Блок. При жолтом свете веселились... Прочтение

Виталий Литвин
9. «При жолтом свете веселились…»






                При жолтом свете веселились,
                Всю ночь у стен сжимался круг,
                Ряды танцующих двоились,
                И мнился неотступный друг.

                Желанье поднимало груди,
                На лицах отражался зной.
                Я проходил с мечтой о чуде,
                Томимый похотью чужой…

                Казалось, там, за дымкой пыли,
                В толпе скрываясь, кто-то жил,
                И очи странные следили,
                И голос пел и говорил…
                Сентябрь 1902





     У Блока – двойное написание эпитета «жолтый/желтый».  Второе – про цвет. К примеру:

                "…Немеет небо, земля в молчаньи,
                За желтой нивой…"


     А  первое – не только…

     Нет, «Ты»  на косвенный призыв из предыдущего стихотворения (Старик) не откликнулась. А его  самого кинуло в мир III-его тома. Сравните. Здесь он видит:

                При жолтом свете веселились,
                Всю ночь у стен сжимался круг,
                Ряды танцующих двоились,
                И мнился неотступный друг.

                Желанье поднимало груди..."

     А вот, что  увидит через десять лет  там:

                «"Уж полночь". - "Да, но вы не приглашали
                На вальс NN. Она в вас влюблена..."

                …Он шепчет ей незначащие речи,
                Пленительные для живых слова,
                И смотрит он, как розовеют плечи,
                Как на плечо склонилась голова...

                …В ее ушах - нездешний, странный звон:
                То кости лязгают о кости.»
                19 февраля 1912

     Это Третий том. Мир блужданий по  темным мирам Шаданакара.

     И в своих «Распутьях»  он ещё забредёт сюда тоже:

                «Все кричали у круглых столов,
                Беспокойно меняя место.
                Было тускло от винных паров.
                Вдруг кто-то вошел – и сквозь гул голосов
                Сказал: "Вот моя невеста".

                Никто не слыхал ничего.
                Все визжали неистово, как звери.
                А один, сам не зная отчего, –
                Качался и хохотал, указывая на него
                И на девушку, вошедшую в двери.

                Она уронила платок,
                И все они, в злобном усильи,
                Как будто поняв зловещий намек,
                Разорвали с визгом каждый клочок
                И окрасили кровью и пылью.

                Когда все опять подошли к столу,
                Притихли и сели на место,
                Он указал им на девушку в углу
                И звонко сказал, пронизывая мглу:
                "Господа! Вот моя невеста".

                И вдруг тот, кто качался и хохотал,
                Бессмысленно протягивая руки,
                Прижался к столу, задрожал, –
                И те, кто прежде безумно кричал,
                Услышали плачущие звуки.
                25 декабря 1902»


Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     – При жолтом свете веселились ... –  О символике бала и о символике ["символикой" Редакция называет комплекс устойчивых образов-ассоциаций] "жолтого" см. соответственно коммент. к стих. "Не поймут бесскорбные люди ... " и "Там – в улице стоял какой-то дом ... " .
     [
     "Бал" в "Не поймут бесскорбные люди ..." :

                «Не поймут бесскорбные люди
                Этих масок, смехов в окне…
                1О февраля 1902»

Из Примечаний к стихотворению «Не поймут бесскорбные люди…» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     ДН1[ДН1 - дневник 1901-1902 гг.] к ЧА [черновые автографы] помета: "Перед окнами 10 февраля. Боткинский вечер. Безумно горест(но) Маскарад у Боткиных".
В.Н. Орлов в комментарии к СС-8(1) [СС-8(1-8) - Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. / Под общей ред. В. Орлова и др. М.; Л., Гослитиздат, 1960-1963.] , ссылаясь на сообщение Л.Д. Блок, пишет о том, что Блок и она посещали дом художника и коллекционера М.П. Боткина (Л.Д. Менделеева дружила с его дочерьми). Однажды, когда они были позваны к Боткиным на маскарад, Блок отказался идти и, расхаживая под окнами боткинского дома, наблюдал за разряженными гостями, среди которых была и Л.Д. Менделеева.

     В стих. “ Там – в улице стоял какой-то дом” имеется строка: «... при свете лампы желтом», но в Примечаниях она приводится в другой грамматике:
     – « …при свете лампы жолтом.» – О "тусклой желтой лампе" на лестнице дома, где помещались курсы Читау, Блок вспоминал в более позднем (29 августа 1902 г.) письме к Л.Д. Менделеевой.
     «Жолтом» – было в черновиках. Но, думаю, очевидно, что “символика”  “желтого” и “жолтого” – принципиальна разная
     ]

     – «... Всю ночь у стен сжимался круг...» – вариант идущего от первых разделов СПД образа "смыкания кругов" (см. коммент. к стих. "Ты отходишь в сумрак алый ... "), здесь с ярко выраженной негативной оценкой.
     [
Из Примечаний к стихотворению «Ты отходишь в сумрак алый…» в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     "Смыкание" кругов в СПД обычно связано с отъединением "Души мира" от земной жизни или с удалением от лирического героя, "размыкание" кругов – со сближением "Ее" с земным миром или с "я". В многогранной символике "смыкания кругов" здесь выделены также значения вечности, обретения (или необретения) идеала.
     »

     О “символике бала” в Примечаниях ни к одному из упомянутых стихотворений я ничего не нашел. Но оно аналогично “жолтому”, которое признак, атрибут инфернальности происходящего. Наиболее недвусмысленно это выражено в стихотворении «Песнь Ада»:

              «…Тропой подземной ночи
              Схожу, скользя, уступом скользких скал.
              Знакомый Ад глядит в пустые очи.

              Я на земле был брошен в яркий БАЛ,
              И в диком танце масок и обличий
              Забыл любовь и дружбу потерял.
                31 октября 1909»

Здесь “бал” – прямая причина тому, что герой оказался на тропе к Аду.
]

     ]

     Публикации: I5. С. 157
     »

;
*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится к  ТРЕТЬЕЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
                Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

Адские варианты бытия:

5. Экклесиаст                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой 
7. «Был вечер поздний и багровый…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )               
Варианта, где Ты – лишь сон.
                9. «При жолтом свете веселились…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
                Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя,  варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*