До сих пор стыдно...

Людмила Юрина Белей
Наконец –то я приехала к маме после почти месячного отсутствия в родном доме! Так уж сложилось…Иду быстро, несмотря на две тяжелые сумки, ноги-то сами домой бегут! И кажется мне, что и ветер теплее стал, и березки веселее шумят, и вишни здесь более пышно цветут, чем в городе, и воробьи такие радостные, такие оживлённые, что лететь хочется, не бежать.

-Гэй, соседка, куда так прытко бежишь? - Пытается  поздороваться со мной местный электрик Василий Петрович, которого все называют просто Петрович для краткости, для скорости обращения, ибо нет больше электрика с таким именем на селе. - С города приехала?
- Из города,Петрович, из города! - На ходу поправляю ошибку  и пытаюсь поддержать беседу.
- Остановись, отдохни, побалакай со мною. - Его  украинская мова  всегда веселила  нас, ребятишек, и сейчас же меня накрывает волна воспоминаний о том времени.
- Петрович, давай попозже, тороплюсь!
- Давай попозже... .А я к вам сегодня загляну, твоя  маты просила у сарае розетку посмотреть. Шо Ванюха не едет?  Я соскучил по нём...
- Без выходных работает и учится. На майских собирается приехать, так что скоро встретитесь!
- Заочно учится? Долго ему ещё? Скильки помню, усё учится...
- Долго еще...Петрович, зайдешь, побалакаем! - Радую обрусевшего украинца родным словечком.-  Хочу домой!
- Давай, давай...-  Я уже за углом его забора, до родного порога осталось совсем ничего,  а он все стоит, оперевшись на калитку, провожает меня грустным взглядом...Один остался - жена умерла, дети разъехались, всех домочадцев - кошка и собака в будке, да пяток  кур в сарае. С кем ему ещё говорить?
 
    Подхожу к нашей бане, слышу голоса во дворе, кто-то к маме пришел...Прислушиваюсь - мама  с нашей соседкой, моей старой школьной учительницей беседуют, сидя на лавочке во дворе.
-  Мамочка, Валентина Андреевна, здравствуйте! – Кричу обрадованно. Ой, сколько эмоций! Обнимаемся, здороваемся. Валентина Андреевна разглядывает меня с улыбкой:
-  Как давно я тебя не видела,Людочка. Изменилась, похорошела...Постриглась, что ли? У тебя же всегда длинные волосы были...,
-  Подкоротила волосы, надоели длинные.
- Хорошая прическа, идет тебе! Ну, ладно,Валентина Егоровна, пойду я, засиделась...В следующий раз посидим!

     Вот за что люблю Валентину Андреевну, так  это за её тактичность и деликатность.  Её и в школе все  любили и уважали именно за эти качества, а еще за то, что в меру строгая была и добрая - одновременно. Не каждому -то педагогу это удаётся соединять. Хотя должно быть именно так.

   Попрощались с Валентиной Андреевной, зашли  домой, разобрали сумки, мама нехитрый стол собрала, поели  и принялись за дела домашние, не только есть и сидеть дочь приехала...

   Василий Петрович зашел, как обещал, и розетку посмотрел - поменял, и наговорился вдоволь, ушел...Намыла я руки под рукомойником, нарвала в теплице укропа и лука зелёного, вдруг слышу " Мя...Мя...Мя...". Таак, думаю, не хватало еще  котят подкинутых! Мы, конечно, не бросим в беде малыша, но столько случаев уже вокруг было, что невольно подумаешь, из какого материала сердца людские сделаны, - кто-то бросает, подкидывает, а кто-то поднимает и пестует...оглядываюсь - вижу: крупный уже котенок, красивый, темно-серый, без единого пятнышка, похож на шотландца, но уши не шотландские,  торчат уголками вверх, такой забавный, и явно не брошен, заблудился, что ли? Домов и огородов вокруг  много, откуда пришел?
   Занесла зелень домой, вышла к котенку - а он не убегает, сидит, ждет, когда к нему подойдут, погладят...Беру на руки , а он жмется, ластится, мурчит...Мама подошла, погладила малыша и выдала мне информацию:
-  Новый котенок у Валентины Андреевны, неси, заблудился. Сейчас она тебе поведает, как он у них оказался.
- Так у них же есть Матвей!
- Это Матвей, вот с него  и начнётся эта история. Иди, они с Петром Климентьевичем   тебе всё расскажут. Может, поешь, это надолго...
- Вот Подмарьковы и накормят, а то ты их не знаешь, - смеюсь в ответ, но жду, пока мама нарежет мне бутерброд  и вынесет с молоком на крыльцо. После перекуса несу котенка  соседям, а там и знать не знают, у кого мохнатый зверь гостит.

    Звоню...Дверь мне открыл сам хозяин, бывший председатель райисполкома, ныне ветеран местного значения...

- Ой,Людмилка пришла...- Еще одна волна памяти детской всколыхнулась во  мне, сердце согрела...Он меня так всегда называл...
- Добрый вечер,Пётр Климентьевич. Вот, малыша вашего принесла, мяукал у нашей теплицы. Не знала, что ваш, мама подсказала, куда нести. У вас же Матвей всегда был...
- Он и есть, - вздохнул Петр Климентьевич. - Заходи, если не торопишься, сто лет ведь не была у нас! Заходи!

 Разувшись на крыльце, зашла в широкую уютную прихожую, спустила котенка на пол. Из кухни появилась Валентина Андреевна.
- Люда! Вот кто пришел! Котенок наш к вам попал опять? Не нашкодил нигде? Твоя мама его как-то прямо в доме вашем обнаружила, ему у вас понравилось, наверное...Давай за стол, чаю попьем...- У Подмарьковых чаем ужин называется...Сейчас, как пить дать, рыба паровая  и салат овощной, или творожный пудинг...Точно, пудинг...
- Валентина Андреевна, мне немного! - Та хитро улыбается и молча отрезает хооороший такой кусочек пудинга...Знает уже, сколько отрезать, Люда столько раз в детстве её пудинги ела и всем хвалила!

- Сейчас всю историю появления этого котика расскажу, - усевшись после чая в кресло напротив меня, сказала Валентина Андреевна.
- Тебе, как на духу. Только твоя мама и наш Вовка это знают, никому мы её больше и не расскажем...Сейчас поймешь, почему.

Матвея нашего ты знаешь, старенький уже...Так вот, прошлым летом, в конце июля заболел он у нас сильно, думали, не выживет. На ветстанции смотреть даже не стали его, да еще попали мы не к  Наиле, а к практикантке молоденькой, она посмотрела на Матвея и сказала, что не жилец... Наиля  в Рязань уехала на учебу, а вот она бы занялась котом! Матвей наш ничего не ел, только пил... Через день - два собрались мы в Лялинский лес за грибами.  Петя уже машину вывел из гаража, я корзинки в багажник отправила, еду - воду с собой взяла...Матюшка со мной до машины дошел, сидит- глазами провожает...у меня слезы градом, не по себе стало, говорю Пете, мол, какие грибы! Ты глянь на кота, сейчас глазами съест. А он в ответ - не хочет, чтобы мы уезжали, бери кота  с собой, может, погуляет там, травки какой себе найдет. Сажаю я Матвея к себе на колени, а он словно этого и ждал - улегся и лежит, только вздыхает тяжко. ОЙ, не могу! Как вспомню...

Валентина Андреевна помолчала немного, вытерла глаза, собралась с духом и продолжила:

-  В лесу  Матвей сначала ходил за мной по пятам, потом смотрю - стал отставать, в траву полез, ну я ходить -то хожу, а сама посматриваю, где он, немудрено потерять...вот и потеряли мы его там...грибов-то набрали, а кота не дозваться. Уже темнеть стало, а его нет...я в слезы. Петруша меня успокаивает, а сам , смотрю, еле держится...ну тут мы  и подумали, что он сам решил уйти...уехали уже ночью, звали - звали...На следующий день поехали на то же место, ходили, искали, звали...Долго пробыли в лесу тогда, с утра и до вечера...Решили - ушел от нас наш Матюша...Вернулись  домой молча, не ели - не пили, никак не могли поверить, что вот так останемся без кота.  Месяц прошел...Уже и Вовка приехал  картошку копать. Видит, что мы смурные, спрашивать начал, что случилось. Отец ему и выдал, что Матвей ушел от нас...а врать-то не умеет, сказал почти правду, что в лесу оставили - похоронили, дескать...Вова наш сам не ест - не пьет, переживает, очень он Матюшку любил...Как мы эту картошку копали, всю жизнь помнить буду - молча, глаз не поднять друг на друга... . Прошла неделя,больше!  Дней десять...нажарила я рыбы (Матвея сто раз вспомнила, ему кусочек бы отложила!), картошки наварила, выхожу на крыльцо, зову своих мужчин ужинать. Смотрю, Вовка от сарая идет, руки потирает, глаза в прищуре, поблескивают, - ну,  сейчас отцу за что-то достанется! Знакомый блеск в глазах - когда отца есть за что пожурить...Ну, думаю, слава Создателю, сын отходить стал...И вдруг, только сели за стол,Вовка возьми и спроси:
-  Что,батя, с Матвеем-то случилось? Увезли хоронить, говоришь?

У бати сердце-то и ёкнуло...
- Ну да ,- заикается, сам покраснел...
Вовка вышел минут на 5, вернулся, у него в руках  наш Матвей собственной персоной, худющий, глаза слезятся.
Вовка отцу и выдал тогда:
-Ну, родители, знаю теперь, что буду делать, когда вы заболеете...увезу хоронить в Лялинский лес!
И, не поужинав,  потащил кота на ветстанцию.  Пять тысяч отвалил,  когда узнал, что за болезнь, но кота на ноги поставил. И капельницы ставили, и уколы кололи, и таблетками кормили...

В конце рассказа подошел ко мне Матвей. Видно, что досталось тогда ему здорово! Такой долгий путь домой преодолел в его-то годы...15 лет прожил он у Подмарьковых, на шестнадцатом году случилась беда...Это сколько же сил надо, чтобы  30 км отмахать больному коту от Лялинского леса до дома, пусть даже по прямой дороге...Месяц и  десять дней, и с учетом того, что без еды и питья...Как же надо любить  людей, с кем провел всю свою жизнь! Глажу кота, а у самой слезы  по лицу градом...

- Вот так сын нас на место поставил.До сих пор в глаза ему стыдно смотреть, - подытожил молчавший все время Петр Климентьевич.

В  начале марта  обнаружили  мои соседи под калиткой маленького больного котенка ... забрали себе, вылечили, говорят :
- Господь проверяет на вшивость...