Из переписки с Людмилами

Игорь Чупров
  Получил от бывшей однокурсницы послание: Дорогие однокурсники, с наступающим Новым Годом вас и с  новыми встречами. Год этот для нас очередной юбилейный, народ  выражает желание встретиться, поэтому предлагаем написать свои воспоминания об университете (некоторые уже написали) и вообще: кто что может предложить.
Прежде чем, что то предлагать, решил в своём компе поискать, чем закончилась наша предыдущая встреча.  В результате нашел папку солидного объема, под названием ЛГУ (Ленинградский Государственный Университет). Содержащую с десяток видео и фото альбомов про встречу и про то, какими мы были в 1958 – 1963 годах; ещё больше текстовых файлов с воспоминаниями о тех годах и о тех, кого уже нет с нами. И мою переписку с некоторыми из живых.
Вот один из этих файлов: Люда,  Каменец-Подольск мы с семьей проезжали в 1990 году летом, возвращаясь из Одессы в Каунас через Черновцы, Львов, Кишинев и Брест. Ночлег по плану у нас был в Черновцах и времени на осмотр Каменец-Подольска у нас не оказалось. Тем более, что я хотел обязательно посмотреть Черновцы, т.к. со мной работали двое, родом из Черновиц. Мы проехали город туда и обратно, пересекли Прут и поехали искать место для ночлега. Ночевали мы тогда в палатке. В те годы еще можно было, не опасаясь за свою жизнь, остановиться там, где понравится местечко. Черновцы  остались в памяти мрачно – черным городом. Львов выглядел более привлекательно, но кругом чувствовалась разруха. А на горе у танка уже были призывы русским убираться домой.
Ты пишешь: «Каменец-Подольск, который я очень люблю». Любишь ты его только в памяти, или навещаешь его иногда?
Это я к тому, что на встрече  однокурсников  спросил Витю Чуркина, не  бывал ли он на родине моих родителей в с. Усть –Цильма? Он удивленно ответил, а ты откуда знаешь? - Я бывал там пятиклассником и острогой бил хариуса. Пришлось ему выдать мой секрет: что его выдает фамилия – на реке Пижме, которая впадает в Печору на против с. Усть –Цильма, в старые времена была деревня Чуркинская.   
Игорь, спасибо, что быстро отреагировал на моё письмо.  Я тоже не в восторге от тех, да и от этих времён. О книге: я, между прочим, тоже наполовину из тех, шляхтичей, о которых он пишет. У меня до сих пор живут двоюродные брат и сестра в очень историческом городе - Каменец-Подольске, который я очень люблю. Там наблюдала, как снимали фильм " Старая крепость", о котором,  может быть ты помнишь. Это я отвлеклась на воспоминания. Твой отзыв на книгу я читала, ты мне его присылал..    А вторую прочитаю.
" Старая крепость" – это фильм про пионеров? Если да, то смотрел когда то.
Люда, позволь немного поболтать с тобой, а то жена уехала в Минск и я один изнываю от безделья.
Пока учился и работал, почти ни с кем не общался. Просто потребности в том не испытывал. Первые 2-3 года после выхода на пенсию также по привычке молчал.
Но три года назад по Интернету разыскала меня, назову ее Люда первая. Познакомились мы с ней в гостинице Краснодара в 1967 г. Я  там был  в командировке, а она дочка, вроде бы, завтрестом гостиниц г. Сочи поступала в Краснодарский ВУЗ и в силу своего сочинского воспитания не считала зазорным познакомиться с мужчиной из соседнего номера. Я пару вечеров пытался наставить ее на путь истинный и был рад, когда командировка у меня закончилась. Но она взяла в администрации гостиницы мой адрес и стала мне писать. Для меня  это было настолько неожиданно, что я даже пару писем ее сохранил. Наставнический тон моих ответов ей, видно, поднадоел, и переписка наша прекратилась. Тем не менее, я на всю жизнь сохранил в памяти домашний адрес  девушки, которая была на 10 лет младше меня:  г. Сочи, ул. Роз…….
 Узнав три года назад мой Емайл, она стала писать мне, а я от нечего делать – отвечать. Выяснилось, что она историк по образованию и уже более 20 лет  директриса одного из музеев в Сочи,  стойкая  сторонница идей Ленина – Сталина и ярый противник В. Путина. Особенно после того, как он затеял строительство в Сочи для проведения Олимпиады. 
Я ей напомнил, что за первые 30 лет своей жизни я изучил три варианта истории СССР: первую в школе (Сталинскую), вторую в университете (Хрущевскую) и третью в Вечернем университете марксизма – ленинизма (Брежневскую) – без него нельзя было сдать кандидатский минимум. Тем не менее, она сочла необходимым прочесть мне четвертый вариант - это, очевидно, Зюгановский. После чего мы решили на время прервать свою переписку.
Активное общение с Людой первой на исторические темы, вероятно, и подтолкнуло меня к писанию воспоминаний. В марте 2012, когда я прибыл в Нарьян-Мар, мне позвонил старый знакомый и сказал, что видел меня издалека на улице, поэтому поздравляет с прибытием на родную землю и приглашает на презентацию книги  его жены Людмилы. На встрече по сему случаю я получил экземпляр книги Людмилы и вручил ей в качестве ответной любезности  диск со своими воспоминаниями. Через пару дней она мне позвонила и предложила издать их в Н-Маре за счет какого то спонсора.  А в качестве ответной любезности  попросила меня написать отзыв на свою книгу.
Отзыв на её книгу я написал.  А книжку мою она  издать не сумела (я напечатал ее за свой счет), но поводом для интенсивной переписки книжка послужила.
Так в моих адресатах появилась Людмила вторая. В результате я узнал  не простую биографию её. Отец её в 20е годы был видным эсером в Одессе, затем перешел к большевикам и даже удостоился того, что один из переулков Одессы какое то время носил его имя. В середине 30х он вовремя сообразил, что ему лучше оказаться вдали от родной Одессы и бежал в Ташкент. Там и родилась Людмила. После окончания школы поехала в Одессу, но сумела поступить только в Симферопольский гидро-метеорологический техникум. После окончания которого ее распределили в Н-Мар. Работая на метео станции, она сумела  заочно окончить филфак ЛГУ.  После чего переквалифицировалась в радиожурналиста. Сегодня она почетный гражданин г. Н-Мара и гл. редактор второго (расширенного) издания Энциклопедии НАО (Ненецкого автономного округа). Н-Мар вторая нефте-газовая столица РФ, поэтому денег на энциклопедию не жалеют. Работает над энциклопедией коллектив свыше 100 человек. Но, она считает своим долгом проверить весь материал до последней буквы собственными глазами и сверить его с первоисточником. Поэтому ей сегодня не до общения со мной.

И тут, как будто по заказу, в моих адресатах появилась Людмила третья – организатор встречи однокурсников. Как тебе история с тремя Людмилами? Не обижаешься, что я тебя назвал третьей? 

  Вернусь к нашим баранам – историям. С Людмилой второй после выяснения наших мнений о стране, в которой мы живем, тему истории мы закрыли. Тем более, что по ее утверждению, она (Российская история) того  не стоит, хотя бы потому что только в качестве официально утвержденных учебников по историй сегодня в России более 10.
Когда я писал  «КНИИРИТ В МОЕЙ СУДЬБЕ», то рискнул покопаться в Интернете и обнаружил там историй, не менее, наверное, чем дней в году.  И это касается не только истории России, но и наших соседей: Литвы, Польши и Беларуси.
Вначале просматривать их было интересно, а потом стало тошно. Сколько авторов – столько историй. При этом все они ссылаются на архивные материалы. Зачастую на одни и те же, но каждый в них находит только то, что его устраивает.
Исторические «эпосы» Суворова и Бушкова можно рассматривать, наверное, как типичные для людей, находящихся по разные стороны баррикад.
За истину в них можно принять, наверное, только то, что останется общего при наложении одного эпоса на другой.
Исходя из этого критерия, можно предположить, что:
1. Самыми светлыми личностями в истории СССР были Рокоссовский и Берия.
2. Самыми подлыми, кровавыми и бездарными – Хрущев и Жуков.
3. Больше всего сделавшими для укрепления СССР в 30-50 годы Сталин и Берия.
4. Самыми выдающимися военспецами Рокоссовский и Власов - до сдачи в плен.
Я никогда не питал симпатий к грузинам и полякам. Тем не менее, вынужден почти  согласиться с п. 1-4.

P.S.  После Олимпиады в Сочи, Люда первая, как говорится, сменила свой гнев на милость по отношению к В.В. Путину. И мы вновь,  иногда, обмениваемся  посланиями.  Вот последнее из её  писем:  «Добрый день, Игорь! С опозданием, но все же хочу поздравить тебя с Новым , уже наступившим, Годом! Пусть он принесет в твою семью благополучие, здоровье (куда уж без этого пожелания в нашем возрасте!), душевное равновесие и убережет от любых потерь. Спасибо огромное за публикацию о бардах. Да еще со звуковыми иллюстрациями. Твои воспоминания тоже интересны, но ты в своих записях остаешься ученым, констатирующим факт. Как правило, без эмоционального наполнения. Это тоже очень ценно, особенно для тех, кто был участником, вернее, жил в то же время, может, что-то подзабыл, чего- не знал, а твои записи всколыхнут собственные воспоминания, напомнят свои переживания, ощущения, волнения - и картина станет волнующей. Я думаю, что многие благодарны тебе за твой труд, за собранные и публикуемые материалы, за то, что ты дал возможность окунуться в молодость.»
                Людмила. 31.12.2017.
                Отзыв на книгу
 Л.Ю. Корепановой(Людмилы второй) «Записано на небесах», посвященную трагической судьбе полярного летчика В. Сущинского, проложившего первые воздушные трассы в Ненецком округе в 30е годы прошлого века.    
               Людмила Юрьевна!
Я Вас  недостаточно хорошо знаю, чтобы понять, какой отзыв Вы от меня надеетесь получить: хвалебный  или откровенный? После длительных размышлений решил, что, коль скоро, хвалебные отзывы Вам и без меня напишут и что  за свою жизнь я, наверное, не  написал еще ни одного хвалебного отзыва, то мне остается либо вообще не писать, либо написать откровенный отзыв, руководствуясь старинным принципом: Вы мне друг, но истина дороже.
 Однако,   одно дело написать пару строк как душевный отклик родственной души на всплеск  эмоциональных воспоминаний пенсионера о былом. И совсем другое – оценить многолетний труд профессионального журналиста. Тем более что этот труд благодаря документальности и беспристрастности изложения истории одной из миллионов жертв «диктатуры пролетариата» вылился, на мой взгляд,  в обличительный акт методам, которыми  диктатура строила  « счастливое будущее» народам СССР под названием «коммунизм».
  Я не журналист, не литератор и не историк, всю жизнь старался стоять в стороне от политики, поэтому не берусь сколь нибудь профессионально оценить Ваш труд с этих позиций. Могу лишь изложить свой душевный отклик на Вашу книгу.
 На примере судеб В. Сущинского, В. Кавецкого и Г. Капачинского,  Вы не побоялись приоткрыть современным читателям одну из самых черных страниц в истории СССР. Историю повсеместного  истребления в 20- 30 годы  наиболее умных и образованных представителей населения до революционной России, в генах которых еще сохранились понятия о чести, совести и стремлении служить Отчизне не за страх, а за совесть.
   Самое страшное злодеяние большевиков, на мой взгляд, в том и заключается, что  за годы своего правления  они изгнали из страны и уничтожили лучших представителей  Российского народа, передав власть в стране и ее дальнейшую судьбу люмпенам от рождения. Чтобы оправдать это преступление, деятели от Советской науки пытались доказать, что личностные качества человека только на 20 % зависят от генов, а остальное от воспитания.  Поэтому и кухарка может управлять страной – заявляли они.
    В  мире же  считали и продолжают считать, что не менее 50% личностных качеств человека обусловлены его генами.   Идеологическая деградация и тупоумие вышедших из люмпенов руководителей КПСС всех уровней, приведшие к развалу СССР, – тому яркое подтверждение.
 На примере  событий, происходящих  в округе, Вы показали, как   в начале 30х годов большевики заложили под СССР бомбу замедленного действия, введя административное деление страны по национальному признаку. И  еще хуже то, что,  не задумавшись о возможных последствиях своих решений, значительную часть власти на местах передали в руки националов, считая, что партия все видит и контролирует.
 Уверовав в свою окончательную победу в области идеологии, «мудрые руководители КПСС» в 1979 г. приняли роковое для себя решение: передали не только власть на местах, но и контролирующие службы в области идеологии - республиканские  КГБ в подчинение местных партийных органов. Тем самым запустили бесконтрольный механизм развала СССР. Горе руководители КПСС не учли тогда, что не только их детям, но и народам Украины и Прибалтики, увидевшим в 80е годы по телевидению Польши и Скандинавии, как живут люди на Западе,  вдруг захочется вкусно питаться, красиво одеваться и свободно передвигаться, и не только в пределах СССР.
 Националисты Прибалтики и Украины быстро сообразили, что людям надо внушить: для достижения их мечты  нужно выйти из состава СССР и цель  будет достигнута.  И они своего  достигли: через 12 лет механизм развала СССР сработал - бомба  народного недовольства взорвалась и СССР не стало.
 В своей книге Вы написали: « Прошлое не изменить, но научиться извлекать из него уроки – стоит многого». Полностью согласен с Вами. Но только современные руководители России не извлекли уроков из развала СССР. На мой взгляд, самая большая ошибка В. Путина в том, что он  в 2000 г. не отказался от федеративного устройства  России по национальному признаку и не перенес южную границу России на реку Кубань, чтобы  с помощью полноводной Кубани отсечь от России Чечню и другие миазмы национализма. Вместо этого, он решил с помощью кнута и пряника приручить Кавказ. На  задабривание националов за счет нищей центральной России  сегодня бросаются уже не миллиарды, а триллионы  руб. Только  национализм и политический бандитизм   на Кавказе  от этого не утихает, а продолжает расползаться по всей России.
     Все это до боли напоминает мне историю с приручением народов Прибалтики, свидетелем которой я был. После того, как  в 50-80 годы СССР вложил в  экономику Прибалтики десятки миллиардов дол., зарабатываемых  полуголодными работягами Сибири на продаже нефти и газа, они гордо хлопнули дверью при выходе из СССР, оставив ему в наследство воспитанных в Вильнюсе и Тарту продолжателей  дела борьбы за независимость: Масхадова и Дудаева. Сегодня последователи    Масхадова и Дудаева уже воспитали своих продолжателей борьбы за независимость в Казани и Уфе и делают все, чтобы  выйти из состава России.
    На стр. 13 Вы пишете, что П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин «желали одного – впервые в истории предоставить «малому народу» - ненцам  возможность свободного развития на собственной территории».
 Все  прекрасно, за исключением  двух моментов:
 1. Земли,  названные Вами  «собственной территорией» ненцев, включали в себя все Нижнепечорье, где испокон веков  (так написано на стр. 30-31  Вашего Энциклопедического словаря НАО)  оседло жили русские. Численность которых  на порядок превышала численность ненцев, которые большую часть времени проводили вне этой территории  и лишь два раза в год пересекали ее. Все населенные пункты на той территории были созданы руками оседлых русских и коми, а не ненцев. Так по какому праву товарищи П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин , даже не спрося  мнения местного оседлого населения, переселили их из Архангельской губернии в Ненецкий национальный округ?
  Ведь речь шла не только об изменении названия территории, но и о передаче власти над ней от оседлых русских и коми кочующим ненцам. Ответа на этот вопрос я в Вашей книге, к сожалению, не нашел.
 2.  О каком «свободном развитии на собственной территории» могла идти речь в условиях тотального контроля и  террора 30х годов?
   Не кажется ли Вам, что создание Ненецкого округа  было   равносильно   созданию Цыганского национального округа на территории Венгрии, Румынии и Франции со столицей в Париже,  на том основании, что цыгане там иногда кочуют?  И во главе такого округа  по логике большевиков следовало поставить цыган. Впрочем,  представитель цыган Саркози таким округом (Францией) уже правил.
     Опять же,  дело было не в том, что «сердобольные» товарищи П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин чутко отреагировали на просьбу Самоедского съезда Советов, как вы пишите в книге. Если мне память не изменяет, то точно по тому же сценарию  нацвопрос был решен в других национальных округах, а также  в Дагестане и Башкирии, к которым товарищи П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин никакого отношения не имели. А это значит, что сначала по нацвопросу появилось  единое для всей страны  решение вверху, а во исполнение его – товарищи П.Г. Смидович и Н.Е. Сапрыгин организовали решение упомянутого Вами съезда.
 Столь  «мудрым решением»  нацвопроса  была заложена еще одна бомба замедленного действия под власть Советов (недовольство большинства населения, проживающего в регионе, управляемым им нацменьшинством). Фитиль этой бомбы постоянно тлел, но  бомбе не дали взорваться до конца 80х годов (событий в Азербайджане).  Сегодня она готова взорваться в Дагестане и Башкирии, а то и еще где - нибудь.
 Думаю, читателям было бы интересно  узнать, по просьбе какого «съезда Советов» была организована Еврейская автономная обл. в Бирабиджане?
    Верхом цинизма  в национальной политике большевиков было лишение государство образующей нации - русских власти не только в национальных округах, автономных  областях и республиках, таких как Ненецкий округ, но и  в масштабах всей России: Россия не имела высшего органа власти - ЦК Компартии России. ЦК были во всех Союзных республиках, за исключением России.

 Находясь  в 30е годы за железным занавесом, в полной изоляции от внешнего мира, народы СССР  не могли сравнивать свой уровень и образ жизни с жизнью хотя бы Прибалтов и жителей Финляндии, бывших до 1917 г. в составе Российской империи. Поэтому свое недовольство советским строем они могли выражать только сравнением  жизни, на которую их обрекли большевики,  со своей жизнью до 1917 г. Тем более, что и сама советская власть вплоть до 70х годов все свои достижения сравнивала с уровнем России 1913 г.
 А жизнь эта после завершения времен НЭПа, как утверждал мой дядя В.П. Носов, работавший в 30-40 годы председателем колхоза и сельсовета в Усть –Цильме,  становилась все хуже и хуже.   Во времена НЭПа они еще пили на  свадьбах Рижский бальзам, а в  30е годы после коллективизации уже голодали.
   Надежд на обещанное  большевиками светлое будущее у всех, кто не был люмпеном до 1917 г., т.е у: интеллигенции, бывших военнослужащих, работников огромного госаппарата царской России,  квалифицированных рабочих, крестьян на Севере России, казаков на юге, государственных крестьян  и свободного люда в Сибири становилось все меньше и меньше. Это вызвало новую волну недовольства в стране.
    Сталин нашел, как в корне подавить нарастающее в стране недовольство: наиболее активную и  дееспособную часть общества отправил вкалывать на «великих стройках коммунизма» и в шаражках (Королева, Туполева и др.) под прицелами автоматов. А для того, чтобы нагнать животный страх на остальных недовольных: таких как Тухачевский,  В. Сущинский, В. Кавецкий и Г. Капачинский  поставил к  стенке.   
    Лет пять назад на глаза мне попалась информация о том, как партийные руководители Украины и, кажется, Москвы  в 1937 г. требовали от Политбюро ЦК дополнительные лимиты на расстрел «врагов народа». Интересно было бы узнать: коммунисты Архангельской обл. и Ненецкого округа удовлетворились спущенными им лимитами на расстрел или тоже требовали их увеличения? 

    На стр. 109 Вы написали: «Наконец, этих рук ГУЛАГ  собрал так много, и настолько разросся, что для оперативного управления понадобились самолеты.» Но, историю ГУЛАГа в школах не изучают ( или изучают?). Поэтому для молодых читателей не помешало бы дать справочку о том, что это такое ГУЛАГ?  И кому принадлежали руки, которые он собирал. Да, и стойкие ленинцы в силу старческого склероза  уже подзабыли об этом. В качестве напоминания  приведу лишь один пример: из многочисленного семейства Митиных – крестьян Архангельской губернии - шестерых  мужчин без суда и следствия арестовали как кулаков и отправили на «стройки коммунизма» (в ГУЛАГ). Пощадили лишь одного - отца моей жены Митиной Н.Е.  Вся вина их перед Советской властью заключалась в том, что они хорошо работали на своей земле и соответственно - жили чуть лучше остальных  жителей  деревни.
  Из Вашего повествования следует, что власть на местах  большевики передали савельевым и малограмотным «выдвиженцам из народа». Тем самым вы подтвердили, что основными критериями выбора «слуг народа» в те годы были следующие: нищенское существование  семьи до революции и уровень познания окружающего мира в пределах «трехмесячных курсов районного партактива». Такой не будет разлагать население воспоминаниями о хорошей жизни до 1917 г. и  сомневаться в мудрости вышестоящего партийного руководства. А то, что от родителей в генах ему не передалось умение наладить быт и прокормить свою семью, тем более - умение руководить целым округом – это не страшно. Руководящие товарищи сверху его поправят. Главное, чтобы он не сомневался в правоте и мудрости руководящих товарищей и беспрекословно выполнял все их приказы, вплоть до ареста и расстрела своих близких.
    Вы сказали, что те годы были не только страшными, но и светлыми. В чем то вы вероятно правы. Тем более, что у каждого свое представление о страшном и светлом. Вы написали, что советская власть несла светлую жизнь ненцам. А если, говорить по сути, то советская власть всего лишь лишила их  выбора на кого работать: на зажиточного хозяина или на себя, заставив всех работать на «диктатуру пролетариата». В результате раскулачивания и коллективизации,  всех ненцев сделали, не зависимо от того, кто и как трудился, равными - полунищими. От этого в материальном отношении, если кто и выиграл, то самые захудалые и алкаши.
 Не спрашивая  согласия ненцев, их детей  стали насильно направлять в школы  - интернаты. Что для многих детей и их родителей было настоящей трагедией.
 Иногда стали привозить  в чумы газеты и кино, некоторых вывозить на лечение в больницу, ну и, конечно, обеспечили чаем и водкой.
  Вот и все атрибуты светлого будущего ненцев. Если сравнивать с тем, как они жили до 1917 г., то, возможно, определенные сдвиги к лучшему и были. Но,...если сравнить с тем, как в те же годы жили оленеводы Финляндии и эскимосы США, то получится «картина маслом». Не зря уже в 50- 60 е годы ходил анекдот про чукчей, что они возмущаются, почему их не продали Америке вместе с эскимосами.
       Вы в своей книге стремились показать, что в те годы в СССР был не только тотальный террор, но и развивалось народное хозяйство, шло  строительство новой страны.
 Но, ведь, весь остальной мир в те годы тоже не стоял на месте в своем развитии. Поэтому, говоря о достижениях СССР, не мешало бы сравнить их, с достижениями бывших губерний Российской империи, которым «не посчастливилось» жить при социализме. Чтобы показать: миллионные жертвы были не напрасны.
 И тут бы читатель узнал, что  бывшая отсталая окраина  Российской империи -  маленькая Финляндия за 20 лет стала промышленной страной, построила два броненосца для защиты своих морских границ и силами ( в основном добровольцев) - линию обороны Маннергейма.  В 1939- 1940 г. Финляндия  сумела выдержать натиск «могучей и непобедимой» Советской армии, в состав которой входило  до 3000 танков.    В  Западных Белоруссии и Украине, бывших окраинах Российской империи, также произошли  большие изменения к лучшему (в смысле материального обеспечения населения и нравственного становления его.) Другой вопрос, что их понятие о нравственности  не совпадало и не совпадает сегодня с нашим.  Я  в 60-80 е годы проехал и не один раз всю Беларусь,  несколько раз бывал на Украине, в том числе Западной, и видел это собственными глазами. В Западной Украине сельский люд жил в аккуратно побеленных хатах, перед каждой из которых стоял журавль – колодец, многие из которых  можно было причислить к произведениям искусства. По праздничным и воскресным дням улицы были запружены нарядно одетыми жителями, идущими в костел или на базар.
   А в центральной России (Курской, Орловской, Брянской  и других областях) даже в 80е годы в деревнях грязь беспролазная и бездорожье, избы-развалюхи, порой единственный колодец на всю деревню и пьяные грязные бабы в разорванных галошах на босу ногу на улице. В 1992 г. в одной из деревень  Курской области  эти бабы меня чуть не избили за то, что я попросил ведро воды помыть свою машину. В  деревне колхоза, куда, любопытства ради, я повез свою семью помочь колхозу тяпать (пропалывать) сахарную свеклу,  был всего  один колодец и вода была на вес водки. Выкопать хотя бы еще один колодец было некому, т.к. все мужики от беспробудного пьянства отошли в мир иной.
  Вот и все, что дала за 70 лет своего существования Советская власть крестьянам   центральной России, для которых, по вашему мнению,  и  строился социализм в СССР.
    Тотальная насильственная коллективизация крестьян во времена СССР привела к тому, что Россия из крупнейшего экспортера зерна в начале 20 века превратилась к 1980 г. в крупнейшего в мире импортера зерна. И это при том, что все трудоспособное население страны ( рабочие, инженеры, студенты, школьники и солдаты) с весны до первого снега «ударно» трудились на колхозных просторах.
  Сегодня сторонники Зюганова рыдают, что новая власть разрушила все колхозы.  Колхозы, действительно, почти повсеместно исчезли. Рабочих, студентов и школьников из городов на поля больше не гоняют.  Несмотря на это,  Россия, потеряв житницу – Украину, целинные земли Казахстана и лишившись «мудрых руководителей  сельским хозяйством  из ЦК КПСС», снова превратилась из импортера в крупнейшего в мире экспортера зерна.   
    На примере В. Сущинского, В. Кавецкого и Г. Капачинского вы рассказали о трагической судьбе мужской половины населения России  20-30 годов.
 Но, не менее трагичной, на мой взгляд, была судьба их жен и  женщин «из бывших», пытавшихся спастись от «недремлющего ока революции» бегством в Ненецкий округ. Таких в Округе было немало. Это:  мать будущего Лауреата Госпремии СССР Л. Блинова. Два года назад мне поведали, что она была подругой жены Молотова, после ареста которой, бежала из Москвы на Север и срочно сменила фамилию, выйдя замуж. 
 Мать моего одноклассника А. Иванова – преподаватель педучилища Наталья Касьяновна Иванова, по словам ее дочери, в 1937 г.  после окончания ВУЗа в Молотове (Перми) по совету декана факультета бежала в Нарьян-Мар от неминуемых репрессий, как «бывшая». Думаю, что не по доброй воле оказались в Нарьян-Маре: интеллигентные жены братьев Хатанзейских: Тимофея и Петра Мокеевичей; мать будущего доктора техн. наук Б. Харина; аристократы по духу и  внешнему облику коренные питерцы – муж и жена Стрелковы и другие.  Об их трагедиях сегодня уже вряд ли кто-нибудь расскажет, т.к. свидетельств и свидетелей их физических,  душевных и нравственных  мук не осталось, а отражения своих судеб в архивах КГБ и НКВД они «не удостоились».
  Зато  архивы КГБ и НКВД по всей вероятности  хранят память о сотнях, а может быть и тысячах,   всеми забытых сегодня жертв политических репрессий и раскулачивания тех лет. Не пора ли обществу краеведов восстановить их добрые имена, издав  Книгу памяти жертв «красного террора»?
       Хрущев, захвативший власть в СССР  после смерти Сталина, списал все злодеяния 30х годов на Сталина и Берию. Жаль, что из вашей книги читатель не узнал, кто на самом деле вершил те злодеяния.
  В эпилоге, сообщая о реакции сотрудника Архангельского КГБ на просьбу пересмотреть дело В.В. Сущинского, Вы написали: «На мгновение показалось, будто ожили призраки 1937 года». Как это не горько осознавать, но  эти призраки бродят по России до сих пор.
     Год назад по результатам выборов в Думу я направил письмо сначала в Нарьяна Вындер, а затем, не дождавшись никакой реакции от газеты, -  вновь избранному   председателю Собрания депутатов НАО Коткину С.Н., в котором среди других был следующий вопрос:
      « Почему местная пресса традицию говорить о покойниках только хорошее или не говорить ничего, распространила на канувших в лету СССР и КПСС? И не по этой ли причине избиратели НАО, выигравшие в материальном отношении больше других регионов РФ от развала СССР, мечтают вернуться обратно в СССР и  голосуют за партию Зюганова?» 
      Ваша книга оказалась единственным  ( зато своевременным   и  по существу) ответом на мое обращение.
             Спасибо Вам за книгу от имени читателей,  не безразличных к истории и  дальнейшей судьбе  России.
     Людмила Юрьевна,  ваша книга интересна мне еще тем, что судьба моего старшего брата Федора как бы переплелась с судьбой В. Сущинского. Трагическая судьба  уроженца Могилевской обл.  оборвала его жизнь в Нарьян-Маре.    Федор, будучи 12 летним мальчишкой, наверняка наблюдал за полетами В. Сущинского в Нарьян – Маре, а затем сложил свою голову, освобождая Родину В. Сущинского -  Могилевскую обл.,  в 1944 г.
 Да, и меня уроженца Нарьян – Мара судьба на старости лет забросила в места, где родился  и воевал в Первую мировую В. Сущинский.  Живу я  недалеко от бывшего Дретунского аэродрома, на котором В. Сущинский проходил военный сбор в 1927 г.
 В 80 е годы,  путешествуя  с семьей на машине,  я побывал в Западной    Беларуси в неприметном местечке под названием Желудок и запомнил его из-за необычного названия, которое я не правильно произнес, за что был обруган местными жителями. Прочитав в Вашей книге на стр. 74: « 28 сентября 1916 г.  в 11 час. утра ..... старший унтер – офицер Сущинский упал с аппаратом у Желудска.», я мысленно еще раз побывал в местечке под названием Желудок (с ударением на «док».
                Отзыв я писал «из головы», не имея под рукой энциклопедии и выхода в Интернет. Поэтому прошу извинить меня за  ошибки и неточности, каковые вы, наверняка, обнаружите.
                С уважением    И. Чупров.                Апрель 2013 г.