Чечня

Валентина Лесунова
В последние годы Соня редко приходит, тем более, одна, что поделать, нагрузки в школе запредельные. Но в это воскресенье пришла.  Яша приболел, крепкий кофе пьет, много сидит, мало двигается, - жаловалась она. Заботливая жена. Радоваться мужу надо, но почему-то когда он приходит ко мне, домой не спешит, даже в выходные.
    Конечно, ему не по себе, жена работает, а он на хозяйстве. Он привык к другой жизни, а тут будто оскопили его.
    
     Соня постояла у окна, полюбовалась только что проклюнувшимися березовыми листочками, а взгляд был такой печальный, такая тоска, что я даже испугалась. Спросила, что-то с сыном? Нет, у него все нормально, так он говорит, просто устала, на последнем дыхании, скорее бы каникулы.
   Я бы не смогла почти каждый день, из года в год повторять одно и то же. Но об этом не скажу ей, зачем? каждый выбирает по себе ношу.
                - Как у вас вообще с Яшей? – спросила я.
                - С Яшей? – она рассеянно повторила вопрос, не отрываясь от окна, – Мы уже давно не спорим, как раньше. Не знаю, как к этому относиться.  Когда-то было, спорили, даже о Декарте, хотя  в нем я так и не разобралась. Понятно,  истина, сомнения, мысль, рефлексы, - но вместе не складываются.  Яков понимает,  он знает, как не надо, - она задумалась и тихо сказала: - И как надо, тоже знает, не помню, чтобы в чем-то сомневался. Для него что ни делается в стране, все к лучшему.
   
  Я не спорила с Яшей, пока не случилась война в Чечне.
            - Хорошо хотя бы то, что бандитов поглотила война в Чечне, - говорил он, но я не соглашалась.
            - Ради этого стоило ее развязать? – возмущалась я, – Других способов борьбы с бандитами человечество не придумало?
   Но он пожимал плечами. Иногда отделывался общими фразами:
          - Мы ведь недалеко ушли от сталинизма, нужны годы, чтобы появились другие люди, хотя бы лет пятьдесят, а пока так, ведь убивать проще некуда. Нет человека - нет проблемы.
          - Но ведь надо что-то делать, надо войну прекращать, иначе сталинизм продолжится и пятьдесят, и сто, и двести лет.
  Соня молчала, но чувствовалось, одобряет меня.
    Яков не выдержал:
            - Сколько можно мучить меня темой войны? Я  лично ничего не  могу изменить, вы обе это понимаете?
 
   Вскоре произошел случай, будто специально для Яши. Они пригласили меня пройтись по городу, посидеть в моей любимой кафешке,  в гастрономе на втором этаже. Я так редко выбиралась из дома, а тут  теплый, солнечный день.
 
  Мы гуляли по набережной, у Якова разыгрался аппетит, и решили идти не в кафешку, а повернуть к площади, там недалеко  пельменная. 
   Но до пельменной не дошли, на площади под памятником Ленину, как под крышей, в прямом и переносном смыслах,  стоял маленький человечек в меховой шапке, надвинутой на глаза, в пальто с меховым, но каким-то облезлым, воротником. Бритое лицо с покрасневшим носом, с мелкими чертами под огромной шапкой выглядело так, будто мужчина из детства сразу перешел в пожилой возраст, минуя все остальное. На его  груди висел плакат: «Нет войне в Чечне!»
          
              - Вот так чудик! - восхитился Яша.
К маломерку с плакатом подошел могучий старик в шубе и валенках с галошами и смачно плюнул на плакат.
      Лицо пикетчика застыло. Старика оттащил молодой парень, довел до дороги и вернулся к пикетчику.
           - Вы хоть понимаете, что происходит? Выставились здесь, - произнес он осуждающе.
      Женщина в подпитии прокричала, как на митинге: «Мой сын пойдет воевать! И я горжусь им!»
            - Подумайте, что вы говорите, на войне убивают, - слабо  произнес пикетчик.
              - Убить могут и не на войне.
Собрались люди. Кто-то бил себя в грудь и обещал Чечню стереть в порошок. Кто-то тянул руки к плакату, но их останавливали такие же, осуждавшие  пикетчика. Сторонников не было и милиции тоже не было.
 Тут влезла Соня и стала говорить, что вот, нашелся один порядочный, даже встала рядом и даже кого-то схватила за руку.  Яков с трудом оттащил  ее.
          - Ты за войну, да?  - возмущалась она.
  Он завелся в своей манере:
          - Все так сложно, запутано, нужна достоверная информация, чтобы иметь свое мнение.
         - А я против, против, - чуть не кричала она, - Нельзя воевать на своей территории!
         - На своей? Это где же она твоя? – усмехнулся он, крепко держа ее за локоть.
Она вырывалась, ведь  смельчаку нужна поддержка, ведь он один против толпы, ведь он такой маленький, но Яков неумолимо уводил нас к остановке. Про пельменную забыли.