Записки парикмахера Глава 12. Это ваше право!

Галина Чиликиди
Глава 12. Это ваше право!

Курортное место это не станица, во время сезона только успевай крутиться. Очередь у входа постоянно, по той же схеме, что и везде, освободившийся мастер подходит к уставшим людям и громко спрашивает, нет ли желающих на химию, выуживает двоих-троих человек, отдаёт во власть картотеки, а уж потом приглашает очередного.

Парикмахерский коллектив - это бок о бок труд двух поколений: молодые, что практически могут выполнить любую операцию, и старые, что предпочитают выборочный вариант. Не шибко уверенные в себе, они старались увильнуть от причёсок из длинных волос, укладки феном, от той работы, где необходим творческий подход, а не шаблон. Разумеется, молодежь по углам возмущалась и даже на собраниях попрекала пенсионерок, что они симулируют и не берут всех клиенток подряд.  Теперь эти пенсионерки повымерли, а те, кто мутил воду сами стали пожилыми людьми, и ведь в свое время никто не думал, что придет время, и они тоже постареют, и так же будут чураться новых веяний моды.

Чтобы довести прядь до совершенства, нужно время. Когда вы варите борщ на скорую руку, на быстром огне, вы его, естественно сварите, но это будет не тех вкусовых качеств обед, где вместе с овощами томилась в тихом кипении и ваша душа. Чтобы красиво вывести причёску и призвать на помощь всю фантазию, на которую способны ваши руки, необходимо отрешиться оттого, что происходит в зале.

 Но когда ты копаешься за сравнительно небольшую плату во вздыбленных от начеса волосах, а рядом старый мастер, уверяя всех, что у него больные руки и только поэтому отказывается от трудоёмкой работы, накручивает химию, а следом вторую, и ты уже прикинул, сколько она загребёт – отрешиться нелегко. Нужно воистину любить то, чем ты занимаешься, чтобы разница в доходе тебя не очень отвлекала и огорчала.

Лично для Гали существовала особая категория женщин, они могли быть любого возраста. Если клиентка садилась в кресло и, озаряя парикмахера счастливым блеском своих глаз, признавалась, что сегодня ей надо быть очень красивой – она идёт на свидание! Это вызывало ответную улыбку и независимо от стоимости, Галя выкладывалась полностью, словно пробудившись от спячки личного неустройства, ей хотелось поспособствовать чужому счастью!

В своей практике приходилось стричь и детей разных возрастов. Все хорошо, если желание чадушки совпадает с маменькиным, без проблем выполняется заказ и до свидания. Но нередко бывало, когда дитятко хочет одно, а родительница требует другого, мастер стоит озадаченный – чью же сторону принять? Взрослого человека или упрямой девочки. Как в сказке (направо пойдешь), начнешь выполнять материнскую просьбу, и уже заранее знаешь, что малолетняя клиентка прольет поток горючих  слез. Договариваться маме с ребенком надо дома, а не устраивать разборки со слезами в зале. Но иногда Галина позволяла дерзость по отношению к упертым мамашам, и стригла ту стрижку, что предпочитала маленькая модница!

Зачастую в жизни муж бросает жену, так и в отношениях мастера с клиентурой, клиент уходит от мастера, а не оборот. Знаете, какой бы женщина не была капризной, дотошной, парикмахер будет ее терпеть, возможны, разумеется, исключения, можно повести себя так, чтоб человек сам ушел от тебя, но честно, таких примеров Галя не знала.
На непостоянство клиентуры старый мастер Надежда Ефимовна отзывалась так: «Ну, я всегда говорила и  говорю, что клиентка – это таже проститутка, сегодня она у тебя, а завтра перебежит к другому!»

 Это всегда неприятно, если клиентка тебе «изменила», но усаживаясь в твое кресло, начинает оправдываться, в большинстве случаях, мастер Галина обрывала эти оправдания, мол, вы никому ничего не должны – это ваше право! Но, а с погружением в расстройство приходилось бороться, да ладно, все равно ж вернулась.

Парикмахеру, как и артисту, считала Галина П. надо уходить во время. Потому, что невыносимо тяжело смотреть, как твоя клиентка в твоем присутствии подходит к соседнему креслу и совершенно вас не замечая, просит обслужить ее.  А ты стоишь, как оплеванный с одним желанием: не видеть и не слышать этого.

Когда такой момент в Галиной практике пришел, и уже вошедший в возраст парикмахер наблюдал, что клиент норовит попасть к более молодым и продвинутым сподвижникам женской красоты, Галина Панайотовна задумалась: надо было срочно что-то предпринимать! Дочь студентка доучивать нужно, и она обратилась к Карнеги. Листала страницы с одной мыслью – помоги! Выбор был сделан: людям нравиться, когда запоминают их имена! Да, попробуй, запомни вас елки-палки! Но лиха беда начало.

Приглашая клиентку, Галя уже не стояла с постным лицом, думая о том, как прожить, а участливо, как когда-то Женя, спрашивала: «А как ваше имя?»  это срабатывало моментально, женщина улыбалась, говорила имя и доверчиво умащивалась в кресло. И вот эта доверительная атмосфера помогала и Гале, руки слушались, и человек уходил довольный. По делу или без дела она несколько раз обратится  к посетительнице по имени, чтобы хорошо запомнить.

 И когда захлопывалась дверь, Галина тут же за ручку и блокнотик, ага, Светлана, недавно купила тойоту (информация, выведанная во время обслуживания), отлично так и запишем; Светлана – тойота. Запоминались клиенты и по цвету глаз, и по выбору стрижки, по цвету волос, по возрасту, по всему тому, что наиболее оставалось в памяти. И когда в очередной прием Галя забывала имя, она, делая заумное лицо, ныряла в блокнот и лихорадочно искала опознавательные знаки пришедшей, ага есть Наталья! Смешно сейчас, но на тот момент это поддержало в финансовом плане мать студентки.

Вспоминать молодые годы, ностальгически приятно. Что ни говори, а жаль себя, когда все позади. Парикмахеры советского времени, пусть это были девушки, женщины не великого ума, но кто будет оспаривать, что это были ухоженные, идущие в ногу с модой, самые красивые женщины города. Особенно, если город небольшой и работницы сферы обслуживания народ известный и узнаваемый на улицах.  Еще, несомненно,  выделялся – универмаг, ну, понятно почему.

Ты, копаясь в чужой голове, кого-то запомнил, кого-то нет, но тебя, как правило – запоминали. Иногда это в каких-то ситуациях давало положительный результат и, казалось бы, незнакомый человек тебе возьмет да поможет, но иногда, когда ты позволил по отношению  к  человеку нелицеприятную выходку, и случай вас сводит, то неловкость испытаешь немалую.

Конец смены, Галя торопится подобрать «хвосты» и бежать домой, а тут заведующая подходит с девушкой: «Галя, подстриги». А ты уже так намахался ножницами, что и видеть никого не хочешь, но начальство настаивает и, швырнув с досады расческу, рассерженный мастер сажает клиентку! Девушка села с неприятно удивленным лицом и изрекла следующее: «Сегодня я к вам пришла, а завтра вы ко мне придете» и стрижка началась.

Расплачиваться за свою несдержанность пришлось очень скоро: заболела маленькая дочка, и Галя вызвала педиатра на дом, и пришел не участковый врач, а пришла эта девушка. Узнав ее с первой минуты, « мамочка» смалодушничала и сделала вид, что не узнает ее. Хотя врач поинтересовалась: «Вы в парикмахерской работаете?» «Да». Прикинувшись невинной овцой, ответил нагрубивший мастер и осмотр начался. Вот так, плюнешь в колодец, а потом пьешь оттуда, сгорая от стыда.