И небеса скорбят. Часть третья

Нелли Григорян
 Что нынче правит миром? Дебоширство и аморальность! 
«Ego sum lex» – «Я – закон».  Именно подобный взгляд на мир завяз в мозгу обусловленной массы человечества за последнее энное количество лет. И это не результат поклонения Декарту или же Людовику Четырнадцатому. О последних современные «шахиншахи» вряд ли  слыхали.
 Согласно науке, Земля начала своё формирование примерно пять миллиардов лет назад. Сначала это было ничем иным, как безжизненным скоплением космических веществ, но затем под влиянием солнечного притяжения и много другого образовалось то, что образовалось. Сначала всё было горячим, но со временем остудилось и окаменело, как сегодня сердца людей.  Первые  представители человеческого рода появились на территории нашей планеты свыше двух миллионов лет назад. Человек разумный населяет Землю около сорока тысяч лет. Немалый срок, правда, кукуруза старше. Археологические и геологические раскопки показывают, что маису, а именно это является исконным названием кукурузы, примерно пятьдесят пять тысяч лет. Ты любишь кукурузу, точнее любил. Сейчас тебе сложно разобраться в своих кулинарных, да и других предпочтениях. А тогда, в детстве, дома… Папа всегда готовил её вам. Ты любил крупные сорта, когда зёрна почти оранжевые. Такая кукуруза варилась долго, и её аромат успевал распространиться по всей квартире. Сегодня, говорят, есть какая-то голландская кукуруза, для готовки которой достаточно пятнадцати минут. Может ГМО?
А какие в те годы были кукурузные палочки, тоненькие, с большим количеством пудры. Прямо таяли во рту. И не важно, что упаковка была невзрачная. А сегодня? Сегодня ты её не ешь. Раз попробовал – жалкая пародия, как и всё вокруг: еда – не еда, мебель – не мебель, жизнь – не жизнь. А вот воздушную кукурузу, или как её сейчас называют попкорн, ты сразу невзлюбил. Не понял вкуса, если, конечно, он есть.
 По поверью, то ли ацтеков, то ли жрецов майя человек произошёл именно из кукурузы. Кого только не пророчили нам в предки: обезьяны, кашалоты крокодилы, бегемоты.  Шумеры считали, что боги пришли на Землю, когда она была пуста и безжизненна. Они изо всех сил трудились, дабы сделать нашу планету пригодной для жизни, и в качестве помощника, путём смешивания глины и крови бога, был создан человек. Кто-то уверен, что появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций, и мы являемся прямыми потомками инопланетян. Католиками допускается, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив, однако, в него душу. Между прочим, арабы, мексиканцы и кто-то там ещё считали, что всё произошло наоборот, и обезьяны это ни кто иные, как одичавшие люди, на которых рассердились боги. Тебе лично ближе Адам. Но тогда нам чуть больше шести тысяч лет, если конечно исключить возможность, что всё уже было сотворено до нас и не раз.
 Как бы и от кого не произошёл человек, вероятно, с момента зарождения, каждый отдельный представитель разумного человечества наделён персональным мышлением и способностями, умещающимися в индивидуальные рамки. И не беда, если кто-то не вышел в академики.  Из года в год, наблюдая за людским ростом и совершенствованием, не перестаёшь  поражаться  контрасту, который демонстрирует мозг некоторых индивидуумов в зависимости от ситуации. В своё время, Альберт Эйнштейн заявил, что мы, то есть человеки, лишь на десять процентов используем возможности своего мозга. В другое время можно было поспорить, скажем, на примере Александра Македонского. Он-то уж явно использовал больше десяти процентов, иначе как ему удавалось знать каждого и своих тридцати тысяч пехотинцев в лицо?  Но спорить с Эйнштейном – дело неблагодарное, к тому же учёный не сможет оппонировать лично. Однако нельзя не заметить, что в вопросах науки, искусства и просвещения эти самые индивидуумы не то, чтобы десятью, они даже одним процентом едва ли пользуются. Но где тот, кто ткнёт в них пальцем?  Зато тяга к произнесению речей и публичным выступлениям у них такая, что, кажется, матери специально держали их в младенчестве полуголодными, чтобы они кричали, тем самым  развивая свои голосовые связки. Дискуссируя о них, не лишним будет процитировать древнего философа Диогена, увидевшего свет божий примерно за четыреста лет до нашей эры, на территории  современной Турции:
                «Хорошее образование:
                для юноши – воспитание,
                для старика – утешение,
                для бедного – богатство, 
                для богатого – украшение».
 Но и тут нестыковка. Они все, как один, богаты, но подобные украшения не уважают. Им ближе материальное. Мило-дорого всё, что можно потрогать.
А ведь на свете много того, что лучше не трогать, и не всегда возникшая от прикосновения проблема вонь.
 А может вспомнить патриотическое замечание Александра Грибоедова: «Чем человек просвещённее, тем полезнее своему отечеству»? И снова осечка, и это, видимо, не про них. В противном случае, им, изначально, нечем похвастать перед отечеством. Это как выучить десять тысяч иностранных слов, но не суметь соединить их в простейшие фразы.
 Не большую активность демонстрирует их мозг и в вопросах чести, совести, благородства. Эти качества  явно страдают анорексией. Моральная добродетель также не их конёк. «Кто выдумал на свете справедливость, милосердье, совесть? Справедлив и хорош на свете тот, кто имеет золото в кошельке и право».  Это высказывание армянского романиста девятнадцатого века Перча Прошяна актуально и сегодня. Но печалиться и горевать не стоит. Малейший намёк на личную выгоду, и серые клеточки начинают такую мощную контратаку, что сомнений никаких, Эйнштейн явно перестраховался. Эти характерные представители разных слоев общества присваивают миллионы под предлогом облагодетельствования нации. У них одни цели и стремления: соблюдать интересы страны и народа. Интересно, в чём причина неадекватной благосклонности к ним царицы Фортуны?  Они ведь везунчики. По крайней мере, им грех жаловаться. Хотя… люди, как волки, а волки – жадны.
   Будучи лидерами, по определению, они в любой ситуации хотят быть у руля. Конечно, шоферами их не назовёшь, правда, собственную «иномарку» каждый из них ласкает, и не одну. Только вот незадача, даже возможности продемонстрировать искусство вождения и этого они, «бедные», лишены. Всю работу за них выполняют постоянно копошащиеся вокруг заискивающие и раболепствующие. Захлёбываясь страхом и покорностью, они и слышать не слыхивали  о таком понятии как свободомыслие. Ради продвижения по служебной лестнице они стали подхалимничать и лицемерить. Хотя, если послушать их самих: «Наш ум не раб чужих умов, и чувства наши благородны». Хотелось бы знать, под каким кустом пряталось их благородство, когда они, своими потными руками разгребали мусор, очищая дорогу нечестивцам, уполномоченным властью, или когда обдирали несчастных трудяг, отбирая у них, якобы на законных основаниях, добытое потом и кровью? 
 Видели ли они свои колени? От шрамов и рубцов они, наверняка, стали похожи на контурные карты.  И это, отнюдь, не следы ежедневной молитвы Господу. У таких, как они, свой БОГ, на первый взгляд, более щедрый, но и более требовательный, не прощающий и слабого намёка на неповиновение.  Верно, верно заметил Гёте: «То, чему человек поклоняется, говорит о его внутреннем существе». Вот эти лжебоги и тешатся, купаясь в лобзаниях пресмыкающихся, унаследовавших от homo sapiens, разве что фасад. Собственно, а почему бы и нет? Они ведь действительно рулевые на своих победоносных судах. В них страсти так и кипят. Относительно коленопреклонных молитв не всё так однозначно. Некоторыми это воспринимается, как признак раболепства перед Богом, а ведь Спаситель возвысил людей и поставил их на один уровень с Собой.  Лично ты уверен, что человек не ровня Господу. Где Бог, там любовь, а где человек – войны.  «Бог оправдывает войны, если они честные» – неудачная отмазка. Можно ли разделять войны на честные и нечестные, когда в них  гибнут люди?
 «Anything  goes»? («Всё дозволено»), – как говорил Пауль Фейерабенд. И если моральное уродство высказывания почти вековой давности можно расценивать как следствие психопатических заболеваний, оккупировавших философа в детстве, то чем тогда объяснить поклонение ему сегодняшних власть имущих? Неужели тот же синдром?
 Скорее всего, так и есть, и всё же хочется верить, что и их беспредельной власти когда-нибудь да придёт конец. Подобное положение вещей не может продолжаться до бесконечности. Настанет час, когда погаснут зажжённые нечестивцами свечи, а сами они будут трещать и лопаться, поджариваясь на адских сковородках. Вот только когда придёт этот час? Каким образом должен перевернуться мир и сколько раз, чтобы такое случилось?  Ведь пока бороться против их силы и денег – всё равно, что пробираться сквозь колючую  проволоку, к тому же под большим напряжением.

 Вот уже на горизонте показались первые признаки рассвета, а ты так и не сомкнул глаз. Может это и не так плохо, учитывая, что тебе снится.  Человеческие тени, возникающие из развалин и задыхающиеся от пыли и отчаяния,  собаки, устраивающие пир из человеческой плоти – стоит ли ради этого впадать в спячку? Интересно, а едят ли собаки человечину?  Как то, вот в такую же ночь  после боя, ты прилёг отдохнуть. Шёл дождь, набухшие капли скатывались по кромкам листвы, но небесные слёзы не могли смыть мрачных мыслей. Они словно нож вонзались в висок и проковыривали в мозгу дыру. Тебе вдруг вспомнилась история убийства  одним офицером другого: Сафаров зарубил спящего Маргаряна. Шестнадцать ударов топором. Какое хладнокровное убийство, воистину, даже в скорпионе можно найти больше человеческого, нежели в некоторых людях. Какое жестокое, и, в то же время, какое трусливое. Убить спящего. Тебе вдруг представилась фигура Сафарова, склонившаяся в беззвучной молитве. Что предъявил он Всевышнему в своё оправдание?  Трусу легко оправдать себя, но не перед Творцом. А ведь кто-то считает его героем. Ты уверен, что только очень-очень недалёкие люди. Ни в коем случае не Вагиф, нет, и не Айнур.  Неожиданно ты заснул. И приснилась тебе Айнур. Прелестная, в своём красивом арахчине и… в сари, мокром и обнимающем изгибы тела, пришла она к тебе, вот так, без предупреждения. Это была всё та же Айнур, маленькая весёлая девочка, с восхитительной родинкой под левым глазом, только ростом с взрослую женщину. Костёр заката усыплял свои последние угольки.  Она стояла лицом к заходящему солнцу, отчего вся будто светилась оранжевым. Плавными ритмичными движениями как у индийской танцовщицы подошла она к тебе и её руки, словно два крыла у птицы обвились вокруг твоей шеи. Ни дать ни взять гурия.  Дрожь пробежала у тебя по всему телу от прикосновения её холодных рук. В детстве они у неё всегда были холодные, в любую погоду. Ты стоял неподвижно, словно на каждый твой сустав наложен гипс. Айнур смеялась. Ах, как она смеялась! Её звонкий смех вскружил тебе голову, но ты понимал, какая страшная пропасть лежит между вами. И дело не только в разнице в возрасте. Ты пытался разомкнуть объятия, но она вцепилась в тебя, словно стриж когтями, тем самым не оставляя никакого шанса на свободу. Она целовала  и целовала тебя, в глаза, в нос, в губы, в шею, а ты из последних сил сопротивлялся. Твое тело горело, словно в нём пылали тысячи костров.  Она тянула тебя за собой, и через мгновение вы оказались  в постели. Слабость ужасная напала на тебя. Тело в поту, дыхание перехватывало. Глубокая, нерасторжимая связь объединила вас, и ты перестал сопротивляться. Человек уязвим перед плотским искушением.
 И тут…Муэдзин выкликнул «азан», призывая правоверных склонить головы в молитве. Раздался свист, затем звук взрыва. Неподалёку чей-то дом превратился в развалины.  Ты лежал на кровати, а рядом она, со свернутой набок шеей. Её бесчувственное тело холодно как лёд и никакого намёка на пульс. Одежда изорвана и испачкана грязью и запёкшейся кровью. Ты уверен, что слышишь запах гниения. Неужели это Бог насмехается над тобой?  Подразнил счастьем, а после взял и лишил своего благоволения. И вдруг она открыла свои огромные, прежде полные жизни и внутреннего света  чёрные глаза и глядя на тебя в упор вопросила: «Почему ты убил меня?»  «Я? Я не…». «Почему ты не спас меня?» Весь в поту ты вскочил с кушетки. Совсем рядом в стену угодила ракета и произвела немалые разрушения. Где-то со звоном разбилось стекло. А дождь хлестал всё гуще и настойчивей. Ты  не мог прийти в себя и словно курица с оторванной головой кружился на одном месте. Перед тобой возник образ Айнур. В безмолвной мольбе она простирала к тебе руки. Ты рвался к ней, но какая-то невидимая сила удерживала тебя, не давая возможности  сделать и шагу. И вот она исчезла, исчезла навеки. Тебя тошнило, как правоверного мусульманина при одном лишь упоминании о свинине. Опустив отяжелевшую от дум и кошмара голову на ладони, ты зарыдал. Неистовые рыдания сотрясали твоё тело. Кажется, твоя изнурённая плоть не выдержит этого и развалится. Мучение эпических масштабов! Что это, дурной сон, или пришедшее через видение откровение Божье? Что, если она и вправду мертва, мертва по твоей вине или вине твоих сослуживцев?

                Бедный солдат у границы застыл,
                Взглядом пронзая песок
                Он озадачен, ему невдомёк
                Где же тут фронт, где тыл.

                Взрывы гремят, самолёты гудят
                Вдребезги шар земной.
                Хватит смертей и войне отбой,
                Враг – мой вчерашний брат.