Блок. Старик... Прочтение

Виталий Литвин
8. Старик




               
                А.С.Ф.
                Под старость лет, забыв святое,
                Сухим вниманьем я живу.
                Когда-то — там — нас было двое,
                Но то во сне — не наяву.

                Смотрю на бледный цвет осенний,
                О чем-то память шепчет мне…
                Но разве можно верить тени,
                Мелькнувшей в юношеском сне?

                Всё это было, или мнилось?
                В часы забвенья старых ран
                Мне иногда подолгу снилась
                Мечта, ушедшая в туман.

                Но глупым сказкам я не верю,
                Больной, под игом седины.
                Пускай другой отыщет двери,
                Какие мне не суждены.
                29 сентября 1902


   
 – «Но разве можно верить тени, // Мелькнувшей в юношеском сне …–  здесь я думаю, не про мистику времен мистического лета, это воспоминания о первых подобных происшествиях, о первых опытах, которые он встретит, которые он переживет, с которыми он выживет «юношей».  Про которые сразу вспомнит зимой 901 года:

                «Минувших дней младые были
                Пришли доверчиво из тьмы…
                25 января 1901. С.-Петербург»

или:

                «Сбылось пророчество мое…
                7 марта 1901»
 
...про которые, спустя десятилетие напишет Андрею Белому: «…Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя.»

Блок. Из не отосланного письма к Л.Д.:
     «…я хочу сближений хоть на какой-нибудь почве. Однако при ближайшем рассмотрении сближение оказывается недостижимым прежде всего по той простой причине, что Вы слишком против него (я, конечно, не ропщу и не дерзну роптать), а далее — потому, что невозможно изобрести форму, подходящую под этот весьма, доложу Вам, сложный случай отношений…»

Л.Д. Из воспоминаний:
     «От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна.»

     Любовь Дмитриевна сурова даже на фоне «привычной холодности», прямой живой мистики нет и нет, и Блок опять сомневается: может все-таки все это – сны?


                …разве можно верить тени,
                Мелькнувшей в юношеском сне?

                Всё это было, или мнилось?
                В часы забвенья старых ран
                Мне иногда подолгу снилась
                Мечта, ушедшая в туман.

                Но глупым сказкам я не верю…

     Но стихотворение можно прочитать и немного по-другому и строку: «Когда-то — там — нас было двое…» расшифровать как воспоминание о “юношеском сне”:

                «Мы странствовали с Ним по городам.
                Из окон люди сонные смотрели.
                Я шел вперед; а позади — Он Сам,
                Всёпроникающий и близкий к цели.
                Февраль 1902»

Но всё это было “когда-то”, когда он ощущал себя почти равным с “Ним”, а теперь оно вспоминается только сказками. Из реального нынче – только “иго седины”, только старость…


Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:

     « А.С.Ф.– Посвящено Андрею Сергеевичу Фаминцыну (1835-1918) – ботанику и физиологу, близкому знакомому семьи Бекетовых.
     – Под старость лет, забыв святое ...  и след. – Мотивы "старости" в конце 1902  и в 1903  rr.  широко входят в лирику Блока… "Старости" приписаны признаки разочарованности в высокой "мечте" ("забыв святое"). Образ "старика" имеет для Блока и глубоко интимный смысл, связанный с постепенным спадом "мистического энтузиазма".
     Ср. об образе "старика" как двойника в письме А.В. Гиппиусу от 23  июня 1902 г.: "В этом мире с нами близки ведь наши двойники; так порой ощутительно близки, что иногда кажется - вдруг становишься дряхлым и старым, и руки морщинятся, и дрожит в них какой-то неверный посох, а ищешь вокруг кого-то слабыми, жалкими, слезящимися глазами".»
     "Старик" связан с образом "двух старцев" в лирике конца 1901 г. (см. коммент. к стих. "Мы, два старца, бредем одинокие ... "), однако теперь тема решается в ключе резкого противопоставления "старости” и устремленности к идеалу.
     [
             «Мы, два старца, бредем одинокие,
             Сырая простерлась мгла.
             Перед нами – окна далекие,
             Голубая даль светла.

             Но откуда в сумрак таинственный
             Смотрит, смотрит свет голубой?
             Мы дрожим мечтою единственной,
             О, невнятное! пред тобой.

             О, откуда, откуда мглистые
             Заалели тучи, горя,
             И нити бегут золотистые,
             И сумрак румянит заря?..
 
             Мы, два старца, в сумрак таинственный
             Бредем, – а в окнах свет.
             И дрожим мечтою единственной,
             Искушенные мудростью бед.
                29 декабря 1901»
     ]

     Публикации: I1.C. 122, в отделе "Ущерб"; I2, С. 129; I3. С. 184 и I4. С. 158 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)."; I5. С. 156.
     »

I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904]  (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922


 


 




*
*

     Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
     Теургия -  это человеческая практика по работе с божественными сущностями.  «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
     Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
     «Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
     Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
     «Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»

     Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания  в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на  место и время действия.

     Вот их краткая сводка:

     I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
     II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
     III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть  в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
     IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты –  прямой призыв Господен к действию, как  некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
      V. С. Шахматово. Лето 1902 года.   Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв:  «Приходи, Я тебя успокою», поэт  настаивает на своём праве на «каменные дороги».
                VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.

     Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:

         Сцена первая.  Прогулка по тропе.
                Сцена вторая.  Адские варианты бытия.
         Сцена третья. Ультиматум.
         Сцена четвертая. Итог.

Адские варианты бытия:

5. Экклесиаст                ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
                8. Старик                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )               
                Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…»                ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя,  варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*