Блок. Он входил простой и скудный... Прочтение

Виталий Литвин
11. «Он входил простой и скудный…»





                Он входил простой и скудный,
                Не дыша, молчал и гас.
                Неотступный, изумрудный
                На него смеялся глаз.

                Или тайно изумленный
                На него смотрел в тиши.
                Он молчал, завороженный
                Сладкой близостью души.

                Но всегда, считая миги,
                Знал — изменится она.
                На страницах тайной книги
                Видел те же письмена.

                Странен был, простой и скудный
                Молчаливый нелюдим.
                И внимательный, и чудный
                Тайный глаз следил за ним.
                Сентябрь 1902






     Напомню, «одинокий глаз», как мне кажется  – физически это луна.  А метафизически:

               " …Взгляни наверх в последний раз,
                Не хочет бог, чтоб ты угас,
                Не встретив здесь Любви былой.
                Как в первый, так в последний раз
                Проникнешь ты в Ее чертог,
                Постигнешь ты — так хочет бог —
                Ее необычайный глаз.
                10 июня 1901"

     Метафизически через  луну, посредством луны – как через распахнутое окно! – на «тебя» – поэта, смотрит Она. Тебе – через луну – Она указует дорогу к Себе.

     Вот уже десять  стихотворений, десять глав этой части его мучили отъединённостью от  Неё, а здесь дали намёк, дали глотнуть воздуха, и хоть  не сам  поэт  действующее лицо, а «он»,  и не Она, а «она», но хоть похоже…

     Ну, а биографически… Всё то же:

Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
     «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна.»

     Стихотворение прочитать можно так: Блока очередной раз окатили «холодностью», но на улице – луна, он поежился: все повторяется… Но значит… Может повториться  и то, что случилось прошлой осенью-зимой – храмы, Исаакий… И даже то, что нигде ни он, ни она не описали – то, что произошло 7-ого февраля: «Это уже лучше и не вспоминать и не напоминать. Это было 29 января, [Исаакий]— а уж 7 февраля — полегче. Это было необыкновенно, кажется, очень важно, разумеется, для меня. Для Вас — мимолетность».

    И вот:
 
                Он входил простой и скудный,
                Не дыша, молчал и гас.

Увидели комнату, она с подругами и друзьями, еле заметив его, бросила "Здравствуйте" и тут же отвернулась? Но это в этой комнате, а там, в небе:

                Неотступный, изумрудный
                На него смеялся глаз.

Или в редкие миги, подобные тому, когда Любовь Дмитриевна рассказала ему о церкви:

                Или тайно изумленный
                На него смотрел в тиши.
                Он молчал, завороженный
                Сладкой близостью души.

Ведь в ещё одно верил Александр Блок: " меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)" (из неотправленного письма).

                Но всегда, считая миги,
                Знал — изменится она.
                На страницах тайной книги
                Видел те же письмена.

И оттуда сверху со здоровым пессимизмом, с неизбывной надеждой смотрели: неужели получится?! -

                И внимательный, и чудный
                Тайный глаз следил за ним.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «... На него смеялся глаз». – О символике глаза см. коммент. к стих.  "Молитву тайную твори ..." .
     [
     Из Примечаний к стихотворению «Молитву тайную твори ...» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:

     – «Ее необычайный глаз». – В широком круге мифологических и фольклорных текстов "глаз" – символ, связанный с магической силой, атрибут божества или мифологического персонажа. В славянской мифологии "небесный глаз"- солнце. Ближайший источник образа – стихотворение Я.П. Полонского "Царь-девица" (1876): " ... Из-за рощи яркий, влажный// Глаз ее следил за мной".
         [
         Раскрою цитату:

              «В дни ребячества я помню
               Чудный отроческий бред:
               Полюбил я царь-девицу,
               Что на свете краше нет.

               На челе сияло солнце,
               Месяц прятался в косе,
               По косицам рдели звезды,-
               Бог сиял в ее красе.

               И жила та царь-девица,
               Недоступна никому,
               И ключами золотыми
               Замыкалась в терему.

               Только ночью выходила
               Шелестить в тени берез:
               То ключи свои роняла,
               То роняла капли слез...

               Только в праздники, когда я,
               Полусонный, брел домой,-
               Из-за рощи яркий, влажный
               Глаз ее следил за мной…»
 
       Как видите и здесь имеется многозначие: это за героем следила сама девица? Солнце с ее чела? Месяц из-под ее косы?
             ]
     ]

     – «... Знал – изменится она». – Автореминисценция из программного стихотворения цикла – "Предчувствую тебя. Года проходят мимо ... ": "Но страшно мне: изменишь облик Ты ... ".
     [
     Нет. Мистическим летом (упомянутые стихи – от 4 июня 1901. С. Шахматово ) ему было страшно, что Ты явишься не в том облике, в котором он ждал Ее (см выше  цитату  из неотправленного письма Любови Дмитриевной.) Теперь наоборот – яростная надежда на то, что Л.Д. ещё раз изменится – перестанет игнорировать его, и все опять станет, как летом-осенью того, прошлого, года.
     ]

     – «На страницах тайной книги // Видел те же письмена». – Важный для VI раздела образ таинственной "книги" и неизменности ее предначертаний противопоставлен изменчивости "земного" мира.

     – «Странен был простой и скудный // Молчаливый нелюдим». – Реминисценция начальных строк из "Легенды" (1829) Пушкина: "Жил на свете рыцарь бедный,// Молчаливый и простой." Образ "рыцаря бедного" из этого стихотворения Пушкина был в 1901-1902 гг. близок Блоку своим ревностным служением идеалу Деве Марии.

     Впервые: I2. С. 129-130;
     Публикации: I5. С. 158.
     »

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922




 
*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
                Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

Адские варианты бытия:

5. Экклесиаст                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )               
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
                11. «Он входил простой и скудный…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
                Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя,  варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*