Орден Лилии и знак Лилии

Олег Плужников
Орден Лилии и знак Лилии
(Глава из книги «Награды эпохи Наполеона», опубликованная в журнале "Рейтар").

Терминология современной фалеристики — дело тонкое. Так что, при работе с иностранными источниками, иногда возникают вопросы об истинном наименовании знаков той или иной страны.
Например, во французском языке, словом «medaille» обозначается, как медаль, так и орденский знак. А вот в слово «Decoration» имеет сразу несколько понятий: украшение, декорация, знак, орден и награда.
Тем не менее, во Франции начала девятнадцатого столетия, уже сложилось разделение наград на ордена и медали, объединённые общим словом «Decoration» (то есть, награды).
И вдруг, 26 апреля 1814 года, по совету брата короля Людовика Восемнадцатого — графа Артуа, был учреждён знак Лилии (Decoration du Lys).
Король Людовик прибыл во Францию на волне всеобщего ликования. Франция ждала перемен. А королю были нужны преданные граждане. И вот, на этой волне, в королевстве возникло сразу несколько знаков, объединявших всех граждан страны, тех, кто остался верен королю. И главное, получить такой знак, мог каждый француз, независимо от сословия и происхождения.
В Википедии, эту награду, обычно, называют орденом Лилии. Сами же французские фалеристы, именуют этот знак только как Decoration du Lys (Знак Лилии).
Это была очень странная награда. Она не имела степеней, ею награждали независимо от дворянского звания, армейского чина или сословия. Получить её мог любой гражданин королевства «за заслуги перед короной». Одновременно, знак Лилии стал той самой лакмусовой бумагой, которая определяла преданность её кавалера нынешней власти. Например, ни один бывший офицер или генерал Наполеона не мог поступить на королевскую службу, не имея этого знака.
И всё-таки, это был не орден и не медаль. Это был лишь знак качества, знак того, что его носитель является истинным роялистом.
Так откуда же появилась идея создания такого удивительного знака, и почему он так и не стал королевским орденом? А дело в том, что на самом деле, история этой награды началась значительно раньше…

Первый проект Ордена Лилии, появился во Франции в далеком революционном 1791 году. Предложение по его основанию, сделал подполковник французской кавалерии Андрэ-Робер де Нерсиа.
Он родился в 1739 году в Дижоне. Сын казначея при парламенте Бургундии, он предпочел военную карьеру штатской. За свою длинную жизнь, этот офицер даже успел послужить нескольким европейским государям.
Сперва, он служил в Дании, потом подвизался при дворах ландграфов Гессен-Касселя и Гессен-Роттембурга. В конце концов, он даже получил титул барона Священной Римской империи.
В 1787 году де Нерсиа отправился в Голландию, получив задание, восстановить союз со штадтгальтером этой страны. Там он принял участие в военной кампании и вскоре был ранен под Маастрихтом. За что, наградой ему, в том же году, стал кавалерский знак ордена св. Людовика.
Во время лечения, от скуки, барон написал несколько фривольных романов, но, большой известности в качестве литератора, он не добился.
Четыре года спустя, барон прибыл в расположение недавно образованных войск принца Кондэ. 30 мая 1791 года он вступил в карабинерный полк Месье — брата короля. Однако, почти тот час же, барон был отправлен с важной миссией в Берлин. Прусский король сделал его офицером своей свиты и послал на французскую границу, где, как раз, готовилась операция по освобождению из плена французского короля.
Однако «Вареннская операция» (июнь 1791 года) провалилась. Бывшего короля Людовика Шестнадцатого поймали и вернули во Францию, а барон ни с чем вернулся в Пруссию.
Казнь короля произвела на него большое впечатление. Он снова взял в руки перо и даже разработал несколько тезисов по восстановлению во Франции старой королевской власти. В его планы входило даже провозглашение в Европе целого крестового похода против революционных властей. Вплоть, до полного их уничтожения после победы.
Эти «июльские тезисы», вскоре и стали предпосылкой к его новой идее ; создании нового «Ордена Верности» для будущей королевской власти Франции.
Уже находясь в лагере войск принца Кондэ, барон огласил идею создания этой новой награды. Не стоит забывать, что официально, все французские награды, к тому времени, уже были упразднены. Поэтому, барон и предложил создать награду, которая способствовала бы восстановлению королевской власти. А значит, такая награда должна нести королевскую символику. А что может лучше символизировать королевскую власть, как не часть герба Бурбонов — цветок лилии?
Предложенный бароном орден, должен был вернуть во Францию традицию старинных военно-рыцарских орденов, берущих своё начало от времён Крестовых походов. И новый орден должен был стать носителем традиций того славного времени. А так же, помочь вернуть на престол французских королей и восстановить их во всех правах.
На выбор, было предложено сразу несколько наименований новой награды: «Цветок Лилии», «Крест Лилии», «Святая Лилия» или «Орден искупления».
Барон разработал Устав новой награды, внешний вид знаков и звёзд. На лепестках цветка, например, планировалось изобразить инициалы: «L» (Людовик), «M.A.» (Мария-Антуанетта), «A.» (Артуа) и «C.» (Кондэ).
Первоначально, ордену полагалась муаровая лента белого цвета. Позже, автор проекта предположил, что лента может стать и красной. Как у ордена св. Людовика.
Звезда полагалась только Старшим Офицерам и кавалерам Большого Креста. На лучах звезды, по частям, изображался де¬виз ордена на латыни: «In hoc signo vinces» (С этим орденом ты победишь).
Барон утверждал, что «Орден Лилии» создаст во Франции новый класс: «Лигу Верности и Непорочности».
Прожектёр даже запланировал филиалы ордена Лилии в союзных государствах. Например, присоединив его к ордену св. Анны в России, или к ордену св. Штефана Венгерского в Священной Римской империи. Будучи одним из организаторов (как он думал) создания очередной коалиции против революционной Франции, барон, мечтал об объединении всей Европы против бандитов, свергнувших своего короля.
Не менее смелой, была идея барона о награждении орденом не только кавалеров, но и дам. Также предполагались награждения иностранцев, способствовавших Реставрации короля, а ещё, чиновников и духовенства.
Служа в армии принца Кондэ, барон, одновременно, писал статьи и на другие темы. В частности, он разразился целым пасквилем на медали, выпущенные во Франции в честь взятия Бастилии. Барон был возмущён, что какие-то плебеи имеют наглость учреждать собственные награды, да ещё и гордиться этим фактом. Уже само известие, что народ по¬смел поднять руку на помазанника Божия, вызывало гнев барона. Это был настоящий, махровый монархист.
Сам же барон, продолжал служить антиреволюционной коалиции. Сперва, он отправился с миссией в Неаполь, ко двору короля Фердинанда Длинноносого. Однако, на обратном пути, в Риме, он был арестован и посажен в знаменитую папскую тюрьму замок Святого Ангела. Освободился барон, только в 1800 году. Однако, тяжелая болезнь, приобретённая им в заточении, скоро свела его в могилу…

Проект барона де Нерсиа не был реализован, так и оставшись в архиве принца Кондэ. И только в 1814 году, вернувшиеся на престол Бурбоны, частично использовали его идеи. Тогда были восстановлены прежние королевские ордена. Можно лишь предполагать, почему король Людовик не использовал идею барона полностью. Дело в том, что орден Почётного Легиона был понижен до четвёртой награды королевства. И вполне заменял детище барона де Нерсиа. А маленький значок с белой лентой на мундире в виде лилии, лишь констатировал приверженность его носителя королю.
P.S. Знак Лилии просуществовал недолго. Всего шестнадцать лет. Он так и не стал орденом. В дальнейшем его слили с таким же неудачным знаком Верности. Для его получения даже не требовался королевский Указ. Достаточно было представления местных властей. Его также часто подделывали. Неудивительно, что он постепенно терял своих приверженцев. Его стеснялись носить многие бонапартисты. Словом, когда в 1830 году король Луи-Филипп его упразднил, фалеристам-историкам осталось целых 600 разновидностей этого знака…