому, что менее талантлив, а потому что провинция.