Лицзян

Иосиф Лиарзи
Из Ченгду летим  в  Лицзян!

Лицзян недаром стоит №1 в десятке мест, которые стоит посетить в Китае (http://www.passplanet.com/China/frame_where_china.htm), недаром 100 % посетивших отметили, что город понравился, 100% рекомендуют к посещению и 92%
вернулись бы еще раз!

Древний город Лицзян находится как раз в югозападной китайской провинции  Юньнань. Лицзян возник в древности как бойкое место торговли на караванном "Великом чайном пути", по которому веками из Китая вывозили чай, а ввозили  породистых скакунов.

Отстраиваться Лицзян начал более 800 лет тому назад, постепенно разрастаясь и притягивая к себе все больше купцов и путешественников. В наши дни в древнем городе площадью в 3,8 кв. км проживает свыше 6000 семей, многие из которых унаследовали от предков фамильные ремесла или традиционное семейное дело, например, изготовление медных и серебряных изделий, выделка кожи и меха, содержание постоялых дворов или харчевен. Этот, сохранившийся древний городок, по лон колорита народности наси.

За  хорошую сохранность  древнего стиля  строительства династий Сун и Юань древний город Лицзян включен Госсоветом в каталог исторических и культурных городов государственного зна чения, 3.12. 1997 года комиссия мирового наследия ЮНЕСКО единогласно приняла решение о включении Лицзяна в список ЮНЕСКО мирового культурного наследия.

Лёту  1  час  10  минут!

В  Лицзян  мы прилетели  вовремя, в  21:30, пока  получили  багаж (довольно быстро, но всё же занимает время), затем проверка на  выходе – свои  ли  чемоданы  взяли  пассажиры.

Выход  почти  сразу  на  улицу, откуда  нам  махал  рукой  с  плакатиком  плотный, круглолицый  парень – мы  в  самолёте  единственные  не  китайцы, отличить  легко! 

Довольно  высокий – около  170  см., весёлый, сказал  кого  он  представ -ляет, забрал  одну тележку  с  чемоданами  и  подвёл  к  машине. Это  автобус  на  19  человек, но  с  маленьким  багажником, поэтому  всё  загрузили  на  задние  сидения  совершенно  не  ущемляя  пассажиров.

Наш  гид  назвался  Брусом – чтоб  легче  было  запомнить  и  мы  поехали  в  нашу  гостиницу, которая  находится  в  центре  старого города.

По  дороге  Брус  рассказал  нам, что  находимся  мы  в  районе, где  живёт  племя  наси, религия  которых  не  буддизм, а  дунба  и  что  завтра  мы  побываем  в  их  храме.

Наш  минибус  довольно  быстро  остановился  у  въезда  в  старый  Лицзян – до  гостиницы  нужно  идти  пешком, потому что машины, сохраняя  местный колорит  по  старому  городе  не  ездят.

Брус  «слетал»  в  гостиницу  и  привёл  с  собой  носильщика  с  тележкой, на  которой  поместились  лишь  4  сумки. Чтобы  не  ждать, мы  чемоданы  покатили  сами.  Дорога - брусчатка.

 Лишь  бы  колёса  выдержали!

 Гостиница  необычная, но  удобная.
 
Нас разместили на  разных  этажах – потом узнаем  какими  соображениями  пользовались, но нам было  всё  равно – выкупаться бы  и спать.

Что  хорошо – вода  здесь мягкая, приятная  и  кондишинер  не  нужен.
Утром  просыпаемся  под  звуки  журчащей  воды.

За  стеной нашей  комнаты  заманчивый  Лицзян.

Пора  завтракать  и  встречать  нашего  Бруса.

Идём  проверить  как  обстоят  дела  у  наших. Они  уже  готовы  к  выходу  и  мы  идём  в  ресторанчик  напротив  нашей  гостиницы.

Определяют  нас  на  второй  этаж – там  уже  сидят  европейского  вида  пожилые  туристы.

Еда  незамысловатая, но  сытная  и  мы  спускаемся  к  входу  в  гостиницу, где  нас  уже  ждёт гид.

Сегодня  мы  знакомимся  с  религией  и  культурой  наси.


Через   центральную  площадь  мы  приходим  к  нашему  минибусу,

Через   центральную  площадь  мы  приходим  к  нашему  минибусу,
который  ожидает  нас  на  границе  старого  города, и  едем  в   Музея национальности наси и культуры дунба.
Там  на входе  стоят  потемневшие  доски  с  изображениями  каких-то  лиц  и  их  изречениями.

Музей  находится  в Black Dragon Pool Park  в  15  минутах  ходьбы  от  старого  города, на  берегу  небольшого  тихого  озера  вокруг  которого  храмы  и  мост.

 
Из  любой точки  видна  вершина  Jade Dragon Snow Mountain (Yulong Xueshan) - Снежная Вершина Нефритового Дракона (5550 м). Говорят, что  наверх  ведёт  одна из самых длинных фуникулерных дорог в Азии. Кабина прибывает на высоту 4605 м, по деревянным мосткам можно подняться еще на 170 метров вверх. Там  же  продают  баллончики  с  кислородом.

Но  у  нас  на  сегодня   программа  другая!

Прогулявшись  вокруг  озера, мы  осматриваем  достопримечательности  вокруг, а затем Брус передоверят нас девочке, которая ведёт по музею и с  воодушевлением рассказывает о своём народе.

Национальность наси является носителем загадочной, древней дунбаской цивилизации, которая включает в себя дунбаскую письменность, канон, живо-пись, музыку, танцы и своеобразные обряды жертвоприношений божествам.

 "Дунба" на языке  наси означает "мудрец", но это местные шаманы. Образованная элита являлась продолжателем дунбаской религии, владела дунбаским символическим письмом и знанием дунбаского канона.

В дунбаском словаре чуть более 2100 слов. В настоящее время в Китае сохраняется  20 тысяч экземпляров сутр дунбаской религии, записанных дунбаскими иероглифами. Остальные памятники этой письменности разных периодов истории находятся в Соединенных Штатах Америки, Германии, Японии, Англии и других странах. Это скорее художественные рисунки, чем знаки письменности.

Девочка  подводит  нас  к  длинной (7 м.)  пиктографической  рукописи  под стеклом, излагающую  историю  – главное  достоинство  музея. Затем  рассказывает о том, что  наси, жившие  раньше  в  пещерах  и на  деревьях  настолько  корректны по отношению  к  Дождю и  Ветру, что  и  сегодня, говоря о них, стараются  сдерживать дыхание  чтобы  не  побеспокоить.

О  жертвоприношениях!

В старину, влюбленные молодые пары, в случае отказа родителей дать согласие  на их брак, часто прибегали к самоубийству из-за несчастной люб ви. А родители, после  их смерти, как правило, устраивали ритуалы жертвоприношения перед  изображением бога Ветра – бога любви.

Между прочим, различные ритуалы жертвоприношений, например, перед Небом, Землей, Деревом и т, д., составляют  одну из важных частей культуры дунба.

Затем девочка провела нас в зал, где за столом сидел главный из 30  живущих сегодня дунб, который на бумаге, обработанной древними методами (похожую  на обёрточную в советских  гастрономах 50-х  годов), писал  пиктограммой какие-то  «индульгенции», размером  приблизительно  30*40  см.  Служка  стоящий  рядом  складывал  их  в  стопку.

С  дунба  надлежало  поздороваться  «Ала - ла – ла - ле», что  мы  все  и сделали.

Затем  я  спросил  можно  ли  с  ним  сфотографироваться.

Просьба прошла «ступенчато» - через  служку и таким же образом был  получен положительный ответ при  условии, что за 100 юаней куплю одну из  пиктограмм, лежащих на столе на что я немедленно согласился.

Служка  перебрал  написанные  листы  выбрал  один  из, передав  значение  надписи: «Твоё  желание  сбудется».

Перед вручением мне пиктограммы, служка осторожно свернул её чтобы  не  ломать хрупкую бумагу в широкую трубочку и перевязал  ленточкой.

До Израиля мне удалось довезти эту реликвию развернув и положив  между двумя картонками.

Мы вышли из музея и Брус повёз нас в горы осматривать типичную деревню  наси.
Вперемешку  более  современные  дома  и  старые  деревянные. Запахи  неубранных  свинарников, грунтовые  дороги, которые  в  первый  же  дождь  раскиснут и превратятся в знакомые как в деревнях Украины.

 На  просушку  развешены, прицепленные  за  неснятую  скорлупу,  кочаны  кукурузы, иногда на стенах домов, иногда под крышей сараев. Людей  немного – в  основном  женщины, которые либо вручную  «лущат» кукурузу, либо, стоя  на коленях, что-то стирают в  тазиках.

 Детей немного и они, завидев  незнакомых, да ещё  белых, стараются не появляться на  глаза. Но  можно  обратить внимание  на  то, что в домах прячутся  более чем  один  ребёнок.

Брус  рассказывает, что  у  некоторых  племён, чтобы  племя  не  вымерло, есть  официальное  право  иметь  более  одного  ребёнка.

Жарко, хочется  пить и Брус подводит к местной лавке на ступеньках, в  которой торгует довольно высокая женщина средних лет. Напротив  лавки, лицом к ней,  в основном на корточках, сидит несколько  плюгавеньких  мужчин.

Я  покупаю всем воду. Цена – 1,9  юаня, что  совсем  недёшево, как  у  ла -вочников в городе. Эту же воду там в автомате можно  купить  за 1  юань.
Сделав  круг по деревушке, которая находится в низине, поближе к реке, мы  подымаемся к дороге-дамбе на которой нас ждёт  автобус.

Очень меня поразило количество густой, толстой  паутины  накрывающей всё между домами. Любой  палкой это можно  было бы снять, но есть, видимо, какое-то  местное  поверие. Брусу  это  не  показалось  странным  и  объяснить  явление  он  не  смог.
 
***

Мы уже давно выбились из  китайского графика приёма еды, когда  едят строго по часам,  и проголодались, а  наши  китайские спутники  тем более. Но  я  уже не  один  раз  видел, как  они, нарушают  собственные  правила  и  что-то подъедают. Довольно  быстро, оказались  в  Лидзяне, остановились  на  краю  старого  города  и  пешком, через  площадь, пошли  в  сторону  нашей  гостиницы – Брус  хотел  быть  уверен, что  мы  ориентируемся  и  оставить  нас.

Мы  ориентируемся, и  пригласили  гида  поужинать  с  нами. Он  посоветовал  где  остановиться  и  мы, под  его  руководством принялись  заказывать.  Чтобы  узнать  как  кушают  китайцы  и научиться, я  его попросил  сесть рядом, чтобы  можно  было  видеть  это.

Нет ничего загадочного – большая  пиала белого риса, в неё  добавляется  немного супа, чтоб не на  сухую, немного  специй,  мяса (какое  есть)  и  всё.

Наедаешься  хорошо! 
 
 Ну, а  затем  погулять  по старому  Лидзяну!

Стоит попасть в город, как сразу ощущаешь дыхание старины и местных обычаев. Щербины на мощеной камнем мостовой навевают воспоминания о веками ходивших здесь караванах. В отличие от других древних городов Китая Лицзян не окржен крепостной стеной и не имеет центральной оси. Древний караванный путь и деревенские тропы со всех сторон торопятся к городу и сливаются с его переулками.

Переулки "втекают" в 4 магистральные городские улицы, которые в конце концов встречаются на центральной площади в форме квадрата, достигающей 400-500 кв. м. Когда-то давно эта широкая площадь служила оживленным базаром. По обеим сторонам извилистых улочек уютно выстроились жилые дома, построенные из глины, кирпича и дерева. Непринужденный архитектурный облик Лицзяна навевает покой и умиротворение.

Большинство домов в Лицзяне представляют собой усадьбы из 3 двухэтажных строений. Дверь и окна главного дома обычно выходят на юг - это дом старших членов семьи(поэтому  нас  так  разместили). Младшие традиционно занимают два боковых флигеля.

 Немало в городке и усадеб из 4 домов - главного, двух боковых и еще одного, лицом к главному дому. Внутренний дворик вымощен булыжником и разноцветными камнями, узор которых зависит от размеров двора и прихоти хозяина.

Здешняя природа безраздельно властвует над жизнью города: во- первых, Лицзян город воды, вовторых, - гор.

Даже не выходя из города вдали видна вершина  Юйлун ("Нефритовый дракон"), покрытая вечными снегами и льдом. Горные потоки стремительно несутся с горы и устремляются к городу, где продолжают  свой бег  по каждой улочке, а порой и дворику.

В Лицзяне, где бы ты ни был, повсюду слышится журчание воды, и в тишине ночи  особенно кажется, что оказася не в городе, а лесу.

Предки наси почитали природу и обожествляли многих животных. Они являлись носителями древней дунбаской цивилизации. В древнем дунбаском каноне говорится, что человек и правитель природы Шу - сводные братья.

Шу правит горами, лесами, реками и  дикими животными. Вначале человек и Шу жили в согласии. По легенде, Шу живет там, где берут начало водные источники, поэтому насийцы категорически запрещают загрязять их и рубить неподалеку  деревья, даже громкий разговор около источника считается табу.
В Лицзяне и его окрестностях с древних  времен осталось множество каменных стел, на которых высечены предписания надлежащего отношения к горам, деревьям и рекам. В древнем городе много колодцев, рядом с ними часто можно увидеть ковшик: лицзянцы позаботились, чтоб любой путник мог зачерпнуть воду из колодца и утолить жажду.

В древние времена в Лицзяне бытовала традиция мыть улицы речной водой. После базарного дня жители перекрывали речки или ручьи, вода выходила из берегов и  разливалась по всей улице.

Ныне эта традиция канула в лету, однако  привычка к  чистоте осталась: часто можно наблюдать, как жители города каждый перед своим  домом моет свой кусок улицы. Наверное поэтому улицы городка просто сверкают,  особенно по утрам, когда можно различить каждый цвет на пятицветном  камне.

Женщина хозяйничает в доме, мужчина "бездельничает" - это своеобразный обычай  национальности наси. Женщины хлопочут по хозяйству и трудятся гораздо больше,  чем мужчины, причем делают это ежедневно всю жизнь до самой старости. Но местным женщинам такая жизнь ничуть не в тягость, и глаза из светятся счастьем.

У "бездельников" мужчин - свои дела: увлекаются поэзией, каллиграфией, живописью или музыкой. Похоже, свое главное предназначение здешние мужчины видят в наследовании и развитии древней национальной культуры. Звуки древних мелодий несутся по всему Лицзяну.

Чуть ли не в каждой деревне есть фольклорный ансамбль. Древние песенно-музыкальные жанры национальности наси - это "живой музыкальный реликт", поскольку они существуют уже 1000 лет, и такой древней музыки в наши дни больше в Китае не услышишь нигде.

Жизнь Лицзяна проходит в согласии и веселье. Каждой весной и осенью здесь  устраивается выставка цветов, в которой участвуют все семьи города. Разведение  цветов - излюбленное занятие местных жителей.

В городке действует много народных обществ, членами которых являются родственники, соседи и друзья. Они регулярно устраивают званые обеды у себя дома или выезжают на природу на пикник. Такие мероприятия чаще проводят женщины, но иногда они приглашают и своих мужей.


Побродили  старым  городом, который  не  пострадал  от  разрушительного  землетрясения  1996  года.  Здесь  можно  просто  наслаждаться, фонариками, магазинчиками, запахами, которые я в тот  момент  смог классифицировать, но записать не удалось и сейчас уже  не вспомнить.

На  центральной  улице  встретили  Бруса  с  друзьями, который  спросил  или  мы  не  будем  возражать  против  того, чтобы  сын  нашего шофёра  с  девушкой  поехали  с  нами  завтра. Мы  не  возражали  и  разошлись  бродить  каждый  в  свою сторону.

Мы  совсем   свернули  с  центральной  дороги  и  бродили  в  пустых  и  тёмных  улицах   старого  города.

Потеряться  там  невозможно, потому  что  на  перекрёстках  улочек  висят  доски  с  внятными  обозначениями  чтобы  турист  мог  разобраться, что  мы  и  сделали.

Но нервочки уже были напряжены, и начались «исчезновения» Нарика, конфликты  Гали с Ионном.

Среди  толп  смеющихся  людей, семья  израильтян  выделялась  своей  неудовлетворённостью  жизнью.

Танцы насийских  женщин, попытки развеселить,  присоединившейся  к  ним  Лили,  знаменитый  йогурт Лиджана  не  давали  результатов.

Возможно  усталость, возможно  недостаточность  кислорода(?) – мы  на непривычной высоте  2400  метров.

Решили  уходить  домой  в  гостиницу  и, потеряли  направление!
И  полицейские  не  помогли, но разобрались, пришли  в  гостиницу, разошлись  по  номерам, выкупались, а  затем  позвонила  Лиля – Миха  связался  с  ней  по   Skypi  и  она  предложила  прийти, но  мы  в  другом  флигеле  и  двигаться  уже  не  хотелось!