Блок. О легендах, о сказках, о тайнах... Прочтение

Виталий Литвин
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…»





                О легендах, о сказках, о тайнах.
                Был один Всепобедный Христос.
                На пустынях, на думах случайных
                Начертался и вихри пронес.

                Мы терзались, стирались веками,
                Закаляли железом сердца,
                Утомленные, вновь вспоминали
                Непостижную тайну Отца.

                И пред ним распростертые долу
                Замираем на тонкой черте:
                Не понять Золотого Глагола
                Изнуренной железом мечте.
                Сентябрь 1902




     Соединим  окончание прошлого стихотворения ("При жолтом свете веселились…",) и начало данного:


                "И голос пел и говорил…"

                …О легендах, о сказках, о тайнах.

     То есть это «глава» – непосредственное продолжение предыдущей. Поэт – все еще там, где мечта изнурена железом, где Золотого Глагола – не понять, где нет Тебя.

     – «Закаляли железом сердца…» – железо здесь символ, квинтэссенция бездушной цивилизации: меч – железный, плуг – железный, наковальня – железная. Спустя годы Блок в поэме «Возмездие» вернется к этому образу:

                «Век девятнадцатый, железный,
                Воистину жестокий век!
                Тобою в мрак ночной, беззвездный
                Беспечный брошен человек!
               
                … Двадцатый век... Ещё бездомней,
                Ещё страшнее жизни мгла
                (Ещё чернее и огромней
                Тень Люциферова крыла).

                … И неустанный рёв машины,
                Кующей гибель день и ночь…»

     Но в стихотворении имеем привычное для трехкнижия противопоставление, противостояние бога, пророка, в данном случае Христа, и неисчислимых орд безликих. И не стоит преувеличивать значение местоимения “мы”. Истинный автор смотрит на картину “распростертых долу” со стороны. Чтоб не сказать – сверху.

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – «... тайну Отца.» – т.е. Бога-отца.

     – «... Золотого Глагола ...» и след. – Глагол (стар.-сл.) – Слово (см. коммент. к стих. "Я жду призыва ... "). Возможная реминисценция из "Слова о полку Игореве" ("Златое слово").
     Противопоставление "железа" и "золотого" вводит тему железного и золотого веков. Первый сопоставлен с ветхозаветным миром поклонений "непостижному" Отцу, второй – с еще труднее постигаемой тайной Христа.

     Публикации: I1. С. 19, в отделе "Неподвижность"; I2. С. 64-65; I3. С. 89 и I4 . С. 69 – в цикле СПД, в разд. "II. Ворожба. (Лето 1901 года)"; I5. С. 76.
     »

[
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
]

*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
                Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

Адские варианты бытия:

5. Экклесиаст                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )               
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
                10. «О легендах, о сказках, о тайнах…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
                Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя,  варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*