У сватов на даче. Философские рассуждения

Николай Виноградов 3
  - О-о, времени-то уже, половина одиннадцатого.
  - Ну и что! Детское же время. Никто, я уверена, ещё и не думает о сне. Правда ведь, Люда, Николай?

  Был самый разгар лета, середина июля. Днём стояла страшная жарища, буквально пекло. Мы с женой на выходные приехали в гости к своим сватам на их дачу, находящуюся довольно далеко от города, рядом с большим лесом. Днём мы объедались клубникой, которой у них выросло так много, что не знали, куда девать. Женщины варили клубничное варенье, пока у них не кончился сахарный песок, а мы с Юрием практически не вылезали из самодельного бассейна. Пива набуздырялись с воблой столько, что больше уже не лезло. Он соорудил что-то наподобие большого ящика из досок, размерами два на три метра и высотой бортиков по грудь. Изнутри этого ящика он проложил брезент в два слоя и залил туда воды. Прекрасный бассейн получился, даже плавать можно.
  Юра с Натальей моложе нас с Людой на три года. Наша дочь и их сын поженились в прошлом году. Сваты у нас замечательные люди, добрые, отзывчивые и кристально порядочные. Нам просто повезло в жизни с такими новыми родственниками. Юра  - заместитель декана, кандидат наук, преподает в институте на кафедре. Часто бывает в командировках по всей России. Его приглашают читать свои курсы лекций по термодинамике из других, смежных институтов. Довольно солидный мужчина, крупный, с широкой костью, с хорошим аппетитом всегда. Всегда веселый и не унывающий, будто у него никогда не бывает никаких проблем. Наташа, его супруга, наоборот худенькая, моложавая женщина невысокого роста, работает администратором в какой-то фирме. Моя жена, Людмила, медицинская сестра, ростиком ещё меньше Наташи. После нашего знакомства оказалось, что у наших жен совпадают даты дней рождения. Надо же!
  Вечером жара спала, и появилась возможность снова полноценно жить. Был замечательный ужин с окрошкой, с первыми своими малосольными огурчиками, с шашлыком под вино. После ужина мы, как молоденькие, играли в «бутылочку», смеялись и ухохатывались. Потом проводили сеанс спиритизма, вызывая дух Гоголя. Наталья была ведущей, и у неё уже был заготовлен портрет Гоголя и спиритический круг со свечами и блюдцем. Но вызвать дух литературного гения нам не удалось, потому что мы всю дорогу попросту ржали и укатывались со смеху. Сходили искупнуться в бассейне перед сном и уселись на веранде обсыхать.

  - Какая дивная ночь! Смотрите, какое небо - чистое-чистое и всё в звездах! А воздух-то какой, просто счастье вдыхаешь! Ах, хорошо-то как! Ну, давайте, может быть, выпьем ещё, безо всякого повода и тостов. Давайте говорить о чём-нибудь возвышенном! О душе, например, о судьбе, о Боге. Вот ты, Люд, веришь в Бога?
  - Да, верю, конечно! - не задумываясь ответила моя супруга. - Вот и крестик у меня. Всегда ношу, не снимаю.
  - И я всегда ношу, - подтвердила в свою очередь Наташа. - С детства. А ты, Коля?
  - А можно я последним отвечу? - немного застеснялся я. - Пусть сначала Юра скажет!
  - Ну, вы нашли тему, будто больше поговорить не о чем. Я не знаю, крестика у меня нет, но Бога не отрицаю, - вступил в разговор Юрий. - Сами знаете, как нас воспитывали - октябрята, пионеры, комсомольцы, и наконец, коммунисты. Раньше я точно не верил, а сейчас затрудняюсь ответить. Библию раза три начинал читать, но так и не дочитал. Всё время останавливался на том моменте, где идёт перечисление, кто кого убил. Помню, кого-то убил Каин, потом и Каина кто-то убил. Мне, если честно, самому стыдно, что я такой лапоть в этом вопросе. - улыбнулся он. - А вы лучше вот что мне скажите - вот линейка лежит, например. Подай ка её, Люд! Вот у неё начало - ноль, а вот конец - сорок сантиметров. Есть начало и есть конец, можем потрогать. А теперь давайте мысленно к тридцати девяти прибавлять половину сантиметра, затем половину этой половины, потом опять половину половины, и так до бесконечности. Значит мы до конца этой линейки никогда не сможем дойти. Да что там линейка, возьмите Вселенную. Она бесконечна, как вы думаете? Ну, дамы, сознавайтесь, верите ли вы в бесконечность?
  - Я, лично, тоже считаю, что вселенная бесконечна.
  - И я тоже согласна с этим. Вон сколько звезд на небе! Бесконечность!
  - А если есть бесконечность, то и Бог не может быть один. Их тоже должно быть бесконечное множество, - как всегда, жизнерадостно засмеялся сват.
  - Ах, Юрка, ты с ума сошел! Ну-ка перекрестись сейчас же, богохульник, - замахала на него руками Наташа. - Хочешь, чтобы тебя Бог наказал? Язык твой без костей. Ну, Коля, давай теперь ты, твоя очередь! 
-  Да-а! Вы, сами того не подозревая, такую серьёзную тему подняли. Даже говорить о Боге боюсь, если честно, -  признался я. - Да, верю! Наверно, Бог есть! Раньше тоже не верил. А кто вообще в молодости задумывается о душе, об устройстве мира, о Боге? Некогда было, как и все, бежал вперёд без оглядки, отшвыривая локтями мешающихся на пути. А куда бежал? - задумчиво размышлял я вслух. - Это сейчас, когда больше половины пути уже пройдено, когда порядочно выдохся бежать, начал оглядываться. Назад посмотришь и ужас берёт. Чего нагородил-наворочал! Так стыдно, друзья мои, что и не высказать.
  - Да ладно тебе, Коля, наговаривать-то на себя. Ты же никого не убивал, не грабил, - начала реабилитировать меня Наташа. - Ты же моряк у нас, все моря и океаны перешёл, во всех странах побывал. Нормальную ты жизнь прожил, не хуже других.
  - Ну-у, про море ещё вспомнила. Когда это было? Сто лет назад. Про других не знаю, а то, что я не убивал и не грабил, ещё не значит, что жизнь прожита нормально, - продолжал я откровенно рассуждать. - Хотя... норма у каждого своя. По-настоящему, искренне, верить в Бога я начал не очень давно, но крестика тоже не ношу. Да и молитв ни одной не знаю. А в церковь зайти боюсь, хотя меня туда и тянет. Собрался однажды, подошёл к церкви, потоптался у входа, а во внутрь зайти так и не решился. - признался я искренне. - Не идут ноги, и всё тут! А смотреть на церкви издали мне нравится. Даже крещусь мысленно на кресты церковных куполов. Мне очень нравится слушать песни иеромонаха Романа в его собственном исполнении под гитару. У него и голос отличный, и на гитаре он прекрасно окомпанирует себе переборами, не очень громко. А смысл песен аж слезу вышибает. От них, как от молитв, душа очищается.
  - О чём же его песни, если они так трогают? - заинтересовалась Наташа.

  Без Бога нация- толпа,
  Объединенная пороком.
  Или слепа, или глупа,
  Иль, что ещё страшней, жестока.
  И пусть на трон взойдет любой,
  Глаголющий высоким слогом,
  Толпа останется толпой
  Пока не обратится к Богу.
 
-  О жизни его песни, о душе человеческой, о Боге.

  - Иеромонах! Что означает этот сан? - спросила моя Люда.
  - Православный иеромонах, в христианстве монах, имеющий сан священника. Иеромонах при монашеском постриге, дает обет нестяжания, отказавшись от личного имущества, передав все церкви. Как всё черное духовенство, даёт обет безбрачия, - опередил меня с ответом Юра, показав свои познания в этом вопросе.
  - Коля, надо тебя обязательно сводить в церковь. Люда, давай сводим его, раз он один боится, - среагировала сразу его жена. - Давайте вместе сходим в следующую субботу, там так красиво! Люда, скажи! А как там поют! Правда?!
  - Ну, нет Юра, ты как хочешь, а я в церковь не пойду. Слишком плохой и мне туда нельзя, - запротестовал я, - вход воспрещен.
  - Да ладно тебе! Чего ты боишься? Мы же не коммунисты уже. У нас все - и деканы, и ректор в церковь ходят. Просто стоять там будем и всё, - начал он меня уговаривать. - Я тоже ни одной молитвы не знаю.
  - Не-е, не уговаривайте, не пойду. Я не боюсь. Чего мне бояться-то? Был я в церкви, несколько раз был. Племянников крестили, и я крестным отцом даже был. Попы мне не нравятся, посредники между мной и Богом. Ещё недавно совсем все эти попы были агентами КГБ. Есть, конечно, среди них и настоящие духовники, как иеромонах Роман, например, но всё равно, они просто люди. Такие же, как я, как все мы, грешники. Лучше я буду так, издали, по-своему. Не хочу никому доверять свою чистую и святую веру. Пусть я неправильно молюсь, не как все. Но зато искренне, от всей души и сердца, - наотрез отказывался я.
  - А мы что, не искренне? Да, Коля, не знала я, что ты такой... тяжёлый, - огорчилась Наташа.
  - Да он вообще у нас... козерог рогатый, одним словом, - махнула на меня рукой жена.
  - И давно у меня рога выросли, а?
  - Вот видите, ничего серьезного с ним сделать нельзя.
  - А детей наших ты разве не со мной сделала? А ну, сознавайся, - перевёл я в шутку эту тему.
  - Может, выпьем чего-нибудь покрепче, а? У меня коньячок имеется, от Натальи припрятанный, - предложил Юра. - Что-то действительно спать не хочется. Я, наверное, если и лягу, то прямо здесь, на веранде.
  - И я! - сразу проявила солидарность его вторая половинка. - Теплынь-то какая! В доме, наверное, и не уснешь. Давайте ещё часок-другой посидим, поболтаем! Неси свой коньяк, пьяница! Это тот, что в погребе, пять звёздочек? Я его ещё прошлой осенью обнаружила.
  - Значит у этого коньяка ещё одна звездочка выросла. Сейчас достану.
  - А потом все прямо тут и уляжемся на полу. Я матрацы надувные принесу.

Погода действительно была прекрасная. С клумбы доносился приятный запах роз. Лёгкое дуновение ветерка доносило с леса запах хвои. Где-то тихонько пел свою песенку сверчок.

  - Между прочим, сегодня и наука Бога не отрицает, - продолжил сват начатую тему. - Теория Чарльза Дарвина, его труд - «Происхождение видов путем естественного отбора», была аксиомой в науке полтора века. Конечно, борьба за выживание и естественный отбор, остаются актуальными и сейчас. Отрицается главное - происхождение человека от обезьяны. В науке теперь два течения - дарвинизм и креационизм. Креационисты считают, что всё на Земле было создано разумом, неизмеримо превосходящим человеческий. То есть, как утверждает Библия — Богом! Лично я считаю себя более креационистом, чем Дарвинистом. А ты? - спросил он меня.
  - О-о, Юра! В отличии от тебя, я очень далек от науки. Да и в школе, к своему стыду, был далеко не отличником. Если мне учитель говорил, что человек произошёл от обезьяны, я верил в это безоговорочно. Своего мнения у меня на этот счёт никогда не было, - откровенно признался я. - Теория Дарвина не лишена логики. Если плохое, болезнь, например, может передаваться по наследству, то и самое лучшее, наверное, имеет такую возможность. Не знаю, была ли во времена Дарвина генетика. Если и была, то, наверное, на самом низшем уровне. Я слышал, что и сам Дарвин называл свою теорию лишь предположением, а не истиной в последней инстанции. Сейчас эту теорию отрицают в основном по двум причинам.
  Во-первых, планета Земля, по данным современной науки, образовалась четыре с половиной миллиарда лет назад из Солнечной туманности. Ещё через миллиард лет на Земле появилась жизнь. Получается, что три с половиной миллиарда лет, это тот самый срок, за который, по Дарвину, бактерия эволюционизировалась в человека. Генетика и другие науки говорят, что это очень маленький срок. Любая самая сложная комбинация аминокислот и других органических соединений - это ещё не живой организм. Можно, конечно, предположить, что при каких-то исключительных обстоятельствах, где-то на Земле, возникла некая «праДНК», которая и послужила началом всему живому, но это вряд ли, потому что современная ДНК сама по себе совершенно беспомощна. Она может функционировать только при наличии белков-ферментов. Думать, что чисто случайно, путём «перетряхивания» отдельных белков - многоатомных молекул, могла возникнуть такая сложнейшая машина, как «праДНК» и нужный для её функционирования комплекс белков-ферментов - это значит верить в чудеса. Процент совпадения практически нулевой, даже за пять, и за десять миллиардов лет, - увлёкся я высказыванием своих взглядов. - А во-вторых, душа и сознание. У Дарвина об этом ничего нет. Как за три с половиной миллиарда лет из бактерии может получиться животное с таким высокоразвитым сознанием? Только человек может делать вещи, которых нет у природы. Сознание людей развивается и прогрессирует по объективным причинам. Здесь можно сделать только один вывод — мир кто-то создал! Сам он таким создаться не мог. И творцом этого мира является Бог! Если есть бесконечность, то есть и бесконечное число миров, созданные бесконечным множеством своих Богов. Но у нас, людей планеты Земля, есть только один, наш Бог. Поэтому, лично я, тоже креационист.
  - Ну-у, мальчики, так нечестно, вы полезли куда-то уж в слишком высокие материи, - выразила Наташа с улыбкой своё неудовольство. - Мы с Людой скоро ничего не станем понимать из вашего разговора. Хотя мы тоже с ней эти... креационисты. Да ведь, Люд?
  - Куда же мы против мужей попрём? Слушайте, я где-то читала или слышала, что душа материальна и имеет даже какой-то вес, сколько-то граммов.
  - А, да-да, Люда, я тоже читал, - подхватил эту тему Юра. - Сначала, ещё в конце восемнадцатого века, какой-то граф из Баварии попытался взвесить тепло. Сначала он тщательно уравновесил на весах сосуды с дистиллированной водой и спиртом при комнатной температуре, а потом оставил свой прибор на холоде, чтобы вода замерзла, а спирт остался жидким. Но, к сожалению, весы остались в равновесии. Тепло оказалось абсолютно невесомым.
  Но тепло - это всё же физическая категория. В начале XX века американский врач Дункан Макдугалл поставил серию экспериментов по прямому взвешиванию души. Он на специальных весах взвешивал умирающего от туберкулеза человека и в момент смерти весы вышли из равновесия. Чтобы их снова уравновесить, Дункан положил на весы два серебряных доллара весом примерно двадцать два грамма. Он выполнил ещё пять таких измерений и обнаружил посмертную потерю веса в диапазоне от пятнадцати до тридцати пяти граммов. Позднее Макдугалл много раз повторял свой эксперимент на собаках, но все они оказались с нулевым результатом. Вроде бы всё говорило за то, что человек при жизни обладает вполне материальной, допускающей взвешивание, душой. В то время как животные души не имеют.
  - Да, Юра, я тоже читал об этом. Результаты своих экспериментов доктор Макдугалл опубликовал сначала в периодике , а затем и в научных изданиях, - вклинился я в разговор. - И выяснилось, что ни одного свидетеля подобных опытов у этого доктора не оказалось. Специальную кровать для взвешивания умерших доктор не смог предъявить. Никаких отчетов, кроме статей посланных в издания, у него тоже не было. В то время эксперимент был признан фальсификацией и забыт на долгие годы. Других случаев измерения веса души при экспериментах с умершими не было. Просто, мне кажется, людям хочется верить в материальность души. Сейчас в науке на специальных весах можно взвесить даже отдельный атом вещества. Но не думаю, что истинные данные о взвешивании души смогут быть доступны простым обывателям. Во-первых, чем меньше знаешь, тем крепче спишь. Если ученые определят, что действительно душа материальна и имеет какой-то свой вес, то, в связи с конкуренцией в науке, мы ещё долго ничего не услышим. Пока в изучении этого дела не будет поставлена точка, и, когда ни у нас, ни у Америки не останется чего скрывать друг от друга. А если наука пришла к выводу, что материальность души - это просто миф, то народу об этом тоже не скажут. Вера в душу, в жизнь после смерти и вообще, в Бога, плохого никому не принесёт. Может быть, какой-нибудь потенциальный преступник не станет совершать своё злодеяние, побоявшись попасть из-за этого в ад после смерти.
  - Погоди, Юра, дай я скажу, а то забуду, - остановила Наталья своего мужа, когда тот собирался что-то сказать на эту тему. - Я читала одну статью, мне её моя подруга по работе давала. Статья называется:: «Сколько весит душа человека?». В ней один ученый из Литвы говорит, что при определенных условиях душа, ушедшая в мир иной, способна общаться на физическом уровне с другими душами живых людей. Человек на самом деле состоит не из одного, а из нескольких тел. Одно, видимое, - это физическое тело. Затем есть тонкое тело - витальное. И есть тело самое тонкое - астральное. Это и есть душа. А есть и чрезвычайно тонкое тело - ментальное, где происходят мыслительные процессы. Это - разум человека. Особая сила таится в витальном теле, только мы пока управлять ею не можем. Но иногда она проявляется в наших нечеловеческих способностях, например, в особых случаях - при пожаре, эмоциональном порыве. Были случаи, когда человек поднимал вес больше тонны, гнул железо, как пластилин, проходил огонь, даже не получив ожоги.
  - Ну, Наталья Павловна, у тебя такие познания, что я просто преклоняюсь перед тобой, - восторженно отозвалась Люда на такую информацию. - Слушай, ты должна меня просветить! Я должна знать всё, что знаешь ты. Теперь, по телефону, вместо сплетен об актерах кино, мы будем трепаться только на эту тему. Ладно?
  - Да меня саму подруга просветила. Это она дала мне и спиритический круг с блюдцем и научила, как сеансы проводить. Я вас обязательно познакомлю.
  - Только, дорогая, прошу не уходить с головой в это колдовство, а то я боюсь, что мы с сыном теперь всегда будем голодные, - вставил я, улыбаясь, своё словцо. - Только хочу вас предупредить, и тебя, Наташа, тоже, что совать свои носики в совершенно неизведанное, вмешиваться без приглашения в потусторонние миры, совсем небезопасно. А, Юр? Подтверди, что я прав.
  - Мне кажется, что спиритизм, это сущая ерунда. Но зато, как мы сегодня все посмеялись, а? У меня даже живот свело.
  - Это у тебя от пива свело. Надо же, больше половины ящика выдули!
  - Так с воблой же. Иначе бы я просто испарился от зноя. В жару пиво для меня, что тосол в радиаторе автомобиля.
  - Ерунда ерундой, но спиритизмом занимались люди всегда, насколько помнится история, - заметил я. - И сейчас есть люди, которые занимаются этим всерьез. Что-то в этом есть, несомненно. Стали бы серьёзные люди тратить время по-пусту? Может быть, по глупости своей, но я верю даже в реинкарнацию. Как Высоцкий пел: « Хорошую религию придумали индусы, что человек, отдав концы, не умирает насовсем »
  - «А если дуб, как дерево, родился баобабом, то будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь...»! Знаешь что, дорогой? Мне кажется, ты слишком увлекся - начал верить всяким выдумкам, - поддела меня супруга.
  - Может быть, это и выдумки, только я привык не отрицать того, чего не знаю. Жизнь научила. А между тем, имеется множество документальных фактов, когда дети давали точные описания событий, которые происходили в их прошлых жизнях. В Америке живет доктор Стивенсон, профессор психологии в университете Вирджинии. Он тридцать лет путешествовал по свету и разговаривал с такими детьми. Во многих случаях он проверял эти детали. Им подробно описаны несколько сот таких случаев, но на самом деле их было гораздо больше. Мне запомнился, например, случай, когда в Индии, в 1956 году, родился мальчик, который не разговаривал до двух лет. Его родители как-то пригласили к себе гостей на обед. После обеда отец попросил мальчика убрать со стола стаканы. Это была вполне обычная просьба, но мальчик впал в ярость, разбил стаканы и сказал голосом взрослого мужчины: - « Я богатый человек и не должен выполнять всякие ничтожные работы! У меня есть много слуг для таких дел». Представьте, что подумали родители этого двухлетнего мальчика. Тогда он стал рассказывать различные детали, сообщил своё имя в предыдущей жизни. Сказал, что он был одним из трёх братьев, и они жили в каком-то городе, не помню названия, недалеко от Дели. Ни сам мальчик, ни его родители не бывали в том городе и не могли получить эту информацию обычным путём. Малыш сказал, что он со своими братьями владел химической компанией и сообщил даже её название. Он сказал, что у него было двое братьев, и младший брат застрелил его. Отец мальчика съездил в этот город, нашел эту компанию и отыскал даже вдову застреленного брата, которая была ещё жива. Она очень заинтересовалась, услышав рассказ об этом мальчике, и приехала встретиться с ним. Малыш сообщал различные вещи, точно совпадающие с событиями её жизни. Он помнил даже очень интимные детали. Женщина была так удивлена, что падала в обморок. Позднее и сам мальчик приезжал в тот город. Он смог найти дорогу к дому. Семья решила устроить проверку воспоминаниям мальчика. Они показали ему фотографии различных лиц, имевших отношение к застреленному, и он смог правильно идентифицировать людей на этих фотографиях. Подобных примеров очень много, и все они документально зафиксированы, выдумки здесь никакой нет. Другое дело, что наука об этом ничего сказать пока не может.
  - Ксеноглоссия! Способность человека говорить на иностранном языке, не изучая его обычным способом. Слышал кто-нибудь об этом? - немного подправил направление темы разговора, спросил Юра. - Она бывает речитативной и ответной. При речитативной ксеноглоссии человек говорит на иностранном языке, но не понимает значения этих слов. При ответной он понимает разговорный язык.
  - Ну, мальчики, вы нас удивляете. Никогда бы не подумала, что мой Юра что-то знает ещё, кроме своей родной термодинамики. Предлагаю надуть матрацы, постелить и болтать прямо лежа в постелях, - предложила моя сватья. 

-  Хочу рассказать вам об одном интересном случае, - предложил я, увлекшись темой. - В начале востмидесятых, в Америке, кажется, один доктор лечил своих больных при помощи гипноза. Ему, в экспериментах по гипнозу, помогала его жена. Она являлась блестящим объектом для гипноза, так как могла легко впадать в транс. Во время одного из сеансов гипнотической регрессии, когда объекту внушают возвращение назад во времени, жена доктора вдруг вздрогнула, словно от удара, схватившись за голову. Доктор немедленно прекратил сеанс, но у его жены головная боль долго не прекращалась. Доктор повторял сеансы, но результат был тот же. Каждый раз, входя в транс, его жена говорила, что видела реку, в которой вроде бы насильно топили пожилых людей. Она чувствовала, что ее тоже хотят топить, затем ощущала удар, вскрикивала, и начиналась головная боль. В конце концов, доктор решил пригласить другого гипнотизера. Тот повторил сеанс регрессии, но перед самым моментом ожидаемого удара он произнес: «Вы на десять лет моложе!» И тут произошло нечто неожиданное: женщина начала говорить — не предложениями, а отдельными словами и набором фраз. Отдельные фразы и слова были на ломаном английском, но по большей части на каком-то иностранном языке, который никто не мог понять. Более того, она начала говорить низким мужским голосом. Затем из уст женщины раздались слова: «Я — мужчина?» Продолжая находиться в состоянии глубокого сна, она начала рассказывать о своей жизни в маленькой деревне в Швеции примерно триста лет тому назад. Все это с подробными примечаниями записывалось на магнитофонную ленту. Для перевода ее рассказа были приглашены специалисты по шведскому языку. Во время последних сеансов она почти постоянно говорила на шведском языке, который был ей абсолютно незнаком. Когда был задан вопрос: «Как ты зарабатываешь на жизнь?» — она ответила: «Я — фермер». На вопрос: «Где ты живешь?» — она ответила на шведском языке XVI века: «В своем доме». Когда спросили: «Где находится твой дом?» — она снова ответила на шведском. Вопросы также задавались на шведском языке. На основе анализа записей был сделан вывод о том, что «фермер» был простым крестьянином, с чертами, характерными для описанного им образа жизни. Он мало знал о чем-либо, не связанном с жизнью деревни и торговым центром, в котором он бывал. Он сеял хлеб, разводил лошадей, коз, птицу. Он и его жена имели детей. Сам он был одним из трех сыновей в семье, его мать была норвежкой, он в детстве убежал из дома.
  Когда жена доктора еще находилась в глубоком сне, ей предлагали назвать различные предметы, положенные перед ней. Ее просили открыть глаза и сказать, что это за предметы. Будучи тем фермером, она узнала модель шведского судна XVII века, правильно назвав его по-шведски; она также узнала два вида деревянной посуды, применявшейся в те времена для измерения зерна, узнала стрелу и лук, маковые зерна. Однако она не знала, для чего используются такие более современные орудия труда, как клещи.
  Если подобные случаи встречаются довольно редко, то примеров сохранения ксеноглоссии после выхода из транса вообще не установлено. Но были и такие примеры ответной ксеноглоссии, когда человек демонстрировал четкое знание исторических событий, о которых ни тот, кто был под гипнозом, ни тот, кто задавал вопросы, не могли знать при этой жизни.

  - Есть много случаев полиглоссии, без применения гипноза, - подхватил тему Юрий. - Не так давно по телевизору показывали. Мы же, Наташ, с тобой вместе смотрели. Вилли Мельников - уникум, знающий сто четыре языка. У него с детства была тяга к полиглотству. Кроме того, его предки были различных национальностей. До армии он просто был стандартным полиглотом. Хлебнул войны в Афганистане, где был тяжело ранен в голову. После черепного ранения его мозг получил некий загадочный доступ к мировым «лингвистическим каналам». Но путь туда был ему открыт потому, что страсть к полиглотству у него была заложена еще в детстве. Если бы на его месте оказался парень его возраста, но не имеющий того базового языкового фона, как у Вилли, то дар языков к нему бы не пришел.
  - Пожалуйста, вот ещё один интересный момент, если угодно, - подхватил и продолжил я этот интересный разговор  - В Тибете монахи-буддисты выбирают Далай-Ламу по реинкарнации. Например, Далай-Лама-14-й, Нобелевский лауреат премии мира 1989 года, был признан перевоплощением на этот пост в трёхлетнем возрасте от своего предшественника Далай-Ламы-8-го, умершего в 1933 году. Его Святейшество Далай-Лама-14-й родился в 1935 году в бедной многодетной семье в маленькой деревушке. Его нашел поисковый отряд тибетского правительства. Считается, что Его Святейшество является реинкарнацией каждого из предшествующих тринадцати Далай-Лам Тибета. Первый родился в 1351 г. н.э. Нынешний Далай-Лама-14-й опубликовал официальную декларацию, в которой разъяснил, что примет решение по выбору своего преемника, когда ему будет около  девяноста лет. Он сообщил, что следующий Далай-лама, пятнадцатая по счету реинкарнация тибетского духовного лидера, родится в эмиграции, и даже намекнул, что может выбрать своего преемника уже сейчас, пока он ещё жив.
  - Ну и ну! Вот так дела! Почему же ты раньше мне ничего такого не рассказывал, - заинтересовалась моя жена. - Ну всё, теперь вовсе не усну.
  - Я тоже что-то такое слышала, как говорится, «краем уха». Помню, очень недоумевала и удивлялась. Но, потом убедила себя, что это просто чудеса. А я в них не верю. Почему же молчат ученые? Что говорит об этом наука?
  - Ну, дорогая, наука не молчит. Просто доказать не может, - ответил своей жене Юра.
  - Так вот же эти случаи реинкарнации. Они же документально подтверждены, - заспорила она.
  - Чтобы факт был научно доказанным, он должен быть неоднократно подтвержден практикой и опытом, - продолжал он объяснять ей. - Нужно, чтобы этот опыт мог провести каждый и в любой момент. Исключив возможность розыгрыша или мошенничества, некоторые скептически настроенные ученые предлагают свои альтернативные объяснения. Одно из объяснений - это ясновидение. Но и ясновидение сто процентным не бывает, даже Ванга ошибалась. Признать реинкарнацию, как научно доказанный факт, нет возможности. Если не доказано существование самой души, то об реинкарнации и речь молчит.
  - Так вот же доказательство и души, и судьбы, - продолжала она. - Родился малыш в бедной семье, и вдруг, в трёхлетнем возрасте, становится духовным лидером Тибета. Сейчас ему где-то уже за восемьдесят, а он как-то знает, что доживет до девяносто летнего возраста. Даже знает, в кого переселится его душа после смерти. Чего-то они там знают такого, чего не знаем мы.

  - Да-а, судьба! - снова взял я слово. - Недавно, где-то в мае, зашел к маме с папой по пути в гараж. Пока разговаривали за чашкой кофе, ливень начался, а мне надо было обязательно ехать. Пока дошёл до гаража, весь промок. Выкатил машину из гаража, заглушил двигатель, но ключ из замка зажигания не вынул. Пошел закрывать гараж. Закрыл, подхожу к машине, и не могу открыть дверь. Тыркался, тыркался — никак. Что такое? Опаздываю, дождь хлещет, как из ведра. Вижу через стекло ключ в замке зажигания, на переднем сидении барсетка с документами и деньгами, а ни одну дверь открыть не могу. Опять открыл гараж, спрятался от дождя. Опаздываю на встречу, отложить нельзя. Если бросить машину и ехать на автобусе, опоздаю так, что лучше и вовсе не ехать. И машину с ключами и документами просто так не бросишь. Промок весь до нитки. Подошёл опять к машине и пнул по дверце со злости. И дверка - бац, и разблокировалась. Потерял ровно пятнадцать минут. Подъезжаю по Рокатке к Подновью. Мне налево надо было, на Родионова, а там такая страшная авария. У гружёной фуры тормоза отказали, и она прямо на перекрестке, на красный, на большой скорости шесть легковушек в груду железа превратила. Помните, наверное, по телевизору много раз показывали. Пять человек насмерть и семеро в тяжёлом состоянии. Моя машина второй по счёту перед светофором стояла. И это случилось ровно за пятнадцать минут до моего выезда на этот перекресток. Как тут в судьбу не поверить?! Я, лично, не сомневаюсь, что у каждого есть свои ангелы-хранители.
  - Ой, Коля, и не говори! Со мной тоже много раз подобное бывало, - подхватила мою тему Наташа. - Два года назад, ещё до свадьбы наших молодых, на работу опаздывала, но терпеливо дождалась на светофоре зелёного и пошла. Быстрым шагом пошла, но меня две какие-то тётки с большими сумками грубо отшвырнули и обогнали. Ещё и до середины дороги не дошли, как их сбивает маршрутка. Прямо передо мной. Одну женщину сразу насмерть, а другая в больнице умерла, как я потом узнала. Я чуть в обморок не упала, такой удар - бабах! Стою, вся в крови, на груди ошмётки мозгов той женщины. Коля, я считаю их своими ангелами-хранителями. Если бы они меня тогда не отшвырнули, я бы сейчас... Не могу без слез вспоминать, - промокнула она глаза платочком.
  - Да-а! Если пошвыряться в памяти, я тоже штук шесть подобных случаев со своими ангелами-хранителями вспомню, - подтвердил Юра.
  - И у меня тоже было. А когда ещё маленькая была, так чуть-ли не каждый день. Я с детства в ангелов-хранителей верю, - выразила Людмила свою солидарность.

  - Судьба - это универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая представления о событийной наполненности времени конкретного бытия, характеризующейся телеологически артикулированной целостностью и законченностью; философско-мифологическое понятие, содержание которого является продуктом экспликации и рефлексивного осмысления названной универсалии; философско-мифологическая персонификация, моделирующая сакрального субъекта конфигурирования событийности жизни индивида или Космоса. Конституируется в контексте культурной доминанты детерминизма, понятого в качестве принудительной каузальности, предполагающей наличие внешней детерминанты любого процесса, артикулируемой в традиционной культуре в качестве субъекта соответствующего действия причинения.
Как вам такое определение? Всем всё понятно, я думаю.
  - Ну, Юра, насмешил! И как ты всё запомнил? Или это ты сам только сейчас насочинял? - засмеялась моя Люда.
  - Читайте историю философии!
  - Да не слушайте вы его, он любит мозги людям запудривать, - засмеялась Наташа. - Подождите, я сейчас, книжку одну принесу... Вот! «Миссионерские письма». Святитель Николай Сербский, письмо №184. Слушайте, я прочту. «О судьбе":
  Вот исполнилось Вам восемьдесят лет, а Вы все еще крепки и молоды духом. Много, много раз смерть смотрела Вам в глаза, но всегда каким-то чудом миновала Вас. И поэтому Вы спрашиваете меня, есть ли судьба и как Православная Церковь смотрит на волю судьбы.
  Если под судьбой понимается слепая случайность или фатальность, Церковь решительно не принимает, отрицает существование такой судьбы. Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум. Она ничего не приписывает случайности или слепой фатальности, но все объясняет Промыслом всесильного и всевидящего Господа, исходящего из высшей целесообразности и характера тайных помыслов, чувств и действий человека. Само слово "судьба" происходит от слова "суд", в данном случае суд Божий.
  Следовательно, судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит "слепая судьба", исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего.
  По словам Спасителя, и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены. Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна. И такая судьба помогла Вам многократно избежать близкой смерти и пережить судей, которые подписывали Вам смертный приговор. От Господа Вам многая лета и спасение», - закончила Наташа чтение.

  - Значит Бог спас тебя тогда, два года назад. Ты нужна ещё на этом свете для чего-то, - утвердила Люда. - Может быть, тебе сверху понять дают, что не вечна ты здесь, на Земле. Давай, мол, быстрей выполняй свою жизненную миссию, а то можешь и не успеть.
  - Может быть, Люда, может быть, только вот, как узнать, в чём она заключается, эта моя миссия?
  - А ты покопайся в себе поглубже. Кроме тебя никто этого определить не сможет.
  - Я хочу сказать, нас всю жизнь учили, что человек сам творец своей судьбы.

  - Жизнь ничего не дает бесплатно, и всему, что преподносится судьбой, тайно определена своя цена. Стефан Цвейг.
  - Каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего... вечная цепь причин не может быть ни порвана, ни запутана... — неизбежная судьба является законом всей природы. Вольтер.

    Каждый из нас стал вспоминать высказывания великих мыслителей.

  - Судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того, она предоставляет нам самим. Николло Макиавелли.
  - Да, Юра. Пожалуй, вот это последнее высказывание, самое верное, на мой взгляд. Кто это сказал? Макиавелли? Во всяком случае, лично я даже на половину не считаю себя хозяином своей судьбы, - высказал я своё мнение.
  - Какие же мы все, оказывается, умные! - улыбаясь, похвалила всех Наташа.
  - Скорее мудрые, я бы сказал. Старые потому что, - пошутил муж.
  - Ах! Это кто старый? Ты, может, и старый, а я себя старой пока ещё не считаю. Я даже пока не бабушка.
  - Ну, извини, дорогая, но где ты видела молодого мудреца? Хочешь быть молодой, не будь мудрой.

  - Каждый человек имеет тело, ум и душу, - снова заговорил я. - А что главнее? Наверное, всё главное, всё надо беречь и развивать. Органы чувств находятся на теле, но они являются только датчиками, чувствуем-то мы всё-таки умом. И им же анализируем, отличаем хорошее от плохого, нужное от вредного. Если лишить ум возможности чувствовать и ощущать, человек сходит с ума и умирает. Да, проводились и такие опыты над людьми. Ну, если лишиться одного-двух органов чувств, то жить всё же можно, хотя и труднее. Есть много людей слепых, глухих и прочих. Потеряв какие-то из органов чувств, остальные органы более обостряются, развиваются и заменяют потерянные. Всё это понятно, а вот что насчёт души? Она тоже может болеть. Даже есть душевно больные. Если ума нет, значит дурак, то есть, «счастливый», а не душевно больной. Псих, одним словом. И даже ум здесь бессилен. Бывают душевные расстройства. Их можно назвать нервными. Все болезни у человека, говорят, из-за них. Нельзя сильно переживать, а то можно получить стресс, который повлечёт за собой какую-нибудь болезнь, которую уже невозможно будет вылечить никакими лекарствами и таблетками, - зафилософствовался я.
  Считается, что Бог дал человеку пять органов чувств, но это только рецепторы на теле. Разве человек не может чувствовать умом? Я не говорю головой, она тоже часть тела. Ум — это познавательные и аналитические способности человека. Его нельзя отнести ни к телу, ни к душе. В нем нет ни теплоты, ни холода. И болеть, как душа или тело, он не может. Он либо есть, либо его нет. Ещё он может быть хорошо развитым и не очень, но чувствовать умом мы можем. Я, например, много раз умом чувствовал, хотя и не могу похвастать, что он у меня хорошо развит. Особенно остро я научился чувствовать умом опасность. Когда я говорю, что «задом» чувствую, подразумеваю ум. Просто стесняюсь так говорить, а то люди подумают, что я умнее их, потому что они этой опасности своим умом не чувствуют. А что же, всё-таки, насчет души? - пригласил я всех к дискуссии.
  - Душой можно болеть и переживать за других людей. Даже за совершенно незнакомых, - поддержал меня Юра. - У нас во дворе есть старушка, очень переживательная за всех людей. Идя из магазина, она всем встречным от всей своей широкой души рассказывает, абсолютно бескорыстно, почти сокровенные тайны о том, что в данный момент в этом магазине можно купить невероятно свежий и мягкий хлеб. Даже предлагает потрогать свой купленный хлеб руками. У доброго человека добрая душа! Или, человек с доброй душой — не злой! Интересно, можно ли чувствовать душой? Наверное, нет. У меня, во всяком случае, такого никогда не было. Хотя, почему же? Было. Конечно было. Я любил всей душой. Много раз. Любовь разве не чувство? Да и просто, само переживание душой, тоже чувство, - начал немного путаться в своих рассуждениях Юрий.
  - Это кого ты много раз душой любил, а?
  - Тебя, конечно, дорогая. Много раз и всё тебя.
  - Интересно, сколько сейчас времени? Около двух, наверное. Через пару часов уже светать начнёт. Завтра все проспим... до обеда, - проговорила Наташа, прикрывая ладошкой зевоту.
  - Сама эту тему подняла, - ответил ей муж. - Всех нас только взбудоражила. Проспим так проспим, завтра никому не на работу. Когда ещё представится такая возможность пофилософствовать на эту тему? Завтра может и не быть такого настроя. Кто хочет спать, пусть спит, а у меня, лично, ещё ни в одном глазу. А ты, Николай, как?
  - Я как все. Спать, конечно, давно пора, но и тема, действительно, уж очень интересная. Мне бабушка как-то рассказывала, что я родился почти рахитом. Родители меня затаскали по врачам, но всё было бестолку. Башка была огромная, как арбуз. У моей мамы в альбоме фотография сохранилась, где я с такой большой головой. Даже тебе, Люда, этого не рассказывал, а теперь-то уж чего скрывать?! Сейчас по мне и не подумаешь, что таким в детстве был. Шея была тонкая, и голова не держалась, падала на плечо. Приходилось сидя её руками постоянно придерживать. Бабушка говорила, все боялись, что я долго не проживу. Все жалели меня, даже двоюродные братья и сестры, почти мои ровесники. Все они бегали, прыгали, а я с ними не мог. Сам-то я, конечно, ничего этого не помню. Чего мне было, годика два, наверное. Но вот какой-то проблеск памяти всё-таки остался. Как-то я был совсем один дома, и мне всё время казалось, что за мной кто-то наблюдает. Я не боялся, нет! Мне было даже интересно, чувствовал какое-то прикосновение, кто-то меня трогал, ощупывал. Даже сам себя подставлял, чтобы меня трогали. И говорил, как бы: « Ну как я вам? Не умру ведь? Буду жить, как все мои братишки и сестренки? Вот, трогайте! Видите, какой я сильный и здоровый?». Кто-нибудь из вас может вспомнить себя в двухлетнем возрасте?
  - Ну, нет, конечно. Я и в пять-то, навряд ли, что вспомню, - сочувственно сказал Юра.
  - Помню только этот эпизод, но отчётливо, до сих пор. Прошу меня простить, если вам покажется это не серьезным, но мне кажется, это душа в меня вселялась. Она, наверное, никак не могла решиться, стоит ли ей вселяться в такое чахлое тело. Видимо, я все-таки её уговорил. Потом как-то быстро у меня и голова стала нормальной, стал бегать, прыгать и играть в подвижные игры наравне со своими братишками. Давно уже так думаю, как только первый раз о душе услышал.
  - Бедненький мой, мне тебя так жалко, - улыбаясь, прильнула к моему плечу Люда. - Я действительно, если бы ты не сказал, никогда бы не подумала, что ты был не здоров в детстве.
  - Врачи говорили, что у мамы в организме не хватало каких-то витаминов во время беременности. В то время в деревне было очень трудно с питанием. Вообще, моих погодков мало родилось, по данным статистики.
  - У нас с Юрой дома есть серии книг «Откровения Ангелов-Хранителей».
  Согласно учению о переселении душ, наши бессмертные души совершают движение по замкнутому кругу: человек рождается на Земле, затем умирает, его душа отправляется на Небеса, затем спустя некоторое время душа с Небес вновь возвращается на Землю, чтобы после смерти вновь вернуться на Небеса, и т.д.
  Весь этот процесс подчиняется строгим правилам и контролируется Свыше. Ничего случайного в этом деле нет и быть не может — все рождения и все смерти совершаются только по воле Небес в точно установленные сроки. Если там Свыше приняли решение о том, что у такой-то пары должен родиться ребёнок, то это обязательно произойдет именно так, как решили наши Небесные Покровители. Идти против этого порядка, выступать против воли Небес — это самый страшный грех, именно поэтому во всех религиозных учениях аборты всегда находились под запретом. Не человеческое это дело — вмешиваться в порядок вещей, установленный Свыше. После зачатия ребенка на сороковой день беременности в тело младенца вселяется душа. До этого все души находятся на Небесах в ожидании момента возврата на Землю. Душа помнит все свои прошлые жизни, она прошла Чистилище и теперь вновь готова вернуться на Землю, чтобы еще раз пройти весь процесс воспитания и просветления. Душу человека посылают на Землю не просто так, а для того, чтобы она в сложных условиях, в лишениях и страданиях избавилась от всего нехорошего, что в ней осталось от прошлых жизней, от всех людских пороков — от жестокости, от злобы, от черствости, от жадности и т.д. Поэтому каждому из нас уготована на Земле непростая жизнь, так как нас сюда направляют не для развлечения и не для удовольствий, а для того, чтобы мы могли здесь очиститься от скверны. Душа каждого загрязнена по-своему, поэтому и жизни у нас у всех такие разные — одним уготовано больше трудностей, другим меньше, перед первыми стоят одни задачи, перед вторыми — другие. Перед тем как отправиться на Землю, человек предстает перед самим Богом. Бог оценивает все жизни человека, прожитые им ранее, и на основе этого выбирает ему новую судьбу. Учитываются все мелочи и нюансы, все грехи и заслуги, все накопления души. Бог, награждая человека, создает для него один-единственный вариант судьбы. Согласно этому варианту каждый человек имеет возможность встретить в земной жизни свою любовь, создать семью, оставить потомство. У каждого в земной жизни своя дорога — одному уготовано стать царем или президентом, другой добьется большого успеха как ученый, третий станет великим писателем, четвертый врачом, пятый моряком и т.д. Еще до рождения человека определяется та максимальная планка, которую он может достичь. Бог нас всех так любит, что сразу предлагает человеку максимально возможные награды от жизни. Человеку, попав на Землю, чтобы стать полностью счастливым, нужно лишь воплотить в жизнь все Божьи замыслы.
  Многие тысячи лет человечество пыталось дать ответ на вопрос: в чем смысл жизни? А ответ, оказывается, очень прост: каждый человек должен выполнить в земной жизни программу, заложенную в него Богом. Программы у всех людей разные, поэтому смысл жизни у всех разный. Но изначально каждый человек программируется только на добрые дела. Эта информация закладывается в подсознание человека, и только после этого он отправляется на Землю. Затем в земной жизни человек постоянно помнит об этом. Каждый из нас, наверное, замечал за собой такую странную вещь, что многие важные решения в жизни мы совершаем под воздействием внутреннего голоса, который дает нам четкую команду.
  Творческие люди — артисты, музыканты, писатели, чувствуют в себе могучую тягу к творчеству. Даже если этот человек становится обеспеченным, то желание созидать у него все равно не пропадает. Напротив, если по каким-либо причинам человек лишится возможности заниматься его любимым делом, то он станет глубоко несчастным. И никакие деньги, никакая личная жизнь не смогут целиком восполнить для него эту утрату. То же самое можно сказать и про людей всех других профессий. Только занимаясь любимым делом, человек чувствует себя счастливым.
  Цель жизни каждого человека — сделать как можно больше добрых дел и накопить в себе как можно больше белой энергии. И естественно, постараться уберечься от черных дел и негативной энергетики. Идеальных условий для жизни, естественно, ни у кого не бывает, каждый может воплотить Божью программу лишь частично. Бог определяет человеку его судьбу только на Небесах. Человек — хозяин своей судьбы только на Земле, - закончила Наталья своё выступление. - Могу вам дать почитать эти книги, но советую всё же их приобрести, чтобы они были настольными. Знаешь, где я их купила, Люда?
  - Она заснула под твою проповедь, - отозвался Юра. - И ты давай засыпай, вы устали сегодня. Мы с Николаем тоже скоро за вами последуем.
  А я вот, Коля, ничего не помню из своего раннего детства, почему-то. Наталья все эти книги перечитала, а я всего пару раз в руки брал. Вроде, там сказано, что душа вселяется в тело человека ещё в утробе матери, но кто это может точно подтвердить? И вообще, зачем душе вселяться в тело младенца, который вот-вот умрёт? Хотя его смерть тоже под властью Бога. Может быть, душа в тебе уже была, но хотела посмотреть на тебя со стороны. Да и какая, собственно, разница, когда и в каком возрасте в нас вселяется душа? Главное, ты начинаешь выполнять миссию Бога, после её вселения. Жизнь можно прожить по-разному. Самый легкий путь — это дорога в ад, в рай попасть намного труднее. Надо с пониманием относиться к такому порядку вещей и знать — Бог испытаний не по силам не посылает. Самая трудная победа — это победа над самим собой. По-настоящему счастливым может стать только тот, кто сумеет избавиться от своих пороков, изменить свое мировоззрение, разрушить неверные устои и обновиться духовно. Это нелегко. Старое настолько сильно въедается в наше подсознание, что иногда человек готов отказаться от лучшей судьбы и доли, лишь бы сохранить свою старую жизнь. К счастью, Бог милостив, он готов неоднократно представлять тебе возможность исправить свою судьбу, вновь и вновь посылая тебе испытания и создавая определенные жизненные ситуации. И так до тех пор, пока человек не поймет, что именно от него требуется.
  - Все это понятно и бесспорно, - согласился я с благодарностью. - Если бы ты сказал мне, что знаешь смысл своей жизни, я бы даже не стал с тобой общаться -  с сумасшедшими не общаюсь. Меня знаешь, что больше всего радует сейчас? Скоро мы с тобой дедами станем. Мне не терпится вдоволь нанюхаться обсиканными пелёнками внука или внучки. Ты любишь детей?
  - Странный вопрос. Как же их можно не любить? Они же заряжают нас чистой энергией, которая улучшает нашу жизнь. Они ещё не умеют хитрить и притворяться, у них все чувства искренние. Нас, взрослых, бессознательно тянет к детям. Хочется взять ребенка на руки, потискать его. Вид розовощекого бутуза вызывает самые тёплые чувства, настраивает на благодушный лад, умиляет и радует. Причем такая картина наблюдается не только у людей, но и у всех животных. Все звери любят своих детей. Более того, все взрослые существа любят всех детей — человек с удовольствием может играть с котёнком, собачкой и даже с тигренком. И взрослые животные особи зачастую демонстрируют поистине материнские чувства к человеческим детёнышам. Даже самые свирепые и кровожадные хищники могут не причинить вреда малышу, если тот случайно попадет им на пути. Более того, они даже могут принять его как родного и начать защищать от всех посторонних.
Скоро уже! Через неделю, а может, даже и меньше, станем мы с тобой дедами, Коля, - улыбаясь, подытожил разговор Юрий. - О-о, светает уже! Надо постараться быстрее уснуть, а то скоро соловьи распоются - не дадут.


*** Вся научная информация взята из Интернета. Рассуждения на научную тему автору не принадлежат.