Почём у нас культура?

Леонид Хандурин
   Культура и воспитание

   Репортаж в письмах (28)

   (1 000 писем Президенту и Премьеру)


    (1)
9 июля 2011
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! То, что сегодня нам преподносят под ярлыком «культура» - культурой не является. Если «кто-то» будет настаивать, что «это» культура, то уточняю – «это чуждая нам культура». Ничуть не удивляюсь тому, что в этой теме, очень важной для всех, только полторы тысячи комментариев, в то время, как по теме «коррупция» в 20 раз больше. Это значит, что люди уже перестали ПОНИМАТЬ, что основа «коррупции» в БЕСКУЛЬТУРЬИ и НЕВОСПИТАННОСТИ. И пока культуру нам будут навязывать люди бескультурные, а воспитывать будут «улица» и «тюрьма» - «коррупция» БУДЕТ ПРОЦВЕТАТЬ. И не только «коррупция», а весь «спектр негатива» в обществе. Культура определяет уровень развития общества. Культура – это создаваемые людьми материальные и духовные ценности. «Дом-2» - это материальная или духовная «ценность» России? Я не призываю к его «запрету», но я против, чтобы «такое» называли «культурой». Культура – это здоровье общества, «здоровая» экономика, высокие достижения науки. Сейчас этого нет, значит, нет культуры в обществе. Разве имеет что-то общее с культурой, когда в телепередачах почти половина текста теле и поп «звёзд» или политиков забивается звуковым «пунктиром», чтобы «электорат» не слышал «матерных (это уже не нецензурные) слов. Разве эта «культура» нужна молодому российскому поколению? Агрессивные «сорняки», «вирусы антикультуры» вымывают и уничтожают все слои нашей многовековой культуры, заменяя поэзию Пушкина сальными и похабными анекдотами, прозу Толстого – юмором сомнительного содержания, библиотеки российских классиков – тоннами макулатуры бесфамильных самозванцев. Этот поток «вирусной антикультуры», успешно преодолев «барьер недоученности и малограмотности» ринулся «в народ» и начал сметать на своём пути все накопленные веками «материальные и духовные ценности». Дожились: на полке рядом с «Толковым словарём» «мирно уживается» «Словарь нецензурной лексики». Ура!!! «Демос» победил! Если мы не ценим и не уважаем свою КУЛЬТУРУ, то кто её будет уважать?
 
   (2)   
23 июля 2011
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Сегодня в России явно не просматривается «Единый институт воспитания российского гражданина». Так, существуют «хилые» островки воспитательных концепций разной направленности (часто – ориентированные на 180 градусов). На уровне детского сада «институт воспитания» не работает, так как проблема с самими детскими садами, а в сельской местности уже и детей все меньше и меньше. На уровне школы «институт воспитания» настолько разношерстный, насколько сейчас школа отличается от школы. А это – земля и небо. На этом уровне воспитывать пытаются семья, педагоги, церковь, СМИ, улица, телевидение, заграница, интернет – и это не весь перечень. О «семи няньках» сегодня речь уже не идёт, но того, кто взял бы сегодня ответственность за воспитание молодого поколения, пока не видно даже «на горизонте». Обеспечив законодательно «вседозволенность» для детей, государство «отобрало» их у родителей, дискредетировав их самих «бесправием», а само (государство) не взяло на себя полную ответственность за воспитание. На данный момент, о том, что они «воспитывают подрастающее поколение» говорят все, но четкой концепции воспитания российской молодежи, в объёме «государственного института воспитания», нет ни у кого. Именно такое положение дел с воспитанием на государственном уровне, создает благодатную почву для всплеска в молодёжной среде преступности, организаций ультрарадикальной направленности, религиозных радикальных организаций. В ходе перестройки всего российского общества воспитательная работа с молодежью была отдана «на откуп» случайным людям, которые использовали слабые места детской психики и пытались приспособить «детский класс» к бизнесу, чтобы используя дешевый детский труд, получать высокую прибыль. Теперь вернуть процесс воспитания в «нормальную колею» не так просто. Для этого потребуются очень большие материальные и интеллектуальные затраты, но что особенно важно, на это надо будет затратить очень много времени, а его у государства почти нет.


   (3) 
5 августа 2011
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Лично я никогда не интересовался ни в одной стране, частный это памятник (музей, галерея, заповедник) или государственный. Если они ухоженные, соответствуют исторической эпохе, то вопроса такого не возникало. Тем более, что даже у государственных памятников и музеев всегда были сторонники, которые к ним благоволили, так что этот вопрос можно было и не обсуждать, если бы не одно большое НО. Когда памятник будет переходить во владение какого-то лица, то с этим лицом будет оформляться какой-то ДОКУМЕНТ, который будет подписываться (будут гарантироваться условия) именно этим человеком. НО! Это лицо не вечно. Далее памятник будет переходить по наследству (он стал частным) и наследники могу оказаться люди, для которых этот памятник станет обузой. Они с этим памятником могут делать ЧТО УГОДНО. Да, какие-то обязательства тоже перешли по наследству, но это уже «навязанные» обязательства, от которых можно избавиться 1000 и 1 способами. Представим, что «Третьяковка» перешла в частные руки и перешла к нескольким наследникам. Что, её теперь пилить надо? А ведь, по российским законам, «распилят» и развезут по всему миру. Или будущий владелец проиграет все своё имущество в казино? Тогда, что, он будет отвечать за свою «дурь» и российской историей? А не слишком это щедрые «подарки» для частных «благодетелей». В любом музее (это тоже памятник) тысячи экспонатов, которые будут (это 100%) продаваться «из под полы», если материальное положение частника «пошатнется». И что из того, что «его поймают и осудят»? Кто России будет возвращать уворованное и распроданное? Мало нам «примеров» в Эрмитаже и сотнях музеев по России, где даже государственное разворовывается и распродается, а тут такая «кормушка» для «нуворишей». Сама идея не выглядит чем-то из ряда вон выходящей, но вот кандидаты на «исполнение» этой идеи «не внушают доверия», так и норовят всё «утащить» из страны в офшоры и «на запад». Незавидной может оказаться судьба национального достояния.
 

   (4)
3 сентября 2011
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вы часто высказываете сожаление, что талантливые молодые российские ученые уезжают из России в другие страны и на другие континенты. И на этом фоне как-то «не заметны» потери российской культуры, когда молодые творческие люди вообще уходят из жизни. Уходят талантливые, молодые, здоровые. Не только их карьеры, но и жизни часто, в наше время, зависят от прихоти людей, которым «начхать» на российскую культуру, а только «подавай деньги» на эту культуру. В России давно утеряна нить «равнения на классиков», мы только иногда вспоминаем «этих классиков», благодаря которым и существуют, как «глыбы», российская культура и российское искусство. Тот факт, что часть российских «мэтров», например от кино, эксплуатируют только «звёзд» и только на «главные роли», красноречиво показывает, как «нищает» массовая российская культура (на примере кино). Наши «звёзды» уже «не видят себя» на второстепенных ролях, а наши режиссёры (продюсеры) не могут отыскать для многих талантливых актёров «знаковые», но не «главные роли». Отсюда неудовлетворённость и собой и той «культурой», которая всё больше «прирастает» к Золотому Тельцу, а может все больше становится похожей на «Золотого телёнка», который ждёт современных Ильфов и Петровых. Носители российской культуры, это более ценный материал, чем «черное золото» и его надо приумножать, а не «разбазаривать», как мы это делаем сегодня с нефтью. Духовность российского гражданина ничуть не менее важна, а может более важна, чем толщина его кошелька и эту духовность российским гражданам могут дать, к счастью, не эти тугие кошельки, а талантливые творческие люди, душой чувствующие многовековую российскую культуру. Сегодня в российской культуре идёт «война» между Талантом (Творчеством) и тугим кошельком и, к великому сожалению, побеждает Тугой Кошелёк. Об этом можно только сожалеть, ибо «тугой кошелёк» только фигурирует в истории, а Талант творит Историю. И российская история – не исключение. На чьей стороне мы сегодня?
 
 
   (5) 
9 июня 2012
Из материалов СМИ.
«Глава Министерства культуры России Владимир Мединский считает, что пришло время похоронить Владимира Ленина.
Несколько дней назад Владимир Мединский выступил с инициативой назвать две московские улицы в честь великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны. По мнению министра, их имена на карте столицы должны заменить фамилии террористов и убийц, которыми он считает некоторых революционеров.»
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Неужели в России мавзолей и две московские улицы являются теми «проектами», которые Минкульту надо «реализовывать» в первую очередь? Разве все федеральные Программы по культуре выполнены? Разве нет проблем в сохранности экспонатов в музеях? Разве в России равнодоступны музеи, библиотеки для населения страны? Разве нет проблемы порно и насилия в современной российской кинематографии? Разве культурные программы частных театров и трупп соответствуют стремлению нашего общества к модернизации? Разве музыкальное образование стало общедоступным для всего населения страны? Почти все ответы будут: нет, нет и нет. И почему у нас, в России, министр решает, кого и когда убирать из мавзолея и под что «перестраивать» мавзолей? Так скоро и до Кремля доберутся. Что за мода сегодня «пошла»: только стихнет какая-нибудь «острая» полемика, как тут же появляется кто-то «самый умный» и начинает раздувать что-то из «искры». А может хватит? Давайте что-нибудь «ломать» оставим следующим поколениям, чтобы не прослыть гробокопателями. Да и ритуальные услуги, как мне помнится, находятся не в ведении Минкульта, а у Министерства регионального развития. Этому министерству, казалось бы, более сподручно исследовать вопрос, когда где и кого хоронить и какие улицы когда переименовывать. Каждый должен заниматься своим делом, тогда в государстве будет меньше «чрезвычайных ситуаций», которые мы часто инициируем сами. Вопрос «захоронения» созреет сам собой, если «инициаторы» дадут людям новую «национальную идею».


    (6)
14 июня 2012
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Если общество, в лице власти, «забросило» напрочь вопросы воспитания, то вопросы культуры необходимо реанимировать в срочном порядке. Культура в России всегда была «топливом» и «пищей» для всех добрых дел. Люди, далёкие от отечественных культурных ценностей, не могут принести большой пользы стране – у них отсутствует духовная мотивация и превуалируют только алчные чувства наживы. Поэтому, «продвижение» культурных ценностей в российскую глубинку - одна из основных задач власти и конкретно Минкульта. Глубинка живёт без «эрмитажей», «третьяковок», балетов «больших театров» и других достопримечательностей большой культуры России. Ждать, что люди глубинки вскоре увидят что-то из этих ценностей, будет сверхсамоуверенностью со стороны руководителей страны и Минкульта. «Гора к Магомету не придёт» - в этом можно быть уверенными. Значит, необходимо думать о том, чтобы «Большая культура России» пришла в глубинку: в село – из области, в район и область – из Москвы и Санкт-Петербурга. А тут – Минкульту и «карты в руки». Цель: полотна мастеров, музыка веков, лики богов – должны отвлечь людей от пагубных влияний алкоголя и наркозелья. Можно и «просчитать», сколько надо «тонн культурного наследия» против литров и граммов «заразы», чтобы «красота победила зло». Именно об этом целесообразно «думать» чиновникам Минкульта, а не о переименовании чего-то и кого-то, не выходя из кабинетов и не «отрываясь от кресла». При этом Минкульту нет необходимости заботиться о средствах на реализацию таких проектов – российские миллионеры и миллиардеры сегодня могут с «лёгким сердцем» поделиться небольшой частью своих благ с народом, тем более, если к ним найти душевный подход, у многих свои корни из глубинки. Например, Михаил Прохоров сам обещал заняться таким просвещением и другие, думаю, от него не отстанут. Людям в глубинке нужен не только газ, дешёвый бензин, но и духовная пища, чтобы люди оставались людьми, а не становились «приложением» к своим «тачкам».

 
   (7)
24 июля 2012
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Хочу поднять проблему культуры и воспитания в российской семье. Почему нас, россиян, недолюбливают за наш российский «особый» имидж. Сегодня наблюдал такую картинку из жизни. В одном из российских учреждений человек 50 с 6 часов утра занимают живую очередь. Учреждение начинает работу с 9 час утра. В очереди около десяти стариков старше 70 лет. И вдруг в 8:30 появляется дама лет 32-34-х с мальчиком 12-14 лет и прорывается через этот кордон стариков, расталкивая всех. Когда её пытались урезонить, она нагло заявила, что договорилась по телефону еще два месяца тому назад и ни в какой очереди стоять не намерена. По телефону и интернету договаривались большинство из очереди. К стыду надо сказать, что десяток здоровых мужиков не стали связываться с этой, мягко говоря, маловоспитанной дамой. В итоге эта дама обошла всех стариков и в полусотенной очереди вошла восьмой. Видели бы Вы, с каким превосходством победителя смотрел этот маленький мамин помощник на входящих потом стариков, демонстрируя всем продвинутый мобильник. Старики казались уничтоженными. А не этот ли штришок портит имидж россиян.
Грешно сравнивать, но вспомнилась картина из детства. Лето 1948 года, родное село, престольный праздник Петров день. Половина села собралась на краю села метрах в трехстах от леса и вблизи от луга под названием Попово поле, на котором паслись несколько десятков табунов гусей. Гулянье было в разгаре, когда из леса выскочили два волка, большой (очевидно, волчица) и поменьше (волчонок). Хорошо было видно, как волчица врезалась в стадо и рвала шеи крупных гусей, а малыш это же проделывал с уже подросшими гусятами. Народ начал кричать, и все побежали к лугу. Но волки, не обращая на людей внимания, минуты 3-4 делали своё дело и только когда люди были близко, они взяли гуся и гусенка и быстро скрылись в лесу. Такая у меня сегодня была ассоциация. Неужели люди теряют человеческий облик и учат этому себе подобных?
 

   (8) 
30 июля 2012 18:41
ДЕНИСОВ ЮРИЙ, 29 июля 2012 07:57
«Всё больше появляется художественных фильмов о жизни в СССР в разные периоды его истории... Много надуманного и неестественного... Был брошен резерв главного командования - женский батальон снайперов. Девушки подпустили идущий в лобовую атаку полк фашистов на 150м. и открыли огонь... Эти 99 девушек вполне заслужили и орден Красного Знамени и бессмертие...».
Уважаемый ДЕНИСОВ ЮРИЙ! Спасибо Вам за героизацию наших женщин (советские - тоже наши) в период ВОв, но давайте оставим историю – историкам, кино – режиссёрам и т.д. А то мы с Вами такого наснимаем или наконсультируем, что через15-20 лет зрители не смогут понять, в каком веке всё происходило. Объясняю – почему? Вы предлагаете экранизировать эпизод войны противоборства женского батальона снайперов (почему-то 99 человек) с фашистским полком, идущим «в лобовую атаку» (это 800-2000 человек, в зависимости от периода войны и характера части). Вы посчитайте, сколько выстрелов сделает каждый снайпер за тот период, пока сотни людей бегут 150 метров. Добежит более 50%. Это – первое. Второе: снайперам такие задачи в период ВОв не ставились. Снайперских батальонов не было. Возможно, и были такие части в 350-700 человек, где было до 100 снайперов, но это были отдельные части, выполняющие роли снайперских курсов, находившиеся в тылу дивизий и армий. Снайпер на фронте был «на вес золота» и подставлять их под «лобовую атаку» - это величайшая глупость. Для «лобовой атаки» противопоставляют артиллерию (миномёты) и пулемётные расчёты флангового огня. Далее: атака из фильма «Чапаев» и атака фашистского полка времён ВОв не идут ни в какое сравнение. Уже в период артподготовки большая часть снайперов будет «накрыта», так как они хорошо замаскированы, но обычно плохо защищены от бомбёжек и артогня, так как им необходимо хорошо видеть цель. У вас хорошие комментарии по экономическим вопросам, а вот по военной тематике, мне кажется, Вы несколько «не дотягиваете». Давайте оставим всё, как есть.


   (9) 
31 июля 2012
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Вы являетесь идеологом модернизации экономической жизни России. А как Вы относитесь к тому, что культуру и воспитание россиян надо бы тоже как-то «привести к современному знаменателю». Последние несколько десятилетий россияне начали «дрейфовать» от своей исконной культуры и доброты, а некоторые и от своей веры. Возможно это так влияют урбанизация и индустриализация российского общества? Раньше едва знакомые «господа», встречаясь, уступали дорогу, снимали шляпы и раскланивались. Сегодня, когда такие господа стали зажиточнее, они встречаются в кабинах автомобилей, завидуют автомобилю другого и не только не раскланиваются (за тонировкой не видно), но и норовят «наехать» друг на друга. А иногда не они сами, а их водители. Прямо из пушкинского «Дубровского»! В России всегда были в почёте правила хорошего тона, а принимавшие их за этическое руководство, всегда были уважаемыми людьми. Теперь же правила хорошего тона постепенно подменяются правилами дорожного движения, согласно которым человек с человеком может общаться только через полицию или через суд. Такие «отношения» между людьми ни к чему хорошему привести не могут. Поэтому, вместе с развитием «демократии» в нашем гражданском обществе, надо как-то подумать о реанимировании культуры общения и культуры взаимного воспитания. В Юрмале (Латвия) только что завершился фестиваль «Новая волна» и дико было видеть «холодное» отношение (даже свист) к победительнице фестиваля из России, которую номинировало жюри конкурса. Не зрительские симпатии выбирали победителя, а жюри. Да, слава богу, это не Россия, но россиян здесь было много, особенно «выше среднего класса», а вот «культуры» - маловато. И жаль, что квазикультурное современное «общество зрителей» захотело выбрать победителя «митинговым» способом. Конкурсантка-то причем? У человека останется неприятненький осадок о «Новой волне» на всю жизнь. А вот «культурному обществу» это как-то «по барабану». В России надо бы повежливее друг к другу.

 
   (10)
17 сентября 2012
Из материалов СМИ.
«Писатели прокомментировали «сотню книг» Путина.».
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Многие россияне хотели бы знать и Вашу «сотню книг». Известное изречение говорит» «Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты!». А для того человека, у которого книга – друг, это выражение можно отнести и к книге. Любому здравомыслящему человеку (даже писателю) должно быть понятно, что «сотня В.В.Путина» это – рекомендательный совет из детства, юношества, молодости нашего Президента того минимума, с чего надо начинать, а дальше, как подскажет совесть, воспитание и талант. Время чтения В.В. Путина - это было другое время, были другие люди и была другая идеология. Надо полагать, что сегодня у нашего Президента значительно меньше времени для чтения книг, но существующий у него «книжный багаж» говорит о том, что человек любит КНИГУ. Для современного человека «сотня книг» это очень мало, чтобы считать себя эрудированным россиянином и очень мало, чтобы считать себя эрудированным человеком мира.
У каждого человека было, есть и будет «своё» время и свои книги. Например, у меня в младшем возрасте любимыми книгами были «Сын полка» и «Улица младшего сына». Но то было послевоенное время и для меня, мальчишки, не могло быть иначе. С возрастом я понял, что должен прочитать как можно больше книг русских классиков (для общей эрудиции), хотя «тянуло» к Майн Риду, Жюль Верну, Дюма, Есенину. Поэтому всё «проглатывалось», смешивалось и только после этого приходило понимание, как похожи «Война и мир» и «Унесённые ветром», было понимание «момента истины» того, какие мы всё-таки одинаковые на разных континентах. Вот по этой причине хотелось бы видеть в прессе «сотни книг» Премьера, министра образования, министра культуры и других руководителей и высокопоставленных чиновников нашего государства. Тогда, надеюсь, будут меньше ряды оппозиции. Есть у «сотни книг» и другой аспект, опасность, что информация на других носителях (кино, интернет) может потеснить книгу, чего не хотелось бы.

 
   (11)
19 сентября 2012
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Культура нашего, Российского, государства является сложной интеграционной составляющей по всем поколениям жителей и граждан России. Каждый человек, каждая группа людей, проживавших в России на протяжении многих веков вносили свою национальную частичку культуры в копилку всей российской Культуры. Сегодня мы, россияне, обязаны задуматься над тем, что для нас является первичным – воспитание или культура. Часть россиян, особенно обладатели больших богатств, пытается «насаждать» в России «свою культуру», культуру нуворишей и их лакеев. Такое в России было всегда, независимо от строя и идеологии. И чего греха таить, среди этой части не всегда были воспитанные или высокообразованные люди, но некоторые из них даже пытались возвыситься «над культурой» или руководить ею. Именно из «этой плеяды» выходили «специалисты», «эксперты» «модернистских» направлений развития культуры, которые были и остаются чуждыми большинству россиян, подобно авторам «Дома-2». Казалось бы, по логике «цепочка» ранжирования должна быть: воспитание – обучение (с воспитанием) – образование (с воспитанием) – культура. Но даже среди руководителей встречались и встречаются люди, которые «обошли» звенья этой «цепочки». А среди владельцев предприятий и структур таких не счесть, они сразу «выходят» на звено «культура» и диктуют свои понятия. Особенно в России страдает «культура свободного времени», которая зависит не только от «впитывания» человеком этой «цепочки», но и от обстоятельств, в которых находится в конкретный момент человек. Чем разностороннее воспитан, обучен и образован человек, тем больше у него спектр реализации «культуры свободного времени», а в противном случае – человека государство толкает к «бутылочной культуре», взял бутылку-две горячительных напитков и «на природу», заливать свой культурный уровень. Каждый россиянин это – потенциальный кирпичик в «замок» или крепость российской культуры и от государства зависит, каким он будет по величине и качеству.

 
   (12)
30 октября 2012
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В российской (русской) культуре имеется бесчисленное множество задокументированных «источников», которыми можно руководствоваться в обществе и без нынешнего бюрократического законодательства. Однако, проблема в том, что мы, россияне, и в первую очередь русские, не знаем, что имеется в бездонном кладезе нашей многовековой культуры, не «инвентаризируем» «это» и постепенно забываем всё больше и больше из того, что нам оставили поколения наших соотечественников. Взять даже один единственный «постулат» культуры: - «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...», пьеса «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860-1904). Из этого следует, что наш российский человек не «должен» быть алкоголиком, наркоманом, коррупционером и прочим из вариантов уподобляющихся «подонкам». Это должно «регулировать» общество без каких-либо законов и законодательных актов. Таким должен быть человек. Если он таковым не является, то «оно» не является и Человеком. А что происходит с нашим обществом? Оно мирится со всем тем, что Человека делает «недочеловеком» и часто общество этому потворствует и «внедряет» эту всю «моральную грязь», разбавляя её « в бочке» множеством «ложек дёгтя», передавая это бескультурье из поколения в поколение, усугубляя этим нашу «культурную генетику». Причем, приличную «одежду» человеку не обеспечивает государство, а приличные «душу и мысли» не обеспечивают общество и отдельные личности, которые «монополизировали» российскую культуру, покупая её и продавая оптом и в розницу. Все эти «надстройки» (экономика, политика, социум и др.) будут работать тогда (и только тогда), когда человек будет Человеком, а не «оном» среднего рода, теряя всё больше и больше человеческого облика. А таким культура не нужна, тем более «всё прекрасное». «Оно» после бутылки водки или после «дозы» будет себя чувствовать сверхпрекрасно, независимо от того, как будут чувствовать себя окружающие. Так Россия вскоре погубит саму себя.


    (13) 
11 ноября 2012
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Природа одаривает рождающегося человека правом на жизнь, которую у него никто не имеет права забрать. Вместе с жизнью человек получает здоровье, которое он должен беречь, ибо оно даётся ему одно. Человек получает талант, чтобы на его основе доставлять себе и окружающим радость и комфорт; ум, чтобы употреблять его во благо себе, своим близким и всем окружающим; тело, чтобы все функции человека были видны и осязаемы; силу, чтобы человек мог совершать дела во благо и легче преодолевать природные препятствия; репродуктивные способности, чтобы человек, на радость себе, мог производить себе подобных и множить род человеческий; способность чувствовать, чтобы человек обладал высокой духовностью и ценил то, что находится вокруг него и многое другое, что делает его человеком. И как человек всем этим природным даром распоряжается? Жизнь свою и других ценит очень мало и не задумывается вообще о ценности других жизней. Здоровье губит своё и окружающих, употребляя алкоголь, наркотики, пренебрегая элементарными санитарными нормами, чем существенно ухудшает своё здоровье и сокращая себе продолжительность жизни. Свой и других людей талант человек не развивает, а часто делает его средством наживы. Свой ум человек часто использует не во благо, а в целях нанесения окружающему человечеству большого вреда, от которого всегда страдает сам и его близкие. Своё тело человек уродует разными способами (делает татуировки, пирсинг, искусственно «накачивает» мускулы), что делает его уродливым и дряблым, а женщины ещё и торгуют своим телом. Репродуктивные способности человек извращает настолько, что приходит к однополым бракам, верху абсурда природного естества. Так можно продолжать долго, фактов больше, чем достаточно. Все эти извращения основы человеческой природы должны очищаться основами воспитания, образования и культуры, а, если надо, то и медицинским вмешательством. Это обязанности государства, которые оно сегодня не выполняет в полном объёме.

 
   (14) 
14 ноября 2012
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Все Ваши, с Президентом, добрые дела страдают существенным недостатком – дефицитом людей чести, участвующих в этих делах, особенно в исполнительских звеньях. Вы с Президентом создали много групп общественных «помощников», что существенно укрепило институт президентства в России, правительственные институты и партийный институт «Единой России». Но пока все эти новообразования не имеют моральной базы и это «лихорадит» новые надстройки. Пора в России вводить «Кодекс чести», особенно среди бизнесменов, политиков и высокопоставленных чиновников. Тем более, что его не надо «изобретать», а надо о нём «вспомнить», вспомнить о «Честь имею», которое в России было гарантией моральной чистоты помыслов, поступков и дел. Главное, чтобы это не было очередной «декларацией» подобно «моральному кодексу строителя коммунизма», заучившие который грешили не только маранием чести, но и потерей совести. Посмотрите, что происходит во время реализации реформ в отдельных ведомствах в России! Средства, выделенные на реформы, часто расходуются не по назначению, а часто просто разворовываются. Более того, иногда эти горе-реформаторы переходят из одной «реформы» в другую, совершенствуя схемы увода бюджетных денег. Какой выход? Применить правило: «нельзя приступать к материальной стороне любой реформы, не подготовив для этого моральную сторону реформы». Испокон веков в России, в кругах порядочных людей, честь была превыше всего, сегодня же это стало расхожим атрибутом, красивым словом, которое никого ни к чему не обязывает. Сегодня очень редко встречается «человек слова» и «человек чести», а это уже граничит с деградацией общества. «Реанимации» Кодекса чести нет альтернативы, дальше в условиях «киллеров, рейдеров, коррупционеров и т.д.» России жить нельзя, а о модернизации, инновации и говорить нет смысла. Только общественное «отторжение» на всех уровнях тех, кто нарушает «кодекс чести», может останавливать людей от совершения неблаговидных поступков в обществе.


   (15) 
15 декабря 2012
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Российской интеллигенции (или элите) пора решить, что считать в обществе первичным: культуру или воспитание. Эти два понятия были и остаются незыблемой основой общества, на которые опираются всё и вся производящее человеком. Раньше наши предки и мы считали, что эти два понятия неразделимы и одно выходит из другого. Сегодня этого уже сказать нельзя. Сегодня «сертификат культуры» можно купить на любом перекрёстке. И сегодня просто понять, что у того человека может быть недостаток в культуре, если у него ощущается недостаток в деньгах. Кто сегодня «посмеет назвать» бескультурным человека, у которого денег «куры не клюют»? Сегодня всё больше «культуру» в Россию пытаются ввезти из-за границы, как в 90-е «челночники» возили «тряпки», не думая о том, что «культура»-то чужая и часто чуждая. И законодательную культуру мы «тащим» и «напяливаем» на себя, не заботясь, что выглядим в ней смешно и убого. Но зато «в ногу вместе со всеми». А о каком воспитании россиян можно говорить, когда мы «всю культуру» из-за границы ввезли? Кто в России сегодня теоретическими основами воспитания занимается? Где наши современные российские Макаренки и Сухомлинские? Да, практика кое-как теплится, проходят конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», но это выявление талантливых самородков-практиков, а где и на чём учиться молодёжи и десяткам тысяч воспитателей-педагогов, для которых нет даже рабочих мест, так как не хватает дошкольных и школьных заведений. А оплата труда какая? Забыли слова А.С. Макаренко, что «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив». А в России таковых «сорок» помноженных на много раз. Многие же педагоги вообще себя не видят в воспитательной составляющей, выполняя обязанности только преподавателя «предмета», облегчая себе жизнь. Но без хорошо воспитанного молодого контингента Россия не сможет развиваться, а её культура «наполняться» образованными людьми.
 

   (16) 
25 декабря 2012
Юрий Котов, Вологодская область, 22 декабря 2012 20:50
Вы написали: «Листая каналы ТВ, на 20 секунд остановился на канале, считающемся молодёжным, где идёт "Камеди клаб". Но это же ужас!...».
Сергей, Саратовская область, 22 декабря 2012 17:47
Вы написали: «Депутат Железняк внес в ГД законопроект об ограничении показа иностранных фильмов. А нельзя еще ограничить на ТВ всевозможные западные проекты, адаптированные на нашего зрителя?...».
Уважаемые Юрий и Сергей! Полностью с вами согласен. России, стране с многовековой культурой, должно быть стыдно за тех «челночников» западного дешёвого «культурного ширпотреба», которые тащат к нам всякую дрянь, не давая развиваться русской и многонациональной российской культуре, да ещё тратят на это народные деньги россиян. Российское богатое культурное достояние подменяют каким-то диким «вертепом» с примесью гадально-спиритического шабаша.


   (17) 
10 января 2013
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Когда в теме «культура и воспитание» начинают цитировать М.Жванецкого, М.Задорнова, К.Эрнста... вместо Платона, Конфуция, Руссо, Вольтера, Авиценны, то это больше походит на обмен серией анекдотов про Чапаева и Петьку, Штирлица и Мюллера и т.д., а не на обмен мнениями по вопросам культуры и воспитания. Мнение советских и российских сатириков, актёров и руководителей из системы ТВ, возможно, и важно в свете их профессиональной деятельности, но распространять его в качестве «перстоуказующего» и влиять этим на наше бытие и сознание, слишком рискованно. Современную культуру, пользуясь её «бизнесфункцией», всё больше и больше «загоняют» в «ложе» шоу-бизнеса, сатиры, юмора, конкурсов «звёзд» и «избранных», что для российской культуры является полным её «умертвлением». Скоро вся «культура» сконцентрируется в «Доме 3». Российская культура всегда имела «народные корни», каким бы «неформатом» их ни называли. Сегодня в России тот может «прилепиться» к культуре, у кого имеются большие деньги (участие в любом конкурсе дорого стоит). Само собой разумеется, что в «современную культуру» вошли ночные клубы, модельные показы, конкурсы различных «мисс», порностудии и прочее, в то время, как всё интенсивнее «вымываются» библиотеки, художественные выставки, центры самодеятельности, не говоря уже о музеях, которые распродаются «на корню» и разоряются целыми усадьбами. Молодёжь всё это видит и «вбивает себе в голову», что в государстве нынче «нет ничего святого», что держало бы её на родной земле и прививало ей хоть чуточку патриотизма. Сегодня Министерство культуры ничем не отличается от Министерства торговли или от Министерства сельского хозяйства, такой же убогий «материализм», лишённый духовности, без которой не может быть культуры как таковой. Сегодня актёров-«звёзд» пытаются выращивать на искусственной «грядке», словно шампиньоны, которые через несколько дней должны быть брошены в суп и съедены. И это называется «культурой России»?
 

   (18)
31 января 2013
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Сегодня культура в России оказалась в состоянии «дуализма», разделившись на «культуру бытия» и «культуру сознания». По отношению человека к близким и знакомым действует «культура сознания», когда отношения и действия защищают только одних, а по отношению к другим действует «культура бытия», переходящая часто в бескультурье. Ещё более «дуалистичными» отношениями отличаются культура официальной власти и культура власти с подвластными душесубъектами. Вместо взаимного уважения всё больше проявляются случаи одностороннего неуважения и пренебрежения. Имеющий власть может унизить любого, не имеющего власти, без достаточного на то основания, только «потому, что он имеет власть». Это не культура взаимных отношений, это – их бескультурье. Опасность этого в обществе в том, что это из сферы культуры переходит в сферу воспитания. Воспитуемые не попадают в сферу воспитания, а попадают в сферы оскорбления, унижения и даже морального террора. И это уже относится не к «культуре сознания», а к «культуре бытия», где «допускается» жить совершенно по другим человеческим принципам. Например, с таким как «с волками жить по волчьи выть» и т.д. Их человечество выработало себе «в защиту» большое множество. Культура, по своему воздействию на человеческие отношения, - многообразна и только моральными устоями её нельзя удержать в рамках «чистого сознания» ибо часто «чистое бытие» сдобренное таким «изобретением» человека, как денежные купюры, сводит «на нет» не только культуру, как «бытие», но и культуру, как «сознание», расшатывая многовековые моральные устои. В этом случае без правового вмешательства государства не обойтись. Отдавая «культуру бытия» на откуп обществу, государство теряет свои базовые основы позиционировать себя государством, так как «беззаконие в умах» переходит к «беззаконию в поступках», после чего нельзя уже говорить о культуре государства, о культуре народа, нации, а тем более о сохранении их как исторической ценности, основы всего сознания и бытия.


   (19)
12 февраля 2013
Ольга, Тюменская область, 31 января 2013
Написала «Дмитрий Анатольевич, добрый вечер! С Вашего позволения.
Вот сижу, смотрю на канале Культура передачу о Сталинграде. Смотрела прямую трансляцию с Пискаревского кладбища, плачу. А рядом мои дети бесцеремонно переключают на Comedy Club. Что-то мы в воспитании этого поколения упустили... Нужно тихо, никому не говоря, сделать так, чтобы фильмы и передачи про войну и хороших людей шли одновременно на всех каналах. В том числе и на таких, как ТНТ!».
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Подобные предложения будут поступать регулярно, ибо новые события (даже не очень значительные) постепенно «выхолащивают» память о великих событиях прошлого, делая их менее значительными, а на этом «фоне» можно «запросто» фальсифицировать прошлые события любого уровня, доводя их до абсурда или до событий «с отрицательным знаком». И этому нельзя противостоять «одновременным показом на всех каналах» правильного видения этих событий. Память должна быть в душе, в умах, а не только на каких-то носителях, которые надо «активировать» прежде, чем что-то вспомнить. Так мы будем забывать ещё быстрее. Почему старшее поколение до сих пор помнит Сталинград, Курскую дугу, Битву под Москвой, прорыв блокады Ленинграда, взятие Берлина и другие значимые события Великой Отечественной войны? Да потому что оно жило этими событиями, чувствовало причастным себя к этим событиям. Не было такого ребёнка, который бы не играл в «войнушку» и не побеждал «врага», который засел «в окопах» под Москвой, в Сталинграде или под Курском. Нет, этого, нет и Памяти. Да, сегодня мирное время, но дети продолжают играть (теперь виртуально) в стрелялки, которые им «подсовывают» другие «дяди», которые не хотят, чтобы российские дети помнили историю с детства и уважали, например, свою армию. Культуру и воспитательные основы любви и уважения ко всему отечественному необходимо прививать с детской погремушки, а не в возрасте «детям до 16...». Тогда мы уже опоздали на целое поколение.
 
 
   (20)
24 февраля 2013
Из материалов СМИ: «В Астрахани компания из пяти молодых людей потушила Вечный огонь в мемориальном комплексе Братский сад. Инцидент произошел в ночь на 23 февраля, сообщили в региональном управлении МВД. Злоумышленников удалось задержать по горячим следам. Ими оказались трое жителей Ставропольского края и двое астраханцев - ученики школ и студенты колледжей».
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Поступки вандализма у мемориальных комплексов и у воинских захоронений в последние годы происходят сравнительно часто. Одни жарят яичницу на Вечном огне, другие гасят огонь, у третьих «газа не хватает», четвёртые воруют бронзовые таблички и этот перечень можно продолжать долго. Это «показатель» культуры и воспитания молодого поколения, часть которого не только не является патриотами и не чтит память погибших Защитников и наши традиции, но и варварски относится к труду тех, кто поддерживает в хорошем состоянии и ухаживает за воинскими захоронениями и мемориальными комплексами. Кто учителя этих школ и педагоги этих колледжей, которые не втолковали этим осквернителям, что для нас эта память священна? Самоустранение педагогов школы от процесса патриотического воспитания в стенах школ, является большим «намёком», что там не всё в порядке с патриотизмом. Ссылки на то, что «нам за это не платят», несостоятельны, так как за патриотизм не платят. Просто, людей, которые «тяготятся патриотизмом» или стесняются его проявлять, не надо допускать к обучению и воспитанию молодого поколения. И нет смысла делать ссылки на семью и улицу, воспитание патриотизма – процесс коллективный, процесс на примере «поступай, как я», процесс осуждения неблаговидных поступков коллективом. В данном случае и существенные упущения семьи, но коллективы для того и служат, чтобы «нивелировать» упущения родителей, а не усугублять их. Если этих «недоумков» осудят, то доля вины ложится на учителей, коллектив, родителей и окружающей общественности. Из таких случаев надо делать выводы, а не «ахать» и «охать».
 
 
   (21)
4 сентября 2013
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! В России бытует мнение, что функции воспитания достаточно чтобы привить культурные навыки и культуру человеку. Так и сформирована эта тема: культура и воспитание. Теоретически это так, но на практике оказывается, что функции воспитания недостаточно, необходимы и функции образования, более функциональной является «триада»: воспитание, образование, культура. С детства человек воспитывается, затем воспитывается и получает образование, а затем воспитывается, получает образование и приобщается к культуре труда, общения и к культуре, как к искусству. Разрыв этой триады приводит к тому, что у людей атрофируется одна из ветвей этой триады: воспитание, образование или культура. Тогда говорить о «гармонично развитом хомосапиенсе» не приходится и полезность таких людей в обществе резко снижается, а их «вред» с таким же темпом нарастает. Тем более, что для деятельности в обществе чистого образования недостаточно, большое значение имеет воспитание, культура общения, культура труда. Чтобы остановить деградацию современной личности, необходимо срочно связать воедино воспитание, образование, культуру и создать (или воссоздать) традиционные российские институты, которые бы генерировали новые методы и способы формирования современной личности. В качестве примечания можно добавить, что такой «феномен», как коррупция начал «распоясываться» именно по причине распадения «связки»: воспитание, образование, культура. Можно составить большой список других негативных явлений в обществе, которые мешают нам нормально жить именно из-за дефицита уровней воспитания, образования и культуры. Несмотря на то, что эти три функции формирования личности близки друг другу, каждая из них влияет на личность по своему и они не могут подменять одна другую без ущерба на цельное формирование личности. Если государство планирует модернизацию экономической системы с коэффициентом 1,5, то функции воспитания, образования и культуры должны измениться с коэффициентами 3 или 5.
 

   (22)   
20 сентября 2013
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Культура в России, возможно, и в достаточной мере защищена, а вот воспитательные функции пребывают в «загоне». Если рассматривать воспитание чисто «по-народному», как содружество «кнута и пряника», то одну часть населения воспитывают при помощи «кнута», а другую – при помощи «пряника». Поэтому, у нас одна половина населения не понимает другую и живут эти половины с абсолютно противоположными векторами. Более того, нет законченного процесса воспитания на общественном и на государственном уровне. В современных условиях средства массовой информации (СМИ) являются основным рупором массового воспитательного процесса в обществе, как обобщение индивидуальных воспитательных процессов в семье, школе и других «микроячейках» общества. И вот на этом поле существует разрыв понятий разных воспитательных приёмов. Ещё классик русской литературы заметил, что «преступление (поступок) и «наказание» (оценка поступка) являются неразрывным жизненным циклом. В то же время мы видим в СМИ эти составляющие единого цикла, как бы разделёнными и не имеющими связи. Это убеждает людей (от мала до велика), что за свои поступки можно не отвечать (по малолетству, по душевной болезни, по срокам давности и проч. и проч.). В современных фильмах и книгах чаще всего имеется красочное изображение преступления или поступка и ничего нет о мере и строгости наказания или осуждения, а часто бывает оправдание преступления или его завуалированная героизация. А поскольку кино являются искусством (как сказал один из основателей государства Советов), то всё это переходит в элементы нашей культуры и прививается нам всем уже как «противоядие» к ответственности за наши поступки, что сегодня и составляет основу воспитания современного поколения. Собирается ли государство что-то менять в этом направлении? Пока этого не видно. Преступления тиражируются СМИ, малолетние преступники и малообразованные люди воспринимают их, как руководства к действию и всё продолжается «в том же духе».


   (23)   
24 сентября 2013
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Культура – это основа жизни общества, взимоотношения между людьми. Культуру можно рассматривать, как результат деятельности людей, а воспитание – как процесс взаимоотношения людей ведущий к созданию культурных ценностей в обществе. Свои культурные ценности имеются во всех сферах деятельности общества: культура здоровья, культура отношений (семейных, коллективных и т.д.), культура образования, культура как исскуство и, наконец, культура экономики. Как сказал Михаил Пиотровский: «Культуру должно содержать государство». И хотя он имел в виду «культуру», как часть художественных ценностей Эрмитажа, но эти слова можно смело распространить на все сферы деятельности общества. Важно, чтобы это распространялось и на процесс создания культурных ценностей, на воспитание человека российского общества в духе всесторонней культуры, «гармонично развитого человека», а не отдельных «ярких представителей общества»: «олигарха», «БОМЖа», «светских львиц и львов», «несовершеннолетнего тусовщика» и прочих представителей «новой культуры» в России. Понятие «культуры» в России сегодня определяется теми функциями Минкульта, которыми оно «пожелало» заниматься. Более того, культура, как жизненная сфера людей превратилась, благодаря Минкульту, в одну из подотраслей бизнеса (даже не отрасль), с непонятными функциями и непредсказуемым результатом, без всякой связи с функциями воспитания и образования. Посмотрите, о чём идёт спор в теме блога и на ТВ! О мате!?!? И это при огромных многовековых пластах российской (и в том числе – русской) культуры! Достойна ли Россия такого отношения к своей культуре, когда её «скукоживают» до проблемы «мата»? Нет, что-то в нашем «королевстве» с культурой, самым высоким достоянием человечества, не так. Какое-то однобокое восприятие культуры нашими главными «органами» и навязывание такого же восприятия нам, всем россиянам, а через нас – восприятие нашей культуры во всём мире. Вероятно, менять надо не стулья, а «сидельцев» на них.


   (24) 
1 октября 2013
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! С целью возрождения культурных и исторических ценностей российских малых городов, целесообразно проводить выездные заседания и форумы Федеральных округов (и даже Правительства) не в областных центрах, а в городах районного масштаба или областного подчинения, чтобы люди чувствовали к себе интерес и внимание, а не забвение. Каждое такое мероприятие будет вызывать интерес российского и международного масштабов, что будет автоматически сопутствовать широкой рекламе иногда незаслуженно «забытых» городов и способствовать инвестициям в эту местность. Да и «форумы» субъектов конкретных округов будут акцентировать внимание на значительно большей территории, чем отдельно взятая область, а то как-то не очень популяризируется у нас в России и за рубежом такая структура, как Федерельный округ РФ и значимость этой «федеральной единицы» постепенно снижается, как снижается и эффективность руководства этой единицей, разрывая вертикать власти. Некоторые малые города изо всех сил тянутся, чтобы выбраться из «трясины» безразличия к ним, а вот региональные власти не могут им в этом помочь, самих текучка заедает. Так вот, возможно, центральная власть «покажет пример» на этом «низком», но крайне важном уровне акцентирование внимания к нашим малым российским городам, которые и формируют «российский дух». Это по-существу «второй эшелон» обороны (защиты) российских исторических и культурных ценностей, которые ещё можно сберечь для наших потомков и они будут за это безмерно благодарны. Даже сам выбор таких мест для выездных заседаний «заставит» региональные власти обратить внимание на те ценности, которые находятся на их территориях и не только сохранить, но оценить и уберечь от того «варварства», которое сегодня иногда имеет место на местах. И для экономического развития этих мест будет польза, автоматически будет осуществлена визуальная «ревизия» со стороны соседей и «лиц из центра». Да и люди почувствуют, что не забыты они в своей «патриархальной Руси».


   (25) 
6 октября 2013
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Культура в России постепенно превращается из общественного достояния, в достояние корпоративов. Более того из культуры самодеятельности всего населения России в культуру потребления, а из доступной культуры по внутреннему состояния души в культуру рыночной доступности, когда и за приобщение к культуре и за лицезрение культурных ценностей необходимо платить деньги несооизмеримо большие, чем человек может зарабатывать физическим или интеллектуальным трудом. Культура в целом и по отдельным её секторам перешла в разряд спекулятивного товара, по существу перестав быть культурой а превратилась в элемент платной услуги, которая всё больше становится доступной лишь тем, у кого имеются большие деньги. Старшее и среднее поколения россиян уже смирились с этим «отстранением» их от российской культуры, а вот младшее поколение с этим не очень согласно, но не знает, как удержать себя в сфере близкой к российской культуре и использует для этого все средства, из которых до 85% противозаконные, а до 25% из них – преступные. Кроме этого, россиянам всё больше и больше навязывается чуждая для них культура (поведения, быта, музыкальная, театральная, художественная и многие другие) и даже чуждая нам культура семьи и брака, что составляет для россиян государственную основу, основу веры и бытия, а значит и национальной безопасности. Проследим организацию досуга россиян за три последних века и увидим, что народная культура всех слоёв общества не самобытно развивается, а деградитует, и никого это не беспокоит. Россияне всегда тянулись к песне и танцам: богатые слои больше тяготели к балам и сольному пению, а простой народ предпочитал хороводные танца и хоровое пение или разухабистые частушки под гармонь. В ХХ веке все приобщились к танцзалам и летним танцплощадкам в парках. А сейчас вся «культура» концентрируется в ночных клубах, которые больше напоминают западные балаганы, чем «островки российской культуры». И это никого не беспокоит и даже не смущает.
 

   (26) 
23 июня 2014
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Сегодня «система» российской культуры выстроена таким образом, что она не зовёт россиян в будущее, а «тащит» (агитирует и пропагандирует) в прошлое. Такой фильм, как «Кубанские казаки», хотя и был слегка «наивным», но в фильме режиссёр старался показать будущее села, а современные фильмы, рассказывая о реальном «сегодня» (мы все его видим), не «зовут» никуда или зовут «в никуда». Сегодня очень мало фильмов, которые бы «воспитывали» у молодого поколения «чувство будущего» России и чувство видения этого поколения себя в будущей России. В большинстве современных фильмов «рассказывают красочно», как хорошо жить вне России, как там отдыхают, как удачно выходят замуж, какое там сплошное «везение», не говоря ничего о том, откуда берутся деньги на такую «счастливую» жизнь, как они зарабатываются и чем надо «жертвовать», чтобы «любому» можно было жить счастливо и беззаботно. Как-то стало сегодня «навязчивым» рекомендовать изучение иностранных языков и это выходит на первый план, оставляя далеко позади изучение точных и специальных предметов, таких как математика, физика, биология, химия т др. Стало укореняться понятие, что, если человек знает (хорошо владеет) иностранный язык, то это «умный», культурный человек, а если человек прекрасно знает высшую математику, то это, как бы, и не говорит ничего о «культуре» человека, а тем более о его умственных способностях. Раньше считалось, что, если человек владеет иностранным языком, то он может читать в подлиннике иностранную художественную литературу или актуальные публикации в научных журналах, а сегодня иностранный язык больше важен для поездок за рубеж для трудоустройства и для походов по зарубежным торговым центрам и бутикам. И в качестве резюме можно сказать, что раньше иностранный нужен был, чтобы интеллектуальный продукт ввозился в нашу страну, а сегодня знание иностранного языка «обеспечивает» вывоз нашего интеллектуального продукта. Неужели у нас уже появились излишки этого продукта?


   (27)   
2 ноября 2014 14:55
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Рассуждая о культуре и воспитании, мы порой не замечаем, как оскорбляем миллионы людей, которым не очень приятно воспринимать оскорбительные «ярлыки» и «клички». Остановлюсь на конкретном примере, хотя их по России тысячи. На экраны вышел фильм «Деревенщина», который рассказывает о девочке из деревни. Давая такое название фильму, работники кино (культуры) показали своё отношение к народу из глубинки. Допустим, что кого-то из работников культуры, за какой-то поступок (не обязательно плохой) назвали прилюдно «деревенщиной»!? Он, что воспримет это с благодарностью, хотя всем известно, что большинство предков москвичей из деревни, аула, кишлака? Разве нельзя было назвать фильм как-то более корректно, чем «Деревенщина»? Неужели российской интеллигенции не ясно, что это оскорбительно для людей живущих или живших в деревне. О какой культуре и каком воспитании мы можем говорить, если на всю страну то там, то здесь звучат, как бы завуалированные «под голос народа», оскорбительные «ярлыки». Люди считают себя интеллигентными, культурными, воспитанными, но в то же время им ничего не стоит «навесить ярлык» целой профессии, или общественной группе россиян. Наши работники культуры много говорят в выступлениях, в книгах и сценариях о терпимости и «толерантности» к окружающим, а сами «непроизвольно», походя, «наотмашь», могут швырнуть небрежно оскорбительное словцо, не задумываясь, «как отзовётся» оно в умах и душах людей и особенно молодых, с неокрепшим самосознанием. Тому, кто собирается «нести культуру в массы», надо всё-таки задумываться, насколько эта «культура» является настоящей, а не её эрзацем. В России всегда прислушивались к «слову» интеллигенции, доверяли ей и очень обидно, что, пользуясь этим, часть её сегодня позволяет навешивать неуважительные «ярлыки», противопоставляя разные группы населения. Это унижает не только простых людей, но и ту часть работников культуры, которые не участвуют в этом «шабаше».


   (28)
11 ноября 2014
По материалам СМИ:
«Законодатели предлагают запретить иностранные игрушки, влияющие на психическое состояние ребенка... В Минобрнауки отметили, что в рамках работы межведомственной рабочей группы предполагается подвергать анализу возможность оказания влияния того или иного учебно-игрового оборудования в первую очередь на формирование и развитие социальной активности, познавательной сферы несовершеннолетнего, на освоение им предшествующего культурного опыта».
Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Запретить можно всё и в любой момент, но суть вопроса не в этом. Главное – начать разрабатывать в России и наладить выпуск отечественных игрушек, которые бы заменили иностранные по всем параметрам. Что касается иностранных игрушек, то спектр их тематики должен быть в строгом соответствии с культурой, историей и природой России и не иметь отрицательного влияния на психику детей. Иностранные игрушки должны быть доступны для детей, возраст которых соответствует пониманию и осознанию полезности каждой из этих игрушек. Запретительные меры для «иностранцев», если они не подкреплены соответствующей заменой отечественными образцами соответствующих нашей культуре и быту, ни к чему не приведут. Поэтому, нашим законодателям необходимо сначала добиться выпуска отечественных игрушек, которые бы привлекали детей больше, чем иностранные игрушки и только тогда, на основании их малой привлекательности, поставить мягкие «баръеры» по их ввозу. Сегодня наши игрушки, в большей степени, неконкурентоспособны и сильно «проигрывают» иностранным игрушкам по многим параметрам. Да, иностранные игрушки несут нам чуждую культуру для наших детей, чуждые традиции и чуждую духовность, но просто запретительные меры не могут снять «проблему» при коммуникациях таких масштабов (шоп-туризм и т.д.). Что касается «пугающих» игрушек для детей младшего возраста, то это не вопросы воспитания и образования, а «зона ответственности» здравоохранения (психологического воздействия) и свои заключения должны делать они.