Прохфессор

Валентина Лесунова
         Про Григория Шорохова я услышала от знакомых: появился такой человек с разными проектами, и если хоть часть их воплотит,  хотя бы откроет  выставочный зал, у художников появится надежда на кусок хлеба с маслом.   Яша и Соня его хорошо знали, Яша называл его прохфессором Григорием Распутиным и обнадеживал:  хватка у него есть.
   
     Старое двухэтажное здание городского архива в начале центральной улицы было 
первым выставочным залом, который организовал  прохфессор.  Городской архив переселили в скромное помещение на параллельной улице неожиданно, мало кто знал об этом,  Шорохов воспользовался ситуацией и вселился. Сейчас бы сказали, незаконный захват, но тогда городская власть облегченно вздохнула, потому что за  сутки, когда здание оставалось без присмотра, бомжи и хулиганы выбили все стекла и выломали двери.
      Понятно, почему архив переселили: от старых сотрудников осталась десятая часть, то есть три человека,  к тому же здание рушилось на глазах. Деревянные ступени проваливались, крыша текла, пол в длинном коридоре первого этажа кренился так, что казалось, идешь по палубе корабля в штормующем море.

         Разумеется, было много суеты, беготни, переговоров с властью, наконец, Шорохов узаконил аренду по минимальной плате, чему несказанно радовались художники.  Картины будут покупать, никто в этом не сомневался, так что заживем весело и богато.
        Вокруг него собирались не только художники, но и поэты, и барды, и он всем обещал, что запад нам поможет, скупая на корню и картины, и стихи, и весь сок российского мозга.
       Но главное, люди хотели общаться.

     Я попросила Соню, и он  пришел с ней  смотреть мои картины. Их отношения меня не интересовали, она еще не была замужем за Яшей,  муж ее пил и гулял, глупо ему не изменять.
      Не помню, в связи с чем Григорий стал   рассказывать, что в Лондоне во время войны были целые районы, где работали круглосуточно кафе. Там можно было провести всю ночь, были открыты клубы по интересам, там  жили проститутки, - он замолчал  и подождал, что Софья проявит интерес. И она проявила:  зажала ему рот. Я подумала, все же  он больше чем просто друг, и  поддержала его:  место тусовок нам необходимо.
      
     Во времена, когда я жила в центре, в деревянном домишке на улице Максима Горького,  Яша   засиживался у меня допоздна, я потом переживала, благополучно ли добрался до дома. Город ночью вымирал.  Учреждения, их потом стали называть офисами, работали до шести вечера, магазины закрывались на час – два позже.
    Кофеен еще не настроили,  только  на окраинах, подальше от всевидящего ока власти,  росли как грибы после дождя забегаловки с громкими названиями для братков, типа: ресторан «Седьмое небо».
        Соня тоже была согласна:  кто спорит,  нужно встречаться, и не только в рабочее время.
                - Идешь по темным улицам, как будто  комендантский час,  - возмущался Григорий.
                - Сколько помню, так было всегда, - напомнила Соня.
                - Раньше не стреляли на  улицах.

         У художников руки расположены как надо, вскоре  домик заиграл яркими красками, чистыми окнами, солидной дубовой дверью с начищенной медной ручкой и фонарями под старину, освещающими вывеску на уровне второго этажа.
        Вывеска - на любителя. Крупные буквы: «ВОТАХУ» расшифровывались ниже мелким шрифтом: «Вольная таверна художников».
      Название и его сокращенный вариант вызвали у Софьи протест. Набор слов, грамматически правильно расположенных, не отражает сути, ведь таверна предполагает, прежде всего, застолье.  «Вотаху»  вызывает желание приписать еще одну букву. Видимо, художники учли и поэтому вывеску повесили так высоко. Но если сильно захотеть, то высота не препятствие.   
      Зато на ветру  приветливо колыхалось оранжевое полотно,  протянутое между столбами у входа, и  приглашало на выставку современного искусства. Вход бесплатный.
   
          Григорий чувствовал картины, и это помогало ему. Я похвалила его чутье, он  вдруг не согласился: «  Чувствам не следует доверять, нужно иметь ясный и внимательный ум и уметь анализировать. И делать это легко, играючи. Тугодумом я никогда не был».
    Соня иронически посмотрела на него:
                - Скорость ума? Откуда она берется? От удара по голове?
                - Да, именно, все зависит от первотолчка, - засмеялся он. 
                - В случае с тобой возможен черт.
      Я не сразу поняла, что она сказала, а когда поняла, ужаснулась, «Фауста» в переводе Пастернака читала и не один раз.
          Внешне он хорош: спортивная фигура, достаточно высокий, но не выше Яши,  - темноволосый, темноглазый,  взгляд в упор как выстрел. Иногда заметна легкая косинка. Если бы надо изобразить черта, я бы попросила его позировать.
       Он долго рассматривал мои картины, сказал, что понравились, но не уверен, что их можно дорого продать. Кое-что хотел бы приобрести для себя. И показал, кто бы сомневался, на портрет Сони в красно-пурпурных  тонах.  Она просила зелени, хотя бы веточку, хотя бы голубое пятно, но я не согласилась:  темно-пурпурный фон, темно-красные блики  глаз и волос  и темное лицо. Старалась,  чтобы не вышла какашка. Неспокойный портрет. Яше понравился. Соня тоже похвалила, но  себя не узнала.
      Григорий отметил, что я уловила ее взрывной темперамент, горячую кровь, пылающее сердце. Пусть так.