погода сегодня склонность к отрицанию

Татьяна Лаевска
Уверена, для писателя Макса Фрая нужен особый читатель...
Если вам  нравится такой вальяжный рассказ о бытии... Да, о путешествии... Этим мы как правило увлекаемся ...Да, люди — это всегда интересно. В его романе  истории современные, включающие все то, что обычно мы ищем: о любви здесь и сейчас, о дружбе, о выборе, о грехе, об относительности истины, и о счастье, которое мы часто высматриваем где-то далеко, но которое постоянно рядом с нами и терпеливо ждет, пока мы заметим его и протянем к нему руку.
Обычные истории... Мы и сами их постоянно рассказываем друг другу. Вон какие классные - рассказывают бабулечки на лавочке в теплый денек... Да пусть простят меня любители Макса Фрая, но от его романа вроде даже с мистическим уклоном «Большая телега» у меня такое же послевкусие....Как от бабулечкиных суждений о жизни , о людях...

Нет, интрига прекрасна: спроецировать звезды Большой  Медведицы на карту Европы и путешествовать по звездам-городам...И намёк, что эта вот «телега» может быть звёздная, а может и просто телега, которую автор «накатал»... С иронией говорить о своем собственном продукте,  это смело. Это подкупает. И сам авторский стиль, язык повествования лёгкий, безупречный просто . И пусть даже треть текста — славословие самому себе, Максу Фраю любимому, какой он легкомысленный и умный одновременно, плохой, но все таки хороший, все понимающий и ничего не понимающий тоже, доступный всем.... Ну кто ж не способен принять? Без этих черт просто нет писателя. И хотя, там где герои  иностранцы, они все без исключения пользуются славным русским словом «жопа». Это слово в диалогах существует как эталон всего на свете. Все равно, литературный стиль мне понравился очень, очень , очень...

Что же не так ?
Поверхностно.
Автор видимо стремился что то сказать, но сказал  это словно   ни о чем.. Но на самом деле надо понимать сие как очень значительное....

Вот например... Представьте себе замок Крживоклат . Им владели когда то Габсбурги. А сегодня его посетили некий папаша с ребенком Васькой (девочка). Хранитель замка-тюрьмы, экскурсовод и изготовитель сувениров показывает гостям 
рыб, которые все знают, но ничего не говорят...
птиц, которые не летают...
кота, что магнит и «ест» сам то, что должен охранять...
Компьютерное дитя Васька в ажиотаже готово купить все это(не верю!), а пуговицы, которые под занавес ей предложили, она рассматривала несколько часов (не верю !), играя в них как играют в короля, принцесс и принцев (тоже не верю)...
Но главная интрига в другом. Оказывается, хранитель замка и есть тот самый алхимик, который содержался в этом замке-цитадели во времена Габсбургов. Предположительно он, а может быть и нет... Намек такой дан, а вы думайте что хотите... И мы радостно думаем (по мысли автора): а почему нет? Он это, точно он!

Сюжет сам по себе заслуживает внимания. Но подан так описательно... Восторги рассказчика ведь не делают рассказ убедительным. Убедительно сработали бы здесь  образ, игра...
В романе несколько фрагментов (звезд- городов) подано как исключительной силы любовные истории русских с немецкими корнями художников и издателей...Вот один из них, он пишет называя себя ... «мы с Галкой»
Город Ротенбург...
Они были счастливы....счастливы были и в тамбуре, и на вокзале в Берлине, когда, сжимая в руках билеты и булки с сосисками, застыли перед расписанием поездов, с ужасом понимая, что эту китайскую грамоту нам не постичь никогда. А уж потом, в Бремене, были счастливы так, что дыхание останавливалось, каждый вечер напиваться приходилось, то есть натурально ходили в пивную как на работу, накачивались до полного отупения, чтобы хоть как-то справиться с этим невозможным, рвущим сердце счастьем, упасть и уснуть. ….

Изумительно! Верю !
Только вот он же, но во всем блеске своего самодовольства...Это моё впечатление, не автора. У автора — он истинный герой, творец вещей и отношений.

"Я и ради заработка не стал бы особо суетиться, но тут мне пока везет — сами приходят, просят. ..., благо друзей-приятелей, всегда готовых к нещадной эксплуатации меня, скопилось предостаточно..."

Не верю.
Никак не верю.
И уж тем более не веришь, когда этот самый тип восстановил связь с когда то любимой, но разочаровавшейся в нём женщиной как по мановению волшебной палочки, нарисовав некий мост.
Т. е. я верю в рисование, как в возможность. Но сильные человеческие страсти , а воссоединение через годы разрыва, это страсть... Она требует не описания... Здесь должны быть опять же - действие, метафора, слова силы.

Конечно, автор рассчитывает, что за туманом повествования мы , читатели и сами все представим, домыслим...
Наивна как мне показалось, история некоего шамана-чудотворца из города Чивитанова-Марке, можно посмеяться над историей почтового ящика в городе Нанси , который висит высоко на дереве и имеет для клиентов свои «письма счастья», способные кардинально изменить жизнь того, кто это письмо прочитает...
Пресловутые письма счастья... Мы хорошо знаем их.  Сегодня они  уже звучат как  навязчивый анекдот.

Пустотны истории торговца временем из Салдубы, некой перекрашенной блондинки из Эльче-де-ла-Сьерра, о храме, что строил для князя Болко некий бес, и из за несоблюдений условия договора, сделавший его невидимым...

Много в романе таких историй ни  о чем...Да и сам автор проложил свой путь через роман как такой вот человек... (это он о себе)

"Вот прикинь, ты, толком не проснувшись, выходишь в пять утра из поезда … и думаешь: «Ладно, я приехал, что дальше?», ...
 
Потому что дальше — ничего. А еще дальше — что-нибудь, но это потом, а в пять утра любое «потом» все равно что никогда...Единственное спасение — идти, не разбирая дороги, все равно куда, потому что — "ну ведь действительно все равно, в кои-то веки, лишь бы время убить."

Получив такую программу в начале этой истории, так и смотришь на нее, как на «что нибудь», как на «ничего». И это действительно обидно, потому что рядом — совершенно уникальные рассказы о человеках...
Когда цивилизация с зажмуренными глазами, пошатываясь, бредет по дороге, усыпанной кожурой от бананов, мы ищем ответ на глобальный вопрос: кто такие мы и откуда это всё в нас?…То есть, я хочу сказать- у нас жажда на такого рода литературу...Мы ее замечаем, чувствуем, воспринимаем. Но это не значит, что нам нужно подсовывать полуфабрикат.

Все таки  расскажу   о лучшем, что есть в романе.
Фрагмент «Смерти нет», допустим. Здесь мистика и правда дает динамику, которая обещает читателю либо катастрофу, либо бессмертие... Здесь автор видит развалины людских крушений. В своем герое М. Фрай показал того, кому хватило стойкости пережить полночь души....

Или, тоже ничего себе , история мистера Мендозо, который живет в рассказе (городе-звезде) как хозяин кафе, как устроитель сверкающих праздников...
В этом деле чрезвычайно важны пропорции: пока радости больше, город будет процветать. А если ее не хватает, город становится неподходящим местом для жизни. В таком городе умирают чаще, чем рождаются, а подросшие дети всем сердцем стремятся его покинуть и, как правило, добиваются своего.
И да, в этом фрагменте все на месте... и мистика, и реальность, и рассказчица по имени Люс, и герои:  сестренка мсье Мендозо, матушка Чан... И полон неожиданности заключительный аккорд...

"В баре я на всякий случай спросила хозяйку, знает ли она некоего мсье Мендозо. он вроде бы держит кафе где-то в центре города...
— Кафе? — изумилась женщина. — В этом городе Мендозо только один, и он не «мсье», а юго-западный ветер."

Оно так и есть: отдельные фрагменты-города, звезды безусловно хороши со всех сторон...Но было ощущение, что чего то в романе не хватает, чтоб быть романом. Если б назвать его сборником рассказов , и возражения не было бы... Небольшое же это искушение - упаковать рассказ в шепот и домыслы... А не хватает объединяющей все это в целое, единое - идеи, глубины то есть. Поезд, мчащийся от города к городу, от звезды к звезде — это не идея, это только путь к ней... Немного мистики — это только дающий пикантное вкусовое качество ингредиент....
 
Погода сегодня – крепчающая склонность к отрицанию.