Не пойте, акыны!

Владимир Бердичевский
                НЕ  ПОЙТЕ, АКЫНЫ!
Про Соломона и Цилю.
Года три назад меня нашли люди из издательства «Красный матрос»  и предложили дать сведения о бывших жителях Биробиджана Циле  и Соломонe, которых я, как бывший житель Биробиджана, должен был хорошо знать. Издательство собиралось выпустить книгу под названием «Про Соломона и Цилю».
Я им  рассказал все, что я знал о Циле и Соломоне а также, попросил моего друга Леонида, который живет в Израиле, дать свои замечания. Также, Леонид упомянул книгу Вайсермана о Биробиджане, где автор о Циле высказывается , как и в наших с Леонидом воспоминаниях, отрицательно. Несмотря на это, книга вышла в 1915 году, правда, маленьким тиражом.

Я понимаю автора книги  Ефима, желающего книгой о своих родителях закрепить память о них. Он –сын, любящий своих родителей. Но и я – сын, любящий своих родителей, тоже написавший книгу о них под названием «Трижды еврей Советского Союза». Я горжусь своими родителями, как и многие люди на планете. Мои родители за свою жизнь творили только добро и никому никогда не причинили зла, потому что они всегда думали и о своей семье, и о других людях.
Да, Соломон и Циля  были, возможно, хорошими профессионалами. Но если мы посмотрим назад, то и доктор Менгеле был отличным врачом и ученым, и Адольф Эйхман был очень преданным и любящим мужем и семьянином, и очень много других людей были скомпрометированы своим отношением к окружающим их людям, и поэтому о них не пишут книг,  им не ставят памятники, и о них не поют акыны. Но это лишь в том случае, если их вина становится известной. Вот поэтому я и пишу эти строчки.
Итак, Соломон  – многолетний школьный учитель физики, через руки которого прошли сотни биробиджанских детей. И вот момент истины: дочь заканчивает школу, нужна медаль. Естественное желание отца, да и дочь учится неплохо. Контрольная работа на аттестат по математике написана с существенной ошибкой. Ответ – неверный. Что делать? Медаль зависла.Учитель, многолетний воспитатель, пошел на сделку с совестью- тайно и срочно переписали работу. Учитель математики не смог противостоять напору Соломона. Надо сказать, что через несколько лет и не в Биробиджане, на просторах СССР бедные и забитые учителя школ, отлученные от всяких привилегий, успешно пользовались, особенно, в национальных республиках, единственной привилегией- возможностью дать своему чаду золотую или серебряную медаль, не останавливаясь перед подкупом  сотрудников школы.
Но Соломон пошел дальше по преступному пути.

Ему оказалось недостаточно сфальсифицировать контрольную по математике. Он еще захотел уменьшить количество претендентов на медаль в его школе , так как большое количество претендентов  сделает отбор жёстче, и его дочь может не выдержать конкуренции по дополнительным параметрам. Поэтому он поставил единственную четверку по физике одному из конкурентов , чтобы лешить его права на медаль. Добился своего. Но родители обманутого ученика доказали корыстную цель этой четверки по физике, и у дочери Соломона медаль изьяли по постановлению правительства, как незаслуженно полученную. Это – факт.
Циля.

Лично убила двух людей без пояса шахида, цианистого калия, охотничьего ружья «Сайга» или радиации, типа чернобыльской. Первой жертвой пал мой отец, участник войны, комиссованный по ранению с Волховского фронта. В коллективе педучилища, которое возглавляла Циля, он был почти единственным, кто смел критиковать директора. За это и поплатился. Отец был после фронта гипертоником, получил инсульт. Быстро восстановился, но некоторые слова стал произносить иначе, чем раньше. Однажды, после его критического выступления на собрании, Циля в гневе стала  имитировать его неправильное произношение, говоря народным языком, перекривливать.  Мы, родители, учим своих детей быть терпимыми, не называть горбатого горбуном, человека с одним глазом «одноглазым»,хромого не называть «хромым», не подчеркивать физический недостаток человека.Именно этот дикий поступок  Цили и убил моего отца. Отец пришел домой и получил второй, смертельный инсульт.

Второй погибший от ее руки был преподаватель того же педучилища отец троих детей Абрам Л. Его Циля отправила на курсы. После возвращения Абрам попросил пару дней на отдых, так как он очень устал. Ему было почти 60. но Циля отказала, принудив его сразу делать ежедневные доклады . Сердце не выдержало, случился инфаркт, который привел к смерти.

Думаю, что этими двумя смертями не исчерпывается чисто террористическая деятельность Цили. Перевешивает ли любая, даже самая продуктивная,  деятельность Цили на посту директора эти , по крайней мере, две смерти? Ведь эти два погибших по ее вине человека принесли и могли еще приносить пользу и стране, и своей семье, что самое главное. Может ли такой человек, как Циля, быть героем в глазах читателей книги «Про Соломона и Цилю ?
Ответ на этот вопрос  оставляю читателям.
Снимок моей семьи сделан 10-го декабря 1941-го года.
Завтра - на фронт.