11. «Он входил простой и скудный…»
Он входил простой и скудный,
Не дыша, молчал и гас.
Неотступный, изумрудный
На него смеялся глаз.
Или тайно изумленный
На него смотрел в тиши.
Он молчал, завороженный
Сладкой близостью души.
Но всегда, считая миги,
Знал — изменится она.
На страницах тайной книги
Видел те же письмена.
Странен был, простой и скудный
Молчаливый нелюдим.
И внимательный, и чудный
Тайный глаз следил за ним.
Сентябрь 1902
Напомню, «одинокий глаз», как мне кажется – физически это луна. А метафизически:
" …Взгляни наверх в последний раз,
Не хочет бог, чтоб ты угас,
Не встретив здесь Любви былой.
Как в первый, так в последний раз
Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
10 июня 1901"
Метафизически через луну, посредством луны – как через распахнутое окно! – на «тебя» – поэта, смотрит Она. Тебе – через луну – Она указует дорогу к Себе.
Вот уже десять стихотворений, десять глав этой части его мучили отъединённостью от Неё, а здесь дали намёк, дали глотнуть воздуха, и хоть не сам поэт действующее лицо, а «он», и не Она, а «она», но хоть похоже…
Ну, а биографически… Всё то же:
Л. Д. Блок. «И быль и небылицы о Блоке и о себе»:
«От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна.»
Стихотворение прочитать можно так: Блока очередной раз окатили «холодностью», но на улице – луна, он поежился: все повторяется… Но значит… Может повториться и то, что случилось прошлой осенью-зимой – храмы, Исаакий… И даже то, что нигде ни он, ни она не описали – то, что произошло 7-ого февраля: «Это уже лучше и не вспоминать и не напоминать. Это было 29 января, [Исаакий]— а уж 7 февраля — полегче. Это было необыкновенно, кажется, очень важно, разумеется, для меня. Для Вас — мимолетность».
И вот:
Он входил простой и скудный,
Не дыша, молчал и гас.
Увидели комнату, она с подругами и друзьями, еле заметив его, бросила "Здравствуйте" и тут же отвернулась? Но это в этой комнате, а там, в небе:
Неотступный, изумрудный
На него смеялся глаз.
Или в редкие миги, подобные тому, когда Любовь Дмитриевна рассказала ему о церкви:
Или тайно изумленный
На него смотрел в тиши.
Он молчал, завороженный
Сладкой близостью души.
Ведь в ещё одно верил Александр Блок: " меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)" (из неотправленного письма).
Но всегда, считая миги,
Знал — изменится она.
На страницах тайной книги
Видел те же письмена.
И оттуда сверху со здоровым пессимизмом, с неизбывной надеждой смотрели: неужели получится?! -
И внимательный, и чудный
Тайный глаз следил за ним.
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– «... На него смеялся глаз». – О символике глаза см. коммент. к стих. "Молитву тайную твори ..." .
[
Из Примечаний к стихотворению «Молитву тайную твори ...» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
– «Ее необычайный глаз». – В широком круге мифологических и фольклорных текстов "глаз" – символ, связанный с магической силой, атрибут божества или мифологического персонажа. В славянской мифологии "небесный глаз"- солнце. Ближайший источник образа – стихотворение Я.П. Полонского "Царь-девица" (1876): " ... Из-за рощи яркий, влажный// Глаз ее следил за мной".
[
Раскрою цитату:
«В дни ребячества я помню
Чудный отроческий бред:
Полюбил я царь-девицу,
Что на свете краше нет.
На челе сияло солнце,
Месяц прятался в косе,
По косицам рдели звезды,-
Бог сиял в ее красе.
И жила та царь-девица,
Недоступна никому,
И ключами золотыми
Замыкалась в терему.
Только ночью выходила
Шелестить в тени берез:
То ключи свои роняла,
То роняла капли слез...
Только в праздники, когда я,
Полусонный, брел домой,-
Из-за рощи яркий, влажный
Глаз ее следил за мной…»
Как видите и здесь имеется многозначие: это за героем следила сама девица? Солнце с ее чела? Месяц из-под ее косы?
]
]
– «... Знал – изменится она». – Автореминисценция из программного стихотворения цикла – "Предчувствую тебя. Года проходят мимо ... ": "Но страшно мне: изменишь облик Ты ... ".
[
Нет. Мистическим летом (упомянутые стихи – от 4 июня 1901. С. Шахматово ) ему было страшно, что Ты явишься не в том облике, в котором он ждал Ее (см выше цитату из неотправленного письма Любови Дмитриевной.) Теперь наоборот – яростная надежда на то, что Л.Д. ещё раз изменится – перестанет игнорировать его, и все опять станет, как летом-осенью того, прошлого, года.
]
– «На страницах тайной книги // Видел те же письмена». – Важный для VI раздела образ таинственной "книги" и неизменности ее предначертаний противопоставлен изменчивости "земного" мира.
– «Странен был простой и скудный // Молчаливый нелюдим». – Реминисценция начальных строк из "Легенды" (1829) Пушкина: "Жил на свете рыцарь бедный,// Молчаливый и простой." Образ "рыцаря бедного" из этого стихотворения Пушкина был в 1901-1902 гг. близок Блоку своим ревностным служением идеалу Деве Марии.
Впервые: I2. С. 129-130;
Публикации: I5. С. 158.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Адские варианты бытия:
5. Экклесиаст ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя, варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*