9. «При жолтом свете веселились…»
При жолтом свете веселились,
Всю ночь у стен сжимался круг,
Ряды танцующих двоились,
И мнился неотступный друг.
Желанье поднимало груди,
На лицах отражался зной.
Я проходил с мечтой о чуде,
Томимый похотью чужой…
Казалось, там, за дымкой пыли,
В толпе скрываясь, кто-то жил,
И очи странные следили,
И голос пел и говорил…
Сентябрь 1902
У Блока – двойное написание эпитета «жолтый/желтый». Второе – про цвет. К примеру:
"…Немеет небо, земля в молчаньи,
За желтой нивой…"
А первое – не только…
Нет, «Ты» на косвенный призыв из предыдущего стихотворения (Старик) не откликнулась. А его самого кинуло в мир III-его тома. Сравните. Здесь он видит:
При жолтом свете веселились,
Всю ночь у стен сжимался круг,
Ряды танцующих двоились,
И мнился неотступный друг.
Желанье поднимало груди..."
А вот, что увидит через десять лет там:
«"Уж полночь". - "Да, но вы не приглашали
На вальс NN. Она в вас влюблена..."
…Он шепчет ей незначащие речи,
Пленительные для живых слова,
И смотрит он, как розовеют плечи,
Как на плечо склонилась голова...
…В ее ушах - нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.»
19 февраля 1912
Это Третий том. Мир блужданий по темным мирам Шаданакара.
И в своих «Распутьях» он ещё забредёт сюда тоже:
«Все кричали у круглых столов,
Беспокойно меняя место.
Было тускло от винных паров.
Вдруг кто-то вошел – и сквозь гул голосов
Сказал: "Вот моя невеста".
Никто не слыхал ничего.
Все визжали неистово, как звери.
А один, сам не зная отчего, –
Качался и хохотал, указывая на него
И на девушку, вошедшую в двери.
Она уронила платок,
И все они, в злобном усильи,
Как будто поняв зловещий намек,
Разорвали с визгом каждый клочок
И окрасили кровью и пылью.
Когда все опять подошли к столу,
Притихли и сели на место,
Он указал им на девушку в углу
И звонко сказал, пронизывая мглу:
"Господа! Вот моя невеста".
И вдруг тот, кто качался и хохотал,
Бессмысленно протягивая руки,
Прижался к столу, задрожал, –
И те, кто прежде безумно кричал,
Услышали плачущие звуки.
25 декабря 1902»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
– При жолтом свете веселились ... – О символике бала и о символике ["символикой" Редакция называет комплекс устойчивых образов-ассоциаций] "жолтого" см. соответственно коммент. к стих. "Не поймут бесскорбные люди ... " и "Там – в улице стоял какой-то дом ... " .
[
"Бал" в "Не поймут бесскорбные люди ..." :
«Не поймут бесскорбные люди
Этих масок, смехов в окне…
1О февраля 1902»
Из Примечаний к стихотворению «Не поймут бесскорбные люди…» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
ДН1[ДН1 - дневник 1901-1902 гг.] к ЧА [черновые автографы] помета: "Перед окнами 10 февраля. Боткинский вечер. Безумно горест(но) Маскарад у Боткиных".
В.Н. Орлов в комментарии к СС-8(1) [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л., Гослитиздат, 1960-1963.] , ссылаясь на сообщение Л.Д. Блок, пишет о том, что Блок и она посещали дом художника и коллекционера М.П. Боткина (Л.Д. Менделеева дружила с его дочерьми). Однажды, когда они были позваны к Боткиным на маскарад, Блок отказался идти и, расхаживая под окнами боткинского дома, наблюдал за разряженными гостями, среди которых была и Л.Д. Менделеева.
В стих. “ Там – в улице стоял какой-то дом” имеется строка: «... при свете лампы желтом», но в Примечаниях она приводится в другой грамматике:
– « …при свете лампы жолтом.» – О "тусклой желтой лампе" на лестнице дома, где помещались курсы Читау, Блок вспоминал в более позднем (29 августа 1902 г.) письме к Л.Д. Менделеевой.
«Жолтом» – было в черновиках. Но, думаю, очевидно, что “символика” “желтого” и “жолтого” – принципиальна разная
]
– «... Всю ночь у стен сжимался круг...» – вариант идущего от первых разделов СПД образа "смыкания кругов" (см. коммент. к стих. "Ты отходишь в сумрак алый ... "), здесь с ярко выраженной негативной оценкой.
[
Из Примечаний к стихотворению «Ты отходишь в сумрак алый…» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
"Смыкание" кругов в СПД обычно связано с отъединением "Души мира" от земной жизни или с удалением от лирического героя, "размыкание" кругов – со сближением "Ее" с земным миром или с "я". В многогранной символике "смыкания кругов" здесь выделены также значения вечности, обретения (или необретения) идеала.
»
О “символике бала” в Примечаниях ни к одному из упомянутых стихотворений я ничего не нашел. Но оно аналогично “жолтому”, которое признак, атрибут инфернальности происходящего. Наиболее недвусмысленно это выражено в стихотворении «Песнь Ада»:
«…Тропой подземной ночи
Схожу, скользя, уступом скользких скал.
Знакомый Ад глядит в пустые очи.
Я на земле был брошен в яркий БАЛ,
И в диком танце масок и обличий
Забыл любовь и дружбу потерял.
31 октября 1909»
Здесь “бал” – прямая причина тому, что герой оказался на тропе к Аду.
]
]
Публикации: I5. С. 157
»
;
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится к ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Адские варианты бытия:
5. Экклесиаст ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя, варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*