Послесловие

Алексей Панов 3
Да, друзья, печален конец Бима. За случившееся я чувствую собственную вину. Чтобы не заканчивать цикл рассказов о любимых друзьях четвероногих на трагической ноте, предлагаю прочитать дорогому читателю несколько историй о собаках.
Несколько лет занимался я видеосъёмкой свадеб. Однажды приехал я в частный дом к жениху. Дом охраняла спокойная, добрая овчарка. Она бегала без привязи, подходила к гостям, вела себя добродушно. Ей даже хотелось поиграть с гостями, но гости (друзья жениха) заняты украшением автомобилей и прочими приготовлениями к свадьбе. Овчарка убежала во двор, взяла в пасть длинную палку и бежала с нею к калитке. Кто-то из гостей сказал:
- Не пройдёт она с палкой в калитку.
Другой:
- Интересно, догадается наклонить или нет?!
Собака подбежала к калитке и пошла шагом. Палка не прошла в калитку. Собака сделала два шага назад, наклонила голову и вышла в калитку. Гостям она предложила палку, чтобы те бросали её, а она бы приносила. На правах охранницы дома развлекала гостей. Надо же этикет соблюдать!
А эту историю рассказывал мой знакомый. Родился он в деревне и жил там до службы в армии. Время послевоенное. Принесли они с братом, а было им по 8-10 лет, щеночка домой. Мать им разрешила его оставить, но держать на улице в конуре. Стояла поздняя осень, почти наступила зима. Стали они уговаривать мать разрешить им пустить на ночь собачку домой, но она не разрешала. Ночь холодная, пол в конуре земляной. Чтобы не замёрзнуть, собака натаскала в конуру колотых дров из поленницы. Но не просто набросала их кучей, как можно представить, а уложила в два ряда. Известно, что полено в сечении похоже на форму сектора круга. Нижний ряд поленьев собака уложила корой на землю, вверх торчали острые выступы, а следующий ряд уложила корою вверх. Получился ровный, относительно тёплый пол. Конура же защищала от ветра, сохраняя тепло собственного тела.
Утром дети увидели «инженерное» сооружение выполненное собакой и позвали мать подивиться этому. После увиденного чуда братьям разрешено в сильно холодные ночи впускать собачку в дом.
Следующая история, друзья мои, не столь весёлая, скорее трагичная. Виною тому наша человеческая глупость, грубость и жестокость.
В нашем дворе, который образован тремя многоэтажными домами общей вместимостью 388 квартир, жил большой, очень добрый пёс Джон. Белый с рыжими пятнами, длинноногий кобель, похожий то ли на охотничью борзую, то ли гончую. У него имелись хозяева, но Джон почти всегда жил на улице. Всех жильцов он знал, на чужих лаял громко, но близко к ним не подходил. Голос у него грубый, сильный. С детьми он легко находил общий язык, хоть и некоторых из них был выше ростом. Меня он всегда встречал, когда я возвращался с работы. Ткнётся мордой в живот, я глажу его, за ухом, да между глаз почешу. Ему и приятно.
Находились, конечно, соседи, требующие от хозяев Джона убрать большую собаку со двора, гулять с ним на поводке. Опасались, как бы он не укусил кого-нибудь. А он, предобрейший, вовсе и не знал, что кого-то можно укусить.
Однажды я возвращался с работы. Джон подбежал ко мне, получив очередную порцию ласки, проводил до подъезда и побежал по своим делам во двор. Я же в этот раз замешкался у двери подъезда, может ключ искал, и в этот момент моё внимание привлекла старуха, входившая во двор. Обычная старуха с клюкой, но почему-то я задержал на ней своё внимание. Увидав Джона, бывшего от неё метров в двадцати, спокойно нюхавшего что-то в траве, старуха замахнулась на него клюкой, крича:
- Пошёл вон! Пошёл вон, тебе говорю!
Джон не обращал на неё никакого внимания. Кажется, он и не видал её, продолжая нюхать в траве то, что его так заинтересовало. Старуха с поднятой вверх клюкой и угрожающими криками, пошла в атаку на безобидную, мирную собаку. Джон поднял голову, посмотрел оценивающе на атакующую старуху, снова продолжил заниматься своим делом. Старуха приблизилась к Джону метров на пять, ближе боялась, замахивалась клюкой и рубила ей в воздухе, как лихой наездник. Джон опять поднял голову и, не сходя с места, гавкнул. Старуха только этого и ждала. Она с удвоенной энергией стала наступать на Джона, махая палкой, но близко не подходила. Джон отступал вглубь двора и громко лаял, не проявляя никакого намерения нападать на глупую старуху.
Сцена эта привлекла внимание всего двора, что и требовалась старухе. Она жила в нашем доме. Повоевав с Джоном, она успокоилась и пошла своею дорогой, а Джон лаял на неё с расстояния десяти метров. Так и провожал старуху до подъезда. Она делала вид, что Джон нападает на неё, потому слабыми движениями клюки отмахивалась от него.
В первый момент можно было подумать: что же в голове у этой старухи, коль она идёт на огромную собаку, рост которой немногим ниже её? Безумная старуха! Нет, она точно знала, что Джон ничего плохо ей не сделает, никогда не нападёт. Если бы она в этом не была уверена, то нападать на такую собаку не стала бы. Как американцы, нападающие на те государства, которых способны победить. Но иногда и этого у них не выходит, потому что получают жёсткий отпор.
Через несколько дней Джон исчез. Сначала ведь и не заметишь исчезновение собаки. Ну, не встречает с работы, так, может, гуляет где, или дома заперт. Чуть позже стало известно, что Джону сделали укол.
Был у нас во дворе похожий случай с собакой по имени Демон. Он и похож на демона: тёмного неопределённого цвета с красными глазами. Хозяйка его жила на первом этаже, а Демон всё время проводил на подоконнике. Гулять с ним хозяйка, одинокая молодая женщина, выходила на поводке. Он вёл себя мирно, но взгляд его красных глаз, действительно, был ужасен, жутко становилось, особенно в тёмное время суток. Глаза изнутри светились красным светом, будто там лампочки вставлены. Я привык к Демону. Нормальная собака. Ну, глаза красные, что ж с того?
Часто я слышал разговоры соседей, обсуждающих Демона, сидящего на подоконнике в квартире:
- Страшная собака! Жуткий взгляд его красных глаз.
- Какое вам дело до собаки, которая сидит на подоконнике внутри квартиры? – хоть и редко, но иногда говорил я.
Соседи же требовали от хозяйки Демона его усыпления. Прохода ей не давали, когда она, конечно, шла без своего питомца. Если он рядом, то не очень-то подойдёшь. Кроме хозяйки, он никого не признавал, но и не трогал, просто не обращал ни на кого внимания.
Не стало и Демона преждевременно.
Собаки нам посланы для того, чтобы сделать нас добрее, научить любви. Собак, как и любых других животных, не бывает злых. Они просто выполнят своё предназначение. Волк нападает не потому, что он злой, а потому, что ему кушать хочется. Все мы знакомы с бродячими собаками. Опасаемся того, что они могут повредить нам. Стараемся уничтожить бродячих собак, считая их большим злом. Но даже бродячая собака, будучи очень голодной, нападёт только в крайнем случае, только тогда, когда есть причина. Голод не является таковой причиной. В городе собака всегда найдёт себе пропитание. Попробуйте дать бродячей собаке косточку, и она сразу станет ласковой, увидит в вас друга, защитника и хозяина. Она сразу забудет обиды, нанесённые ей человеческим обществом. Съев косточку, подойдёт к вам с добрыми намерениями. Вот истинное проявление любви и демонстрация всепрощения преданного человеку существа – собаки!
Друзья, задумается над самым главным: откуда берутся бродячие собаки?
Станем добрее к собакам.
Они часть нашего мира.
Они способны лечить нам душу.

03.01.2018.