Покаяние

Ирина Красильникова 2
"А церковь-то эта,  деточка, как будто ко мне сюда "переехала"!" - радостно сообщила мне словоохотливая бабушка у церкви Петра и Павла, что на улице Рахманинова, пряча в потайной кармашек полученную от меня "денежку".

"Ой, бабушка, как интересно, расскажите, пожалуйста!" - попросила я, нажимая кнопочку "запись" на телефоне.  А вдруг,  упущу, не запомню чего-нибудь очень важное?

Видя такой мой интерес, старушка продолжила:  "Раньше, когда я маленькая была, мы не здесь, а в центре жили, и мама мне все рассказывала, что склад, где зерно хранится - и не склад вовсе, а церковь в честь великих апостолов Петра и Павла, куда её ещё моя бабушка на службы водила.
Только времена тогда такие были, что нельзя было об этом говорить никому, потому что могли подумать, что мы Бога вспоминаем, а тогда нельзя было его вспоминать. Но все равно люди верили в Него. Как без веры жить было? Это только нехристи без Веры живут. А мы верили. Только скрывали веру эту...

А потом этот склад убрали, и церковь, значит, уничтожили. Мы тогда из центра переехали, потом я ещё и ещё раз переезжала, когда мамы моей не стало. И начали вот прямо напротив моего дома эту церковь строить, и в газетах все ясно прописали, что она - взамен той, апостолов Петра и Павла, куда моя мама на службы ходила. Зерно потом в которой хранили, помнишь, я рассказывала тебе?

Долго церковь строили, я все думала, дожить мне надо. Мы тоже денежки давали, зато какая красавица она вышла!"

"Бабушка, а что же сейчас на том месте, где церковь раньше стояла? " -  поинтересовалась я.

"Ой, дочка, там уже давно дом построен, люди живут, - ответила старушка. - Потому и церковь уже на новом месте установили, что дом сносить пожалели! Зато мне - то радость какая:  я переехала, и церковь моя родимая - вслед за мной!"

Поблагодарив старушку,  я решила покопаться в Интернете,  дабы найти подтверждение такому искреннему и яркому её рассказу. И - нашла! И старое фото церкви, и информацию.

* * *

Церковь Петра и Павла, построенная в 1797 году на Базарной площади Пензы, оказалась действительно знаменитой. Была она одной из самых богатых пензенских церквей, поскольку ее прихожанами являлись многие известные купеческие семьи.
При церкви существовал лучший в Пензе хор под управлением Алексея Васильевича Касторского.

Эта церковь прославилась среди других приходских храмов Пензы тем, что в ней 31 августа 1824 года слушал Божественную литургию император Александр I.

Однако, как и подавляющее большинство церквей, в 30-е годы XX века её закрыли и передали «Союзхлебу» под зернохранилище, а впоследствии сломали.

В середине XX века на ее месте был построен жилой дом.

Кончились времена безбожия - и решено было возродить Петропавловскую церковь на новом месте. Крест на месте будущей стройки (ул. Рахманинова, 53) заложил архиепископ Серафим летом 1997 года. 2 октября 1999 года стройку посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший на празднование 200-летия Пензенской епархии.

Новую церковь Петра и Павла возводили на деньги прихожан: каждый стремился приобрести "именной кирпичик" и внести свой вклад в строительство. Сегодня эта церковь является, воистину, одной из самых красивых в Пензе. Спросите у любого местного жителя о том, что тут нужно обязательно увидеть, - и все обязательно назовут прекрасную церковь Петра и Павла.

* * *

Прочла я все это, и сразу же отправилась в центр Пензы, на то место, где стояла церковь Петра и Павла - на Московскую улицу, к дому 86. Зачем, спрОсите, если там от церкви ничего не осталось? Да так, просто, из любопытства!

И, как оказалось, не зря я к этому безликому дому ехала! Ибо около него весьма необычный памятник обнаружила. Как будто человек на коленях стоит,  голову рукам  обхватив. И ниша небольшая прямо посреди фигуры сей проделана. А там - лампадка горит неугасимо...

И знаете, как этот памятник называется?

"ПОКАЯНИЕ"...

(Пенза, 9 сентября 2015 года)