Глава 7 Психушка

Валентина Лесунова
       Может, под влиянием матери, может, сам догадался, что жену надо время от времени прогуливать,  Николай предложил вдвоем сходить в гости, не то день рождения, не то еще что-то, неважно, соберутся сокурсники с женами, будет весело. Она отказывалась, он настаивал.
      И она насторожилась.  О чем думает жена, если  недавно он говорил: «Что тебе, замужней женщине,  делать в пьяной компании. Да, там будут женщины, ты что, ревнуешь?»   Он сам поддерживал в ней подозрительность,   намеками, якобы случайно оброненными фразами, вызывал ревность.
       Ложь, все ложь, Софья подозревала женщину. Но зачем тащит с собой жену? Хочет избавиться от надоевшей любовницы?
       Николай  позвонил ее родителям, они приехали и забрали внуков. «Ну как, уговорил?» - он обнял ее. Она стала собираться, долго,  тщательно, чтобы показать себя во всей красе,  уже почти собралась, он вдруг лег на диван и, глядя в потолок, заявил: «Если хочешь, иди, я передумал». Она растерялась, спросила, может, ему не нравится ее прическа или одежда? Он раздраженно ответил, что ее   внешний вид его не интересует. 
      Будто какие-то природные силы повлияли на него. Никто не звонил, он ни с кем он не общался, просто передумал.
       Она переоделась в халат, распустила волосы, смыла косметику, и вдруг он  встал, быстро оделся и ушел. Ее стало трясти, как под током, - ощущение - будто  плавились нервы. Иглы пробегали по ослабевшим пальцам рук, и она не могла удержать чашку, чтобы отпить хотя бы глоток воды.
     Тогда поняла, что жестокое обращение это не только избиение или оскорбление, есть методы куда изощреннее.

 Дети оставались у ее родителей, и когда он поздно вернулся, она сказала, что разводится, и это решение окончательное. Он пожал плечами, как хочешь, и ушел к матери.
 Дуся прибежала рано утром, видимо, поняла, что все серьезно. Родители  привезли детей, Дуся стала их обнимать,  что-то ласковое говорить, осталась на ночь.

  Утром после завтрака, который готовила Дуся, Софья   почувствовала невыносимую боль в желудке, какую-то дрянь свекровь подсунула, и вызвала не скорую, а  психиатрическую бригаду. Семен поспособствовал, - призналась Дуся, когда его уже не было в живых.
         К машине Софья дошла самостоятельно, там ее положили на носилки. Районная больница, растянувшаяся на квартал, находилась недалеко от дома, к ней вела ровная  дорога, но почему-то машину подбрасывало на кочках, да и   приехать давно пора. Софья заволновалась и спросила угрюмую, плотного телосложения женщину в белом халате поверх теплого пальто, куда ее везут.  Та ответила, не разжимая губ: «Скоро приедем».
 Резкий поворот,  машина сбросила скорость, наконец, остановилась, и Софья, сойдя по ступенькам  на слабых ногах, увидела ворота, за ними деревья и крыши, а вокруг заснеженное поле. Угрюмая женщина крепко взяла ее под локоть и повела к зданию карамельного цвета с  вывеской, подтвердившей догадку, что ее привезли в психбольницу.   
        Женщина довела ее до двери с табличкой «Приемный покой»  и оставила одну на скамейке в длинном коридоре.  Откуда-то донесся  вой, не похожий на человеческий,  врачи в белых халатах выскочили из приемного покоя и бегом устремились по длинному коридору. К ней подошла старушка в белом халате и со шваброй в руках: «Тебе, милая,  придется подождать.  Привезли буйного, все туда побежали».

   Четкая и надежная система, но случались и  сбои.  Дуся, наверное, потом жалела, что не сопровождала ее. Она, наверное, была уверена, что ее  сумасшедшая невестка никуда не сбежит от  детей. Куда она денется, ну, побродит в одиночестве, и вернется.  Родителям  не доверяла, ведь они считали, что ей не мешало полечить нервы, но она  знала, куда деваться, к кому бежать.
    Долго шла  по заснеженной лесополосе, было  холодно, но  она не замечала,  что в тонком платке. Деньги в кармане были, взяла с собой,  и приехала на автобусе к самому Дворцу, где вечером должен состояться субботний спектакль.
    Яков сидел на сцене и рассматривал коричневую улицу в перспективе. Ее заметил сразу.
             - Что-то случилось? – тревожно спросил он, вглядываясь в ее лицо.
            - Из психушки сбежала, - заикаясь, произнесла она.
    Он повел ее в мастерскую. Пока готовил кофе, а она рассказывала, повторяясь, углубляясь в прошлое не по теме,  и не могла остановиться. Он слушал, подливал кофе и звонил в справочную железнодорожного вокзала. Наконец, дозвонился и спросил: «Когда ближайший поезд на Москву?»
            -Вы знаете, где мастерская Ивана? Сами доберетесь? – обратился он к ней.
Она кивнула, да, знала, к брату ездила на каникулах после зимней сессии, еще до Судака.
 Он привел ее к Маре и  поехал на вокзал за билетом, а она легла спать.
 Мара подняла ее рано утром,  Яков  проводил на вокзал, посадил в зале ожидания в самом темном углу лицом к стене, посоветовал снять платок и пальто, на всякий случай, вдруг милиция ее разыскивает по внешним приметам.
  Она доверяла ему,  была уверена в нем, как ни в ком другом никогда не была уверена.
    
        Уже на ступенях вагона Яков сунул ей в карман туго свернутую пачку денег.
 Ночь в поезде она не спала,  боялась, что придут за ней,  высадят и отправят в психушку. Обошлось.
               
        В Москве без приключений доехала до семиэтажного дома, где на самом верху располагались мастерские художников. Уже забыла адрес, где-то рядом с улицей Горького  и если ничего не изменилось, тот дом нашла бы и сейчас.
 
    Она поздоровалась, три художника одновременно  оторвались от мольбертов и как-то странно  смотрели на нее.
           - Что с братом?  – она схватилась за грудь и села на пол у порога.    
           - Живой, живой, - художники, подняли ее и налили портвейн для успокоения.

      Так она узнала, что  брат Ваня купил дом  в Сибири и уехал.  Сделку совершил заочно, заплатил деньги  человеку, который пришел  в мастерскую купить картины, но вместо этого  уговорил  Ивана: там Сибирь, природа, тишина,  сам бы жил, но в  Москве - работа. Все формальности обещал утрясти: выписаться и прописать Ивана в деревне,  и растворился в столице.
    Повезло или нет брату,  дом оказался бесхозным, в нем давно никто не жил и не был прописан. Григорий помог ему  оформить все документы, но нашелся хозяин и стал вымогать у Ивана деньги. Тяжба длилась долго и отравляла брату и без того тяжелую жизнь. Опять вмешался Григорий, и вымогатель пропал. 

     Она осталась ночевать в мастерской на раскладушке. Утром  художники объяснили: дом Ивана между станциями Прилопино и Полухино за Тюменью. Если ехать до станции Прилопино,  надо идти пешком вперед по железнодорожному полотну. Если до Полухино, лучше возвращаться на автобусе, но его долго ждать.   В выходные есть вечерняя  электричка  по боковой ветке: на станции Полухино   всегда подают к электричке автобус до деревни Прилопино.
Если ехать утром, тоже в выходные и по  боковой ветке,   лучше  выйти в Прилопино, и потом ехать автобусом, который пересекает железнодорожную линию как раз в том месте, где дом брата».
 Вот такую восьмерку выделывала дорога, чтобы забирать пассажиров из разбросанных по тайге деревенек.
 
   Софья  двое суток проспала на верхней полке почти пустого плацкартного вагона. В вагоне было тепло, и это радовало.
В Тюмень  приехала в субботу, опоздав на  электричку. Когда  мучилась в  зале ожидания на жестком сиденье, укрываясь от сквозняков, объявили о посадке на электричку до Прилопино, в расписании она не значилась.
 В вагоне кроме нее и пьяненького мужичка, не было никого.
 Она вышла на конечной и пошла по железнодорожному полотну. С двух сторон плотно подступал густой хвойный лес, в редких просветах появлялось заснеженное поле, по которому в свете полной луны причудливо разбегались звериные и птичьи следы.
Страшно не было, ведь страшнее психушки только смерть.
 Лес расступился, и слева на пригорке, как и обещали  художники, появилась деревенька, погруженная во тьму,  только луна на чистом небе. Потом она узнала, что в бурю повалились столбы с проводами, и некому их  поставить.
    Она пригляделась и увидела в оконце приземистого дома слабый огонек свечи: «Свеча стояла на окне», - она постучала, форточка открылась, вырвались клубы пара, пахнуло теплом, и на вопрос, где живет художник,  ответили певучим женским голосом:
             - Спускайся, милая, по дороге, под гору,  мимо вон того леска, увидишь свет, там найдешь своего брата.
    Даже с  того места, где стояла Софья,  сквозь ели  видно было, как светилось окно. 
  Дом брата будто сбежал из деревни и остановился у самой насыпи железнодорожной линии. Когда по рельсам  проходили составы, груженные лесом и еще чем-то тяжелым, трясло так, как показано в финальных кадрах фильма Тарковского. Зато  всегда было  электричество.  Художник без света не существует. Радовало, что составы проходили нечасто.

Софья  постучала в окно. Брат выключил свет, раздвинул занавески, открыл форточку.
                - Нина!? – с испугом и восторгом воскликнул он.
                - Это я, Соня. Ваня, ты что? Откуда Нина? – она расплакалась.
  Брат вышел, обнял ее и  повел как маленькую, в избу. Она переступила порог и попала в большое теплое пространство: три оконца, печь, и деревенская грубая мебель.
          - Ты стала очень похожа на сестру, -  он кивнул на портрет.
     Портрет висел в простенке между окнами.   На лицо сестры падала тень, зато на  красное платье  и красный  берет брат не пожалел яркой краски. Нина никогда не носила беретов и красных одежд. В замужестве предпочитала синий, темно-синий, до черноты. Блузки и кофты ее любимых  нежных оттенков зеленого, пересыпанные лавандой от моли, лежали в кладовке.
        В левом углу картины она  прочитала: «Сестра моя жизнь». 

   Брат сказал,  живи, сколько надо, и отстранился, ушел в себя и почти все светлое время писал пейзажи, готовился к выставке в Москве. И ему  было неинтересно  слушать, что произошло у нее с Николаем.  «Твой Николай это куча дерьма.   Зачем ковыряться в нем? Наберись терпения, Дуся не будет долго возиться с детьми, так что все будет хорошо», -   повторял он Якова.


         Вдали от детей она  уже не думала о смерти, уже не боялась за них. Даже успокаивала себя,  что Дуся  справится, раз так привязана к внукам.
Яков бывал у них дважды в год: в день рождения и день смерти Василия. Первое письмо от него пришло через месяц. В конверт был  вложен рисунок сына: звезда, желтый круг - солнце,  желтый полукруг - луна, танк, самолет, - много всего, но никакой композиции. Брат отметил: племянник - не художник. Может, будет актером. Софья сомневалась в этом.
Николай жил у какой-то женщины, дома не появлялся и денег не приносил. Приходил к Якову читать свои стихи. Рифмованная проза, - оценил их Яков.
В  следующем письме был рисунок Маши: тоже желтый круг  солнца на голубом фоне,  и розовый треугольник. Софья поняла,   парус плывет  по морю.

 Наконец пришло письмо от Якова, что Дуся разыскивает ее, хочет помириться. Она устроилась на работу, надо кормить большую семью.  Николай не помогал, а  муж – милиционер вышел на пенсию по состоянию здоровья. Дуся  жаловалась Якову,  никому ничего не надо, только я рыжая. Она работала в павильоне на кольце трамвая, торговала гнилой картошкой. И  другими овощами  торговала, тоже гнилыми.
На кольце трамвая  был  полустихийный  рынок, под крышей  ментов. Это небольшое пространство с полупустыми прилавками, с непросыхающими лужами, в детстве   казалось ей целым миром, заманчивым, полным сюрпризов и чудес, таким же неизведанным как мир взрослых.  Она  помнила   глиняные копилки: серых кошек с голубыми глазами и розовыми бантами, розовых свинок. Кроме копилок  попадались редкой красоты расписные свистульки. И еще сладкие петушки на палочке. И еще деревянные коробочки в виде сердечек, обклеенные морскими ракушками.  И еще был мясной ларек, полки часто пустовали,  но мама без куска телятины для детей не уходила, ей продавали, как она говорила, из-под прилавка, чуть дороже.

*   *   * 
   
     В конце мая Софья поехала домой.  Но  сначала решила встретиться с Дусей.
    Дуся торговала в павильоне номер восемь, такой же номер ее квартиры, об этом написал в письме Яков.
 При приближении к павильону Софья почувствовала сильный запах гниения. В ящике  увидела  капусту  трапециевидной формы - овощ подпортился и  подвергся  ампутации.  Рядом в ящике   морковка щетинилась ростками, хотелось ее побрить. Дуся работала в поте лица, за овощами стояла очередь,  хотя рядом, на прилавках частники продавали капусту,  морковку, свеклу и картошку – загляденье, любую сельхозвыставку украсят. Но дороже никто не хотел платить.

Софья прошлась по рынку. Когда вернулась к павильону, ящики опустели, даже не было ампутированной капусты, и Дуси тоже не было, все брошено:  гири, мелочь на сдачу.
         
             - Качество, охренеть, - услышала она хриплый женский голос, и  оглянулась. За прилавком, там, где располагались частники, румяная тетка  торговала чесночной ботвой.  Свежей, майского урожая.  – Не хотите? А букетик жене? - она ловко достала из-под прилавка красные тюльпаны и протянула мужчине замороченного вида. Он послушно достал деньги, взял цветы и ушел.
   Софья засмеялась. Подошла Дуся, увидела ее  и тоже засмеялась беззубым ртом.