Бухало против пейота два один

Татьяна Лаевска
Начало книги вогнало в транс: бред человека в тяжелом алкогольном опьянении... Жуть какая, подумала и захотелось выбросить всё это из головы...Но потом, через страниц несколько...книга словно забрала в себя, и вот мы с ней говорим, спорим...

И да, это скандальная вещь - поэма Венедикта Ерофеева "Москва- Петушки", она же - вещь философская и герой в ней далеко не ординарный. В ней история алкоголика. Памятника герою я водружать не буду, как не буду и жалеть его...   И вас на это не провоцирую. Не для того написана книга.
А для чего ?

В 70-х прошлого столетия, а книга издана именно тогда, весь мыслящий мир был одержим поиском....
Того, чего нет ?
Того, что не видно обычным зрением и не слышно ? То есть, поиском иной реальности, мира трансцендентного. Искал народ мир ирреальный, что над материей, мир души, Духа...

Маг Дон Хуан Кастанеды использовал пейот и грибы-галлюциногены, шоубиз - ЛСД, героин и другие наркотики, восточные гуру - медитацию...
Венечка, герой поэмы, шел доступным лично ему способом : потреблял все виды алкоголя. А что? Не такая уж исключительная идея... Когда то в Лоренс Стерн, в "Тристраме Шенди" вспоминал, что древние германцы все важные решения обсуждали дважды – пьяными и трезвыми. Мир меняется в зависимости от того, какими глазами мы на него смотрим. Нормальное, трезвое восприятие – только одно из многих возможных. Да и сама нормальность условна...

Вот и в поэме В. Ерофеева ...сказать, что Веничка ставил себе целью расширение сознания ... Это было бы большой натяжкой. Сознание его и без того было широчайшим.

"Я не утверждаю, что теперь  мне  истина уже известна или что я вплотную к ней подошел. Вовсе нет. Но я уже на такое расстояние к ней подошел, с которого ее удобнее всего рассмотреть."

И именно алкоголь раскрепощал, чего от выпитого чая, допустим, не  случается...Хорошо это или плохо, судить не будем. В поэме это просто есть. А, то что на Руси алкоголь называют словом бухало, ОНО по сути и есть - главный герой поэмы. Веничка только озвучивает его....

Кастанедовский Дон Хуан показал пейотную реальность, у Венички - реальность своя: и Ангелы, и Господь, и Сатана...тоже свои, особые...
Кастанедовский Дон Хуан нашел трансцендентный мир и его поиски силы вылились в догматическое перечисление способов действия... Типа - делай так, а то проиграешь...
Вениамин Ерофеев в поэме не бьёт по мозгам догмами и условиями правильного бытия... Он допускает: средство, чтоб пройти путь, Веничка выбрал не то... (как и дон Хуан Кастанедовский, кстати).... Но читатель может избежать этой ошибки и выбрать своё.

Веничка подобен "дураку" в картах таро... И у него - колесо судьбы, смерть, суд... Как и в картах таро он возвращается в ту же точку, с которой начал...- из Москвы и в Москву, путь - кольцо.. Это своего рода Уроборос, древний философский змий , кусающий свой хвост.
В поэме Веничка едет от узловой станции Москва до места его мечты - Петушки, где ждет его любимая...

"...бесстыжая царица с глазами, как облака, вся соткана из неги и ароматов, не женщина, а волхвование... и младенец трёх лет, "уже умеющий букву "Ю"...

Все это конечно аллегории, типа - гениальные дети пошли... И буква "Ю" здесь - та высота, от которой начнет свой поиск иного ирреального мира следующее за Веничкой поколение...А Веничка едет.... И возвращается снова откуда выехал, так и не выйдя на станции Петушки... Почему ? Бухало, главный герой, не позволил.

Писатель  никого не идеализирует.  Его Веничка обаятельный и отвратительный одновременно, нелепый и мудрый, жалкий и в момент вдохновения вызывает восторг, он земной и небесный. В общаге жильцы принимают Веничку за слишком утонченного интеллигента, тогда как официант в ресторане на Курском вокзале выталкивает его вон как опустившегося пьяницу. Но ведь полярные оценки даются и самому богу : «Он не есть ни свет, ни тьма, ни обман, ни истина»*

Веничка живет.
Но разве это жизнь ?
Он гибнет .
Но может быть, это закономерно?
Он не чувствует себя одиноким среди всех помешанных, отчаянно цепляющихся за здравый смысл.  Он их "просвещает", а Бухало  для него  - здравый смысл и есть. Т. е. без пол. литра не поймешь, что хочет от тебя та реальность.  Сатана на железнодорожной станции — его противник и собутыльник одновременно. Если общество уже похоронило атавистические страхи, это не значит, что их предмет исчез. Он повсюду, то есть нигде. Растворенный, встроенный, невидимый.

Высокое и трагическое в поэме сплетается с комическим и непристойным. Как нагло ёрничает Веничка над социалистическими реалиями... Его " диссертация"о сути икоты...подкреплена цитатами Иммануила Канта и вождей мирового пролетариата Карла Маркса, Фридриха Энгельса. Вот железнодорожный сфинкс задает ему пять загадок, отгадка на которые дарит жизнь или смерть...Я выбрала одну из пяти, но они все такие...весёлые...

"Знаменитый ударник Алексей Стаханов два раза в день ходил по малой нужде и один раз в два дня — по большой. Когда же с ним случался запой, он четыре раза в день ходил по малой нужде и ни разу — по большой. Подсчитай, сколько раз в год ударник Алексей Стаханов сходил по малой нужде и сколько по большой, если учесть, что у него триста двенадцать дней в году был запой."

Бессмыслица и ложь в навязанном нам социалистической пропагандой образе героя труда? Верно. Но ведь с этим мы жили столько лет)). И сама поэма разыгрывается в двух регистрах: в духе христианско-социалистического апокрифа и карнавального кощунства ... На каждой странице безудержная словесная игра...В ней ангельское и дьявольское , веселость- скорбь, высокое-низкое, духовное-телесное, грязный алкаш-«маленький принц».

"Человек должен отдавать себя людям, даже если его и брать не хотят. А если он все-таки одинок, он должен пройти по вагонам. Он должен найти людей и сказать им:
- Вот. Я одинок. Я отдаю себя вам без остатка. (потому что остаток только что допил, ха-ха!)."

Веничка повторяет судьбу Иисуса, в то же время опровергает ее смысл. Нового Христа предает не Иуда , но ангелы (!). В пределах одной фразы в поэме часто сталкиваются осколки Ветхого Завета и советской «Правды», мифологическое мышление и осколки соцреализма и советской официальной идеологии. Даже "бухало" его называется не просто так, а «ханаанский бальзам»,«слеза комсомолки» , «дух Женевы» и естественно , дано с рецептурой для каждого из них.
 
"... если я сегодня доберусь до Петушков — невредимый — я создам коктейль, который можно было бы без стыда пить в присутствии бога и людей. В присутствии людей и во имя бога. Я назову его «иорданские струи» или «звезда Вифлеема».

Поэма явно издевается над библией... И в то же время она во всём безумно по библейски серьёзна.

"От третьего рейха, четвертого позвонка, пятой республики и семнадцатого съезда — можешь ли шагнуть, вместе со мной, в мир вожделенного всем иудеям пятого царства, седьмого неба и второго пришествия?"

В поэме все - шарж и насмешка... Так, не Веничка-Иисус воскрешает Лазаря, а напротив, самого Веничку воскрешает блудница — "плохая баба", а упоминание о звезде Вифлеема возникает перед финальным убийством, которое так похоже на распятие Христа.  И всё поэма словно перевертыш превращает в свою противоположность. Добрые ангелы вдруг уподобляются злым детям, глумливо, дьявольски смеющимся над страшной смертью человека:

"И ангелы рассмеялись. ... Они смеялись, а Бог молчал. "

Похмелье в поэме интерпретируется как казнь, смерть, распятие. Опохмеление — воскресение. После воскресения начинается жизнь — постепенное опьянение, приводящее в конце концов к новой казни.
И если все так плохо, то каков смысл сюжета?
Это история поражения героя, ставшего игрушкой сил хаоса?
Или это акт трагического сопротивления хаосу? Глава «Салтыково — Кучино» является в поэме 13-й по счету. Это число в тексте поэмы является по библейски значимым:

"сегодня что-то решится, потому что сегодняшняя пятница — тринадцатая по счету."

Вряд ли данный факт можно считать случайным совпадением. В тринадцатую пятницу происходит подмена истинного ложным: вместо ангелов, сопровождавших Веничку в начале пути, в финале являются демоны и жестокие, бесчеловечные дети глумятся над трупом.

Бухало — стержень, на который нанизан сюжет Ерофеева. Его герой проходит все ступени опьянения. Водка не тождественна Богу, но она словно заменяет его отсутствие. Во мраке и хаосе ищущий Бога герой поэмы оказывается "божьим подобием" .
Слабое утешение, верно?
Бухало. Алкоголь. Водка.Смерть.
В. Ерофеев не утешает нас иллюзиями.
А Кастанеда со своим пейотом и мухоморами - утешает... Он отправляет мага-гуру в полёт... Куда ?
Веничка жалок.
Дон Хуан недосягаемо величественен...
Но и ежу ясно, где реальность, а где соблазнительная сказка.
Так, что это, - поэма об алкоголике?
Заздравная песнь алкоголю?

А вспомните: при входе в Диснейленд возвышается многометровая скульптура мыши. Но существование Микки Мауса никому и никогда не мешало ставить мышеловки или травить ядом реальных мышей. То же самое с алкоголем, с героем по имени Бухало... Его наличие  не мешает видеть достоинство поэмы - поиски (употреблю уж слово, которым озабочен весь современный мир) трансцендентной реальности..., которая словно ожидает всех нас в недалёком будущем... И пусть путь Венички - не тот путь, ничто не мешает нам найти свой собственный.

Я абсолютно уверена, что книга эта высокого порядка.  Гурманам от литературы, философии - да, безусловно, будет она и интересна, и полезна. Ибо как пройти мимо автора , способного плюс обратить в минус, в иронии обнажить боль и беспомощность...