Jack Daniel s

Геннадий Лагутин
Что-то было мне как-то не по себе сегодня, не знаю отчего. Словно внутри меня образовалась пустота..Странная тоска держала в объятьях. И вспомнилось вдруг: «Почему все не так, вроде все как всегда, То же небо опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя….» Каждый год, в этот день я испытываю тоску, словно , я остался в живых после этой войны, а кто-то из моих друзей погиб…Не знаю отчего так, я ведь родился через год после войны. Может война в моих хромосомах и генах, что заложили в меня родители – фронтовики? Кто знает?
Из кухни тянуло таким обворожительным запахом, что приходилось все время сглатывать слюну. Готовился рыбный пирог, мастерицей изготовления которого, была моя жена. Этот пирог был вершиной кулинарного искусства, жаль готовила его Катерина по большим праздникам. Начинаешь, есть этот пирог, и нет сил. остановится. Но к пирогу пока меня не звали, и пришлось довольствоваться просмотром по телевидению  военного парада в Москве, в честь очередной даты Дня Победы. Я видел  его утром, сейчас ТВ делало повтор, но я смотрел снова…
Завораживающее зрелище парад. Как добиваются такой удивительно синхронности, гражданскому человеку трудно понять. Но завораживает…
Я посмотрел на часы и подумал, что надо навестить соседа, дядю Колю. Поздравить его! Ветеран войны, он жил один, жена умерла несколько лет назад, сам еще ходил, хоть и с трудом, в магазин в соседнем доме, сам стряпал себе еду….
Я открыл шкаф и достал бутылку виски  «Jack Daniel’s», которую, не помню кто, подарил мне на день рождения, позабыв. что я спиртного не пью…Так она и стояла у меня нетронутая. И в этот момент меня позвали на кухню. Катерина протянула мне блюдо, накрытое чистым белым полотенцем: «Сходи к дяде Коле, поздравь его! Сидит один, небось, а это его праздник!»
Я много раз убеждался, что Катерина читает мои мысли. Когда я решил пойти поздравить соседа, мелькнула у меня мысль, захватить кусок пирога, попотчевать старого солдата. И на тебе…Катерина словно услышала, прочитала мысли…
 Дядя Коля. как я его обычно называл, открыл мне дверь, обрадовался моему приходу и сразу потащил к столу. Засуетился, загремел чашками, заявив, что сейчас будем пить чай. А я достал из кармана бутылку и водрузил ее посередине стола. Дядя Коля не злоупотреблял спиртным, но рюмку-другую иногда себе позволял. Думаю и сегодня мог бы это сделать, ради праздника…
 - Ишь, ты! Какое богатство! - разглядывая диковинную бутылку, бормотал дядя Коля - потратился сильно, небось?
-- Подарили это мне, дядя Коля…А я ведь не пью. Вот и стоит. Подумал, может вы, ради праздника, пригубите? День-то, какой сегодня. И вот вам от моей Кати подарок!
Я снял полотенце. Дядя Коля весь залучился морщинками:
 - Вот спасибо, так спасибо! Давно я пирогов не едал. И за поздравление спасибо! Вас тоже с Днем нашей Победы! И Катюше передай от меня поклон и с праздником поздравление.
Мы сидели за столом и уплетали пирог. Дядя Коля отрезал мне кусок и, не смотря на мои уверения, что дома меня ждет этот пирог, таки заставил есть с ним вместе, за компанию…Ветеран ел пирог и просто мычал от удовольствия.  И было отчего…Во рту пирог таял!
- Нектар и амброзия! - заявил дядя Коля ,- такие пироги Боги на Олимпе вкушали!
Я чуть не поперхнулся от смеха, представив себе олимпийских богов с кусками пирога в руках. Надо же придумать такое.
Чай. заваренный дядей Колей, был хорош.Мы медленно потягивали его из чашек и просто молчали. А дядя Коля все поглядывал в сторону стоявшей на столе бутылки. Наконец он не выдержал:
-Давай что ли, по пять капель! Открывай!
Он достал их буфета две рюмочки просто минимальной вместимости, грамм может по 20-25. Мы налили и стали смаковать напиток..Я просто слизывал на язык капельку напитка и рассасывл его на языке. Дядя Коля медленно и аккуратно, выпил из своей рюмочки и задумался. Видно было, как он языком катает глоток выпитого…Потом подтянул к себе бутылку и стал разглядывать этикетку…
--Надо же. – пробормотал он,- вкус тот же самый…А наклейка другая! Сколько лет прошло, а вкус помню…
--Дядя Коля, а где раньше пробовали этот виски?
-На фронте,сынок, на фронте!Не помню только сейчас когда это было и где. Помню что было , а детали забылись.
Я признаться, удивился. Американский виски на фронте? Даже если и были трофеи от немцев, то уж виски из США у немцев быть не могло..Я знал, что дядя Коля закончил войну в Кенигсберге, он был танкист,но и там навряд ли мог. где то добыть этот знаменитый американский виски.
--Дядя Коля, а как это было, не вспомните?
-- А что вспоминать? Помню хорошо. Такой случай за всю войну один раз был.
-Дядя Коля расскажите, а?
-Да, знаешь, рассказывать и весело отчасти и очень грустно. Потому что все участники этого события погибли…Может я один и остался из всех. Нас, а я тогда был механиком-водителем, вызвал наш комполка и велел всем механикам-водителям ехать в тыл на железнодорожну станцию, принять и разгрузить новые танки. Это было здорово, потому что, на тот момент , машин осталось в полку считанные единицы. В общем, приехали мы на станцию. где стоял эшелон, и тут узнали, что танки прибыли американские… «Шерманы». Будь они прокляты!
-А что так, дядя Коля?
-А то, что это не танк, не боевая машина. Это машина для поездок на рыбалку или за грибами.Мало того. Он очень высокий, броня у него – бумага. Это мы только потом узнали в боях, когда горели в них .На нас немецкие «тигры» выходили, и силы были не очень в нашу пользу… Экипаж пять человек… В каждом танке сиденья мягкие, кожей обшитые, шкафчики  туалетные с одеколоном и всякой туалетной прелестью, комплекты кажаного танкистского обмундирования..Командир, что командовал нашей командой велел вынуть обмундирование и сложить в грузовик, на котором мы приехали. Мы приуныли. Наше  матерчатое обмундирование горит хорошо, если попадание в танк, а кожаное дает шанс выбраться из машины. почти без ожогов. Потом я видел, что самые большие чины армейские в этих комбинезонах щеголяли…В общем разобрались с управлением, выгрузили танки с платформ и маршем пошли в свой полк. Когда прибыли, комполка залез в одну машину и матерясь вылез из нее. Велено было ободрать все внутри, не оставлять ничего, что могло гореть… В общем. вычистили мы все «удобства» из машин. Выбрасывали и удивлялись, как в них воюют…Эти танки у англичан были на вооружении…В Африке они воевали, комполка  нам рассказал. Хороший мужик был комполка.боевой!  Он в таком «Шермане» и сгорел.Эх…Вспоминать тяжело.
- Дядя Коля! А виски –то при чем?
Не торопи. В общем стали мы готовить машины к боям. А стволы орудий у них, были залиты пушечным салом, чтобы не ржавели…Вот мы вооружились банником, это такая  деревянная колодка с набалдашником  на древке, вводили в ствол и начинали выбивать это сало.Внутри танка кто-либо сидел с ведром. у открытого затвора орудия, и это сало падало в ведро…Наполнялось, он кричал нам , мы забирали ведро опроржняли его и продолжали выбивать…Довольно тяжело это, хоть и всем экипажем банником орудовали. И вот вдруг, тот кто сидел внутри, как заорет благим матом, пулей вылетел из машины, бледный трясется весь. Заикается от страха -  «Граната там, - говорит,- из ствола в ведро выпала!!!». Мы его на смех подняли.Но никто полезть в машину не решается. Тогда командир наш, сержант Брусенцов, полез внутрь…Мы замерли. Нам казалось очень долго его не было..И минут через десять он появляется из люка, рот до ушей, хохочет, поднимает руку…а в ней бутылка с наклейкой. Вот с таким же виски, как этот.Вкус я запомнил.Только наклейка на бутылке была другая.А название то же самое.
-А дальше что?
-А что дальше? Вечером, все экипажи. тайком от начальников, пили впервые в жизни виски, потому что такая же бутылка была в каждом стволе.Это вроде подарка нам от кого-то, думаю от рабочих американских.Вот такая история с этим виски…Я тогда запомнил, что первое слово было в наклейке Джек. Вот мы и снова встретились..
За окном грохнуло и скозь тюлевую шторку на окне засверкал фейерверк. Разноцветные краски огня разлетались по небу, словно светлячки разных цветов…Город праздновал День Победы.  Дядя Коля включил телевизор,На экране тоже  был салют и толпы народа на Красной площади.
-Ну, что же! С Днем Победы!
-С днем Победы, дядя Коля!

9 мая 2015 года.