Подводя итоги...

Нинель Сорокина
В преддверии Нового года принято подводить итоги, вспоминать о своих достижениях. В основном, речь идет о профессиональных успехах. Но есть ли на свете вещи поважнее, чем работа, карьера, успех? Как только задаешь себе этот вопрос, так начинаешь размышлять о смысле бытия.
Недавно одна моя коллега задала вопрос: «Какое у Вас хобби?» Я ответила, что главное хобби у меня сейчас – это занятие родословной. Задала встречный вопрос. Получила ответ: «Нет у меня никакого хобби, дети выросли, вот и маюсь сейчас». «Странно», – подумала  я. Сказала, что занятие родословной – хобби, а на самом деле, оно уже давно не хобби, а очень важная часть моей жизни. А хобби – так, пожалуйста, путешествия и много еще всяких увлечений. Если, к примеру, скучно, нечем заняться, оглянись кругом: скольким требуется помощь: людям, животным? Можно изучать иностранные языки, это укрепляет память. Да мало ли чем можно заняться!
Сама работа стала для меня тоже увлечением, значит, что-то вроде хобби. Серьезным увлечением, на всю жизнь, вероятно, но всё же увлечением. Может быть, поэтому не оставляет мысль, что жизнь, серьезная, настоящая где-то рядом. Проплывает мимо, а я стою на берегу реки жизни и только смотрю на ее быстрое, увы, течение.
Так что же такое «настоящая жизнь»? Для тех, кто вырос в Советском Союзе, вопрос смысла жизни не стоял остро.  Нам внушали, что в жизни всегда есть место подвигу. Нас воспитывали на примере героев-молодогвардейцев, подвига Александра Матросова и т.д.  Мы верили в то, что скоро наступит коммунизм, капитализм себя изживет.
    Пришла перестройка. Многие ее радостно приветствовали. Многие поверили, что наконец-то заживем свободно и счастливо. Разочарование пришло довольно быстро. Мы себя чувствовали как героиня сказки Пушкина - «у разбитого корыта». Часть сограждан обратилась в веру в Бога. Оказалось, что много есть людей, веровавших еще и в советское время. Другая часть стала верить, так это стало модным, во многом подражая своим вышестоящим начальникам. А большая часть сограждан как была атеистами, так ими и осталась.
В советское время была популярна пьеса «Спешите делать добро». Спектакль по пьесе М. Рощина был поставлен в театре «Современник» Галиной Волчек. Спешите делать добро стало девизом для социально активных людей с легкой руки   Федора Петровича Гааза (1780-1853), русского врача немецкого происхождения, прозванного «святой доктор».
Но пришло новое время в виде всё большего распространения культа потребления. Материальное благополучие, успех стали цениться превыше всего.  Всё чаще стали вспоминаться слова из песни В. Высоцкого: «Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята». И еще выражение известного московского искусствоведа Вадима Нарциссова: «Назад на деревья».
Снова во весь рост встает вопрос: ради чего мы живем? Ради комфорта? Благополучия? Сейчас всё популярное становится фраза известного американского писателя Марка Твена: «Только о двух вещах мы будем жалеть на смертном одре — что мало любили и мало путешествовали». О чем это говорит? Мы всё больше становимся гедонистами? И нам всё равно, что мы оставляем после себя? Выжженное поле или цветущий сад? Горы мусора или прибранную, цветущую планету? Почему мы мало заботимся о том, как делать жизнь лучше? Не собственную, а жизнь вокруг. Что о нас вспомнят? Если каждый хоть на минуту задумается об этом, может быть и жизнь изменится? Может быть, в этом смысл жизни – делать жизнь лучше, хоть немного, но общими усилиями.
30 декабря 2017 г.