Мусульманчылыг

Элам Харниш
 
Слово это, чисто азербайджанское... Совсем не грубое и не ругательное... - оно лишь характеризует некие особенности взаимоотношений в мусульманском обществе или в семье... Этакое ёрничание над традициями...

Произносится с определённой иронией... Весёлой или горькой... - по разному случается... В зависимости от обстоятельств...

Это, так сказать, прелюдия к очень коротенькому повествованию... - рассказу о своём участии в одном житейском эпизоде...
Ну ладно... Хватит воду в ступе толочь...

Ещё до новогодних праздников написала мне на WhatsApp дочка знакомой...
- Здравствуйте, Заур мюэллим... У вас есть недорогая квартира в аренду?...
- А для кого?... И почём?... - стандартный набор маклерских вопросов...
- Для меня... Можно такую, в которой девочки-студентки живут, чтоб я могла с ними оставаться...

Прекрасно зная семью девушки, я задал единственно возможный в этой ситуации вопрос...
- А мама в курсе, что ты квартиру ищешь?...
- Нет пока..., - пишет она в ответ...
- Ну, так она тебя убьёт, когда узнает...
 
Они живут далеко от центра... - в одном из бакинских посёлков, в частном доме...  Каждый день и она, и сестра мотаются на занятия в институт... Учатся в разных ВУЗах, на разных курсах...
Я прекрасно понимаю, что дорога выматывает и, в общем-то, бьёт по карману, особенно когда приходится задерживаться, а потом ехать на такси, в складчину с попутчиками, но допустить мысль, что мать отпустит старшую дочь на вольные хлеба, не мог никак...
 
- Но мне очень нужно...
- Извини детка... Не обижайся... Я не стану тебе помогать... Твоя мама не только тебя, но и меня убьёт, за компанию..., - ответил я и попрощался...
 
Отшумел Новый год, одновременно порадовав активизацией в работе, и огорчив праздными толпами на площадях и центральных улицах...
Первым я воспользовался, в меру своих возможностей, а со вторым вынужден был смириться, обходя ярмарку, устроенную властями на Площади фонтанов, окольными путями... - как говорится... - не можешь изменить... - прими...

Через  неделю после праздника зашла ко мне в гости мама девочки, просившей посодействовать в поисках квартиры на съём... Если честно, я уже и забыл об этом, решив, что девичья блажь рассеялась, как утренний туман...

И тут она спрашивает...

- Тебе моя старшая звонила?...
- Не звонила, а писала...
- Хватит прикалываться... Есть что-нибудь недорогое?...
 
Вот те на!!!... Здравствуй дедушка Мороз... - борода из ваты... Ну и дальше по тексту, для тех кто знает...

- Она институт заканчивает и на работу устраивается... Работа сменная... - в первую рано вставать, а вторая в одиннадцать вечера заканчивается... Говорит... - дай мне комнату в той квартире, с которой ты работаешь... - я тебе платить буду...
- Ну ты же прекрасно понимаешь, что это невозможно... Я же не подниму её с постели, если кому-то ночью приспичит...

- Да... Понимаю...
- Есть варианты по 200 манат, и по 300...
- Нет, это дорого...
- А подружек у неё нет, которые могли бы в долю войти?...
- В том то и дело, что таких нет...

- Ну, тогда только с хозяйкой... Если найду... Посреди зимы сложно будет... Всё студенты разобрали... И мне, и тебе так спокойней, чтоб не привела кого... Кстати, а отец ей разрешил квартиру снять... - с тобой всё ясно...
- Он не против... - Говорит, если хочет, пусть работает...
 
- Блин... Ей замуж надо... Тебе внуков рожать, а не работать... - Оказывается мой еврейский мусульманчылыг поувесистей, чем реальный родительский... - азербайджанский...

Одну квартиру за три сотни я всё-таки показал либеральной маме... - зря время потратил... - отдельное жильё не их тема... Вместе с коммуналкой на него бы уходила вся зарплата дочери...

Два следующих дня я обзванивал свою программу, а заодно всех знакомых подряд... И нашёл... Одна пожилая дама не сразу, но всё же согласилась пустить мою "племянницу" на постой за сотню с хвостиком...

И вот вчерашний вечер... - я жду "родственницу" возле кинотеатра Низами... На небольшой площади, кроме меня и случайных прохожих, ожидает кого-то юная парочка... - маленькая, худенькая девушка не старше восемнадцати лет, и щуплый мальчик, скорее всего ровесник...

Прогуливаюсь, разглядываю афиши... В кино не был целую жизнь... - лет двадцать это точно... Но это уже другая история... - совсем неинтересная...
 
Парочка осталась где-то за спиной... И вдруг...

Коренастый мужчина, выкрикивая что-то невразумительное, проволок мальчишку мимо меня в сторону колонн... - в безуспешной попытке помешать, девушка повисла на его руке... - одним движением он стряхнул её...

- Мэн сэнэ дедим?!!!... Мэн сэнэ гёстэрэджэйам!!!... Бэлэ-бэлэ элэджэйам!!!... – Я тебе сказал?!!!... Я тебе покажу!!!... Так-сяк сделаю!!!... - он швыряет, трясёт несчастного пацана за ворот куртки и замахивается, чтоб врезать...

Сделать этого я не дал... - равнодушие не мой профиль... Перекинув барсетку за плечо, одним движением заключил воинствующую особь в свои нежные объятия...
 
- Сахла, киши... - Стой, мужик... Саакит ол... - Утихни... - поняв, что за спиной у него не восемнадцатилетний, а кто-то более крупный и старший, сник и позволил отвести себя в сторону...
- Олду, олду... Хэр шей гайдасындады... Хорошо, хорошо... Всё в порядке... - я расцепил руки...

Кто-то из очевидцев спросил его...
- Сиз кимсиз?... – Вы кто?...
- Мэн онун атасыйам... - я её отец..., - ответил он, и в следующее мгновение произошло то, чего я никак не ожидал и помешать чему был уже не в состоянии...
 
Рявкнув... - Гед эвэ!!!... – Иди домой!!!... - разъярённый родитель отвесил сочный подзатыльник дочери, схватил её сквозь причёску за ухо и поволок через дорогу, лавируя между тормозящими на красный, автомобилями... Она семенила за ним, как побитая, несчастная собачонка...
 
- О кимди?... – Кто он?... – мой вопрос, адресованный поправляющему одежду мальчишке, носил чисто риторический характер... - ответ я уже слышал, да даже если бы не слышал... - и так всё понятно...
- Атасыды... - Её отец... - ответил юноша...
 
М-да... Сицилийские страсти... Вернее, чисто бакинский мусульманчылыг... Что ж ты натворил, дурак?!... Она тебе до конца дней твоих не простит этого позора...

Я отправился встречать свою девчонку... - оказывается, меня ждали с другой стороны кинотеатра... По дороге рассказал, о том, что увидел...
Квартира ей понравилась... - с хозяйкой мы договорились...
 
Дай бог, девочка, всё у тебя хорошо будет... Да не встретятся тебе такие вот "мужчины"... 
И пусть тебе повезёт...