Патрик Кэрри - Экоцентризм - левый или правый?

Виктор Постников
The Ecological Citizen
 1 января 2018 г


Вероятно, будет полезным для тех, кто мыслит  в политических терминах,  указать положение экоцентризма на политической карте, по отношению  к весьма смутным, хотя и популярным терминам -  «левый» и «правый». Как известно, они  берут свое начало во французской  революционной истории,   а именно, когда слева от Национального собрания располагались сторонники революции, справа - монархисты. С тех пор,  'левые', в самом широком смысле, стали означать прогрессивных, либеральных или радикально мыслящих, а «правые»  - реакционных или консервативных. (По едкому замечанию Амброза Риса, консерваторы за то, чтобы старое зло не прекращалось, а либералы хотят  его заменить на новое.)

В обоих определениях есть доля правды, но также и большие проблемы.  Например, марксизм-ленинизм должен был быть на "левой стороне",  но как Сталина, Мао или Пол-Пота можно назвать «прогрессивными»?   С другой стороны, 'Быстрей-быстрей, лови момент'  - не совсем консервативная позиция современных партий  в сравнении с той, которой придерживались Раскин, Берк или Оукшотт.

Тем не менее, эти термины продолжают использовать, и, я боюсь, что они не скоро исчезнут.   Наилучший выход,  вероятно, использовать их с  осторожностью.  В таком случае, можно спросить:  чьей стороны придерживается экоцентризм? Должен сказать, что с экоцентризмом совершенно запутанная ситуация.  Например,  видеть конечную ценность в Земле и всех ее обитателях, а не только людях, несомненно прогрессивная позиция -  гораздо прогрессивнее любых заоблачных мечтаний левых. Но в страстном желании сохранить жизнь и все, что ее поддерживает -   ландшафты, экосистемы и эволюцию – эта позиция глубоко консервативна, и  совершенно оправдана.

В своем изначальном  смысле, однако, экоцентризм ни левый,  ни правый.   Обычное толкование «левых» и «правых»  совершенно антропоцентрично:  и связано в конечном счете, или даже исключительно, с благосостоянием людей.  Единственную ценность не-человеческого мира, которую признают эти «партии», это инструментальная   ценность, сводимая к  нашим узким, краткосрочным и близоруким «потребностям».  Совершенно противоположная  позиция, и  в этом суть экоцентризма, выход за эту границу –  границу, которую часто используют для оправдания  человеческого превосходства,  агрессивного спишисизма (видовой дискриминации) и империалистического присвоения не-человеческой природы.  Можно ли экоцентризм  считать  «правой» революцией  или  «новым»  социализмом ?  Вероятно, и тем и другим.  Но не наше дело искать его на политической карте  в то время,  как сама земля давно в огне.


Литература

Crist E (2017) The affliction of human supremacy. The Ecological Citizen 1:61–4.
Curry P (2007) Green ethics and the democratic left. Soundings 35: 66–75