Глава 2 Смерть Якова

Валентина Лесунова
       Митяй  признался, что они изрядно выпили, сначала пили вино, которое Яков  принес с собой, а потом он, как положено хозяину,  выставил бутылку водки. Предложил Якову остаться на ночь, но тот заторопился, чтобы успеть на метро.
      На метро успел, в последний поезд.   Прибыл на свою станцию, вероятно,   уже  за полночь.  Запоздалых пассажиров было немного,  дежурная вспомнила  высокого старика. Пассажиры поднимались по эскалатору, он один направился в противоположную сторону к крутой лестнице.  Даже в часы пик по лестнице поднимались  один – два человека. На выходе начинался  сквер, дальше небольшая площадь и Дворец культуры, где,  как  любил выражаться, служил верой и правдой. 
        Но зачем он  ночью выбрал тот выход, если спешил домой?  Поблизости кроме сквера и Дворца культуры не было никаких построек:  ни жилых зданий,  ни магазинов. Ему надо было подняться на эскалаторе, выйти из метро,  мимо продовольственного магазина и аптеки по освещенной  улице, свернуть во двор, - и вот он дома.
      Что было у него на душе, почему его потянуло в ту сторону, никто  уже не узнает. 
     На выходе из метро он поскользнулся и упал, ударившись головой о металлический штырь.  При росте почти два метра сила удара была такой, что пробило череп.
 
       Позвонила сыну, он бодро ответил: «Привет, Софья Леонидовна! Рад тебя слышать». «Яков умер», - только и смогла сказать. «Как умер!?» - голос сорвался, захрипел, , пауза, и сын быстро заговорил. Долгий, невнятный монолог, какой-то сумбур:  ушел один из последних могикан, духовный учитель, таких уже нет, этим именем  почти никого теперь не называют, значит, не призывают на великие свершения, значит, еще рано. А ведь Яков сумел, победил темную сторону своей души. Очень жаль, светлых сил все меньше, зло торжествует, поэтому всем нам надо сплотиться, чтобы выдержать. Нужно ждать других испытаний, чтобы понять замысел.
              - Каких испытаний? – вяло спросила она, но ответа не услышала.
     Смысла в сказанном сыном она не уловила.

        «Жаль, конечно, хороший был человек, - высказалась дочь, - что ж, пожил  достаточно, увы, до  бессмертия нам еще далеко».
     Не стоит  обижаться, Маша - врач, к смерти относится спокойно, иначе  была бы профессионально непригодной. Но напугала, предположив, что, вероятно,  смерть наступила не сразу, «Он  был в сознании?» – спросила Софья.  «Что гадать, всякое бывает, он мог быть в сознании», - ответила дочь, а ведь могла пожалеть и не сказать.   
        Вероятность,  что он умирал в полном одиночестве, на снегу, мучила, изводила, и она, физически обессиленная, замирала в кресле и с ужасом смотрела на циферблат механических часов: время неумолимо приближало к концу.  Ей было страшно, смерть бродила поблизости, выискивая новые жертвы. Ведь недаром говорят: костлявая не уйдет, пока не насытится.
      
       Позвонила Марго  и приказала, как умела только она,  - принести цветы на место его гибели. Так положено, лучше венок, но и цветы сойдут.
     Прикажи, в ее состоянии, лететь на луну, так положено, полетела бы. Она поспешила в цветочный павильон у дома и купила его любимые кремовые герберы, четыре штуки, продавец   укутывала букет прозрачной пленкой, сверху гофрированной  бумагой, и  сочувственно смотрела на нее.
      
      Долго стояла на перекрестке и боялась перейти на другую сторону, к месту его гибели.  Машины потоком мчались на огромной скорости, зеленый свет светофора не внушал доверия: мало ли отморозков за рулем.  Стояла и завороженно смотрела  на черно-белую графику зимы и на ярко-красные, как капли крови, ягоды на ветках рябины. Предупреждение,  знак -  запрет  переходить  дорогу.  Что-то такое витало в воздухе, и ей было страшно. Неизвестно, сколько времени простояла на одном месте, уговаривая себя, что нет  ни  нечистой силы, ни  потустороннего мира, но так и не избавилась от наваждения.  Букет унесла домой.   
      На следующее утро с этим же букетом опять направилась  к перекрестку. Ветки рябины были голые, ягоды рассыпались по снегу. Воробьи суетились на сером снегу, и среди  причудливого узора  лапок  выделялись углубления  из красных ягод, как ранки.
      Красный свет светофора сменялся  зеленым, но она так и не смогла перейти дорогу. Про подземный переход забыла.

        - Вот, пыталась сходить на место его гибели, не получилось, - позвонила она сыну, ждала, что спросит почему? Но он молчал, -  Плохо, что я одна. Может, приедешь? – робко попросила  и добавила: - Я деньги вышлю.
    Но он не услышал, как всегда, когда она просила его вернуться  домой.
               - Имя определяет нашу судьбу, оно дается не случайно, ничего случайного в мире нет. Яковы  так просто с жизнью не расстаются. Если остались какие-нибудь записи, сохрани для меня, - попросил он.
          - По-моему, только рисунки. Но я посмотрю.
          - Рисунки тоже несут информацию.
          - Зверюшки для детских сказок? Я не понимаю тебя, главное ведь не имя, хоть горшком назови, главное  человек. А для тебя важнее всего, что  его Яковом звали.
           - Потому что имена для бога, а глаголы для человека. Все предопределено, все взаимосвязано, и имя, и чувства, и наши поступки.
     Сын не утешил ее.  Мы в параллельных мирах, - подумала она.  Слова – слова…разве они что-то значат. 
 
  Номер дочери Якова Софья долго искала в его  телефоне.
   У дочери была тяжелая походка и необычное  имя Феня, производное от Агрофины в честь бабушки.
         - Моя учудила, такое имя придумала дочери, - жаловался Яков.
         - А ты где был? Назвал бы Наташей. Простенько и со вкусом.
         - Я был на работе. Вообще-то, мы заранее договорились: девочку называет жена, мальчика я, - оправдывался Яков.
          - Федулом хотел назвать?
 Яков засмеялся.
 Когда у  него  лет в сорок  сломался передний зуб, и вместо «ф» слышался свист, он перестал называть  дочь по имени. Коронку поставил, но с тех пор она была для него дочкой, дочуркой.
      «Дочка» - под таким именем хранился ее номер в его телефоне. У нее было трое детей, последний родился четыре года назад.

Феня уже знала о смерти отца.
         - Твои дети приезжают на похороны? –  спросила она, услышав, что нет, предложила: - Что ты будешь бегать, мы с Лешей, - так звали ее мужа, - сами все сделаем.
       Благодарная Софья передала ей деньги, столько, сколько та попросила. Передача совершилась у подъезда, Феня даже не вышла из машины, оправдываясь, - очень спешит, хлопот с похоронами, сама понимаешь. За рулем, видимо, ее муж, Софья увидела его нечеткий профиль, и никакой реакции.  Маловероятно, что у Фени есть любовник или она наняла частника.

        Похороны и  поминки запомнились обрывками, как обморок. Она вглядывалась в  похожее на маску Мефистофеля восковое лицо Якова, поднимала голову и натыкалась на грузную фигуру  Фени, ее мощная спина то склонялась, то тяжело выпрямлялась,  боковые складки бугрились, казалось, что вот-вот лопнут швы пальто.  Она неутомимо двигалась у гроба, ее большие красные  руки что-то  перекладывали, поправляли в изголовье, на груди, в ногах  покойного.
  В храм на отпевание пришли почти все педагоги, Софья равнодушно подумала, значит, в школе отменили занятия.
     Феня продолжала суетиться, опять что-то  поправляла, расправляла ленты на венках, раскладывала  цветы, наконец, кто-то  сунул ей в руки свечку под колпаком из полиэтиленовой бутылки, она  замерла, уставившись на пламя. 
 
      После кладбища приехали в кафе «Юбилейное» окнами на улицу Ленина,  педагогов заметно поубавилось, не было завуча и шумного физрука, остальные сидели тихо, как положено на поминках, и сочувственно ей кивали. Говорила только Феня. Она  суетилась у  стола,  что-то поправляла, передвигала, переставляла и говорила – говорила о том, как папа любил ее, очень любил. 
     Неправда,   Яков давно, с тех пор, как дочь выдал замуж, перестал ею интересоваться. Отцовские чувства  перестал  испытывать давно.
 Феня  была в центре внимания,  да-да, такое горе, отец ведь раз и навсегда, другого не бывает.
   Несправедливо, горе у нее, а не у дочери, с которой годами не встречались, не вспоминали о ней, как и она тоже.  Софья почувствовала себя обделенной, повернулась к Марго, сидящей рядом, за поддержкой, но та продолжала смотреть на учителя истории, белобрысого, худощавого мужчину, наконец, перевела светящийся хрустальными переливами взгляд на Софью и  хрипло  спросила:
           - Кто он? – она облизала губы, – напротив нас  блондин с широкими плечами.
               - Учитель истории в старших классах, Владимир, - отчества она не смогла вспомнить.
       Марго взмахнула рукой, привлекая к себе внимание:
               - Володя! мы с вами коллеги, я тоже когда-то работала в школе.
       Он заинтересовано посмотрел на нее. 
       Бутылки с алкоголем опустели, стало шумно, кто-то выражал недовольство, что всухую еда не лезет в горло, да и согреться бы не мешало после кладбища. Распорядитель, может даже муж Фени, успокаивал: водка будет, уже заказана.

     Бутылки принесли, и Феня, нависая над столом, с рюмкой в протянутой руке, покачиваясь грузным телом, расплескивая водку в салат, захмелевшим голосом произносила речь о героическом пути отца, память о нем никогда не иссякнет, ведь он один из основоположников народного драматического театра имени Луначарского, да, да, у самых истоков.
       Кто-то удивился:  «Неужели!? Таким отцом гордиться надо»! 
      Не  был Яков ни среди основоположников, ни среди организаторов.   
 
       Нетрезвым голосом Феня вещала:
              - Настоящим памятником декоративного  искусства являются росписи моего отца  ряда культурных заведений нашего города.

       Жаль, ах, как жаль, что он не смог состояться как художник, потому что не работали жена и  дочь. Семейных скандалов не любил, вот и брался за любую работу, чтобы  семью кормить. Суть не в этом, а в его личных качествах: его доброте, готовности помочь слабому, деликатности, наконец.  Софья уговаривала себя встать и сказать об этом, пока не подумала, что  Яков  посмеялся бы: слава скандальной Дуси покоя не дает? Ну-ну, дерзай, борец, борица, борчиха. Пожалуй, «борчиха» подошло бы  плотной фигуре его дочери,  или «ударница», если заменить черный платок на красный.

     Ей стало плохо -  выпила слишком много водки. Черноглазая  женщина в голубом, похожая на стюардессу, может, работница кафе, сопровождала ее в туалет.
                ***   
Ночью проснулась под нарастающий топот, сдавило виски, пульсировала кровь в  артерии на шее. Вдруг стало тихо, скрипнул пол, чье-то дыхание, шаги, удалялись. Из крана на кухне закапала вода.
 
    Утром  разбудил телефон.
         - Ты как? В порядке? – услышала она голос Марго.
        -  Что? - растерялась Софья.
   О каком порядке можно спрашивать, если она вчера похоронила Якова.
           - Мы с Володей обратили внимание, ты так побелела, когда выступила эта бабища Фекла, такую чушь несла про театр, и чего-то еще. Кстати, где его росписи, ты мне не рассказывала.
             - Чушь тоже.
             - Я так и поняла. Эта Фекла - бородавка на пустом месте, хочет дивиденды заработать  на имени отца. Кто ей даст.
         - Яков прожил достойную жизнь.
         - Кто спорит. Звоню, потому что беспокоюсь. Вчера, когда  мы с Володей тебя посадили в такси, ты была никакая, и все норовила схватить меня за шубу, нарывалась на драку. С кем-то спутала. На тебя алкоголь так подействовал. Не напивайся больше, ты становишься агрессивной.
         - Могли бы и до дома довезти.
         - Ничего ведь не случилось.
  Софья не успела ответить: кроме того, что умер Яков,  Марго отключилась.
               
       Марго была на похоронах в черном кружевном шарфе, повязанном поверх норковой шубы. Том самом шарфе, который был на ней в девяностом, двадцать лет назад, на похоронах Софьиной матери, и в нулевом, когда хоронили Николая. Почему-то сын не напомнил про несчастные для их семьи нулевые.