* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Об ухищрениях, к которым прибегают теологи,
чтобы отстоять существование Высшей Справедливости
(начало в «Да воздаст. Наверное...» http://www.proza.ru/2017/07/05/332)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
«Почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют?»(Иер.12:1)
Действительно, а почему? Вопрос не праздный, так как несправедливости нашего мира буквально бросаются в глаза.
Посмотрим, к примеру, что отвечают умудренные раввины и насколько их объяснения соответствуют Писанию.
НЕТ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ
Талмуд учит, что воздаяние вершится и при жизни человека, и после его смерти.
Здесь, на земле Бог
награждает грешников за небольшие добрые дела, а
праведных корит за мелкие грехи (Таанит, 11a).
Там, «наверху», после смерти осуществляется окончательный расчет -
отдельных индивидов оценивают по их делам,
народы в целом – по числу праведников (Hilchoth Tesclmbah, III, § 2),
и воздают им, исходя из этой оценки.
Ведь даже самые злостные грешники время от времени совершают что-то доброе и добро это должно быть вознаграждено. Поэтому, мол, мы и наблюдаем, как они наслаждаются жизнью, но благополучие это временное.
Вот как-то так…
Не стоит возмущаться, что злодеи
Живут среди богатства, как в музее:
Видать, у них весомые заслуги.
Но в Судный день поплатятся бандюги.
Так уверяют мудрецы. На деле
Несправедливость правит суд доселе.
На деле рука Небес действует совершенно непредсказуемо – по крайней мере, на земле. Об этом свидетельствует сама же Библия:
Детей, дразнивших одного пророка (Елисея), Бог уничтожил сразу, на месте. Возмездие? Но Он почему-то
совсем не спешил карать взрослых, истязавших другого пророка (Иеремию). *
ПРАВЕДНИКОВ Ноя, Иова, Моисея, Даниила, Давида Всевышний обласкал уже при жизни, хотя (по версии
Талмуда) их, наоборот, следовало только пожурить за мелкие прегрешения.
В то же время ГРЕШНИКОВ Адама и Еву, Каина, Навуходоносора, жителей Содома и Гоморры Он сурово
наказал еще на земле, а должен бы лишь поощрить за мелкие достижения, оставив наказание «на потом».
Иначе говоря, Высший суд действует на земле очень избирательно: одних праведников награждает, других
– нет, одних грешников карает, других игнорирует…
Опять мы наблюдаем, как упрямые факты подрывают красивую концепцию. Однако, несоответствие фактам – не единственный ее изъян. То непрозрачное правосудие, которое рисуют мудрецы, по сути разрушает фундамент и справедливости, и общественного мнения, и морали. Ведь теперь людям трудно понять, как относиться к своим родным, соседям, царям, кого следует любить, кого – ненавидеть, кого - почитать, а кого – презирать…
Иова, например, все уважали, а Бог его примерно наказал. Все грешника покинули, а Боже одумался
и наградил его!
Иов и сам не уяснил сполна, чем вызваны сии метаморфозы, хотя помочь ему пытались мудрецы.
Чего уж говорить о людях «от сохи»!
Зачем мы размышляем над устройством мира? Чтоб оптимально встроиться в него. Философы твердят, что все решает Бог: Он все сочтет и подведет итог. Но суд Его живущим не понятен**.
Земное правосудие худо-бедно старается просвещать население: обучает юристов, создает уголовные кодексы, проводит открытые судебные процессы, юридические консультации, публикует решения суда…
В отличие от суда земного Высший Суд предпочитает хранить свой процесс в тайне и этим сильно осложняет оптимальное «встраивание» человеков.
Кому-то может показаться, что никакой проблемы нет и в помине: коль «здесь», и «там» решает судьбы Бог, то надобно блюсти Закон Священный и покориться воле Провиденья. Увы, проблема в том, что жить по библейскому закону невозможно: он слишком лаконичен и противоречив. Людям поневоле приходится дополнять его, создавая бесчисленные «подзаконные акты», и в меру сил следовать им.
Возьмем для примера самую известную заповедь «Не убий». Казалось бы, уж здесь-то понятно все, но в действительности запрет совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, из него много исключений: вопреки своей же заповеди, Всевышний прямо велит убивать
за скотоложство,
за поклонение иным богам,
за человеческие жертвоприношения,
за непочтение к родителям,
за умышленное убийство,
за похищение,
за прелюбодеяние,
за колдовство,
за поношение Бога,
за труд в субботу…
Вдобавок, кроме прямого приказа, Он часто использует неопределенную формулировку «Кто сделает подобное, тот истребится из народа своего».
Истребится Им самим или же людьми? И если предположить, что убивать Он поручает нам, то список исключений надо сильно расширить***. Или Он все-таки не поручает?
Во-вторых, у разных народов свои священные Законы, а живут они часто бок о бок в одной стране (Израиле, например). Каким же законом – своим или чужим - должен руководствоваться иноплеменник, чтобы иудейский Бог – Бог Библии - не покарал его?
И, наконец, как давать отпор агрессии, как защищать себя, семью, страну?
Множество эпизодов Писания содержат убийства соплеменников и врагов, но Бог их не осуждает и даже одобряет. Да Он и сам не чурается истребления своих и чужих.
Одним словом, угадать, что порадует или разгневает Господа, отнюдь не просто, а потому лучше совсем не задумываться о справедливости, смириться и верить, что когда-нибудь она восторжествует – там, в будущем, на Небесах.
Идея эта на руку злодеям: обиженных она утешит мало, зато на время отведет их гнев от негодяев.
Итак, НЕТ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ, но, возможно, она есть выше?
Вопрос этот будет рассматриваться в следующей главе.
------------------------------------------------------
* Вот так Бог защищал Елисея от насмешек детей:
«И пошел он (Елисей) оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и
насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем
Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар 2:23-24)
А вот так Он же «защищал» Иеремию от истязаний взрослых:
«Князья озлобились на Иеремию и били его, и заключили его в темницу, в дом Ионафана писца, потому что
сделали его темницею. Когда Иеремия вошел в темницу и подвал, и пробыл там Иеремия МНОГО ДНЕЙ»
(Иер 37:15-16)
В этот раз Бог никого не наказал.
«Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили
Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» (Иер 38: 6)
И в этот раз злодеям все сошло с рук.
** Можно ли благотворительностью компенсировать подлость,
уравновесит ли подвиг давнее убийство,
достаточно ли раскаяться в преступлении?
Сколько добрых дел перевесят одно злодеяние?...
*** Следует истреблять необрезанных [Быт 17:14], а также
приготовивших священное помазание или курение [Исх 30:33],
поедавших мясо с кровью [Лев 7:27],
нарушивших обряд жертвоприношения [Лев 19:8],
осквернивших святыни [Лев 22:3],
работавших в праздник [Лев 23:29],
не отметивших пасху [Чис 9:13],
дерзкого пришельца [Чис 15:30],
прикасавшихся к трупу [Чис 19:13].
------------------------------------------------------