Максимум веры

Татьяна Строганова-Тимошенко
Православие и современность — очень актуальная сегодня тема. Она волнует многих. Если русского человека эта тема вообще не интересует, очевидна его ущербность.

Не будем уходить в полемику по поводу термина «русский человек». Просто примем как данность огромное количество этносов, объединённых неким пространством, культурой и традициями. Так вот, между русским человеком и православием издревле генетическая связь. Разрушить её пыталась революция, теперь вот пытаются Интернет в худших своих проявлениях, псевдокультура в любых своих проявлениях... Но по-прежнему звучит слово Божье. И по-прежнему слышит его тот, кто имеет уши.

Отец Александр поделился мыслями, которые кому-то, быть может, покажутся слишком сложными и сумбурными, а кому-то не слишком нужными. Однако чтобы представление о мире и о себе стало более полным, о том, что он сказал, непременно нужно задуматься.

Последний священник

— Я священник потомственный, в восьмом поколении. Последний в роду, потому что у меня не родилось сыновей. Ответственность ощущаю в полной мере: я должен достойно закончить наш род. Фамилия наша Островские. Мы из донских казаков. По-видимому, фамилия была изначально Островы. Это в конце XVIII века пошла мода добавлять «ский» — польское окончание. Я всегда знал, что буду священником, какое-то особое тепло жило в сердце. В церковь я с детства ходил, точнее мама водила. Особой радости мне это не доставляло — службы длинные, стоять тяжело. Осознанно стал посещать храм уже лет в 17. Таким образом 40 лет я уже в церкви и 20 — священник. Это немного, но всё-таки определённый опыт.

Конечно, стержнем для меня в жизни является православие. Это совершенно осознанно. Православие от всех религий отличается одной очень интересной чертой. В православии важно царственное священство. Кто такой царственный священник? Это тот, кто царствует над собой, и тот, кто свою жизнь посвятил присутствию божественному, то есть стал святым человеком. Если посмотрите святки и разделите святых по сословиям, то окажется, что священников-то как раз совсем немного. И поэтому очень важно, чтобы тот, кто приходит в церковь, стал подлинным учеником Христа.

Единого христианского мира, увы, не существует, как вообще не существует единого мира. Между тем православие никогда никому ничего не навязывает. Обратили внимание: в переходах сектанты подходят и предлагают литературу? Но где вы видели, чтобы православные хватали человека за рукав и тащили в церковь? Не было такого ни разу. Братья Иеговы уже, наверное, в каждый дом постучали. Православные этого не делают.

Центр творения

— Культура ведёт к культу в самом глубоком смысле этого слова. В этом отношении мир и сегодня, и всегда был гармонично различен — уж простите за антиномию, за парадокс. Нужно взглянуть высоко. Религия всегда говорит о невероятно высоких вещах. «Ре» — восстановить, «лига» — связь. Восстанавливаю связь с чем-то великим, связь, которую когда-то утерял...
При всём многообразии религий в мире их можно поделить (конечно, достаточно грубо, на уровне тренда) на четыре ветви.

Об этом, кстати, и в Библии написано: из Эдема вытекали в разных направлениях четыре реки. Оказывается, всё уже описано, главное — уметь читать эти самые главные книги. Так вот, самую мощную ветвь в ХХ веке называли манифестацией, а до этого — пантеизмом. Манифестация точнее. Это когда Бог манифестирует себя во всём. В сердце нашей евразийской культуры всегда хранилась эта тайна — память о едином Боге.

В основе креационной системы — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего. Центр творения — человек. Вдумайтесь в слово «человек». «Чело» — мыслить. Это значит «вечномыслящий». «Антропос» — вертикальное существо, смотрящее вверх. На кого оно смотрит? На Бога. Поразительная вещь! Нет ничего более банального на свете, чем Бог. Казалось бы, всем известно, но попробуй вникни! Сам человек сотворён по образу и подобию Божьему.

Все системы знаний, обращаясь к человеку, говорят: познай самого себя. Христианство утверждает: если логос вочеловечился, то познать человек может самого себя только в логосе божественном. До этого человек блуждает во тьме. Как только мы начинаем познавать самого себя, вдруг познаём, что мы богоподобны. Если, конечно, трудимся по-настоящему.

Но мы не можем не чувствовать, что несовершенны. И сами этот грех преодолеть не можем. Потому и молим, чтобы Бог нам помог. По Лосеву, это единственный путь к спасению человека, к восстановлению его вечного состояния. К слову, удивительный философ ХХ века — всем рекомендую его почитать.

Если мы задумываемся о Боге, задумываемся, какая религия верна, а какая нет, неизбежно приходим к этой важной особенности христианства: Бог вочеловечился. Ни одна другая религия этого не утверждает, никакого единства нет. Поэтому мир находится в состоянии интеграла. Есть ещё один путь, я бы обозначил его как неошаманизм. Это система ценностей, в которой Бог слишком далеко, а вот магические ритуалы вполне применимы, чтобы добиться каких-то небольших целей. Наше общество больно этим недугом. Но есть ещё и атеизм, основной догмат которого: «Бога нет».

Многие из нас сегодня находятся в состоянии неопределённости. Мир очень сложен. Если мы чего-то не знаем, это незнание нами руководит. Но если мы знаем, осознанно выберем свой жизненный путь, свою религию. Это личное дело каждого. Это не должно нас приводить к столкновениям, а тем более к убийству. Если вы достаточно интеллигентны, если понятие чести вам не чуждо, отсеките в себе две вещи — злость (пусть она никогда даже не рождается внутри вас) и уныние. Ой как нелегко это сделать!

Злость недостойна человека, потому что это звероподобное чувство. Скука и уныние, если вы человек верующий, оскорбляют Бога. Радуйтесь, говорит Господь, мир прекрасен! Хотя и трагичен. Но если отсечь удастся, поверьте: ваш ум, сердце и тело будут готовы воспринять ещё более глубокие серьёзные знания.

Я очень люблю сравнительное богословие. Интересуюсь современным иудаизмом. Был недавно в Иерусалиме. Важно было посмотреть, впитать атмосферу этого великого города, исследовать ментальность мира иудеев, мусульман. Ведь это братские народы. Но насколько мы все разные! В этом и состоит трагизм мира. Настолько иногда не понимаем друг друга! Между тем мы живём в уникальной стране. Русская земля — это единственное место в мире, где никогда не было религиозных войн.

Сейчас довольно сложная ситуация. У нас осталось совсем немного воды, заканчиваются энергоресурсы. Но если и предстоят столкновения, то они будут не религиозными. Я довольно трагично смотрю в будущее. Нас ждут напряжения, и очень большие. Россия — единое метагеографическое пространство. У нас есть и свои ценности, и свои интересы.

Война в Грузии не случайна. Кое-кто желает отрезать нас от Чёрного моря. Для России это гибели подобно. Есть и другое метапространство — европейское. Оно тоже неоднородно. А ещё есть спящий континент Африка, Америка, Китай, Индия, население которой скоро превзойдёт население Поднебесной. Важно сохранить эти пространства, сохранять баланс.

Хитрая сила

— Набоков однажды высказал поразительную мысль. Суть её в следующем: мир трагичен, ведь существует такое множество книг, что по теории вероятности, скорее всего, те книги, которые нам действительно нужны, мы никогда в жизни не встретим. Меня это очень опечалило. А ещё Набоков говорил: «По существу каждому из нас нужно книг 20 (и это будут совершенно разные произведения). Их необходимо прочитать на 20 раз, и этого будет вполне достаточно».

Я задумался. Выбрал первую книгу — «Идиот». Прочёл 20 раз. Вторую — «Мастер и Маргарита»... На 20 книг меня не хватило. Хотя библиотека вполне приличная. Недавно, кстати, её чистил. Расстался с тремястами книжками. Накопились они за время перестройки, тогда ведь хваталось всё, что только попадалось под руку. Казалось, вот-вот прекратится книгоиздательство. И в какой-то момент я вдруг понял: и это было не зря. Насколько важно во всё с любопытством потыкаться носом, познакомиться с различными направлениями и выбрать что-то своё.

Когда читаешь гениальную книгу много раз, испытываешь разные чувства. Первый раз я был просто захвачен «Мастером и Маргаритой». Появление Воланда, беседа... А дальше начал изучать биографию Булгакова и узнал много интересного. Он был врачом, но писательский дар перевесил. У Булгакова были очень сложные отношения с властью. Он боялся, эти страхи унижали его. Он с ними боролся, но не смог победить.

Отец Булгакова, священник, профессор богословия, был человеком весьма образованным. Михаил, будучи одарённым ребёнком с разносторонними интересами, был знаком с метафизикой. Работая над «Мастером...», писатель рассчитывал на людей, великолепно знающих Евангелие. Только такой читатель может разобраться во всех тонкостях. А книга невероятно сложна! Насколько сила воландовская хитра! Но Бог ведь не создавал зло. Зло — это неправильное употребление добра.

Мы все хотим себе радости, счастья. Но отчего страдаем? Неправильно употребляем добро. Какое искушение! Дух воландовский коварен. Нас потрясает бал сатаны. Но вдумайтесь только, как обращается Воланд с теми, кто на этом балу? Как безобразно себя ведут эти персонажи! Как соблазнителен грех, как он проник в наше общество! Как тонко изображён этот страх! Гениальный роман. Но когда он был напечатан, оказалось, что люди не знают Евангелия. Творение осталось непонятым. И сегодня православие — это неизвестная религия.

Один московский священник как-то высказал мысль, которая меня глубоко задела. В царской Руси к религии очень уважительно относились. Если во флоте на корабле был матрос-мусульманин, его на лодке отвозили в мечеть, чтобы он мог помолиться. Когда нужно было защищать отечество, защищали его вместе, была отлаженная имперская политика. А сегодня в церковь приходят редко, очень трудно общаться с неподготовленными прихожанами.

Кому церковь не мать, тому Бог не отец

— Люди в церковь не ходят. Для меня это боль. Большая боль. Происходит подмена духовных законов. Иногда человек проживает жизнь и только к концу её приходит к Богу. Человек уже верующий, но ведь ничего о Боге не знающий. Он не понимает, что такое грех, что такое терпимость, что такое молитва. Не знает культуры православия. Есть ещё одна опасная тенденция. Как правило, молодые люди двухчасовой беседы не выдерживают — картинку надо.

Я вообще очень не люблю компьютер, с нежеланием пользуюсь им — только в случае крайней необходимости. Я люблю книгу. Конечно, это огромная проблема сегодня — отсутствие истинной веры. Меня спрашивают: «Но ведь пусть лучше формально веруют, чем не веруют вовсе?» — «Нет, — отвечаю, — пусть лучше будет максимум».

У нас времени не хватает. Мы мечемся, мы ничего не успеваем. У нас дух злобный крадёт время. Жизнь крадёт. Есть люди, которые и не жили вовсе, не успели. Они ж не слышали слов «ныне и присно и во веки веков», которые означают «всегда». Если мы веруем в то, что Бог вочеловечился, у нас отношение к человеку особое. Блажен тот, кто может услышать слово Божие и жить этим словом. И дальше добавляют: «Имеющий уши да услышит». Надо иметь духовный слух, чтобы это слово услышать. Это огромный труд. Но я за максимум. Хочется, чтобы Россия наша снова превратилась в святую Русь.

Меняются политические системы и государственные границы, а народ, культура, ценности остаются. С моей точки зрения, церковь неотделима от государства. После удара, нанесённого церкви после революции, мировое сообщество было убеждено, что церковь у нас вообще не сможет возродиться. Но она возрождается. И вдруг оказывается, что это такая красота, такая сила, мощь! Церковь отделена от государства, но тем не менее церкви открыты, никто нас сегодня не преследует.

Я бы не хотел, чтобы каждый снимал с себя личную ответственность. Безусловно, все индивидуумы, но ведь важно, чтобы в каждом ещё и личность родилась. И здесь я обращусь к Хайдеггеру, которого очень люблю. Он много лекций читает о мышлении. Сегодня молодёжи, захваченной Интернетом, нужно прийти в более узкий круг. Отобрать именно те знания, которые способны формировать личность. А в основе этого слова опять же «лик»...

Павел Флоренский в доказательство дел Божьих рекомендовал посмотреть «Троицу» Рублёва. Сам человек не мог написать такое. Это богочеловеческое творение. Энергия колоссальная! И всё это нужно постигать годами. Некоторые молитвы я произношу уже 50 лет. Но только сейчас понимаю, насколько эти молитвы выше меня.

Почему мужчины плачут?

— Если человек не владеет собой, его состояние называется невменяемостью. Так вот, сегодняшняя псевдокультура это состояние навязывает. Она настолько враждебно относится к целомудрию! Знаете, что в традиционном православии делают на собственной свадьбе девушки? Рыдают. Плачет невеста, даже зная, что выполняет закон божественный. Почему? С девством прощается. Разве на свадьбе православной кричат «горько» и жених и невеста целуются перед пьяными? Нет. А венчают почему в понедельник, среду, пятницу и воскресенье?

Чтобы не осквернило супружеское ложе постные дни. А какие должны быть отношения у молодых? Юноша до свадьбы может поцеловать священника, родственников, оружие, собаку, но не свою девушку. Чтоб проверить любовь, он может подержать её за ручку выше локтя. А чтобы преодолеть «невменяемость», должен оседлать в самом себе страсть. Сегодня что только не называют любовью! А ведь это благородное, высокое чувство, которое требует жертвенности, ответственности огромной и силы духовной.

А воля... Её ведь надо воспитывать в себе. Между тем сегодня очень часто в церковь приходят мужчины и плачут: не могут справиться со сквернословием, с блудом, с пьянством. Это ерунда — справиться с пьянством или с пристрастием к наркотикам для волевого мужчины! Есть намного более сложные вещи. Ум свой воспитать, к примеру. Ведь только тогда человек услышит нечто великое и большое, что скрывается в учении. И когда ум обуздать удаётся, наступает подлинное счастье. Ты не захвачен каким-то сиюминутным пороком, а именно счастлив по-настоящему.

Христианство — огромный труд, колоссальная высота! А всё остальное... — это путь к ней.
stroganova.su