17. Поиски нового места службы

Александр Жданов 2
         из сборника "Воспоминания военного связиста 70-х."

    На фотографии я во время выполнения работ нашим подразделением по уборке территории в субботу в г. Химки, недалеко от дома маршала связи А.И. Белова,  ориентировочно 77 год.
               
                Желающего судьба ведет, нежелающего — тащит.
                русская пословица
               

        Уж если даже в общем то совсем посторонние люди, как Елена Владимировна, обращали внимание на мою чрезмерную занятость на службе, мне уж тем более работа в таком напряженном режиме не доставляла удовольствия. И разумеется, беседой с генералом мои попытки найти себе более спокойное и перспективно место не ограничивались.  При всяком удобном случае я пытался узнать особенности службы у моих коллег в других местах, где только можно. Например, через некоторое время,  меня послали на  курсы в наш 16 центральный НИИ связи Минобороны,  изучать новую технику по моей специализации. Там я использовал любую возможность, чтобы поговорить с офицерами -  научными сотрудниками института и узнать особенности их службы,  старался выяснить и каким образом можно перейти к ним работать. Один подполковник, читавший нам лекции по новой аппаратуре,  посоветовал просто подъехать прямо в отдел кадров института и поговорить с его начальником. По его словам выпускники киевского инженерного училища  ценились в НИИ  и их охотно брали к себе.  Недавно как раз один из выпускников нашего училища, окончивший его на пару лет раньше меня, сделал именно так и уже переведен к новому месту службы откуда-то из-за Урала.
          Одним из недостатков службы в НИИ,  была  удаленность института от Москвы- 30 минут только от вокзала на электричке, не считая времени на метро и автобусе от  Тушино, где я тогда жил.  Новую квартиру рядом мне вряд ли удалось бы получить в обозримом будущем, да и менять Москву на Мытищи тоже особого желания я не испытывал.   Но в таком положении были многие сотрудники НИИ - москвичи, тратившие на дорогу больше часа в один конец.   
Работа в институте была творческой, интересной и перспективной, можно было при настойчивости и трудолюбии рассчитывать на защиту диссертации.  Хотя по словам подполковника шансы получить полковника в коллективе в основном умных и неординарных офицеров, как правило, выпускников академии, были очень малы.  Так что мне нужно было еще хорошо подумать, стоило ли выбирать этот путь. 
          Одним из альтернативных мест службы в наших войсках была еще ремонтная база, расположенная тоже в Москве в районе шоссе Энтузиастов.  Это был фактически ремонтный завод техники связи, на котором мы на 5 курсе училища  проходили производственную практику.  Там тоже, как и везде, были свои преимущества и недостатки.
               
             Проводя очередной отпуск в Киеве мы постоянно обсуждали вопросы моей дальнейшей службы с родственниками, по их в основном инициативе.   Родители моей супруги, естественно хотели, чтобы мы вернулись в Киев. Моя очень энергичная и предприимчивая теща даже сумела найти среди своих многочисленных киевских знакомых командира воинской части, подполковника.  И, познакомившись с ним,  обратилась к ему за советом и содействием.  Чтобы определить, сможет он помочь мне сам, договорилась о моей с ним встрече.   
            Оказалось, что он командовал отдельным строительным батальоном, организационно даже кажется входившим в войска связи, так как часть строила стационарные военные сооружения в интересах военных связистов.  Моя специальность по диплому инженера электропроводной связи  формально в данном случае вполне подходила для работы в ней и подполковник мог бы решить вопрос с переводом к себе. Но оставалось еще много других вопросов. Например, с квартирой. Получить ее в Киеве по тем временам, было еще сложнее, чем в Москве. Служить в столице Украины тогда стремились очень многие. Офицерам, которым удавалось перевестись из Москвы в Киев, приходилось менять даже большую квартиру на меньшую.  Как раз в это время кто-то из  знакомых мне офицеров,  сменив  место службы,  сумел поменять трехкомнатную квартиру  в Москве, на Октябрьском поле (довольно хороший район не далеко от Центра) всего лишь  на 2-х комнатную квартиру в Киеве.

   Кроме того, у меня на узле связи была капитанская должность, даже получение которой в новом месте новый знакомый мне гарантии дать не мог. То есть пришлось бы идти на нижестоящую должность старшего лейтенанта. Да, и самое главное, перспективы моего служебного роста в отдельном строительном батальоне, даже строящим объекты для войск связи, были далеко не такими радужными. После уже пары лет службы на ПУС ГШ, пришлось бы фактически изучать и постигать на практике совершенно новую для меня специальность - строительство сооружений связи. То есть начинать все сначала.  И в результате,  после долгих раздумий, я был вынужден отказаться от заманчивого предложения.
 
      Знакомство с подполковником в Киеве, тем не менее, очень пригодилось мне в другом вопросе.  Во время нашей беседы я упомянул о наших с женой трудностях, о том, что она уже долгое время не может найти себе работу из-за отсутствии прописки.
   
   Оказалось же, что в Москве у него был  друг, тоже командир такой же строительной части,  но располагавшейся в районе метро Сокол, то есть не так далеко от нас (мы снимали квартиру у метро Речной вокзал).   Подполковник позвонил ему и, объяснив ситуацию, попросил оказать содействие.  Тот пригласил мою супругу на собеседование, а затем предложил ей как раз вакантную в этот момент должность своего секретаря.  Московская прописка для устройства на это место в воинскую часть была уже не нужна, тем более жене офицера, и  она наконец-то вышла на работу, которую оставила только после рождения  сына в 79 году.
 
   Этот эпизод в свою очередь имел еще более важные последствия в моей судьбе, так как способствовал тому, что после возвращения из Афганистана я остался служить в Москве. Ведь наличие жилья тогда было решающим преимуществом  для желающих служить в столице.  Но об этом далее.