Домик в деревне

Алексей Раздорский
         Эту картину "Дорога в Шелково" я написал в начале 90-х. 50х70 см, холст, масло. Живописная, но труднопроходимая дорога в деревню, упоминаемую в моём рассказе. Так её и назвал - "Дорога в Шелково".
               
     В конце 80-х, когда во власти произошли серьёзные перемены и молодой по понятиям тех лет генсек принял решение существенно сократить численность  вооруженных сил, я сразу же,  не задумываясь,  перешёл в разряд гражданских.  Все старые устои, в том числе и армейская дисциплина начали расшатываться по всей стране. Офицеров-преподавателей иностранного языка, таких как я, стали использовать как переводчиков в коммерческих целях - снимали с занятий и отправляли работать на бизнес-семинары, форумы,  просто для сопровождения «богатых» людей", взимая с заказчиков довольно внушительные суммы денег. Один день работы переводчика перекрывал месячную зарплату офицера. Только нам самим приходилось работать бесплатно, а вырученные деньги переводились на счёт института. Пришло время  задуматься – куда выгоднее иметь дело с заказчиком напрямую, чем получать копейки…  Да и мы сами значительно снизили чувство ответственности к своему профессиональному долгу. Таким было веяние времени.
     Тогда же руководитель страны обещал военным, добровольно покидающим ряды Советской Армии, десять соток земли бесплатно,  чтобы на склоне лет бывший офицер мог сам накрыть себе стол из своих же продуктов.
     Подмосковье, только не самое ближнее,  известно обилием грибных мест. Как-то  однажды мы с коллегой по работе после очень удачного «урожая»  решили заглянуть в ближайшее село и узнать – нельзя ли получить участок в таком живописнейшем "грибном рае". Деревенский мужичок нам объяснил дорогу в сельсовет к руководству, и через полчаса мы уже сидели в кабинете председателя колхоза.  «Земли полно! Берите и осваивайте!» - и он на плане ткнул места свободных участков. Посадил нас в свой  служебный «Уазик»  и повёз куда-то  через овраги и ямы, явно демонстрируя мастерство, которому позавидовали бы самые крутые гонщики на внедорожниках.  Привез в чистое поле, рядом с деревней.
     Это была распаханная земля, на которой когда-то сеяли злаки. Председатель  предложил нам застолбить уже размеченные участки. Я сразу же согласился, а коллега выбрал место на соседнем поле за речкой.
    «А как с бумагами?»  -  «Это пусть вас не беспокоит! Сделаем! Завозите материалы и стройте. Я на плане впишу ваши фамилии». Как здорово – обрадовался я. Сразу же нашел в газете объявление – «строим дома дёшево под ключ» и договорился о встрече с бригадиром.  «Деньги вперёд!» – основное условие. «Построим за месяц!»
      Деньги отдал,  жду.  Месяц прошёл, и только через два  - привезли дрова – кругляк для сруба. На дворе к тому времени уже выпал снег.  Бизнесмен-строитель из Нижнего Новгорода говорит: – «Хозяин, на зиму нет смысла строить,  звони весной. Пришлём бригаду. Но если материал украдут,  мы не отвечаем!».
      Я  сходил в деревню, что была рядом, нашёл того, кто пообещал посторожить  мои «дрова» до весны. Условие -   два ящика водки. Тогда было полно дешёвого китайского спирта «Роял»  и копеечной «левой»  водки из Беслана, поэтому условие я выполнил очень быстро. Оставалось дождаться весны.
      Наконец, приехали строители с досками. Завертелось. Через неделю звонок из деревни  –  материал закончился, вези ещё.  Звоню бригадиру в Нижний –  «Не хватило досок!». -  «Как? Я Вам прислал столько, что хватило бы на два дома!  Сам приеду разбираться!».  Скоро он появился, поехали вместе.
      Рабочие пьяные, матерятся, а недалеко виднеется свежая постройка. Бригадир идёт туда, ругается с хозяином новенького домика.  Оказывается, все мои доски там – следы станков его лесопилки. Предлагает мне забрать доски назад. Хозяин постройки защищает своё имущество чуть ли не с топором:  –  «Ваши продали, с ними и разбирайтесь».   Короче, вороватых работников выгнали, прислали других и с ними новый материал, за который я, естественно, заплатил.
     Рядом с домом – дорожка и столбы с электричеством. Но чтобы подключиться, надо заплатить за разрешение, и всем коллективом дачников, а  таких как я и отставников набралось уже человек двадцать, сложиться и купить трансформатор.  Купили. Через месяц звонок – «Наш трансформатор украли, собираем на новый!» …
      Вскоре мне всё же с горем пополам достроили двухэтажный сруб. Я вставил окна, стёкла, завёз не самую старую мебель.  Приезжаю через неделю  –  ворота нараспашку, следы большого грузовика, все окна на дорогу выломаны вместе со стёклами, внутри дома – пустота…
      А к тому времени мой сосед - трудяга, отставной полковник, уже достраивал своими руками с помощью сына наполовину кирпичный домик. Где-то в душе я ему даже позавидовал… Хотелось немного пожить на природе.
      Да, кстати, о природе.  Как-то пошёл гулять до речки – она протекала всего в пятистах метрах. Только собрался войти в воду, как  местный пастух пригнал целое стадо коров  - то ли на водопой, то ли на мойку. Весь берег покрылся «лепёшками» и «лужами». Запах невыносимый.
      Но место было очень красивое  –  никаких дорог,  рядом лес. Тропинка с развилкой, как на картинах Исаака Левитана. Я даже взял с собой масляные краски и написал небольшой этюд, а потом уже дома в Москве и большую картину. До сих пор она висит в моей спальне, напоминая тот полный событиями год моей жизни. Картину назвал «Дорога в Шелково». Прилагаю к тексту.  Сразу скажу, что во время дождя  или зимой  эту развилку можно было проехать только прицепившись тросом к трактору, конечно за заранее купленный «пузырёк».
     Целый год я гнул спину на домик, но в конце концов понял – что ни привезёшь, -  всё украдут…  Даже «дешёвку». А тут ещё куда-то пропал мой общительный сосед, строивший с сыном дом. У них всегда шумно работал насос, постоянно откачивавший воду из построенного под домом «гаража»…  Он ещё недавно мне хвастался, что стал «дедушкой» благодаря своему сыну – помощнику по строительству. 
     Через некоторое время, примерно через месяц, у его дома появились какие-то новые люди. «А где полковник с сыном?» - сразу же поинтересовался я.  – «И кто вы?». «Мы новые хозяева. А полковника с сыном больше нет. Во время поездки сюда пару недель назад у его «москвича» лопнуло колесо, они с сыном пытались поставить "запаску"  прямо на дороге, но «накуренный» парень на шестёрке не заметил аварийный знак и …»   Дальше не могу, слеза наворачивается. 
     Это стало последней каплей. Я решил избавиться от своего «сооружения». Нашёл покупателя по цене стройматериалов, приехал с ним в контору, попросил оформить сделку.
     В кабинете председателя, с которым я раньше общался и одаривал «сувенирами», сидели два молодых человека со значками местных депутатов. «А кто вам выделял участок и  разрешения?» - «Председатель совхоза. Все документы у него. Он показывал!». – «Председатель больше здесь не работает. Его решения недействительны. Теперь всем ведает сельсовет, мы его депутаты и  занимаемся вопросами земли». -  «А что же мне теперь  делать?»  - «Заново оформлять». -   «Хорошо, а если на меня не оформлено, можно сразу записать на моего покупателя?» - «Можно, но будет стоить ещё 500 долларов».
     Я догадывался, что дело может «тормознуться», поэтому заранее взял с собой приличную сумму на "благодарность" и выплатил ребятам-депутатам в рублёвом эквиваленте.  Я перестал быть владельцем этого «домика в деревне». Через некоторое время построил дачу рядом с Москвой и вспоминаю те годы как кошмарный сон. История, конечно же, банальная, типичная, но поучительная!  Ведь мы все  часто забываем о том, что бесплатный сыр бывает лишь  в мышеловке. Только у нас в России ты ещё  должен сам за свой счёт купить себе эту мышеловку, оплатить все расходы по её доставке и установке, и только потом  совать туда свою глупую голову… Всё.