Виктор Васнецов. Богатыри

Геннадий Мартынов
     Картина эта известна всем. С самого детства. Она, можно сказать, одна из тех самых картинок, которые мы впервые увидели в букваре. И с неё тоже начинается Родина. Даже может быть и больше дает представление юному зрителю о Родине, чем любая  другая картина, известная нам с наших первых лет. Известная как олицетворение России.

 Наше дитё начинает постигать очень простую и важную мысль, впервые увидев «Богатырей». А она состоит в том, что он по языку своему,  по слову, с помощью которого он научился передавать  свои ощущения, в отличие от животного,  по всей окружающей его природе, и той земле, на которой Бог сподобил ему родиться, по всему своему естеству принадлежит к тому, что мы называем Родина. И другой Родины у него уже нет, и не будет. И он часть этой Родины, пусть и очень маленькая. От этой земли он уже оторваться не имеет права,  да и не может. Если хочет сохранить себя. И поймёт, что что порвать эти  родственные связи со страной и её историей, с землёй, « где ты появился на свет», без боли сделать уже нельзя, да и невозможно.
 
    Это  чувство начинает  воспитывается  с помощью живописных изображений,  которые ребёнок увидит не только в Букваре,ещё и до того, как он научится читать. Особенно  тогда, когда он увидит оригиналы этих «картинок» из букваря в Третьяковской галерее.  В нашем первом музее национальной живописи. Там много картин.  И все они – отражения природы, истории и людей, творивших эту историю и её национальную культуру. От первоистока, начиная с древнерусской живописи. И познакомиться со всем этим полезно не только ребёнку, но и каждому взрослому.

   Третьяковская галерея, она вся проникнута без пафоса и без малейшего сомнения тем,  что мы называем русский мир. Или русский дух. В  многочисленных не очень больших залах галереи этот дух находит свое зримое воплощение. Они, наши великие художники, чьи имена мы все знаем , а также и те, чьи имена мы не очень знаем, а то и  не знаем вовсе ( как например имена многих иконописцев)оставили нам зримые приметы времени. Без которых понимание нашей истории было бы не полным, да и немыслимым. 

   Ну представьте себе такой кошмар, что все эти изображения созданные нашими живописцами  вдруг вот так сразу исчезли бы. А первые  фотографии появились лишь где-то в середине 19 века.
 
 Ну да, осталось бы ещё слово. То есть,  остались бы лишь  описания в документальных   текстах, летописях , да ещё на страницах великих писателей, коими Россия тоже была не бедна. Но ведь мы же  знаем поговорку: Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочесть,  каким бы талантливым не был автор, написавший текст.Нам мало описание словом  хотя бы вот этих богатырей. Хотелось бы видеть их во плоти.  Вот поэтому мы и ходим в  музей живописи.

   Многие из этих живописных изображений  впечатались в наше сознание с самого детства.  Без них уже немыслимо осознание принадлежности к нашему роду-племени. Вот как например без «Богатырей» Васнецова. Спросим у ребёнка, впервые пришедшего в Третьяковку, какая картина произвела на него самое большое впечатление. Вам ответят без запинки: Богатыри. Даже и не сомневайтесь.
                *****
   Да, и я, конечно, знаю эту картину с самого детства. И у меня она вызывает все те же воспоминание, как и у всех. И восприятие у меня всё то же. А вот теперь я прихожу в этот знакомый зал уже не один. Прихожу с иностранцами, чтобы показать и что-то рассказать об этой картине. Познакомить их с одной из самых известных картин у нас, и совсем неизвестной им.  Они ранее не видели её ни в букваре, ни вообще где-либо. И мне нужно что-то поведать о ней.

   И вот тут начинается для  меня большая трудность. Самая большая трудность во всем большом музее. И это совсем не то, о чём вы возможно подумали. Вот представьте себе, хотя это и непросто, что вы иностранный турист в этой толпе, стоящей передо мной. Вы приехали из далёкой Франции с самыми слабыми да ещё и искаженными познаниями в нашей истории. С отношением к России, которое формировалось у них  даже и не в течении нескольких лет. В продолжении столетий. А какое это отношение, мы ведь это знаем. Знаю и я.

 Оно, это отношение, складывалось у них  ещё со времён государя Ивана третьего. С того времени, когда  Европа или так называемый Запад,  обнаружил почти внезапно в конце 15 века, что не так далеко на Востоке образовалось новое государство, которое нависло  над ними. И там не знали, что делать и как вести себя с этим государством. И вопрос этот только усиливался по мере того, как это государство ширилось и крепло. Не знают и до сих пор.

   Зажмуриться и не видеть эту глыбу, уже невозможно. Иногда в свои бесконечные кровавые разборки они пытались втягивать и нас. И у нас не всегда получилось уклониться. А иногда пытались напрямую воздействовать силовым путём на эту глыбу. Пытаясь раздробить её, вобрать в себя все её ресурсы. Никогда не получалось. И многие из пытавшихся оставались навечно в наших обширных пространствах, «среди не чуждых им гробов». Одним словом, единство и борьба противоположностей в наших отношением с Европой. И вот с этой борьбой в душе они и приезжают к нам. И после этого все вместе мы останавливаемся перед этой картиной.
                *****
    И я чувствую по их глазам и выражению лиц, что при взгляде на этих богатырей в их душах начинает брать верх борьба и отнюдь не единство. Ну в самом деле. Вот видят они трех здоровенный хорошо вооруженных мужиков, стоящих на границе нашей земли, и что-то высматривающих на Западе. Это в наших глазах богатыри   защищают родные земли, со всеми родными для всех нас живописными картинами, а вот для наших гостей с Запада, в глазах  злобного дяди в центре с окладистой бородой и тычущий им прямо в нос своим копьем, это враги, готовые напасть на них. Пойти походом против них такой дикой ордой, не признающей их право на цивилизованное существование. Такие гунны с их свирепым вождём Атиллой. 

  И мне в моём рассказа, во всем моем стремлению к единству, нужно их разубедить,рассказать,что это совсем не так.  Доказать, что эти богатыри  добрые и хорошие. Да, очень сильные и стоят они на границе Руси только затем, чтобы защитить её.А у наших гостей тут же и вопрос: Защитить против кого? Против нас, европейцев? Да нет же, должен я сказать. Мы любим вас. Но при одном только условии - не трогайте нас.

  А как это непросто. Разубедить.  Да почти и невозможно. Так как то, что копилось и копилось годы и годы выбить из башки за несколько невозможно.Понимая это,  я порой даже и вовсе ничего предпочитаю не  говорить. Ну да, богатыри. Персонажи нашего былинного эпоса, вот и все, А у какого народа этаких здоровяков нет. Вот и у французов тоже такой есть. Известный во всём мире. Правда, совсем не страшный, но слегка туповатый и здоровенный.  Знаем и мы его. Обеликс. Чем не Илья Муромец во французском разливе.

     Вот на этом я и отхожу в другой зал, волоча за собой группу. Без обид. И ненужных намёков. А сам-то про себя думаю другое. И ни за что не выдам себя. Как жалко, что они вовсе не знают Александра Блока. И особенно не знают его знаменитых Скифов. Он кажется первый и единственный, который  так вот в поэзии отразил все наши такие не простые отношения.  Особенно вот эти строки.   

Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!

Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...

Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?

   И потом есть здесь одна необходимая ремарка. Скифы никогда славянами и тем более русскими и не были. Вот осетины, да. Говорят они на языке по происхождению от скифского. А у того же Васнецова есть большая картина, которая так и называется «Бой славян со скифами». Для Блока скифы – это такая аллегория. То есть они по его мысли – это такой весь Восток по отношению к просвещённой Европе. Восток, который включает и русских.

  А я знаю, по моему опыту знаю, что для французов мы вроде бы и не настоящие европейцы. И вы знаете, я считаю, что они правильно так думают. Я вот к примеру и не хочу считать себя таковым. У них там на Западе своя судьба, а у нас своя. И борьба и противоположность с ними была и будет вечной.

   Да и зачем нам считать себя европейцами? Не нужно нам это вовсе. Самостояние человека русского зиждется не совсем на европейских ценностях. Есть и то, что нас отличает и различает. Особенно сегодня. А нам их так называемая политическая толерантность ( которую они никак не проявляют по отношению к нам) нам абсолютно чужда. А их меркантильность и бездуховность нам и вовсе претит. Церкви у них всё больше пустеют. Сами об этом говорят. Они всё более дряхлеют. Арапия всё более в своем пассионарном  энтузиазме наступает. И похоже то, что близится время, когда они все сметут на своём пути. И время это близится. Это такой новоявленный ползучий Атилла тихой сапой внедряется в их жизнь. И Илье Муромцу вовсе и не нужно тыкать в их сторону копиём. Сами ещё придут просить подмоги. Придут непременно.
   
                Алёша Попович

   Ну а в самом деле, кто же были эти богатыри. Конечно, хорошо знаем Илью Муромца. Да и как не знать. Особенно после чудного фильма «Илья Муромец» режиссера Александр Птушко. Уж такой богатырь, такой фактурный. Силища необыкновенная, вся употребленная во имя добра,  правды и защиты отечества. Былинный герой – да и только. Иным он и быть не может. Хуже мы знаем Добрыню Никитича. И уж совсем мало – Алёшу Поповича. Вот только имена их и помним. Такие же древние и былинные. Но это и всё.

   А ведь все трое – это люди, жившие каждый в своё время. И они не были выдумкой, каким-то позывом народного сознания создать образы бесстрашных могучих защитников земли русской  Позыва, свойственного любому народу. Вот у нас они стали такими. И такими их в своём воображении увидел художник Васнецов. И не ошибся. Потому-то они и остались уже навсегда символами защитников страны.

   Хотя, конечно в жизни они были совсем другими. Скажу, больше, они никогда так вместе и не собирались. И не могли собраться. Потому как жили они в разные времена. Даже и в разные века. Ну и пусть. Вот давайте поближе познакомимся с Алёшей Поповичем. По правде сказать, он на картине не очень то похож на богатыря. Ну какой это богатырь. И лошадёнка у него так себе. Не впечатляет. Не то что битюг-тяжеловоз у Ильи Муромца. Да и не нужна ему демонстрация силищи. Он – отражение совсем других качеств русской души. Поэтичности, созерцательности, ловкости. Не даром нет у него в руках ни меча-кладенца, ни булавы, ни копья. А всё вооружение - лук да стрелы. Да вот ещё и гусли. Не забудем, что он сын попа из Ростова. Отсюда и имя его Попович.

                Тугарин-змей.

   Алёша тоже стал легендой. С ним тоже связано много разных историй. Особенно знают одну. Его противоборство с Тугариным. И как очень часто бывает в сказках в очень разных интерпретациях. А основа всех сказаний такая. Змей Тугарин - символ всех злых сил нападавших на Русь. Символ кочевых племён, такой дикой степи, которая  нападала и вторгалась в пределы славянского мира, чтобы грабить, убивать всех без пощады, угонять в полон.

Вот как поэт Алексей Толстой описывает в собственной интерпретации это противостояние Поповича со злобным Тугариным. Мне не очень нравится эта интерпретация. Он вообще любил передавать нашу историю в стихах, больше похожих на зубоскальство. В его рассказе этот Тугарин предсказывает, что случится с Русью в последующие  века.  Продолжение, от которой несёт сильной такой иронической русофобией. Ну, понятно. Он же был западником. А ещё он был одним из «родителей» Козьмы Пруткова. Давайте вспомним:

Над светлым Днепром, средь могучих бояр,
;Близ стольного Киева-града,
Пирует Владимир, с ним молод и стар,
И слышен далёко звон кованых чар —
;Ой ладо, ой ладушки-ладо!

   Это начало истории. А дальше идёт продолжение. Во время этого пира выдвигается вперёд и начинает такие предсказания Тугарин. И каков и него вид, у этого Тугарина.
 
Глаза словно щели, растянутый рот,
;Лицо на лицо не похоже,
И выдались скулы углами вперёд,
И ахнул от ужаса русский народ:
;«Ой рожа, ой страшная рожа!»

Но с лица ведь воды не пить. Но о чём же он поёт? А вот о чём, обращаясь к князю Владимиру:

Но род твой не вечно судьбою храним,
;Настанет тяжёлое время,
Обнимут твой Киев и пламя и дым,
И внуки твои будут внукам моим
;Держать золочёное стремя!»

  Держать золочёное стремя, это значит, что станут рабами. А Владимиру не верится. Это шутка такая, как он думает.

Смеётся Владимир, и с ним сыновья,
;Смеётся, потупясь, княгиня,
Смеются бояре, смеются князья,
Удалый Попович, и старый Илья,
;И смелый Никитич Добрыня.

На вече народном вершится их суд,
;Обиды смывает с них поле —
Но дни, погодите, иные придут,
И честь, государи, заменит вам кнут,
;А вече — каганская воля!»

    А дальше - больше. Мы сами уже в кровь и душу нашу вместим рабскую психологию.

Певец продолжает: «И время придёт,
;Уступит наш хан христианам,
И снова подымется русский народ,
И землю единый из вас соберёт,
;Но сам же над ней станет ханом.
И в тереме будет сидеть он своём,
;Подобен кумиру средь храма,
И будет он спины вам бить батожьём,
А вы ему стукать да стукать челом —
;Ой срама, ой горького срама!»

   Ну как не возмутиться от этих слов. И это уже не шутка. Вскипела молодецкая кровь. Не выдержала душа такого оскорбления.

«Стой!— молвит Попович,— хоть дюжий твой рост,
;Но слушай, поганая рожа:
Зашла раз корова к отцу на погост,
Махнул я её через крышу за хвост —
;Тебе не было бы того же!»
Hо тот продолжает, осклабивши пасть:
;«Обычай вы наш переймёте,
На честь вы поруху научитесь класть,
И вот, наглотавшись татарщины всласть,
Вы Русью её назовёте!

     А вы знает сколько подобных тугариных среди нас и по сию пору.  Они все талдычат нам  про какую-то рабскую психологию. Что нам, дескать, никак нельзя без царя. Они как то забыли сколько у нас монархов  погубили-порасстреляли. И сколько бунтов познала наша земля , бессмысленных и беспощадных. Правда не всегда бессмысленных. Иногда они были заряжены очень высокими идеями. С обещанием счастья, а, главное, справедливости для всех. И ни один народ такой беспримерной попытки построить царство справедливости на Земле не предпринял. Ни один. Какая уж тут рабская психология.

Но вот Добрыня Никитич, тоже присутствующий на этом пиру, признал в нём злейшего врага Руси.

На крыльях бумажных, ночною порой,
;Ты часто вкруг Киева-града
Летал и шипел, но тебя не впервой
Попотчую я калёною стрелой —
;Ой ладо, ой ладушки-ладо!»

Испугавшись,  Тугарин змей распластал свои бумажные крылья, бросился в Днепр и уплыл восвояси к Чёрному морю.
 
«Тьфу, гадина!— молвил Владимир и нос
;Зажал от несносного смрада,—
Чего уж он в скаредной песни не нёс,
Но, благо, удрал от Добрынюшки, пёс,—
;Ой ладо, ой ладушки-ладо!»

  А дальше слова нашего крестителя полны исторического оптимизма. И эти предсказания князя Владимира мне нравятся куда больше. Тем более, что они во многом были оправданы. Они актуальны и сегодня. Но история ещё не закончилась. Мы не одни в этом мире. В мире часто враждебном к России, каков бы ни был у нас строй. И сколько примеров тому.

Да правит по-русски он русский народ,
;А хана нам даром не надо!
И если настанет година невзгод,
Мы верим, что Русь их победно пройдёт,—
;Ой ладо, ой ладушки-ладо!»

Пирует Владимир со светлым лицом,
;В груди богатырской отрада,
Он верит: победно мы горе пройдём,
И весело слышать ему над Днепром:
;«Ой ладо, ой ладушкн-ладо!»

                Натурщики.
      А  кто были те, кто послушно сидели не малое время и позировали художнику? А  художники в 19 века,  самые великие и известные, умели превосходно держать кисть в руке и подбирать краски.   Самоучек среди них не было. Они все получили солидное образование. Это были все очень образованные люди. И не только по части живописи.  Они все учились своему мастерству с младых локтей. Все, кого не возьми, были мастерами своего дела. Но вот без модели для своих персонажей редко кто из них обходились. Особенно те, кто создавал картины на исторические сюжеты. Им хотелось ради правды иметь перед глазами живой типаж, соответствующий его представлению о нём.  И в поисках модели проводили в мучительных поисках  много времени.  К примеру Репин, когда писал свою самую  известную картину про царя  Грозного, пригласил попозировать ему двух своих друзей.Иван Грозный – это его друг и тоже художник Мясоедов. А несчастный сын царя – писатель Гаршин.

    И Суриков тоже искал подходящие типажи в народе.  И ему важна была достоверность. А просто воображение отказывало ему в этом . Например, свою  боярыню Морозову он срисовал с одной старообрядки, которую он встретил на Рогожском кладбище в Москве. Она поразила его фанатичным взглядом во взоре.

 А художник Нестеров долго искал мальчика, который мог бы ему попозировать для картины «Видение отроку Варфоломею». Отрок – это будущий Сергей Радонежский. Долго ходил и искал по окрестным деревням. Искал и нашёл. Девочку нашел. Она поразила его необыкновенной одухотворённостью во всем лице. И редко кто это знает, когда рассматривает сегодня  это известное полотно в Третьяковке.

     А вот у Перова, кого мы видим в образе одного из трех охотников на его одной из самых  известных картин?  Того, что слева, который, выпучил глаза, делает страшные жесты обеими руками. Весь в увлечении рассказа о какой-то страшной и неправдоподобной истории. А это был врач и муж художницы Кувшиниковой. Он нам знаком по рассказу Чехова «Попрыгунья». Он выведен в рассказе под именем добрейшего и благородного доктора Дымова.
 
   Васнецов тоже находил свои типажи среди родственников, знакомых или случайных людей.  К примеру, для молодого Алёши Поповича ему позировал один из сыновей Саввы Мамонтова Андрей. По-семейному его звали Дрюша. А Андрей был родным братом одной прелестной девочки. И мы все её тоже очень хорошо знаем. Это очаровательная «Девочка с персиками» картины Серова. Её же мы увидим в менее привлекательном изображении на картине Репина «Не ждали».

  Андрей Мамонтов, послуживший своим образом для одного их богатырей, ушел из жизни очень рано. Ему было немного за двадцать. Из-за банальной простуды. Да и сестра его Веруша Мамонтова, та самая девочка с персиками, тоже умерла молодой. В 33 года. К этому времени у не было трое детей. Умерла тоже от пневмонии.  Они оба похоронены в Абрамцево, возле церкви Преображения, постренной по эскизам Васнецова и художника Поленова. Рядом находится и место вечного упокоения их отца, Саввы Мамонтова, пережившего трех из своих пяти  детей.
   
   Ну а каким был в реалии Алёша Попович? А вот этого сказать совсем невозможно. Прошло столько веков. И отделить то, что было в этом былинном герое правдой от неправды, ну никак нельзя. Но кое-что можно сказать. Уж небылицу из былины мы легко отличим. Какой Тугарин Змей! Только в сказке. Я вот только что  посмотрел мультфильм с его приключениями. Там только одно имя настоящее, всё стальное - сказка для детей. Весьма занятная, даже остроумная. Хотя и с перебором.
 
   Алёша и в былинах не очень то богатырь.  Рассказывают, что когда он родился, гром загремел. Можете себе представить, когда его начали пеленать, то он попросил запеленать его в кольчугу. А вырос он  слабым, прихрамывал. Зато хитёр был, смекалист, сообразителен. Отчасти  хвастун и шутник. Правда, шутки его не всем нравились. А мог быть ещё и наглым и злым.

  Главный его подвиг – бой с упомянутым Тугариным. Вот представьте себе, бой состоялся в чистом поле. Тугарин пришёл не один. В окружении змей, дышащих огнём. А ещё и конь злого Тугарина  имел крылья. То есть он ещё и  летал. Представляете, какое преимущество. Змеище обещает Алёшу спалить его в огне. Что тут делать? И просит Алёша Бога полить поле дождём. Бог снизошел к мольбе. Огонь погашен. Потом Алёша чем-то отвлек Тугарина. Тот обернулся – и с молодецким замахом снёс Алёша башку негодяю. Чем-то напоминает подвиг Давида. А потом он ещё и разрубил тело трепещущее в конвульсиях на части. И разбросал эти части по всему полю. Вот такой он - богатырь Попович.

   Уже не сказка нам рассказывает, что настоящий Попович погиб в битве на Калке в 1223 году. После жестокого первого поражения русских против монгол среди многих прочих бояр.
               
                Добрыня Никитич.

     А слева мы видим ещё одного богатыря. Всем известный Добрыня Никитич. Вот цитата: «Вооружен и одет по-княжески. Поверх тонкой кольчуги пластинчатая броня, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. На плечи опускается защитная пленка. На груди золотая цепь красивого плетения, широкий крест виднеется из-под широкой бороды. Рубаха украшена парчовой узорчатой каймой».
               
     Добрыня Никитич – тоже лицо историческое. С кого его списать? Художник далеко ходить не стал. Списал его со своего деда, отца и с самого себя. Сам Васнецов такую длинную окладистую бороду не имел. А вот верхняя часть лица с глазами – это сам художник.

     А все ли знают, что был Добрыня в жизни родным дядей Владимиру Красное Солнышко. Он был братом его матери по имени Малуша, бывшей происхождения самого простого. Малуша была мамой будущего крестителя Руси. А Добрыня был для него не просто дядей, но ещё и наставником, и воспитателем. И вот однажды послал Святослав, отец  малолетнего мальчика Вовы, «держать» Новгород. То есть, что бы не выпал Новгород из притяжения стольного града Киева. Чтобы был там Вова как бы наместником верховной власти. Ну совсем как Понтий Пилат, представлявшего Римскую империю в далёком Иерусалиме.

    Но ведь Вова хоть и княжеских кровей, да ведь ему лет что-то около десяти. Ребёнок! Вот и направил его князь Святослав с помощником-воспитателем Добрыней Никитичем. Посмотрите на картине, каким он был суровым и рассудочно-мудрым воином-богатырём. Он и стал фактическим правителем в Новгороде. И всё он же приложил не мало усилий для христианизации новгородцев. Да и как ещё крестил! Былина утверждает, что «огнём крестил». Вот что по этому поводу нам рассказывает не былина, а летопись.

«Да как прознали новгородцы, что идет Добрыня их крестить, сделалось в городе великое смятение. Собрали новгородцы вече и поклялись не пускать Добрыню в город и не дать низвергнуть идолов. Встретили Добрыню оружием, как к настоящей войне подготовились. Но Добрыня с верным тысяцким княжеским Путятой, обманули новгородцев. Путята устроил сечу жестокую с левобережцами, и Добрыня поджег несколько домов выше детинца. Полыхнула тогда вся сторона левобережная и бросились новгородским всем миром огонь тушить, и явились тогда сильнейшие мужи новгородские и просили мира у Добрыни и стали с того времени дразнить новгородцев, «Крестил вас Путята мечом, а Добрыня огнем» . Добившись покорности новгородцев, приказал Добрыня идолов посечь, которых сжечь а которых в Волхове утопить. Трудно давались мужам Добрыниным идолы новгородские. Великий Перун падая придавил троих мужей, и вострепетали люди, увидев последние Перуновы жертвы. И пока тащили Перуна к Волхову, многие говорили, будто видели как противился он и кричал: «Ох, ох мне! » Многие плакали, видя как надругались над Перуном.»

      И как после этого Добрыне  не попасть в былинные  богатыри? Как ему не стать героем народного эпоса? ? Он и стал. Вот даже  и на картине Васнецова он присутствует.

                ИЛЬЯ  МУРОМЕЦ.
     И для него тоже художник искал типаж в народе. Он должен быть от земли, от самых корней народных.   Ему нужен был мужичина мощный, с окладистой широкой бородой. Всем своим обликом олицетворяющего силу богатырскую.  Да  далеко и ходить тоже не стал. Мужиков бородатых в деревнях окрест в те времена было полно. В каждой избе, почитай.  Был при усадьбе кузнец, да ещё и с таким русским простым именем Иван Петров. Красивый такой во всей своей мощи. С неторопливыми движениями и осанистостью в поведении. Но Васнецов писал задуманный портрет не только с кузнеца Ивана.  Ещё мы увидим в образе Ильи Муромца  одного ломового извозчика. Извозчика он встретил в Москве. И сам рассказал про то, как это произошло.

 "Иду по набережной около Крымского моста,, - и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья". Подошёл к нему не без смущения и предложил подзаработать. Да и какая работа! Просто посидеть на лошади не двигаясь и всё. А тот ещё и не соглашался. Чудит барин. Люди смеяться будут. Но уговорил. Понятно, на бескорыстное многочасовое  сидение на коне  да ещё  в кольчуге и с деревянной палкой, изображающей копье, какой мужик согласится.  Но ему заплатили и он согласился, не осознавая что этим самым входил в историю. Увековечивал себя. Да кабы знал, он и даром бы посидел. 

     А как он хорош.  Воистину богатырь. А вы помните, как его запечатлел в кино замечательный актёр Борис Андреев. Казалось он там даже и не играл. А воплощал самого себя. Какая в нем чувствуется сила. И какая мощь. И его ни с кем не спутаешь. Ни с ландскнехтами, ни с западными рыцарями – крестоносцами. Это только русский богатырь.

   А каково его вооружение! Он смотрит из-под руки.  А с руки этой у него свисает булатная палица. А весом она в сорок пудов. Вот ею он и смахнул с дерева ужасного Соловья – Разбойника. Держит он щит  и весь его мощный торс облачен в плотную кольчугу. А за спиной его виден колчан со стрелами калёными. А в другой руке он держит копье харалужное. Словом, не подойди. И ни один ворог нашу границе не перейдет. Рука крепка и зорок взгляд. Как бы этот ворог не был хитёр и коварен. Нет, враг не пройдет. Кто в этом может здесь сомневаться. Страна может спать спокойно.
  Вспомним былинное описание главного богатыря.
 
Под славным городом под Киевом
На тех степях на днепровских
Стояла застава богатырская.
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец сын Иванович...
А и конь под Ильей словно лютый зверь,
Ай сам на коне, как ясный сокол

  Предполагают так, что он родился далеко от Киева. В селе Карачарово. Сегодня это не более чем микрорайон города Мурома владимирской области.  Сидел он на печи до 33 лет. Не владел руками ни ногами. И вот зашли как-то к ним калики перехожие. Их ещё волхвами называют. Попросили воды напиться. А он не может. Он отвечает: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Исцелили его калики, выпил он их водицы и выздоровел. Да не просто выздоровел, а почувствовал в себе силу непомерную.  После этого велено было ему старцами идти  на службу к князю Владимиру. Если не забыли, по дороге он победил Соловья- разбойника и привез его в мешке ко двору княжескому.

    Но это, ясно, былина. А вот историки утверждают, что настоящий Илья жил в 12 веке. Надо вспомнить, что князь Владимир жил во второй половине 10 века. После службы принял он постриг  и скончался в Киево-Печерской лавре в 1188 году.
 
   Я был в этом монастыре. Давно. Еще в доперестроечные времена. Не знаю как сегодня, но тогда можно было туда прийти с экскурсией. Вот я и увидел там мощи прославленного богатыря. А он был канонизирован. И представьте себе, часть его мощей – средний палец его руки ( и никаких нет здесь намёков) – находится в одном храме города Мурома. 

                Краткая история картины.
     Замысел написать богатырей, родился у Васнецова, как ни странно, в Париже. Он приезжает во французскую столицу в 1876 году. К этому времени уже прошли скандальные выставки импрессионистов. Да и вообще Париж уже стал мировой такой Меккой, притягивающей всех живописцев со всего света. Здесь рождались самые передовые идеи в среде художников. Париж  – это была  такая мировая тусня лучших художников  по тем временам. Она привлекала и русских художников.

    Когда Васнецов приехал в Париж, там уже пребывали Репин и Поленов, да и не только они. Наша русская тусня собиралась в мастерской художника  Боголюбова.  Чтобы поговорить. О чём? Ну понятно о чём. О живописи. Обсуждали новые направления в их деле, спорили. Не надо думать, что наши художники как бы замкнулись в нашем обширном пространстве, не обращая внимание на всё то, что творилось за границей. Они же все были художники,  профессионалы. И более того, они сами очень скоро стали генерировать новые идеи. Все, самое передовое. Лучизм, абстракционизм, супрематизм и не только – это всё от наших художников.

       Но многие вовсе и не собирались отторгать свое родное, отрываться от родной почвы. Например Васнецов. Он уже был состоявшимся художником, представителем национальной живописной школы.   И не собирался сходить с этого пути. За морем, конечно, житьё не худо. Но как оторваться от родной почвы.   Не получалось у него это. Как не получилось это у многих уехавших из страны после революции. Например, у Коровина, Серебряковой, Сомова,  Добужинского, Рериха, Ивана Билибина,  Гончаровой, Ларионова. Да и там, за бугром, они были интересны, прежде всего потому, что были русскими художниками.

     А вот Васнецов не уехал. Хотя, конечно, и мог. Он остался и жил в своём доме. И продолжал работать в нём  до последнего дня своей долгой жизни. Этот дом,  построенный им самим, сохранился. Это не просто дом. Это дом – мастерская, построенный по рисункам самого художника в виде терема. Именно в этом доме он и закончил свою работу над «Богатырями». Сходите в этот музей, Не пожалеете. Обязательно с детьми.
 
    Замыслил он богатырей, как было уже сказано,  в Париже.  А окончательно у него созрела эта идея в усадьбе Абрамцево. Вот как он сам описывает это событие:

     «Как это ни кажется, может быть, на первый взгляд удивительным, но натолкнули меня приняться за «Богатырей» мощные абрамцевские дубы, росшие в парке. Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами, и невольно приходила на ум мысль: "Это ведь наша матушка-Русь! Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь! Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия!» А уже как дубы превратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть, приснилось!"»

   Я  сам был в Абрамцево не раз. Даже много раз по делам службы. А впервые я пришёл туда когда мне было лет пять. Да, не удивляйтесь. Недалеко от Абрамцево находилась и находится сегодня деревня с таким смешным названием Жучки. Наш детский садик летом выезжал за город именно в эту деревню на все три летние месяцы. Вот наша детская группа с воспитательницей  приходила в эту усадьбу время от времени. И я видел эти самые дубы, поразившие воображение художника. Я конечно не мог знать, что эти дубы станут прообразами Богатырей. Я запомнил запах, исходящий от опавшей листвы дубовой. Особенный запах, который навсегда остался связанным в памяти моей с этими дубами.

      Однажды Павел Третьяков в 1898 году  пришел в этот дом в Троицком переулке, (сегодня переулок Васнецова). Он наслышан уже был об этой картине. И вот пришёл сам посмотреть на неё. Долго - долго стоял перед нею.  Стоял, размышлял, проникался этим волшебным видением. Этой русской сказкой. Этим русским духом, исходящим от огромного полотна. И решил наконец купить картину. С тех пор она находится в галерее. Это было последнее приобретение купца, промышленника и мецената Третьякова.  В том же году он умер.
 
     А картина осталась в его галерее. Сегодня она – наше народное достояние. В самом  народном смысле. Кто её не знает!  С неё, с этой картины, начинается у каждого из нас постижении наших исторических корней. Вот оно во плоти предание старины глубокой. И для  скольких ещё поколений  картина эта станет первым прикосновением к живописному изображению нашей Родины.