Из отечественной истории времени

Дмитрий Ансеров
    Продолжаю интересоваться временем, как явлением.  Недавно встретил ряд определений времени, взятых из различных энциклопедических изданий, начиная с восемнадцатого века. С интересом и внимательно прочитал, с целью почерпнуть для себя, осмыслил, а теперь хочу поделиться и одновременно высказать своё отношение.

    Так, в «Энциклопедии или кратком начертании наук и всех частей учености», (переведена с немецкого языка на русский И. Шуваловым. М., 1781г.) изложено следующее: «Что есть вообще время? Порядок случайных вещей, одна за другою последующих».

    Ох уж эти практичные немцы со своей мистикой… Предполагаю, что не все следующие одна за другой вещи случайны, могут быть прогнозируемые и плановые. С другой стороны, если определять случайность, как непознанную закономерность, тогда все встаёт на свои места, причем, весьма строго.

    А вот, что изложено про время в «Словаре Академии Российской». СПБ.,1789г.

1. Вообще последование бытия вещей.

2. Известное число лет.

3. Каждая четвёртая часть года, измеряемая течением солнечным от равноденствий до поворотов и обратно.

4. Пора, удобный случай, благоприятное обстоятельство, досуг, свободный час.

5. Погода, состояние воздуха.

6. Жребий, удача, участь, счастье

7.  У грамматиков называется та принадлежность глагола, которой означается настоящее, прошедшее и будущее действие, или страдание вещей.

      Очень ёмкое и развернутое определение и интересное с познавательной точки зрения.

      В 1875, профессором С.-Петербургского университета И.Н. Березиным, издаётся «Русский энциклопедический словарь». Здесь время определяется как:

      1. Измеренная  доля вечности, в астрономии разделяется на звёздное, видимое и среднее солнечное.

      2. Изменение глагола для означения  действия или состояния: настоящего, прошедшего и будущего.

      Пока всё понятно, однако, спустя 18 лет, вышел в свет «Энциклопедический  словарь Брокгауза и Ефрона». СПБ., 1892, вот здесь начинаются вопросы…
      
       Время, как основное условие всякого конечного существования (следовательно, и нашего внутреннего и внешнего опыта и нашего дискурсивного мышления), время не допускает ни эмпирического объяснения происхождения, ни рационального определения его сущности.

        Всего знать нельзя, однако, мы пытаемся, поэтому открываем Философский словарь, под ред. И. Т. Фролова, Политиздат, М., 1987, где читаем: «Дискурсивный (лат. Discursus-рассуждение)-рассудочный, опосредствованный, логический, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного…». Короче, Марксистская философия признаёт важную роль дискурсивной стороны познания.

         Таким образом, в   словаре Брокгауза и Ефрона, время начинает превращаться в этакую недотрогу, которую мы видим и ощущаем на себе её фокусы, осознаем её сложный характер, а вот, что это за «штучка» и откуда она, мы не знаем.

         Прошло еще девятнадцать лет и в 1911 году, под общей редакцией почётного академика К.К. Арсеньева, умеренного буржуазного либерала, в Санкт Петербурге издаётся «Новый энциклопедический словарь», где написано. «Время – всеобщая форма, в которой воспринимаются или представляются нам события внешнего и внутреннего мира, или в виде последовательности, или в виде сосуществования (единовременности) явлений. В истории философии вопрос о времени ставился очень рано, но трактовался, главным образом со стороны реальности этой формы».

        Лично мне в этом определении нравится подмеченный авторами параллельно-последовательный ход событий. Замечу ещё, что такое параллельно-последовательное движение событий во времени можно сформировать специально, в интересах экономии времени при построении различных технологических процессов, что давно и успешно применяется на практике. Напрашивается вывод о том, что время, двигает материю, экономно и рационально, не расточаясь напрасно, что говорит о некой рациональной составляющей этого явления.

        Спустя  двадцать восемь лет, в 1939 году в Малой Советской Энциклопедии, в большой, пространной, статье, посвященной времени, время подробно рассматривается с философских, астрономических и метрологических точек зрения, нудно пересказывать которые я не буду. Скажу, лишь, что время здесь определяется, как одна из форм существования бесконечно развивающейся материи и  уже тесно связывается с другой такой формой – пространством.

         В третьем издании Большой советской энциклопедии, М.,1971 г. читаем о времени следующее: «Основная (наряду с пространством) форма существования материи, заключающаяся в закономерной координации сменяющих друг друга явлений. Оно существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей».
 
         Если честно, то я чуть голову себе не сломал об эту «закономерную координацию сменяющих друг друга явлений».
 
         Всего знать нельзя, однако, мы пытаемся, поэтому открываем, пятый том второго издания  Малой  Советской Энциклопедии, ОГИЗ РСФСР М., 1936г. на станице 814, где читаем: «Координация (лат. coordinatio – упорядочение) – соподчинение, приведение в соответствие (понятий, действий, функций организма и т.д.) К. движений – согласование импульсов отдельных мышечных групп во времени и пространстве, направленное к достижению определённого двигательного эффекта».

          Кое - кто может уместно спросить меня, почему я использую для удовлетворения своего любопытства столь архаичный источник 1936 года издания? Отвечу на это следующее. Во первых, я владею этим полным и пыльным изданием и оно у меня всегда под рукой, во вторых,  надёжней и выверенней источника не найти, поскольку за одну неверную или пропущенную букву,  по тем временам, легко было отправиться далеко и надолго валить лес. При этом, те статьи, которые утратили на сегодняшний день актуальность, всё равно интересны и читаются как исторические очерки прошедшего времени, которым я не разбрасываюсь…

         А вот теперь, господа хорошие, скажите мне, пожалуйста, каким образом время способно выполнять некую координирующую и согласующую ход вещей и явлений функцию? И что это за импульсы такие, способные вызывать ураганы, революции или сталкивать в войне государства,  насколько они предопределены и не случайны, а закономерны. Предполагаю, что автор этой заметки про время, либо такой же, как я мечтатель, либо великий учёный и гений, либо вообще не человек, и может быть специально подкинул нам эту мысль, а редколлегия издания,  в силу многоплановости и соответственно перегруженности, взяла и пропустила, на первый взгляд, дежурную заметку.

         Попробуем понять и более детально раскрыть то, о чем  предположительно хотел нам сказать её автор.

       Некоторое время тому назад,  в своей статье «Работа времени или пространство новых свойств» я рассказал о том, что объекты и процессы формообразования  Ф (одним словом материя)  движутся не только во времени, но и в пространстве,  по некоторым вовсе не случайным траекториям АВ, но и в многомерном пространстве вновь обретаемых свойств. При этом не только прошлое, но и будущее участвует в реализации движения Ф по траектории АВ, которое, в свою очередь,  зависит от «поведения» самого  процесса.

        Каждая траектория АВ для каждого процесса Ф состоит из элементарных участков – шагов, каждый из которых, в свою очередь ограничен точками-событиями или узлами.

        Основным свойством этих узлов, является их способность двигать процесс Ф от предыдущего узла к последующему и с каждым таким шагом наделять его новым качеством. Напрашивается вывод о том, что каждый такой шаг на пути к точке В не просто шаг в нужном направлении, а эволюционное, закономерное (запрограммированное) и управляемое движение к новым событиям, новым свойствам и к новому содержанию. Если сказать иначе, то движение получается закономерно скоординированным.

        При этом причинно-следственный потенциал траектории АВ, есть некая сумма или комбинация причинно-следственных потенциалов внутри неё. Они могут быть усилены, ослаблены, менять знак на противоположный и  быть описаны линейными функциями. И, что существуют некие механизмы, способные управлять ходом вещей. А вот, что это за механизмы, я пытаюсь понять, читая скучные энциклопедии, справочники и сухие словари.

        Идём дальше. «Энциклопедический физический словарь», (Советская энциклопедия, М., 1983.) сообщает, что пространство и время, категории, обозначающие основные формы существования материи. Пространство выражает порядок существования отдельных объектов, время – порядок смены явлений. Пространство и время – основные понятия всех разделов физики. Кто бы спорил!
    
        Однако, откуда взялось слово «порядок»? И что это за порядок? Кто и каким образом его наводил, наводит и  будет наводить?  С дубинкой на мамонта – порядок, в психическую атаку на Чапаева – порядок, от капитализма к социализму – порядок, разруха – порядок, индустриализация – порядок, храмы взрывать – порядок,  благословенный «застой» - порядок, от социализма к капитализму – порядок, храмы строить – порядок, собирать камни – порядок, разбрасывать камни – снова порядок.  А мне кажется – дурдом или чьи-то чужие игрушки.

        И наконец,  открываем «Философский энциклопедический словарь», (Советская энциклопедия, М.,1983). Тут сказано, что время – атрибут, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему.

       На мой неискушённый взгляд, слишком сухое определение, а может оно и лучше так - кратко.  Вот только последняя мысль для меня представляется весьма интересной.  Если её перевернуть, получается, что время не может существовать там, где ничего нет и ничего не происходит.  Назвать такое место пространством тоже нельзя, поскольку оно ничем не заполнено, однако, предположить, что оно может существовать – возможно.

       В заключение, для интересующихся вопросом, предлагаю вычитанное когда-то, предположительно изначальное, однако очень ёмкое понятие-название  времени, которым пользовались в древней Руси. Время раньше называлось «верть мя».  В основе этого понятия, скорей всего,  лежали  астрономические и, соответственно,  сезонные и климатические циклы, необходимо связанные с земледелием.

        А может быть по отношению к человеку,  верть мя это всё те же случайные и закономерные управляющие импульсы, определяющие порядок жизни и его судьбу?
 

Подмосковье, январь 2018г.