Лошади

Валентина Лесунова
Однажды  еще женатый на Раисе Яков   привел ко мне Соню с ее маленькими детьми, предупредив, это не то, о чем я могу подумать. Конечно, не то: я увидела страшно перепуганную молодую женщину с внешностью советской кинозвезды Элины Быстрицкой.
     Ее дочка Маша, моя тезка,  стала разглядывать картины, мальчик крепко держался за мамину руку, но потихоньку и он освоился. Вдруг постучала в дверь соседка, Соня сгребла детей и прижала к себе, как на плакате времен войны мать закрывает дочь своим телом, а над ними самолет со свастикой на крыле.
      Что могло так напугать молодую мать, я не знала, пожалуй, и спрашивать не надо: еще одно неудачное замужество.
     После того случая Соня еще приходила с детьми, несколько раз ночевали у меня, скрываясь от пьяного мужа. Приходил Яша, и они все усаживались на диван, больше некуда, комнатка маленькая, и представлялись мне святым семейством.
      Соню я не знала тогда так хорошо, как Яшу. Он добрый и услужливый, вот только раздражает, что для  него все просто и понятно, зато никогда не путает  добро со злом. Что уж тут, умница он.
        Когда они, уже супруги,  приходили вдвоем, Соня держалась уверенно, как положено учительнице.  Но о чем-то рассказывая, смотрела на Яшу, ожидая одобрения.
          Казалось, настало безоблачное время, но к их приходу я никогда не забывала снять со стены бело-розовую  лошадь, на редкость талантливая работа.   Странное впечатление производила голова: вроде бы  соблюдены все пропорции, но она почему-то смахивала на  птицу, и не только из-за  глаз, по-птичьи круглых, светло –голубых,  точь-в-точь  Дусины,  но еще из-за шерсти, смахивающей на оперение.  Из Яшиных работ, пожалуй, это была единственная законченная, ни прибавить ни убавить.  Розовые  тона закатного солнца впечатляют. Яша протестовал: это восход, весенняя рань, как у Есенина.

      К лошадям он вернулся, когда его взяли в артель Митяя. Митяя я давно знала, встречались в мастерской:  он кивал головой, улыбался и погружался в работу, все что-то делал. В те времена  работал вдвоем с Гошей - говоруном.
    Артель располагалась  в  старом купеческом  доме из поседевших от времени бревен,  с резным декором на окнах и козырьке над входом. В доме  было центральное отопление, да еще можно  греться дровами, - печь работала исправно.  Яша присоединился к артели зимой,  ему  в тепле нравилось, и он часто оставался на ночь, хоть Раиска и злилась.
  Плохо, что оконца небольшие, а помещения просторные,  - не хватало  естественного освещения. Помню чисто вымытые стекла и на подоконниках горшки с чахлыми растеньицами. Приходящая уборщица забывала поливать, но стекла протирала. Старалась, чтобы света больше проникало внутрь.
Это был центр города, поэтому притягивал и заказчиков и капиталистов с тугими кошельками:  вскоре  дом раскатали по бревнышку и на его месте поставили  небоскреб, что к чему. Но  все жить хотят под крышей. Кто спорит.
  Художники успели, подзаработали на заказах.
 Помню, они показали мне эскиз:  темную  пирамиду  венчал красный крест.  Я спросила: «Для магазина похоронных принадлежностей?»  Нет, аптека заказала для оформления витрины. Явная халтура, я посоветовала изменить картинку, за такое аптекари не заплатят.  Артельщики не согласились, и так сойдет. Действительно, сошло, им  заплатили, как договаривались. После беспросветной серости всему новому были рады.
Артельщики быстро это поняли, а Яша легко перенял их пофигизм.

       Директор  ресторана грузинской кухни заказал артели  коней для зала. И  выразил сомнение в том, что они  изобразят настоящих породистых, потому что их никогда не видели.
               - Конечно, сумеем, разве не взыграет в нас кровь предков кочевников? хоть капля да есть в каждом из нас, - утешил его  Гоша.

Яша показывал мне наброски: прописанные морды, отдельно глаза, хвосты и гривы, карандашом и красками: от светло-коричневых до густо-черных. 
Волновался,  высокооплачиваемая  халтура для него на тот момент стала  единственным источником средств. За ненужностью, некому стало ходить на демонстрации, светские праздники интенсивно заменялись религиозными,-  его сократили на заводе,  а театр ничего не зарабатывал и ничего ему  не платил, хотя на сцене  играли по традиции Шекспира.    
       Наброски мне не нравились,  но я воздержалась от  критических замечаний, что толку. Вскоре он  пригласил меня на обильную еду и грузинское вино, утром, перед открытием. Кругом суетились официанты  и какие-то люди, передвигали мебель, стучали  молотками. Суета не мешала наслаждаться обедом.  Непривычно острая еда, но мне  понравилась. Я  ела и старалась не смотреть на стены со скачущими конями  в  коричневой палитре. Ведь советовала хоть одну белую  лошадь. Но артельщики  отмахнулись: без разницы,  на что смотреть пьяными глазами.
  Что-то было нарушено в пропорциях Яшиных скачущих лошадок, что, не могла понять. Да и скакали они вяло. Он заметил, как я смотрела.
       - Я вижу, тебе не нравится. Что поделаешь, кто платит, тот и заказывает.   
       - Мастерство не зависит от денег, - возразила  я.
  Он смутился  как подросток.

  Дома  поняла, на кого похожи лошадки, на  английских борзых  с узкими головами, лебедиными  шеями, поджарыми,  с  непропорционально утолщенным крупом. 
Над моей кроватью висел гобелен с борзыми  – память о родителях. Лежать  в постели, созерцать собак и вспоминать умерших – не самое приятное  занятие.

     Этот гобелен Мара подарила им на  свадьбу.  Портрета бело-розовой  лошади она не видела, хотя и просила показать. Но не настаивала.
Мастерскую, где обитала артель художников – халтурщиков, как называл Яков, она посетила тоже.
   Была зима, холодно, от занятий в школе  не освободили, хотя она  простудилась, болело горло, голос хрипел и срывался. Да еще эти курсы.  Но он настаивал, чтобы она пришла.  Предупредил, не надо ни стучать, ни звонить, все равно никто не откликнется, а смело входить.  Когда она открыла старинную дверь, ее недавно покрыли лаком, запах еще не выветрился,  - Яков  вышел  из мрака  в коричневом свитере и джинсах, улыбнулся ей и провел в комнату с ярким светом, направленным на рисунок лошади, вернее, набросок.
        - Белая  лошадь? – спросила она.
       - Нет,  гнедой конь.
  В комнату вошли двое немолодых  художников.
      - Артель в полном составе, знакомьтесь, Соня,- он показал на круглолицего, -  Гоша, рядом Дмитрий, отзывается на Митяй.
      - Очень приятно, - ответил Гоша, а Митяй широко улыбнулся.
 Они были похожи как близнецы – братья, только у Митяя лицо круглее, и он выглядел повеселее.  Так и запомнились: Гоша говорил, не умолкая, а Митяй улыбался.
      По стенам были развешаны наброски коней в движении. Гоша объяснил, что эскизы  для ресторана «Тбилиси».
              - А где  джигиты?
              - Слышь, Митяй, девушка мужчину просит  нарисовать.
              - Рисуй, Гоша, сам, девушке живой нужен, с саблей на боку и шашлыком в зубах. Ресторан скоро откроется, насмотрится.
Когда они ушли,  Яков достал сверток:
               - Это вам, деньги, пригодятся, - она растерялась, нет, конечно, даже в мыслях не было подозревать его в том, что он потребует невозможного.  Но брать деньги  как-то необычно, хотя он  не чужой ей, - Берите, и больше не будем об этом.
Он о чем-то заговорил, о какой-то книге, она его плохо слушала. Так и ушла в растерянности, не поблагодарив.

  Халтура щедро оплачивалась. И Яков щедро делился с Софьей. Она отказывалась, он сердился, помогает не ей, а детям. И она брала.
Чтобы купить молоко,  вставала в пять утра и шла в темноте по  зимнему скользкому тротуару, круто поднимаясь  в гору. Путь освещал только слабый свет редких фонарей.  Очередь черной массой уже облепила вход в магазин. «Только не мерзнуть», - уговаривала она себя, подпрыгивая на  месте.
  Дома для профилактики  пила анальгин – лекарство от всех болезней, и горькие травы, снабжала учительница биологии, сама  собирала летом и сушила на зиму.
 Когда постаревшие ровесницы вспоминали, как хорошо жили раньше, до катастройки,  она чего-то недопонимала и чувствовала себя неудачницей. Одна страна, один город, по одним улицам ходили, - другие знали, где брать еду, она нет, не знала.
  Дуся обходилась тем, что в избытке пылилось на полках в магазинах: трехлитровыми  банками с   зелеными помидорами в мутном рассоле и еще консервами «Завтрак туриста» из перловки вперемешку  с хвостами и головами кильки.
У  Софьи от этой еды болел желудок. Дети есть тоже отказывались.  Яков шутил: естественный отбор, человечество погибнет, а  всеядная и жизнестойкая Дуся останется вместе с тараканами.   

     В театре было  безлюдно. Редкие любители ходили на «Гамлета», трагедий хватало и без Шекспира. Гардеробщицы почти не менялись, хотя теперь им платили гроши, а то и вовсе не платили. Полные и худые, в основном пожилые  женщины  в синих халатах, суетливо развешивали верхнюю одежду, не забывая предлагать бинокли. Суета была данью традиции.
 Спектакли часто отменялись - не было зрителей.