Да воздаст. Но не здесь...

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Об ухищрениях, к которым прибегают теологи,
                чтобы отстоять существование Высшей Справедливости
                (начало в «Да воздаст. Наверное...» http://www.proza.ru/2017/07/05/332)

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                «Почему путь нечестивых благоуспешен и все вероломные благоденствуют?»(Иер.12:1)               


Действительно, а почему? Вопрос не праздный, так как несправедливости нашего мира буквально бросаются в глаза.
Посмотрим, к примеру, что отвечают умудренные раввины и насколько их объяснения соответствуют Писанию.


НЕТ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ

Талмуд учит, что воздаяние вершится и при жизни человека, и после его смерти.
Здесь, на земле Бог
                награждает грешников за небольшие добрые дела, а
                праведных корит за мелкие грехи (Таанит, 11a).
Там, «наверху», после смерти осуществляется окончательный расчет -
                отдельных индивидов оценивают по их делам,
                народы в целом – по числу праведников (Hilchoth Tesclmbah, III, § 2),
                и воздают им, исходя из этой оценки.
Ведь даже самые злостные грешники время от времени совершают что-то доброе и добро это должно быть вознаграждено. Поэтому, мол, мы и наблюдаем, как они наслаждаются жизнью, но благополучие это временное.
Вот как-то так…


                Не стоит возмущаться, что злодеи
                Живут среди богатства, как в музее:
                Видать, у них весомые заслуги.
                Но в Судный день поплатятся бандюги.
                Так уверяют мудрецы. На деле
                Несправедливость правит суд доселе.


На деле рука Небес действует совершенно непредсказуемо – по крайней мере, на земле. Об этом свидетельствует сама же Библия:

          Детей, дразнивших одного пророка (Елисея), Бог уничтожил сразу, на месте. Возмездие? Но Он почему-то
          совсем не спешил карать взрослых, истязавших другого пророка (Иеремию). *
          ПРАВЕДНИКОВ Ноя, Иова, Моисея, Даниила, Давида Всевышний обласкал уже при жизни, хотя (по версии
          Талмуда) их, наоборот, следовало только пожурить за мелкие прегрешения.
          В то же время ГРЕШНИКОВ Адама и Еву, Каина, Навуходоносора, жителей Содома и Гоморры Он сурово
          наказал еще на земле, а должен бы лишь поощрить за мелкие достижения, оставив наказание «на потом».
          Иначе говоря, Высший суд действует на земле очень избирательно: одних праведников награждает, других
          – нет, одних грешников карает, других игнорирует…


Опять мы наблюдаем, как упрямые факты подрывают красивую концепцию. Однако, несоответствие фактам – не единственный ее изъян. То непрозрачное правосудие, которое рисуют мудрецы, по сути разрушает фундамент и справедливости, и общественного мнения, и морали. Ведь теперь людям трудно понять, как относиться к своим родным, соседям, царям, кого следует любить, кого – ненавидеть, кого - почитать, а кого – презирать…

          Иова, например, все уважали, а Бог его примерно наказал. Все грешника покинули, а Боже одумался
          и наградил его!
          Иов и сам не уяснил сполна, чем вызваны сии метаморфозы, хотя помочь ему пытались мудрецы.
          Чего уж говорить о людях «от сохи»!

Зачем мы размышляем над устройством мира? Чтоб оптимально встроиться в него. Философы твердят, что все решает Бог: Он все сочтет и подведет итог. Но суд Его живущим не понятен**.
 
Земное правосудие худо-бедно старается просвещать население: обучает юристов, создает уголовные кодексы, проводит открытые судебные процессы, юридические консультации, публикует решения суда…
В отличие от суда земного Высший Суд предпочитает хранить свой процесс в тайне и этим сильно осложняет оптимальное «встраивание» человеков.

Кому-то может показаться, что никакой проблемы нет и в помине: коль «здесь», и «там» решает судьбы Бог, то надобно блюсти Закон Священный и покориться воле Провиденья. Увы, проблема в том, что жить по библейскому закону невозможно: он слишком лаконичен и противоречив. Людям поневоле приходится дополнять его, создавая бесчисленные «подзаконные акты», и в меру сил следовать им.

Возьмем для примера самую известную заповедь «Не убий». Казалось бы, уж здесь-то понятно все, но в действительности запрет совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, из него много исключений: вопреки своей же заповеди, Всевышний прямо велит убивать

                за скотоложство,
                за поклонение иным богам,
                за человеческие жертвоприношения,
                за непочтение к родителям,
                за умышленное убийство,
                за похищение,
                за прелюбодеяние,
                за колдовство,
                за поношение Бога,
                за труд в субботу…

Вдобавок, кроме прямого приказа, Он часто использует неопределенную формулировку «Кто сделает подобное, тот истребится из народа своего».
Истребится Им самим или же людьми? И если предположить, что убивать Он поручает нам, то список исключений надо сильно расширить***.  Или Он все-таки не поручает?

Во-вторых, у разных народов свои священные Законы, а живут они часто бок о бок в одной стране (Израиле, например). Каким же законом – своим или чужим - должен руководствоваться иноплеменник, чтобы иудейский Бог – Бог Библии - не покарал его?
 
И, наконец, как давать отпор агрессии, как защищать себя, семью, страну?
Множество эпизодов Писания содержат убийства соплеменников и врагов, но Бог их не осуждает и даже одобряет. Да Он и сам не чурается истребления своих и чужих.

Одним словом, угадать, что порадует или разгневает Господа, отнюдь не просто, а потому лучше совсем не задумываться о справедливости, смириться и верить, что когда-нибудь она восторжествует – там, в будущем, на Небесах.
Идея эта на руку злодеям: обиженных она утешит мало, зато на время отведет их гнев от негодяев.

Итак, НЕТ ПРАВДЫ НА ЗЕМЛЕ, но, возможно, она есть выше?
Вопрос этот будет рассматриваться в следующей главе.

------------------------------------------------------
          * Вот так Бог защищал Елисея от насмешек детей:
                «И пошел он (Елисей) оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и
                насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем
                Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка» (4 Цар 2:23-24)

              А вот так Он же «защищал» Иеремию от истязаний взрослых:
                «Князья озлобились на Иеремию и били его, и заключили его в темницу, в дом Ионафана писца, потому что
                сделали его темницею. Когда Иеремия вошел в темницу и подвал, и пробыл там Иеремия МНОГО ДНЕЙ»
                (Иер 37:15-16)
                В этот раз Бог никого не наказал.

                «Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя, которая была во дворе стражи, и опустили
                Иеремию на веревках; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь» (Иер 38: 6)
                И в этот раз злодеям все сошло с рук.

         ** Можно ли благотворительностью компенсировать подлость,
               уравновесит ли подвиг давнее убийство,
               достаточно ли раскаяться в преступлении?
               Сколько добрых дел перевесят одно злодеяние?...

       *** Следует истреблять необрезанных [Быт 17:14], а также
               приготовивших священное помазание или курение [Исх 30:33],
               поедавших мясо с кровью [Лев 7:27],
               нарушивших обряд жертвоприношения [Лев 19:8],
               осквернивших святыни [Лев 22:3],
               работавших в праздник [Лев 23:29],
               не отметивших пасху [Чис 9:13],
               дерзкого пришельца [Чис 15:30],
               прикасавшихся к трупу [Чис 19:13].
------------------------------------------------------