39. Спектакль Сказка о царе Салтане. Провал

Незабудка07
 Предыдущая глава:http://www.proza.ru/2018/01/10/212


                Конечно, мы почувствовали эту великую жажду зрелищ в наших зрителях и резонно подумали: "А почему бы не порадовать их ещё разок?" До конца каникул оставалась уйма времени - больше, чем полмесяца, а мы были уверены, что на подготовку спектакля нам хватит какой-нибудь недельки, а то и меньше.

                Опять все собрались в кружок - решать: какую пьесу выберем для постановки, какой потребуется реквизит и где будем его доставать, кому какая достанется роль, на какое число назначим премьеру. Все мы были не сильны в драматургии, опять же время поджимало, тут было не до глубинных поисков. Конечно, можно было поставить какую-нибудь простецкую сказку, к примеру, "Репку". Хватило бы и времени, и реквизита, и талантов, и поклонников.

                Но мы не хотели размениваться на мелкую монету. Хотелось чего-то яркого, глубокого, значительного. Мы замахнулись на самого Пушкина! Почему-то все пришли к мнению, что это - беспроигрышный вариант. Он и только он! Тем более, что под рукой у нас был трёхтомник А.С.Пушкина, второпях оставленный нам отцом при его стремительном отъезде. Не надо было даже идти в библиотеку.
 
                Да, мы всё равно выбрали сказку, но зато какую! "Сказка о царе Салтане и царевиче его Гвидоне" - одно из сокровищ русской литературы! - показалась нам вполне доступной для постановки, и мы не предполагали, что возникнут какие-то особые затруднения при этом. Отчасти, мы надеялись и на буйную фантазию наших зрителей, ведь в каждом спектакле должна быть какая-то изюминка, недосказанность, недовершенность, оставляющая место воображению людей. Мы не хотели, чтобы было много слов и много персонажей в нашей постановке, а также надеялись на свои способности к импровизации.

                Текст от автора взялась читать Галя Сёмина. Мы быстренько распределили роли и разобрались с реквизитом. Одна обещала принести то, другая это - опять никаких проблем, всё как по маслу! Мне досталась роль самого царя Салтана. Другие девчонки взяли на себя роли старшей и средней сестриц. Вере выпала роль третьей сестрицы, младшенькой. Пухленькая  Наташка мужественно согласилась играть сватью бабу Бабариху. Роль могучего богатыря Гвидона принял на свою узкую грудь Андрей из третьего подъезда: как-то ему удалось примазаться к нашей девичьей компании и втереться в доверие. Царевна Лебедь - Таня Боголюбова, она считала себя писаной красавицей, сама настояла на этой роли, а никто особо и не возражал.
 
                Яркие объявления были изготовлены и развешены, они возбудили у всего дома нешуточный интерес к нашему спектаклю. К сожалению, слишком сконцентрировавшись на подготовке реквизита, костюмов и на вопросе "А как нам обустроить сцену?", мы упустили многие важные моменты постановки спектакля.

               Костюм каждый продумывал и готовил себе сам. Мне Наташка одолжила накидку звездочёта из марли, выкрашенной в тёмно-синий цвет с наклеенными там и сям серебристыми и золотыми звёздами. Кто-то поделился со мной дед-морозовской бородой, в кладовке я нашла Верину корону, покрытую  блёстками -  она осталась от новогоднего утренника. Всё складывалось очень удачно для царя Салтана, и выглядел он очень представительно и убедительно. Остальные тоже в меру своих возможностей подготовили себе одеяния. Одна только беда - опять двадцать пять! - у нас не дошли руки до генеральной репетиции.

                И вот, легкомысленно решив, что как-нибудь сымпровизируем в случае затруднений, мы,  наконец-то, дожили до дня спектакля.

                Уже с утра неприятный холодок от волнения леденил и сковывал наши внутренности, но мы держались мужественно. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

                К назначенному часу начали готовить площадку для выступления, рядом со столбами для сушки белья. Мы договорились с нашими местными мальчишками о помощи, и они добросовестно помогли натянуть верёвки, повесить простыни и занавески, имитирующие стены комнаты и занавес. Девчонки, как муравьи, потянулись друг за другом из дома к "сценической площадке", волоча всякие нужные для спектакля вещи и любовно обустраивая эту самую "сцену".

                Мамаши с детишками и, опять же, со стульчиками торопились занять выгодные места, чтобы не пропустить ни одного момента из нашей постановки. Мальчишки расположились на траве неподалёку от занавеса, дёргали его, поминутно заглядывая внутрь, и с интересом наблюдали за подготовкой.
 
                Но вот всё готово. Чу, всё стихло. Так сказать, гул затих, Галя вышла на "подмостки" и объявила длиннючее название, которое старательно заучивала заранее: СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ. 

                "Три девицы под окном
                Пряли поздно вечерком", - бодро начала Галя.
А другие "девицы", старшая и средняя сестрицы, подхватили каждая своё "кабы я была царица".
Вот и Верин черёд, она гордо, с достоинством произнесла:
               
                "Кабы я была царица", —
                Третья молвила сестрица, —
                "Я б для батюшки-царя
                Родила богатыря".
 
                Мальчишки, сидящие совсем рядом со "сценой", довольно хмыкнули, а один из них ехидно произнёс, не так уж и громко, но чтобы все слышали:"Маленькая ещё!"  В "зале" раздались смешки.
Галя продолжала дальше:

                Только вымолвить успела,
                Дверь тихонько заскрыпела,
                И в светлицу входит царь,
                Стороны той государь.

                Но что это?!! Галя читает дрожащим голосом, заикаясь, как первоклассница, чуть ли не по слогам. Понятно, что Галя совсем не готова к спектаклю, и текст этот видит впервые в своей жизни. Мы с Верой переглядываемся, но что поделать, коней на переправе не меняют. Теперь мой выход. Я степенно выхожу на"сцену", оглаживаю свою бороду и тепло смотрю на третью сестрицу. Галя, нещадно заикаясь, продолжает:               

                Во всё время разговора
                Он стоял позадь забора;
                Речь последней по всему
                Полюбилася ему.

                Укоризненно глянув на красную от стыда Галю, я прошла в центр "комнаты", остановилась рядом с Верой и "солидным мУжеским" голосом промолвила:         
                "Здравствуй, красная девица!"
 Галя торопливо вставила:"Говорит он". Я:"Будь царица
                И роди богатыря
                Мне к исходу сентября.
                Вы ж, голубушки-сестрицы,
                Выбирайтесь из светлицы,
                Поезжайте вслед за мной,
                Вслед за мной и за сестрой:
                Будь одна из вас ткачиха,
                А другая повариха".

                Я важно вышла из комнаты. Галя быстренько, иногда запинаясь, прочитала следующий кусочек. Мой царь Салтан снова на "сцене", он отправляется на войну, оставляя молодую жену с её коварными сестрицами и ушлой бабой Бабарихой.

                Галя проясняет неискушённым зрителям обстановку:

                В те поры война была.
                Царь Салтан, с женой простяся,
                На добра-коня садяся,
                Ей наказывал себя
                Поберечь, его любя.

                И вот я сажусь на приготовленный заранее велосипед и, помахав своей "любимой жёнушке" рукой, удаляюсь на глазах изумлённой публики прочь. Моя накидка и борода красиво развеваются, а звёзды и блёстки на короне богато, по царски, сверкают на солнце. Дальше в сказке идёт довольно большой кусок без меня. Всё ложится на плечи бедной Гали и остальных артистов. Рассчитав по времени, что спокойно могу объехать вокруг нашего дома и вернуться к "сцене", я помчалась по улице с развевающейся накидкой, а встречные люди с интересом смотрели на меня: откуда же взялось это чудо-юдо. Ну, вот, завернула во двор и мчусь на всех парусах опять вжиться в роль благородного Салтана.

                Но что это? Иль это только снится мне? "Артисты", словно трудолюбивые букашки, вереницей движутся в обратном направлении, волоча свой "реквизит" уже домой. "Куда?" - кричу я. - "Почему?" "А, мальчишки издеваются, мешают, не дают играть", - на ходу, не останавливаясь, жалуются девчонки. Я хватаюсь за голову - это провал! Всё пропало, шеф, всё пропало!

                Толстые мамашки всё ещё сидят на своих стульчиках, крутят головами, не осознавая до конца, что их только что так жестоко обломали со спектаклем. Но нам не до них. Мы стремительно срываем занавески, верёвки, и, теряя прищепки и прочую мелочь,  исчезаем в своих подъездах.

                Рассовав, разложив и расставив вещи по местам, все опять выползаем во двор, собираемся на одной из лавочек и, давясь от смеха, вспоминаем о том, что произошло, кто что сказал, кто что сделал, кто как посмотрел.
                С тех пор режиссёрский и актёрский зуд в нас с Верой надолго поутих, но этот опыт навсегда остался в памяти.


 Продолжение:http://www.proza.ru/2018/01/14/120