Ночной звонок

Спиридонова Галина Михайловна
               
Часы на вокзале пробили три часа ночи, я почему-то проснулась в это время и подумала, хоть звук часов и приятный, но как-то страшновато такое совпадение. Вдруг  зазвонил домофон, от него у меня мурашки по спине поползли, что такое происходит этой ночью? Долго не подходила, а он звонит и звонит; сделала голос спокойным, подошла к домофону: - Кто звонит и зачем?
Домофон ответил:  - Вы забыли про меня, а я вечером вышел погулять, а вы закрыли дверь.
 
-Странно, а я думала, что все дома, значит ошиблась.
Домофон: - Не вините себя, я ведь вернулся.
Я нажала кнопку и впустила в подъезд незнакомца. Сердце перестало биться, я  как - бы замерла от страха.

У нас на этаже семь квартир, общая стеклянная дверь под сеткой с кодированным замком отделяет от площадки с лифтами. Я приоткрыла свою квартирную дверь и стала слушать лифт, считала, что это жилец из нашего дома забыл ключ от домофона. Лифт  поднимался долго и остановился на моём этаже, открылась дверь, и вышел мужчина. Горячая волна, даже с какой-то злобой охватила меня. Странно, но я не испытывала страха и через стекло стала разглядывать его. Одет он был не сказать, что плохо, но и без шика: сорочка в клетку, на шее черный платок повязан, брюки и туфли темного цвета, руки свободные. Я водила глазами по его фигуре с ног до головы, неторопливо разглядывая этого ночного гостя, ему было около сорока лет. Он стоял в одной позе и глядел на меня через стекло; ни лицо, ни глаза его  не выражали ничего, кроме рук, которые теребили  край сорочки. Я открыла замок и сказала:- Входите.

Он ответил:- Спасибо, меня зовут Аркадий.
Я пригласила его на кухню: - Чай будем пить?
- Да, я немного продрог, хоть и лето, но ночью прохладно.
 Я спросила на счет еды, Аркадий отказался, и мы сели пить чай. Странно как-то, два незнакомых человека в три часа ночи сидят и пьют чай. Аркадий смотрел на меня, как на давнюю знакомую и тихонько рассказывал о себе. Он игрок по жизни, больше ничем не занимается, хотя образование имеет.

- Были всякие моменты и выигрыши и проигрыши, но сейчас я проиграл всё и вошёл в долги. Мне не хотелось жить, и я решил покончить с ней: думал сброситься с этажа – конец моей пустой жизни. Подойдя к вашему дому, я набрал число, которое стало роковым для меня, подумав, что второй раз судьба  не вдарит в одно и тоже место.  И вот я с вами пью чай и думаю о жизни. Вы моя «спасительница».

Он рассказывал о своей жизни со студенчества: в культурной жизни института практически не участвовал, но стал посещать клуб, в котором играли на небольшие деньги. Он понял, что можно не работать по специальности, а быть профессиональным игроком.

- Я поставил цель научиться играть так, чтобы обеспечить будущую жизнь. После окончания института я не работал нигде, но постоянно играл и усовершенствовал своё мастерство. Я и тогда и сейчас не хочу работать ежедневно с девяти часов до шести вечера, то есть, полный  день отдавать за те мизерные деньги, которые платят, а главное -  время, отпущенное тебе судьбой. Ты привязан к этой работе и все таланты или увлечения умирают  в тебе  нераскрытыми.

Я ему ответила: - Я же работаю также с девяти до восемнадцати часов ежедневно и боюсь из этого  круга выпасть. Сразу после окончания института уже десять лет работаю так. Видно у меня нет никакого таланта и раскрывать нечего.

Аркадий:- Нет, Тоня, можно мне вас так называть, я не согласен. В каждом человеке есть талант, только или жизненные обстоятельства его уничтожают, или сам человек не уверен, что сможет осуществить свои мечты.
Каждый в жизни выбирает тот путь,  который ему по плечу.
Я спросила утвердительно: - Аркадий, а вы не осуществили свою мечту молодости?
 
Аркадий задумался и очень спокойно ответил: -  Нет, не осуществил, но я варюсь в своей среде  и тоже иногда боюсь из неё выпасть, потому что я ничего другого не умею делать.
Так мы сидели до рассвета, а потом Аркадий ушел.

По жизни я всегда испытывала постоянно чувство страха – перед соседями, продавцами, перед людьми в окошках. Мне казалось, что я в чем-то виновата перед ними, да и по лицу видно это было. Внешность была обманчивой, никто не знал какой у меня твёрдый характер, я ни разу не поступилась против своей совести – ни на работе, ни в быту.

Но, как я могла открыть дверь ночью незнакомому мужчине? сама не могу объяснить, наверно сработало чувство злобы  на себя:  за свою закомплексованность  и   за то, что этот страх  я сама взращивала.
А сейчас, после этого героического поступка, я перешла в другое состояние: исчезло чувство страха, я стала самоуверенной, даже внешность моя изменилась.

Месяца через три позвонил Аркадий и попросился ко мне придти. Пришел вечером, посидел недолго, рассказал, что у него все хорошо, только я видела, что у него лицо стало с желтоватым оттенком, а длинные пальцы, с ухоженными ногтями также, как и в первый раз, без конца были тревожными. Одет он     был не броско, но я понимала, что это очень дорогая одежда, такой одежды мужчины в  нашей организации не носили.

Он ушел, а  я,  убирая посуду, обнаружила пачку денег,  обиделась на него за это.
По телефону сказала:- Расходовать деньги не буду, пусть лежат как в банке.

  Прошло еще около года. Звонит Аркадий: - Тоня, приезжайте , мне плохо.
Я уточнила адрес и приехала. Он лежал в постели, температура была высокой. Я ни разу, не спрашивала,  есть ли у него родственники какие-нибудь, а он тоже об этом молчал.
Может, никого не было, раз меня позвал, совсем постороннего человека.

Я вызвала скорую помощь и поехала вместе в больницу. Прошло несколько дней; звонок из больницы; врач спросил меня,  кем я ему прихожусь, я ответила: - Знакомая.
Он не возразил ничего на мой ответ, а только сказал, что у  Аркадия неизлечимая болезнь печени – это бывает от   употребления спиртного и беспорядочного питания. Мы его подлечим, но ему требуется особый режим питания и жизни.

- Я ему никто, просто его «спасительница», как  он  меня называет, и что-то изменить в его жизни не могу. 
Врач: - Когда ему было очень плохо, мы думали, что не спасем, то он, приходя в сознание, просил позвонить «спасительнице» - это значит вам, хорошо, что оставили свой телефон.

Аркадий обрадовался моим приездом, говорил, что почти выздоровел. Когда его выписали из больницы, то мне позвонила медсестра, я её просила об этом.
 Прошло около двух лет, я жила своей жизнью, но часто вспоминала этот далеко не судьбоносный случай.

Жизнь Аркадия сравнивала со свечкой, горевшей только для него одного – продлить жизнь ему невозможно, как  и горение свечи.

За это время он приезжал ко мне три раза; много говорил и жаловался на болезнь,  да я  и сама видела, как он меняется внешне. О чем мы только не говорили,  ему надо было выговориться перед человеком из другого  круга общения; возможно, это поддерживало его душевное состояние, но я чувствовала, что в нем происходит какой-то надрыв.

Потом долго не звонил и не приезжал, я думала, может жизнь у него, как-то устроилась, и была рада за своего ночного гостя.

Однажды рано утром раздался звонок, мужчина представился другом Аркадия: - Антонина Владимировна, Аркадий умер, сегодня похороны в час дня, приезжайте.

Он сообщил адрес. Я приехала, это была та же  квартира,  в которой он лежал больным. Были там мужчины, одетые во все черное,  женщин не было. Они были совсем разными по внешности: один высокий, худой и кудрявый, другой – полный с миловидным лицом, третий - небольшого роста с умными глазами. Всех я не успела разглядеть, но они были одеты,  как бы сказать, - очень элегантно.  Я обратила внимание, что они все похожи на Аркадия, чем, сразу не могла понять, а потом поняла – это глаза и руки беспокойные.

Аркадия  еле узнала, лицо было высохшее желто-серого цвета, руки сложены на груди и я заметила под ними колоду карт.
Я глядела на него и думала, как судьба им играла – хотел добровольно уйти из жизни, но не удалось. А сейчас судьба дала возможность уйти по- человечески.  Достойные похороны, прощание друзей.
Оказывается Судьба – Игрок еще тот.

На кладбище я поехала, а потом они попросили остаться на поминки. В ресторане  в отдельном зальчике был накрыт стол.
Я была, как в замедленном кадре – все происходило как бы без меня: за столом сидели одни Аркадии, кто  я им и Аркадию в том числе, – случайная знакомая и все……., а  может, ошибаюсь.

Один из них подошел ко мне и сказал:- Аркадий о вас очень хорошо отзывался и просил после ухода из жизни отдать вам свои личные вещи, - на пакете была приклеена записка –  «Антонине от Аркадия». - Он одиноким был, и все мы знали, что вы  его «спасительница».

Домой я возвратилась и чувствовала себя очень уставшей, что-то тяжело было на душе. Я посмотрела на пакет и разрыдалась. Чужие жизни рядом прошли не соприкасаясь.

Что мы могли дать друг другу в жизни, если бы судьба, по какой-то своей прихоти соединила нас. Я несколько дней не раскрывала пакет, хотела отодвинуть ощущение чужой боли в последние дни или часы жизни.

Наконец, взяла себя в руки и раскрыла пакет; в нём лежали его вещи – те украшения, которые всегда были на нём, и среди бумаг лежала тетрадь в красной обложке.  Я открыла её и стала читать. Это был его дневник, посвященный мне, с того дня, как он  в первый раз позвонил по домофону, а ведь он ни разу  не выдал своих чувств.
Я читала и плакала по человеку, имевшему  такое огромное сердце…….