8. Старик
А.С.Ф.
Под старость лет, забыв святое,
Сухим вниманьем я живу.
Когда-то — там — нас было двое,
Но то во сне — не наяву.
Смотрю на бледный цвет осенний,
О чем-то память шепчет мне…
Но разве можно верить тени,
Мелькнувшей в юношеском сне?
Всё это было, или мнилось?
В часы забвенья старых ран
Мне иногда подолгу снилась
Мечта, ушедшая в туман.
Но глупым сказкам я не верю,
Больной, под игом седины.
Пускай другой отыщет двери,
Какие мне не суждены.
29 сентября 1902
– «Но разве можно верить тени, // Мелькнувшей в юношеском сне …– здесь я думаю, не про мистику времен мистического лета, это воспоминания о первых подобных происшествиях, о первых опытах, которые он встретит, которые он переживет, с которыми он выживет «юношей». Про которые сразу вспомнит зимой 901 года:
«Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…
25 января 1901. С.-Петербург»
или:
«Сбылось пророчество мое…
7 марта 1901»
...про которые, спустя десятилетие напишет Андрею Белому: «…Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить темные силы – и уронил их на себя.»
Блок. Из не отосланного письма к Л.Д.:
«…я хочу сближений хоть на какой-нибудь почве. Однако при ближайшем рассмотрении сближение оказывается недостижимым прежде всего по той простой причине, что Вы слишком против него (я, конечно, не ропщу и не дерзну роптать), а далее — потому, что невозможно изобрести форму, подходящую под этот весьма, доложу Вам, сложный случай отношений…»
Л.Д. Из воспоминаний:
«От всякого чувства к Блоку я была в ту осень свободна.»
Любовь Дмитриевна сурова даже на фоне «привычной холодности», прямой живой мистики нет и нет, и Блок опять сомневается: может все-таки все это – сны?
…разве можно верить тени,
Мелькнувшей в юношеском сне?
Всё это было, или мнилось?
В часы забвенья старых ран
Мне иногда подолгу снилась
Мечта, ушедшая в туман.
Но глупым сказкам я не верю…
Но стихотворение можно прочитать и немного по-другому и строку: «Когда-то — там — нас было двое…» расшифровать как воспоминание о “юношеском сне”:
«Мы странствовали с Ним по городам.
Из окон люди сонные смотрели.
Я шел вперед; а позади — Он Сам,
Всёпроникающий и близкий к цели.
Февраль 1902»
Но всё это было “когда-то”, когда он ощущал себя почти равным с “Ним”, а теперь оно вспоминается только сказками. Из реального нынче – только “иго седины”, только старость…
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
« А.С.Ф.– Посвящено Андрею Сергеевичу Фаминцыну (1835-1918) – ботанику и физиологу, близкому знакомому семьи Бекетовых.
– Под старость лет, забыв святое ... и след. – Мотивы "старости" в конце 1902 и в 1903 rr. широко входят в лирику Блока… "Старости" приписаны признаки разочарованности в высокой "мечте" ("забыв святое"). Образ "старика" имеет для Блока и глубоко интимный смысл, связанный с постепенным спадом "мистического энтузиазма".
Ср. об образе "старика" как двойника в письме А.В. Гиппиусу от 23 июня 1902 г.: "В этом мире с нами близки ведь наши двойники; так порой ощутительно близки, что иногда кажется - вдруг становишься дряхлым и старым, и руки морщинятся, и дрожит в них какой-то неверный посох, а ищешь вокруг кого-то слабыми, жалкими, слезящимися глазами".»
"Старик" связан с образом "двух старцев" в лирике конца 1901 г. (см. коммент. к стих. "Мы, два старца, бредем одинокие ... "), однако теперь тема решается в ключе резкого противопоставления "старости” и устремленности к идеалу.
[
«Мы, два старца, бредем одинокие,
Сырая простерлась мгла.
Перед нами – окна далекие,
Голубая даль светла.
Но откуда в сумрак таинственный
Смотрит, смотрит свет голубой?
Мы дрожим мечтою единственной,
О, невнятное! пред тобой.
О, откуда, откуда мглистые
Заалели тучи, горя,
И нити бегут золотистые,
И сумрак румянит заря?..
Мы, два старца, в сумрак таинственный
Бредем, – а в окнах свет.
И дрожим мечтою единственной,
Искушенные мудростью бед.
29 декабря 1901»
]
Публикации: I1.C. 122, в отделе "Ущерб"; I2, С. 129; I3. С. 184 и I4. С. 158 – в цикле СПД, в разд. "IV. Свершения. (1902 год)."; I5. С. 156.
»
I1 – Блок А. Стихи о Прекрасной Даме. М.: Гриф [1904] (тит. л. 1905).
I2 - Блок А. Собрание стихотворений. 2-е изд., испр. и доп. Кн. 1. Стихи о Прекрасной Даме (1898-1904). М.: Мусагет. 1911.
I3 - Блок А. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. М.: Мусагет. 1916.
I4 - Блок А. Стихотворения. 4-е изд. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Земля. 1918.
I5 - Блок А. Собрание сочинений. Т. 1. Стихотворения. Кн. 1. 1898-1904. Пб.: Алконост. 1922
*
*
Ал. Блок : «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы - и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру [путеводитель], которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ВТОРОЙ сцене ШЕСТОГО раздела. Всего сцен в нем – четыре:
Сцена первая. Прогулка по тропе.
Сцена вторая. Адские варианты бытия.
Сцена третья. Ультиматум.
Сцена четвертая. Итог.
Адские варианты бытия:
5. Экклесиаст ( http://www.proza.ru/2018/01/05/891 )
Варианта, где «Ты» – вестница Апокалипсиса.
6. «Она стройна и высока…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1100 )
Варианта с Незнакомкой
7. «Был вечер поздний и багровый…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1102 )
Варианта с явлением Иуды.
8. Старик ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1104 )
Варианта, где Ты – лишь сон.
9. «При жолтом свете веселились…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1107 )
Варианта III-его тома.
10. «О легендах, о сказках, о тайнах…» ( http://www.proza.ru/2018/01/09/1114 )
Железный мир – где есть только Отец, где Тебя – нет.
11. «Он входил простой и скудный…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/759 )
Поддержка сверху: «…чудный / Тайный глаз следил за ним».
12. «Явился он на стройном бале…» ( http://www.proza.ru/2018/01/10/766 )
И опять варианта без Тебя, варианта Плясок смерти, в которой «Дрожит обманутый Пьеро».
*