Глава 13 Дура набитая

Валентина Лесунова
Григорий вернулся из Москвы и организовал первую свободную выставку художников.   И  снова увлекся ею. Она была рада,  но чувствовала зыбкость их отношений, как дом на песке, топь под ногами. Нет, конечно, не обманывал, потому что ничего не обещал. Он говорил  о любви, ее не было ни  во взгляде, ни в голосе, и она не хотела больше  обманывать себя.  Он придирался по пустякам, она не прощала.
        «Частности мелом отмечать – дело портных… - всплывали стихи Марины Цветаевой:  Любовь связь, а не сыск. Разве любовь делит на части».
         Он злился: «Опять Цветаева. Она для тебя как уголовный кодекс, по какой статье судить менябудешь?». Это было тогда, когда она прочитала ему в лицо: «Вместо черт – белый провал. Без примет. Белым пробелом весь. Ты как бельмо на моем глазу».  Ссора произошла после очередной попытки гармонизировать  отношения. Он ведь сам предложил поискать эту гармонию. Поискали, не нашли, - поссорились, разбежались.
    
        На открытие выставки Григорий ее не пригласил. Понятно, его сопровождала новая пассия.  Почему-то Софья  была уверена, что отличие от нее - блондинка.
       Душевная рана после  расставания с ним еще кровоточила, хотя  понимала, что он еще вернется к ней, так было, так будет и впредь:  долгоиграющая связь с замужней женщиной.
   
      Выставку посмотреть хотелось, но  все не решалась. От Мары узнала, что его в городе нет, пригласили в Москву на какое-то мероприятие, художники беспокоятся, как бы ни переманили.
      Она  редко совершала прогулки, поэтому с удовольствием прошлась две трамвайные остановки, несмотря на холод и ветер в лицо.  Зато когда открыла дубовую дверь, и,  перешагнув порог, попала в полутемный вестибюль, заваленный щитами,  обрадовалась теплу.

     Присмотрелась и увидела коридор, но не знала, куда идти: налево или направо. 
       Откуда-то, близко, донесся  женский голос:
                -  Как не понять. Сначала чириканье птиц, чик-чирик, рык хищников, потом вычленялись отдельные звуки,  одни  мирные, птичьи, не опасные для человека, другие угрожающие. Догадайтесь, какие, правильно, шипящие, змеиные, -  тоже женский приятный  голос перебил ее: «Мой котик тоже шипеть умеет»,  –  Да, хорошо, и мы с тобой  умеем.  Потом уже появились слова и потом  уже музыка.
        Софья двинулась  на голос и  увидела свет и открытую дверь.  Тесное помещение было занято квадратным столом, два на два метра, не меньше, если не больше, - с обильной едой и посудой. 
          На длинной лавке, вернее, на доске, положенной на два табурета, ближе к  входу сидела круглолицая  женщина  с  конским хвостом из черных волос на жирной спине.  Щеки – два густо красных яблока - создавали образ хлебосольной купчихи. За ее мощным торсом  пряталась  блондинка – точная копия Мэрилин Монро.
       Сердечная мышца остановилась, будто запнулась, и часто-часто завибрировала,  - она, та самая, соперница, с которой теперь спит Григорий. 
      Женщины увидели ее и заулыбались.
             - Вика, - представилась толстая.
             - Наташа, милости просим к нашему шалашу,- проворковала блондинка.
      Перед ней в стакане дымился горячий чай, она отпивала по глоточку, Вика жевала пирожок.  В глубокой тарелке лежали еще пирожки.  Даже обнаружились среди посуды   бисквитные пирожные с кремом в виде коричневых ежиков и красно – белых мухоморов.   
         - Я на выставку, но пока дошла до вас, замерзла, - пожаловалась Софья.  Есть тоже хотелось.
          - Сейчас мы тебе чаю нальем, согреешься, - сказал Вика.
    Она налила в пластмассовый стаканчик кипяток, бросила пакет чая и протянула ей вместе и пирожком.
            - Может, пирожное? –  предложила блондинка.
     Но Софья замотала головой, не рискнула, крем выглядел несъедобным. Она примостилась на табурете между узким шкафом и дверью.
     Появился плотный невысокий  мужчина, Вика обрадовалась:
         - О, Костя, кстати, мы тут с Наташей спорим, как возникла музыка, я говорю, сначала звуки леса, птиц, рыки зверей, потом появились слова – подражания, человек как попугай, потом уж музыка.
             - Согласен с тем, что мы оттуда, из первобытного общества, - говорил он и наливал в стакан кипяток, - Но не согласен с последовательностью:  сначала  музыка и песни, призывные, угрожающие и прочее,   потом уж  речь.
           - Не спорю, хотя могло произойти разветвление: где-то слова, а где-то музыка. Ведь есть музыкальные народы. Это не принципиально. Главное, как происходила эволюция. Также в живописи: сначала  пещерная, наскальная, - она задумалась, -  и вот, мы имеем то, что имеем.
       Софья выпила чай, съела пирожок, невкусный, с какой-то мокрой капустой, изжога гарантирована,  и заскучала. Но встать и уйти не решилась. Чем-то притягивало это место, она даже забыла, что пришла посмотреть выставку.
     Наташа встала,  Вика тоже поднялась и оказалась  колобком  маленького росточка на  коротких,  толстых ногами. Когда она сидела, казалась выше.
     Фигура Наташи ошеломила модельными размерами.   
       -   Где у вас выставка? – спросила ее Софья.
        - Иди за мной.
   Она быстро шла впереди, в джинсах в обтяжку, в синем свитере, высокая, стройная, хоть сейчас на конкурс красоты.
     В какой-то момент вышли из полосы света, и тьма поглотила Наташу, Софья почему-то испугалась, но стук каблуков не прекращался, и она двинулась следом.
      Впереди слабо засветилась белая стена, пахло известкой, Наташа резко повернула налево и стала подниматься по деревянным ступеням. Там выставка, - догадалась Софья.
   У входа толпились люди, Софья поднялась на цыпочки и увидела  спины. Наташа каким-то непостижимым образом вклинилась в толпу, будто растворилась,  небольшое движение быстро прекратилось как порывистый ветер. Уметь надо.
   
    Было тихо, и до Софьи донесся женский напряженный голос. Она мало слышала стихов в исполнении авторов, но сразу решила, что поэтесса читала свое.
     Прислушавшись, стала улавливать ритм, что-то про коней, которые скачут и цокают копытами, и воины с узким  разрезом глаз смотрят за горизонт.
         Софья задумалась, как можно посмотреть за горизонт, и зазвучал мужской тенор. После трагического женского голоса он был так себе. Люди стали расходиться. Софья шагнула за порог и ничего не увидела, толпа все еще была плотной. Хотя нет, на самом верху, под потолком висели  картины. Зеленые и фиолетовые человечки, нанизанные на провода,  судорожно корчились в ночном небе. Потом уже, когда смогла подойти ближе, оценила труд художника: не просто тьма, сквозь нее просматривались густо расположенные причудливые фигурки. Их было так много, и так искусно они были прорисованы, что можно было обнаружить всех или почти всех, существующих в мире чудищ, в которых материализовались детские страхи.
       «Художник родом из детства», - любил повторять Григорий. «А мы откуда? - удивлялась Софья, – Мы что, из другого мира»?  «Ты, да, из другого, - смеялся он. 
 
      На  другой картине  на фоне  небоскребов с сотней желтых окон двое мужчин  в соломенных шляпах - внешне напоминали актеров из фильма о средневековой Японии -  находились внутри гигантской рыбы.
      
        За Софьиной спиной двое мужчин перекидывались фразами, мешали слушать стихи, и она вышла из зала.

        Вика и Наташа сидели на своих местах. Получив пластмассовый стаканчик крепкого чая , в этот раз булку с джемом, Софья опять заняла стул у двери.
                - Свежая, - обрадовалась она, откусив большой кусок булки.
                - Виталька принес. А, кстати, вот он.

         Из коридора на Софью смотрел высокий, стройный, с правильными чертами лица мужчина в джинсовом костюме. По особому отстраненному взгляду поняла, художник. Он приветливо кивнул ей, прошел в комнату, обнял Вику за широкие плечи  и погладил по голове. Она посмотрела на него преданным взглядом собаки, готовой служить. Без сомнения они были мужем и женой.
         Софья не успела подумать о странных вкусах художников,  выбирающих женщин нестандартной внешности,  появилась худенькая женщина в темных джинсах и пуховом свитере. Она принесла торт с ядовитыми розочками.
          - Вот, девочки, за стихи получила.  В зале так холодно, так дуло из окна, я так замерзла.
     Вика бросила пакет чая в пластмассовый стаканчик, залила кипятком, принялась резать торт и непрерывно говорила сильным уверенным голосом, без намека на усталость:
            - Первые звуки были твердые: т, п, ррр.
            - Согласные, - подсказала поэтесса.
            - Да, согласные, спасибо, - улыбнулась ей Вика, - Слово звучало примерно так: тпр, потом уже появился топор. Если вы помните, первобытных людей изображают с каменными топорами. Не зря…
             - Не согласна, - перебила поэтесса, - сначала глаголы: тпру, что еще, - она задумалась, - помогайте, звуки обозначающие опасность, надо убегать, что-то тревожное. Потом уже название предметов, ибо шансов выжить было больше у того, кто быстрее бегал.
    Вика задумчиво подергала свой конский хвост, перекинула его через плечо, появился Виталий и спросил:
              - Булки еще остались?
              - Есть тортик, - Вика положила кусок с розочкой на тарелку и протянула ему.
      Поэтесса взяла стакан с чаем, повернулась в поисках места, Софья уступила ей стул.

     Вика жевала булочку и говорила:
          - Вот взять, допустим, пещерного человека – художника  и поместить в наше время, сюда, к нам, вотахам. Что будет?
          -  Художник? Он будет гением, - невнятно проговорил Виталий, жуя торт, проглотил и внятно объяснил: -  В  наскальных рисунках ничего лишнего, идеально схваченный образ минимальными средствами - под силу только гению.
       Он вышел, донесся его голос: «Идите скорее есть торт, вкусный».
       Несколько молодых людей гуськом просочились в комнату и окружили стол. Получив по куску торта, отходили в сторону, жуя на ходу.
    Софья повернулась к поэтессе и спросила:
           - Может, тортик? Я подам.
           - Нет-нет, я не ем, что вы, нет-нет, - испугалась поэтесса.
           - Скажи, Вика, вот  слово топор, это как бы перевод? Я думаю, как бы с природного, на русский. А если на английский? – спросила Наташа.
            - Никто не знает, как по-английски топор? –  никто не знал, и она продолжила: Раньше, в первобытном обществе англичан не было.
             - А русских? – спросила Наташа.
             - Мы всегда были, раскопки на нашей территории подтверждают.

    Неправда, - подумала Софья, - человечество зародилось в Африке, - но не сказала.  От убежденности, что «мы всегда были» стало как-то легко, весело даже, как говорится, врет, а приятно. Главное, уверенно.
     Неуверенность, неопределенность, необходимость выбирать между плохим и очень плохим вводили в ступор, что-то делать приходилось через силу, через преодоление, под дулом пистолета, автомата, ружья, пусть не опасного, игрушечного, все равно пугающего, как напоминание о смерти.

     Ночью приснился  местный краеведческий музей, куда она водила свой класс на экскурсию. Дети останавливались в углу зала пещерного периода и подолгу рассматривали композицию из искусственных деревьев и двух муляжей неандертальцев в человеческий рост. Косматые, похожие на обезьян, они стояли на полусогнутых не то лапах, не то ногах, с булыжниками и палицами в огромных ручищах, не то  крались между деревьями, высматривая жертву, не то боялись попасть в лапы хищнику.
      Экскурсовод объясняла: «Предчеловек взял в руки камень, чтобы трудиться».
 
       Во сне рядом с композицией сидела старушка, собирательный образ дежурной по залу: круглолицее, морщинистое,  приветливое лицо, редкие седые волосики, чуть желтоватые на висках,  подкрашенные отваром ромашки, темно-синий костюм, белый воротник блузки, на ногах толстые вязаные носки и домашние тапки с меховой оторочкой. Стекло раздвинулось, неандертальцы спустились на паркетный пол и выпрямились. Ничего в них страшного не было: высокие, крепкие мужчины в набедренных повязках. Старушка оживилась, заулыбалась, достала из сумки термос с чаем, пирожки и угостила их. Улыбались все.
     После чая неандертальцы удалились. Немного погодя вернулись в строгих костюмах, безупречно одетые как манекены фирменного магазина.
        - Гуляйте, ребятки, гуляйте, завтра у музея выходной, так что не спешите возвращаться, - говорила она вслед им, подперев щеку, – Такие умницы, такие красавцы, жаль, вымерли давно.

        На следующий день после занятий она снова пришла в это здание. Комната, где накануне сидели Вика и Наташа, была закрыта на ключ. Софья поднялась наверх и увидела на стене в лучах заходящего солнца  стенд, обтянутый алым шелком. На шелк были аккуратно наколоты ажурные белые салфетки и кружева. В них угадывались бабочки, птицы, растительный орнамент. Софья знала, что  многие узоры – обереги, читала книги по народному искусству из библиотеки  брата.
        По залу деловито  ходила девица в возрасте студентки и поправляла картины. Софья спросила, чьи такие красивые работы. Девица сначала не поняла, потом удивилась: «Эти? Не знаю,  старушка одна возилась с ними».
    Она притащила ведро и швабру. Софья поняла, надо уходить, чтобы не мешать ей, спустилась вниз. В комнате на том же месте сидела Вика. Рядом с ней Наташа.
   Вошли трое молодых людей. Вика наливала чай в пластмассовые стаканчики, раздавала булки, пирожки и говорила:
                - В пещерном периоде началось  зарождение  национальностей. Люди разные были с самого их возникновения.
         В этот раз она ничего не пила и не ела. Но рядом с ней пыхтел паром электрический чайник,  и она всем входящим наливала чай.
             - Те, которые произошли от обезьяны? – спросил мужчина, заглянувший в комнату, – Или из ребра Адама?
             - Леша, не перебивай, если я говорю, разные, значит, не из ребра.  Если хочешь, то от обезьян. Я не гордая. Чай налить?
             - Налей, - он взял наполненную кружку  и вышел.
             - На чем я остановилась, не помню.
             - На том, как возникли национальности, - подсказала Софья.
             - Люди все разные с самого начала их возникновения, - повторила Вика, -  Все знают о том, что притягиваются умные к умным, глупые к глупым. Такой закон природы.
             - А если дурак себя считает умным? – спросила девица в возрасте студентки, которую Софья уже видела в выставочном зале. Она стояла в дверях, но в помещение не входила.
            -  Дурак другого дурака будет считать, как и себя, умным и потянется к нему, -  девица захлопала, Вика встала и поклонилась, -  Мы русские добрые, с древности. Добрые тянулись к добрым, и вот, нас уже много, - подытожила она.
             
         Софья пила чай, ела булку, в этот раз черствую и не хотела уходить. Круговерть, ни к чему не обязывающие, понятные всем Викины представления, такие как: камнем по камню или капля камень точит, повторение мать учения, терпение и труд, - успокаивали ее. Хоть ненадолго оторваться от быта, от школы. Легкая тревога, что сюда может забежать погреться кто-то из ее учеников, отпустила. Она почти любила Вику, и ей все равно, спал или нет Григорий с Наташей. Она уже не замечала уродливой внешности Вики и красоты Наташи. Ей было хорошо, все остальное ее не тревожило.   

             - Хочешь послушать стихи? – обратилась к ней Вика,  откусила пирожок и стала жевать, - Известный поэт читает, - она назвала фамилию, но невнятно, Софья не уловила.

    Она поднялась на второй этаж и вошла в зал. На фоне темного окна стоял  пожилой мужчина и читал стихи, держа в руке на отлете листы бумаги. Его слушали несколько человек. Софья присоединилась  к ним и приготовилась слушать,  но  вдруг почувствовала чей-то взгляд. Кто-то смотрел откуда-то сбоку, чуть сзади, она оглянулась, за ней стояли двое мужчин немолодого возраста и внимательно слушали поэта. На нее не посмотрели.
     Она заволновалась, ей стало неприятно, и вдруг  увидела  картину. Как в сомнамбулическом сне,  медленно повернулась и направилась к картине: на фоне красного знамени стояла пионерка и держала руку в салюте. Глаза ее были на уровне  Софьиных глаз.   Ее черный  пронзительный  взгляд следил за Софьей. Лицо  напомнило популярную советскую актрису. Софье нравилась эта актриса, некрасивая, с наивным выражением круглых глаз, с улыбкой, обнажавшей десны с мелкими зубами, - по замыслам режиссеров она играла жутко добрых, отзывчивых и талантливых женщин, неважно, в какой области искусства. Но сейчас что-то зловещее было в этом сходстве, будто художник посмотрел под другим углом зрения и увидел нечто неприятное в общепринятом образе положительной героини. Все обман, - почему-то подумала Софья.
    Она наклонилась и прочитала:  «Дура набитая».  Кровь прилила к щекам, как пощечина.
    Оглянулась, не видит ли кто ее конфуза. Нет, все внимательно  слушали поэта. Попыталась успокоить себя, ведь это картина так называется, пионерка с рукой в салюте, с идиотским выражением лица и есть  безнадежная дура.  Но конфуз не проходил, на ватных ногах она спустилась вниз, из комнаты доносился голос Вики о первобытном периоде : «Женщины сидели в пещерах, а мужчины»… но Софья не услышала, что делали мужчины, потому что закрыла за собой дубовую дверь в  вотаху и направилась  на остановку в сторону  дома.