Семинар. Занятие 4

Конкурсант
12.01.2018г.   КАК ЭТО СДЕЛАНО (ответы участников)

1-й разбор:


АЛИСА


«Увертюра»:

Всех приветствую.

Значит, заносим в memory: сюжет хорошего рассказа можно пересказать одним предложением.

Странно. Вот вроде и рассказ – не рассказ (я об Увертюре), а одной фразой – на раз. Как мужик за счастьем ходил, и счастье это нашёл. Ну… в нашем случае девушка. Что-то не так. Либо в определении, либо в оценке рассказе. До сих пор это была шутка. А вот теперь всерьёз: получается, что это утверждение по меньшей мере не однозначно.

Ну что, композиция?

Первое, что хочется сказать: рассказ «Увертюра», кмк, построен по принципу сказки «Колобок» - я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл...  К «Колобку» претензии есть?))) Вот ведь сколько времени существует (кстати, сколько? впрочем, не важно) а всё читают и читают. Собственно, по этому принципу построен не только Колобок.

Если рассмотреть сюжетные схемы, приведённые в статье «Золотая середина. Развитие действия»,  http://www.proza.ru/2013/12/18/1866  (я честно всё прочла, поскольку с теорией большие нелады), то это будет схема номер три. Ну помните четыре таких зубчика, три одинаковой высоты, а последний самый высокий, звучит очень смешно: завязка-кульминация, завязка-кульминация, завязка-кульминация, завязка- супер-кульминация (слава те, господи!)- развязка (уф!).

Не просто так мне вчера показалось, что рассказ этот надо разбирать по эпизодам, и в каждом из них своя экспозиция, завязка, кульминация и развязка.
Из рекомендованных статей: «Завязок может быть несколько –  столько, сколько автор настроил фабульных линий. Эти завязки могут быть разбросаны по всему тексту, но все они обязательно должны иметь развитие, а не повисать в воздухе.
ЗАКОН - все представленные завязки должны иметь продолжение и оканчиваться развязкой»

А?

А теперь разбор.
Пролог: Я вообще-то не курю. Курит неформалка Таня Симовских из сорок шестой квартиры, а я стою рядом и дышу этим никотиновым безобразием.
Настраивает и создаёт интригу.

1. Эпизод первый с иностранным студентом..

Экспозиция, круто переплетенная с завязкой: Мы шли по Фонтанному спуску (завязка и одновременно место действия) по первому снегу(время действия). Мне было пятнадцать, а симпатичному иностранному студенту – двадцать… Так шутили в бесснежной стране, откуда он родом. В бесснежной стране высоких девушек было мало. (герои и их краткая хар-ка)

Развитие действия со слов «Almost six feet tall» до «не положено слушать.»

Кульминация: студент взял меня за руку и сказал открыточно-песенное:  - I love you.
             А судорожное рукопожатие было более честным.
 Развязка: с «я произнесла заранее выученную на английском речь о том, что мне только пятнадцать до «классные, чувак, зубы»


2. Эпизод второй с джигитом из Карабаха

Экспозиция складывается из отдельных слов и намёков: находчивый джигит= уверенный в себе горец; говорит маме (дело происходит в доме у девушки); представил Валеру, который скорее напоминал наемника террористической организации.
Завязка со слов «Я оставлю вам заложника» до «мама пригласила гостей пить чай»
Развитие действия: один короткий абзац
Кульминация: «но мне понравился заложник. И мне тоже подумалось вслух».
Завязка: с «горец съёжился» до конца разговора с Симовских.


3. Эпизод третий с еврейским мальчиком

Экспозиция: «Еврейский мальчик был похож на святого с иконы: печальный угол огромных глаз и длинные вьющиеся волосы.»
Завязка:    Он нежно обнимал меня на репетициях шуточной сценки для студенческого праздника.
Развитие действия с «Круз караулил меня» до «у меня все дома.»
Кульминация: со слов «Однажды он сказал, что в отношениях всего две стадии» до «стадия, на которой мне захочется, чтобы это все-все-все случилось.»
Развязка: со слов «Тогда он одел себе на голову мою песцовую с помпонами шапку» до конца эпизода.


4. Эпизод четвёртый – Вадим.

Экспозиция: первый абзац с «на небосклоне» до «расписание своих тренировок»
Завязка:  как-то я набралась смелости и дала ему пригласительный
Развитие действия со слов «Вадик обрадовался» до  конца абзаца (слово «тротуар»)
Кульминация: абзац начинающийся «Вадик догнал меня»
развязка со слов «Через неделю я уезжала» и до конца эпизода


5. Эпизод пятый, основной и последний (неужели?!).

Экспозиция из отдельных слов и фраз: «богатырскими телесами и яркими галстуками меня не удивишь,  простой Дим;  консервативность его взглядов фыркала на мои короткие юбки и красные колготки с черным геометрическим рисунком»
Завязка: «Когда мы большой компанией отмечали новый год» до «простота, оказывается, бывает запредельной!»
Супер-кульминация: с «Дима нечаянно вылил в мою постель целую бутылку вина» до «я ушла спать на свободную кровать в Димин двухместный номер» .
Одновременно это центральное событие и сюжетный поворот, после которого меняется поведение героини.
После этих слов и до конца рассказа – последняя и окончательная
развязка.
Ну, возможно, что последний разговор с Симовских – это
Эпилог

Вместе с тем, все перечисленные эпизоды – составляют единое развитие, то есть, как в сказке, Иван царевич всё едет и едет и лишь в последнем эпизоде, когда читатель уже и ждать отчаялся  – фу ты, наконец-то, кажется, приехал - свершилось. И тогда получается, что всё, до последней супер-кульминации – почти всё это – развитие действия, конечно, перекос.
Можно я не буду подсчитывать всё это в %, я мозгой двинусь)))

Немного о конфликте.
Это единственный рассказ из перечисленных, где конфликт не внешний, а внутренний (спасибо, Света). Между желаемым и возможным. Суть его  прорывается в нескольких местах, например, когда героиня говорит что помимо двух стадий – «нет и есть», должна быть ещё одна – на которой захочется, чтобы это было. И в разговоре с подругой Ты – кидалово! – возмущается Симовских, - Отыграла увертюру и сбежала!..  Можно же было попробовать! Вдруг бы у вас получилось? Оперетта какая-нибудь?
- Так плохо, Симовских, никогда не звучало...»

Профессор, я не ответила на некоторые ваши вопросы, поскольку сегодня мне это уже не под силу, простите)

Алиса


ВИКА

Смысловой центр в рассказе «Деда» - сцена похищения мальчика.
Причина (из-за чего возникает действие)  -  долг Шеридана мистеру Регги.
Побудительный толчок для начала действия – боязнь Шериданом расправы,  в том случае, если долг не будет возвращён вовремя.

Действие развивается по нарастающей до момента, когда мальчик оказывается прикованным к стойке, и далее напряжение нагнетается  до появления деда.
Появление деда – кульминация. Затем наступает стремительная развязка.

Разбивка на части по моим подсчётам выходит такая:

Экспозиция: от начала рассказа до слов «Вот он я, думал Шеридан, приближаясь …» - 2926 зн.

Завязка: начиная со слов «Вот он я, думал Шеридан, приближаясь …» до слов «Он настойчиво потянул мальчишку вправо»  - 2924 зн.

Действие: от слов «Он настойчиво потянул мальчишку вправо» до слов «Малыш забрался в кабину и, сам того не подозревая, перешел в собственность Бриггса Шеридана — в ту самую минуту, когда дверка захлопнулась.» - 3837 зн.

И вновь экспозиция: от слов «У Шеридана не было проблем с бабами.» до слов «С тех пор Шеридан стал кружить около торговых центров.» - 3198 зн.

Дальнейшее развитие действия со слов: «Он вырулил со стоянки, посмотрел, нет ли машин, и выехал на дорожку, ведущую к «Макдональдсу» до слов «Шеридан бросил взгляд на озеро, гладкую, посеребренную лунным светом простыню… а потом лунный свет исчез. Его заслонили.» - 7524 зн.

Кульминация: от слов «Сверху послышалось хлопанье, будто огромные простыни полощутся на бельевой веревке.» до слов «Галстук и вправду был голубой.» - 2090 зн.

Развязка: со слов  «Впившись когтями в плечо, Деда выволок Шеридана из машины.» до конца произведения – 1319 зн.

На весь рассказ объёмом 23 818 зн. Приходится в долях:
Экспозиция - 6124 зн. – 25%
Завязка – 2918 зн. – 12,25 %
Действие – 11361 зн. – 47,7 %
Кульминация – 2090 зн. – 8,78 % 
Развязка – 1319 зн. – 5,54 % -  4,3 %

Таким образом, экспозиции с завязкой отведена четвёртая часть произведения, развитию действия почти половина, на кульминацию и развязку приходится одна пятая объёма.

Получается, что автор долго и тщательно подводит нас к кульминации, завершая действие стремительной развязкой. Такой длинный подход, мне кажется, нужен для нагнетания эмоционального напряжения, необходимого для данного жанра.

Вика



ГЛАША

По рассказу «Нахалёнок» мой разбор будет примерно таким:
Экспозиция, на мой взгляд это появления отца дома ( до слов «Протер Мишка глаза и видит: дверь Завязка рассказа открылась, хлопнула, дед в горницу бежит, подпрыгивает, очки на носу у него болтаются. Мишка сначала подумал, что поп с певчими пришел (на Пасху когда приходил он, дед так же суетился), да следом за дедом прет в горницу чужой большущий солдат в черной шинели и в шапке с лентами, но без козырька, а мамка на шее у него висит, воет».) Шолохов рассказывает о месте, времени действиях, героях. Это приблизительно 5% от рассказа
Основное действие до слов «Обратно домой шел Мишка вместе с дедом. Маманька, покачиваясь, тянулась сзади. По станице реденький собачий лай, реденькие огни. Станица покрылась ночной темнотой, словно старуха черным полушалком. Накрапывал дождик, где-то за станицей, над степью, резвилась молния и глухими рассыпчатыми ударами бухал гром». Оно составляет примерно 90% рассказа. Здесь же находится и центр рассказа. Думаю примерно 10%. И, как мне кажется кульминационный момент тоже тут, это когда отец уходит воевать с бандой.
Остальное окончание рассказа, тоже примерно 5% рассказа. Смерть отца это завершение трагической истории.
Поездка Мишки в красногвардейский отряд, приказ деда, как мне думается. Герой ещё до конца не понимает происходящего. Тут важно, что малец справился.
С уважением, Глаша.


ИРИНА


«Река Оккервиль»:

Итак, мы имеем рассказ размером в 21457 знаков с пробелами.

Центр рассказа находится во второй части.

Отследим цепочку.

Первое действие, относящееся к смысловому центру находится в экспозиции рассказа: Симеонов слушает пластинку голосом Веры Васильевны и вот этот момент(222 знака с пробелами):

«Симеонов бережно снимал замолкшую Веру Васильевну, покачивал диск, обхватив его распрямленными, уважительными ладонями; рассматривал старинную наклейку: э-эх, где вы теперь, Вера Васильевна? Где теперь ваши белые косточки?

Можно это считать экспозицией смыслового центра – 1% от объёма рассказа.

Повод для дальнейших действий: покупка пластинки и сообщение «крокодила» (продавца) о том, что Вера Васильевна жива и даже здорова. Со слов «Осень сгущалась… до слов «Симеонов, и по пути домой, через мосты и сады, через трамвайные пути, все думал: вот как». 1061 знак или 5% от объёма.

Следующее действие: Симеонов сомневается, слушая своих внутренних демонов. Со слов «Глядя на закатные реки…» до слов «Симеонов склонялся к тому, что надо» 1804 знака с пробелами или 50%

Итого завязка = 2145 знаков или 10%

Основное развитие действия
Симеонов узнает адрес, покупает цветы и торт, едет, входит в подъезд, поднимается на этаж, звонит в дверь, входит, видит Веру Васильевну, разговаривает с Поцелуевым, подаёт грибки. От слов «Он буднично, оскорбительно просто – за пятак – добыл адрес...» до слов «…Симеонов передал, и она поела грибков» Всего 6240 знаков или 29%

Кульминация: Симеонов думает о том, что Вера Васильевна умерла и вот цветочки на могилку. Со слов «Он смотрел, как шевелится ее большой нос…» до слов «я почтил память покойной, можно встать и уйти» 575 знаков или 2,7%

Развязка: Симеонов возвращается домой, приходит Поцелуев, вечером привозят Веру Васильевну мыться. Со слов «У дверей симеоновской квартиры маялась Тамара…» до слов «Симеонов, заторможенный, улыбающийся, шел ополаскивать после Веры Васильевны, смывать гибким душем серые окатыши с подсохших стенок ванны, выколупывать седые волосы из сливного отверстия» всего 1206 знаков или 5,6%

Итого на смысловой центр приходится 48,3% или 10407 знаков.

Посткульминационная среда со слов «Поцелуев заводил граммофон…» до слов «над безымянными реками, текущими вспять, выходящими из берегов, бушующими и затопляющими город, как умеют делать только реки» 506 знаков или 2,36%

Вторым главным героем рассказа, как бы протагонистом Симеонову является река Оккервиль.

Она словно бы в противофазе: не сомневается, не предаёт себя, течет вспять и т.д.
«Симеонов топтал серые высокие дома на реке Оккервиль, крушил мосты с башенками и швырял цепи, засыпал мусором светлые серые воды, но река вновь пробивала себе русло, а дома упрямо вставали из развалин, и по несокрушимым мостам скакали экипажи, запряженные парой гнедых»

Каждое из составляющих (экспозиция, завязка, основное действие, кульминация и развязка проходит под знаком реки Оккервиль.

По большому счету, река и является главным центром читательского притяжения. Уберём её – и только голос Веры Ивановны может как-то спасти положение. Но этого будет мало.


КАТЕРИНА

«День уборки»:

Экспозиция  разбросана:
Начинается от: одна  радость  - это молодая приятельница…   до      - печальный взгляд взрослого человека; и
от … - Молоденькая?... до …Брат родной. Ему улыбайся – не улыбайся.  – 28%
затянута, потому что знакомит  с местом действия и участниками, включая детей Нюры.
Завязка за кадром – Приезд Лины  в Москву.
Основное развитие сюжета.
Начинается от: Зазвонил телефон… до  … не над чем смеяться, между прочим. Бедняги оба. – 52 %
Смысловой центр находится в части основного развития сюжета, в его четвертой доле и  середине всего рассказа и занимает  4%  (входят в 60%)
Начинается от: - Ах, Лина, Лина…   до  … к чему тогда … просьба приехать?
Кульминация.
От  минут через 15 она вышла… до  … Нюра, прощайте. Спасибо вам.
 - 4%
Развязка.
От вечером, сидя у телевизора…     до  точку. 16 %
Эпилог –
А кутерьма снежинок…. До конца. 0,2%
Смысловой центр – автор  с помощью Галины  Николаевны   старается раскрыть Лине глаза на  ничтожность ее любовника,  призывает вспомнить о сыне и поставить точки над и.
Катерина.


МАРИ


«Бабушка»

Экспозиция рассказа:
от слов - Справа от моего села протекает река Губазоули, до слов - Моя бабушка — мудрая женщина.

Прологом можно считать первый два предложения. (253 зн) или пролог с экспозицией – единое целое.

«Моя бабушка — мудрая женщина. Она постоянно твердит мне: — Учись, негодяй, учись, а то неучем останешься!»  - очень короткая завязка.

Смысловой центр расположен через одно предложение под протоколом заседания педагогического совета. Начинается словами: «Пришлось мне как-то целую неделю не ходить в школу — мотыжил кукурузу». Оканчивается: «…справок здоровым людям, к сожалению, не выдавали».

Попытка разобраться в структуре произведения привела меня к такому заключению: в рассказе «Бабушка» композиционный центр находится непосредственно над смысловым и содержит 1932 знака, а смысловой – 304 знака. Думаю, по этой причине мы немного запутались.
Пройдусь от смыслового центра к началу. Причину нахожу в дате педсовета - 18 марта 1940 года. В те времена колхозники зарабатывали трудодни, получали «палочки» за выход на работу одного человека. Цена палочки равнялась примерно пятнадцати копейкам. Вот о чём рассказывает смысловой центр, а до него и после него очень весёлое повествование, удерживающее внимание читателя на протяжении всего рассказа.
И так, композиция рассказа состоит из шести «отрезков», компонентов:

первый – экспозиция, выполнен в форме динамической форме описания
второй – короткая завязка (477знаков с пробелами);
третий отрезок – часть сюжета до педсовета выполнена в динамической форме описания (3209 зн);
четвёртый отрезок – педсовет, динамическая форма описания, кульминация (1932 зн зн);
пятый – смысловой центр – работа в поле – статическая форма описания (304 зн);
шестой – финальная часть сюжета и развязка (два последних предложения) часть сюжета – динамическая форма описания (3834 зн).
 
Фабула совпадает с сюжетом, события имеют причинно-следственную связь. Зурико бедокурит в школе, его поведение рассматривают на педсовете, парень начинает сомневаться в своей нормальности, но результат после вынужденного приглашения врача успокаивает переживания. Сюжет можно назвать концентрическим.

Пятая часть сюжета – смысловой центр, не напрасно так коротка и статична. Это создаёт контраст, даёт возможность остановиться, задуматься, обратить внимание на то, что шестиклассник пропускает школу, поскольку ему надо мотыжить кукурузу, помогать бабушке зарабатывать на жизнь.
Пятый отрезок указывает на основной, но завуалированный конфликт государства и крестьян.

Шестой отрезок раскрывает постепенный конфликт школьника и школьной системы, вытекающий из поведения Зурико.

Это мой первый в жизни разбор.
Мари


***

Задание, выданное участникам  к занятию 4:


Занимаемся практическими вещами. Начинаем анализировать рассказы на предмет того, как они сделаны. Какова их структура?

Освежите в памяти сведения о композиции http://www.proza.ru/2013/12/18/533 . Вы должны четко представлять, что такое экспозиция, завязка, основное развитие действия, кульминация и развязка. Если кто-то употребляет термин, все должны иметь в виду одно и то же.

Начинайте потрошить «свои» рассказы. Центры рассказов мы уже обозначили (кто в это время спал, мы не виноваты).

Перед вами 3 вопроса, на которые вы должны найти ответ:

1. В какой части рассказа автор расположил смысловой центр?
2. Какой объем ему отвел?
3. В какие рамки заключил?

Смысловой центр рассказа всегда является действием героя. В рассказе может быть много героев, герои совершают много действий, но смысловое только одно, то, на котором держится рассказ, то, которое воплощает идею автора.

Действие откуда-то взялось. Идите от найденного центра к началу. Сначала ищите причину (то, из-за чего действие вообще могло возникнуть). Затем ищите повод (побудительный толчок для начала действия). Потом отследите, как действие развивалось. Как, наконец, дошло до крайней точки. Отмечайте в тексте, где она расположена. По смыслу она будет центром, но не факт, что явится серединой текста. От центра идите дальше, к финалу. Отмечайте, где действие сдувается и где оно окончательно сходит на нет.

Наложите на динамику развития действия литературные термины: вот это – экспозиция, это – кульминация. Вы можете обнаружить, что части литературной композиции идут не в «том» порядке, что-то сильно разрослось, а что-то чересчур усохло. Пока будете удивляться, подумайте, зачем автор заключил свое центральное событие в те рамки, в которые заключил. Какую цель преследовал?

Физическим воплощением ваших изысканий будет небольшой разбор (подчеркиваю, небольшой), который выглядит примерно так:

Со слов «… таких-то…» до слов «…таких-то…» - такая-то часть композиции (название). По объему она занимает «…одну вторую, одну третью, одну сотую… часть текста».
Со слов «…таких-то…» начинается такая-то часть композиции (название) и т.д.
Данную композицию автор применил для того, чтобы…

Для чего же применил ее автор? Если напишете: «чтобы усилить впечатление от центральной идеи», значит, ничего не напишете. Всякий рассказ пишется с целью усилить впечатление от идеи, которая в момент написания владела автором. Подбирайте другие слова. Подсказываю: свести воедино, разделить, показать на контрасте, сделать плавный переход и т.п. Что именно сделал «ваш» автор?


Выполненное задание присылайте, как обычно, на почту sekundant999@yandex.ru
Срок представления: до 22:00 (мск) 11.01.18г.