13 Раки

Галина Польняк
Мальчишки согласились пойти ловить раков. Не только мальчишки, Светка тоже решила пойти с нами.
- Я посижу возле костра, - заявила она, - одной скучно, а раков варить будем?
- Конечно, - успокоил девочку Ванька.
- Тогда я захвачу котелок и соли.

Ночь выдалась тихая и звездная. Красавица Луна освещала нам путь. Ее нежно серебристый свет причудливо раскрашивал верхушки деревьев.

Мне была известна поговорка, что на без рыбьи и рак - рыба. В этом есть доля истины. Свежевыловленного рака можно сварить и съесть, он очень вкусный, пальчики оближешь и глаза прикроешь от удовольствия.

Речные раки обитают почти во всех водоемах Европы. Они очень требовательны к качеству воды и живут в водоемах с чистой водой и слабым течением, а наша речка чистая и прозрачная. Все водоросли видны и ракушки.

Прячутся раки в устраиваемых ими норах, под камнями, корнями затопленных деревьев. Я знала, что норы раков следует искать у обрывистых берегов с илистым, торфяным или глинистым дном на глубине 0,5-2 м, длина которых может достигать 20-120 см и иметь запасной вертикальный выход.

Я ничего не сказала Таракану про его экипировку. Мальчишка натянул на голову бейсболку. Скажите зачем и был в шортах. А вот это уже глупость. Почему Ванька ему ничего не сказал, терялась в догадках. Сейчас Таракану пришлось отломить ветку и отмахиваться от комаров. Этих кровопийц становилось все больше, как только мы стали подходить к реке.

Третье лето как я и Ванька наловчились ловить раков при помощи фонарика. Первое время без ран не обходилось. Поэтому Светка не любила ловить раков. Вот и сегодня она решила просто составить нам компанию. Ванька снабдил нас маленькими пластмассовыми ведерками.

Тишину вечера нарушало кваканье лягушек.
- Брачный сезон прошел, а они до сих пор квакают, - пробурчал Ванька.
- Лягушку тоже можно есть, - сказал Лерка.

- Да ну, - не поверила Светка. - Что в ней можно есть?
- Лапки и французы их очень любят, - пояснил Таракан.

- Может быть попробуем, - предложил Ванька, - наловим лягушек и поджарим на костре.
- Я их есть не буду, - крикнула Светка и побежала вперед.

- А мы тебе не скажем, что это лягушка, - Ванька прибавил шаг.
Я и Таракан включили скорость.
- Лика расскажи что-нибудь интересное, - попросила подруга.
 
Я только что дочитала книгу «Дело о неприкаянной душе» - о маленьком чертенке - Эзергиль и девочке Алиена, которая была Ангелом. Поэтому с живостью начала ее пересказывать.

- Эта Алиена вся в тебя, - поддел меня Лерка, - с характером.
- Ага, - рассмеялся Ванька, - ей только крыльев не хватает. Она больше похожа на маленького чертенка как Эзергиль.

- Я похожа на саму себя, - не могла сдержаться я.
- Прекратить споры, - крикнул Ванька, - мы пришли.

Все замолчали и тихо подошли к речной заводи. Я знала, что раки не любят шума, начнут прятаться в норы, поэтому решила отойти подальше от мальчишек. Вдруг Таракану вздумается кричать, он же первый раз на ловле раков. Я была уверена, что рак вцепится клешней в палец мальчишки, потому что сноровки у него пока нет.

Ванька разжег костер. Возле него осталась Светлана подбрасывать сучья, а я приложила палец к губам и пошла вправо, давая понять мальчишкам что их присутствие рядом со мной не желательно.

Ночью раки выходят на песчаные отмели, где их успешно можно ловить при помощи света. Но при этом нужно действовать крайне аккуратно.

Я слышала, как мой друг шепотом объясняет Лерке как нужно ловить раков: «Брать рака нужно за хвостовую часть, брюшко, чтобы не дать ему возможность защищаться клешнями. К тому же нужно помнить, что раки передвигаются в воде быстро и назад, поэтому любой шум и лишнее движение перед раком заставит его удрать. Причем за одно движение брюшком рак убежит от вас расстояние до 20 сантиметров.

- Если нора очень глубокая (длинная) и ты не можешь достать рака, то начинай быстро сжимать ладонь в кулак, - объяснял мой друг. - Так засасывая воду, ты заставишь рака двигаться вперед; никогда не разрушай норы; не держи рака за одну клешню, она может отломаться, да и рак захочет укусить. Если же клешня отломалась и рак убежал, не огорчайся, скоро у него вырастет новая».

- А это правда, - тоже шепотом поинтересовался Лерка, - что некоторые раки покидают свои норы навсегда и больше в них не поселяются по непонятным причинам.
- У раков, как и у людей остро стоит квартирный вопрос, - пояснил Ванька. - Ведь нора, из которой ты утром достал рака, уже вечером или следующим утром, будет иметь своего нового постояльца. Не заселяются раками норы, которые разрушены.

- И то верно мы ведь тоже не стали бы жить в разрушенных домах, - прошептал Лерка.
- Укусы рака-самца менее сильны и ядовиты, чем самки, - продолжил мой друг. - Скоро научишься хватать рака сразу за обе клешни, - успокаивает Ванька Таракана.

Ловить же раков руками под камнями, а точнее под валунами, меня не впечатляет не хочется быть покусанной. Я медленно иду вдоль берега и свечу фонариком. Прекрасно знаю, что вот в этом месте есть норы. Удача на моей стороне. Совсем скоро я вижу своего первого рака. Осторожно опускаю руку в воду и хватаю добычу за туловище ближе к хвосту. Начало положено. Даю воде успокоиться и иду дальше.

Я так увлеклась охотой, что от громкого крика Лерки чуть ведро не уронила, а в нем у меня уже шевелилось десять раков. Что за олух этот Таракан, зачем так громко кричать и мутить воду, возмущаюсь я. Теперь все раки попрячутся в норы. Интересно, а сколько штук поймал Ванька. Если столько сколько и я, то можно ставить воду. Полакомиться хватит, поворачиваюсь и иду к костру.

Возле костра сидит Таракан и смотрит на свой палец. Вижу, как с него капает кровь.
- Не надо было дергать рукой, сейчас боль утихнет, - успокаивает Ванька мальчишку.
- Ничего в следующий раз я такого промаха не допущу, - тихо говорит Лерка, - смог ведь поймать трех раков.

- Ванька, а у тебя сколько? - интересуюсь я.
- Одиннадцать, - друг начинает осторожно доставать раков и бросать их в котелок.

- В этот раз ты меня обошел, - хмурюсь я.
- А у тебя сколько?

- Десять.
- Достойный улов. Пируем, я и квас с собой захватил, - Ванька опускает всех раков вариться, бросая в котелок укропа, перца и лаврового листа. Потом подбрасывает сучьев в костер.
- Лика продолжай рассказ, а раки пусть пока варятся, - предлагает он.

Я рада что смогла привлечь его внимание. Поэтому продолжаю рассказывать про чертенка и Ангела. Тихий плеск воды не мешает моему повествованию. Костер выбрасывает вверх сотни искр, которые кажутся себе маленькими звездочками. Кипит вода в ней варятся раки, лягушачий хор дополняет мой рассказ. Я украдкой посматриваю на Таракана и вижу, что он с удовольствием слушает меня. Сердце пропускает удар.

Потом мы устраиваем настоящий пир. Лерка забыл про палец. Он впервые отведал вареных раков, и они ему понравились. Мальчишка сидит близко к костру, чтобы его не загрызли комары. Лицо его раскраснелось от жара. Даже в такой ситуации он кажется мне очень красивым, и я опускаю глаза. Не смей влюбляться в него, приказываю себе.

Продолжение следует
http://www.proza.ru/2018/01/11/1983