Метод кнута и пряника

Александр Ахелес
Лила:

-    Лучше когда человек отказывается от насилия самостоятельно. На это и направлено воспитание. Искоренение в моем понимании близко по смыслу к проектам по перенаправлению рек в засушливые районы. Помните, был такой проект в СССР?



Александр:

-В любом воспитательном процессе применяется метод "кнута и пряника или поощрений и наказаний".

С вашим образным сравнением искоренение -изменение направления можно соглашаться, а можно и не соглашаться, а можно найти компромисс. Слово "искоренение" близко к значению уничтожение, а слово изменение практически несёт тот же самый смысл. Измените форму шара из пластилина и этим самым вы создадите новую форму, уничтожив старую. Смешайте синею акварельную краску с жёлтой и вы получите  зелёную. Синяя и жёлтая краска исчезает (искореняется, изживается, уничтожается) и появляется (рождается) третья зелёная.

Практический пример на живых существах. Все дикие звери (тигры, волки...) боятся огня. Это их естественное состояние данное им от природы. Этому их учит природа. Когда в качестве учителя, наставника например у тигра выступает человек, то он может научить его прыгать через горящий обруч- огонь, т.е. человек способен изменить, изжить, убить, уничтожить... в сознании тигра - страх перед огнём заложенный в него природой. Это может сделать не каждый человек, а лишь понимающий сущность заложенной природой в этого зверя. С этим зверем человек должен заниматься с малого возраста дитя. С взрослой особью эти занятия бесполезны. Наставника, учителя не понимающего этого, зверь просто порвёт -убьёт.

С людьми в процессе обучения аналогичная ситуация, как и со зверями. Практический пример. Моя дочь при воспитании своего сына применяет грубость - кричит, оскорбляет его, а так же применяет насилие - бьёт. Я на словах ей запрещал это делать, мотивируя тем, что я при её воспитании не применял к ней этих методов. Она в ответ мне говорила, что она не была такой, как её сын. Я говорил ей о том, что она в своём детстве и её сын ребёнок ничем не отличаются не в вопросах поведения, не в вопросах умственных способностей.
Она начинает меня оспаривать основываясь на своих детских впечатлениях о себе и на своих взрослых впечатлениях о своём сыне. Она не понимая того, что восприятия одного и того же, ребёнком и взрослым человеком отличаются друг от друга.  Одним словом много я потратил времени на мирные разговоры со своей дочерью -взрослой 30 летней особью... В итоге я  понял, то, что в процессе её воспитания, мною допущено в силу своей занятости, неопытности, много пробелов в воспитании. Я позволил ей спорить, пререкаться с собой, что способствовало возникновению у неё иллюзии, что она умней, разумней меня. Я понял, что пороки в моей дочери это не её вина, а мои недостатки в процессе обучения и воспитания. Однако я как то должен был, помочь своему внуку. Но, как, если обычные слова, метод убеждения уже не действуют на мою дочь!? И вот однажды, когда она в очередной раз била своего сына, я перехватил её руку и спросил - За что ты его бьёшь!? Она мне ответила - За то, что он не понимает и не слушается меня!
Тогда я первый раз в своей жизни сильно ладонью ударил её по щеке и сказал - Я тоже тебя на правах отца бью за то, что ты не слушаешь и не понимаешь меня. Я всегда буду бить тебя по щеке, когда ты в очередной раз пожелаешь ударить сына, моего внука.
Она не поняла почему я так поступил. Она сказала мне, что никогда не простит мне этого. Я спросил у неё, а простит ли ей  её сын? Она ничего не поняла из того, что я ей говорил...  Но, когда она в очередной раз пытается применять насилие к сыну, мне уже достаточно ей просто сказать одно слово - Прекрати.

В данном случае я не искоренил пороки своей дочери, я лишь блокировал эти пороки методом "кнута", а время метода "пряника" мною было упущено.