Быдло пошло на амбразуры

Павел Лючинша
Торхон вдавил кнопку пуска на буке в корпус и включил питание. С недавних пор, эта утренняя процедура вошла в привычку, как умывание, раздача корма скоту, разведение огня в печи, поход к роднику и прочие действия суточного цикла необходимые для решения бытовых задач. Скорость трафика была невысокой, поэтому время ожидания загрузки прибора всегда казалось утомительным, что слегка раздражало, хотя торопиться было некуда по причине зимнего затишья в, порой, суетных крестьянских буднях.
  
 Наконец, поток покорился модему и Торхон пошёл по привычному маршруту в хитро сплетённой паутине полезной и вредной информации интернета. Имея привычку посещать источники разной политической ориентации, - преодолевая брезгливость он, хотя и по диагонали, читал даже либеральные сайты, - Торхон видел объективную картину мировой, государственной и региональной политической жизни. Будучи далёким от межпартийных дрязг и богемной жизни, чабан никогда не испытывал симпатий ни к одному публичному человеку, имеющему страсть к власти, но пристально следил за выдвижением кандидатов в президенты, которые пройдут этой весной, и это вселяло в его сознание некоторую тревогу — уж так не хотелось терять достигнутого благополучия. Действующий президент не ангел, порой хочется, чтобы он подавился теми грошами, которые его чиновники воруют у обездоленных сирот и стариков, но отвратительные рожи других кандидатов, и вовсе вселяют в сознание животный страх.
  
 Просмотрев некоторые сайты центральных газет, Торхон перешёл на региональные интернет-ресурсы. Первым, в закладках, стоял ресурс кулинарного сайта, так думал Торхон, когда заходил туда впервые. «Холодный белок», название, - удостоенного в дальнейшем иметь личную закладку сайта, - никак не располагало к романтическим ассоциациям, которые, видимо, хотел внушить автор. В сознании Торхона «Холодный белок» ассоциировался с варёным яйцом, но никак не с покрытыми вечными льдами пирамидами скалистых гор. В разговорном обиходе народа, к которому принадлежал Торхон, говорили о заснеженных вершинах - «белки», во множественном числе, потому — как не могут стоять заснеженные вершины в одиночестве, как правило, их целая гряда. Температурные ассоциации вблизи не тающих летом ледников, вообще не обсуждались у населения. Козе понятно, что там холодно.
  
 Тем не менее ресурс Торхону поглянулся. С него легко можно читать все более-менее значимые сайты региона, которые тяжело грузятся, при медленном интернете, наведя курсор на «ленты» в путеводителе по ресурсу. Единственное неудобство — чтобы читать комментарии, заходить нужно на материнский сайт, - «яйцо» их тоже тяжело грузит. Благо в том, что такие подвиги давно потеряли свою актуальность из-за зверства модераторов, которые удаляют любой непонравившийся комментарий несущий в себе какой-то смысл. По причине искусственного отбора, комментирует в основном бездельники и посредственность. Порой складывается мнение, что ленту комментируют сплошь дебилы.
  
 Просматривая «яйцо», Торхон наткнулся на текст под заголовком «Как в СССР Ойрот-хана победили. 70 лет назад Ойрот-Туру переименовали в Горно-Алтайск». Прочитав текст и найдя массу исторических неточностей в докладе первого секретаря обкома Александра Сапего, Торхон ещё сомневался в необходимости загружать тяжёлый сайт. Но, когда прочёл комментарий редактора, готовившего тему: «Очевидно, что 70 лет назад прошла акция по вымарыванию из официального обращения слова «ойрот». Делалось это под чутким руководством идеологов из ВКП(б) и явно неспроста. Статья секретаря обкома Александра Сапего, опубликованная в «Звезде Алтая» 9 января, объясняет мотивы правящей партии. Выяснилось, что тогда власти опасались «алтайского сепаратизма», он легко преодолел природную лень.
  
 О каком сепаратизме идёт речь? - возмущённо думал Торхон. Чтобы реанимировать идею о возрождении Джунгарского царства, которое распалось под натиском Китайского и Монгольского государств (Россия в этом не принимала никакого участия), нужно как минимум получить поддержку в основных территориях — Китай и Монголия. Там, к подобным недоразумениям, относятся с азиатской непосредственностью — отрежут уши вместе с головой, и всё... Ойротам просто напомнят, почему они запросили подданство у русского царя. Тема явно спекулятивная, подумал Торхон, такими темами спекулируют политиканы, вопрос в том — кто-то жаждет дивидендов? Неужели губернатор, чтобы подчеркнуть собственную значимость? С него станется, на фоне грядущей отставки.
  
 Зайдя на материнский сайт, Торхон пожалел потерянного времени. Там было всё как всегда, после введения жёсткой цензуры, свободно комментирующее быдло пошло на амбразуры разных политических партий, в сваре по поводу президентских выборов. «СТАЛИНУ ВЕЛИКОМУ СЛАВА В ВЕКАХ», первым заявил дегенерат по кличке «кулёк орехов». «Сталин твой был редкостный пи@#рас.» возражал ему оппонент обозначившись 111. «Во всём мире рулили и рулят обожаемые вами пиндосы, саксы и прочие лягушатники.» вгрызся в тему барбос с ником ВКП(без б). Собакам кинули кость, и они начали грызню.
  
 И ни одна паскуда не уловила в тексте, что алтаец — это производное от алтай-кижи, а вовсе не нация. Алтай-кижи - так называли себя люди, чтобы не влезать в дебри названий родов, племён и народностей, объединённых тюркским языком. Торхон вдруг вспомнил, что в армии, их, призванных из Алтайского края, всех — немцев и украинцев из Славгорода, казахов из Кулунды, русских из Барнаула, алтайцев из Горно-Алтайской автономной области, называли алтайцами. Если по таким критериям определять национальности, то Вятские станут вятичами, у них и диалект свой есть. Жители Омской области — омичами, там казахов немерено, а у них, как известно, и язык свой есть, сильно отличающийся от русского. Кстати, о казахах: в Российской империи никакого Казахстана не было. В XVIII веке, в состав России добровольно вошли три племенных союза кочевников, которых называли киргиз-кайсаками. Статус союзной республики, Казахстан получил в 1936 году, один из последних.
  
 Получившему порцию эмоций Торхону, вдруг расхотелось участвовать в этой сваре, и он перешёл на другой сайт.