The Ecological Citizen
1 января 2018 г
Вероятно, будет полезным для тех, кто мыслит в политических терминах, указать положение экоцентризма на политической карте, по отношению к весьма смутным, хотя и популярным терминам - «левый» и «правый». Как известно, они берут свое начало во французской революционной истории, а именно, когда слева от Национального собрания располагались сторонники революции, справа - монархисты. С тех пор, 'левые', в самом широком смысле, стали означать прогрессивных, либеральных или радикально мыслящих, а «правые» - реакционных или консервативных. (По едкому замечанию Амброза Риса, консерваторы за то, чтобы старое зло не прекращалось, а либералы хотят его заменить на новое.)
В обоих определениях есть доля правды, но также и большие проблемы. Например, марксизм-ленинизм должен был быть на "левой стороне", но как Сталина, Мао или Пол-Пота можно назвать «прогрессивными»? С другой стороны, 'Быстрей-быстрей, лови момент' - не совсем консервативная позиция современных партий в сравнении с той, которой придерживались Раскин, Берк или Оукшотт.
Тем не менее, эти термины продолжают использовать, и, я боюсь, что они не скоро исчезнут. Наилучший выход, вероятно, использовать их с осторожностью. В таком случае, можно спросить: чьей стороны придерживается экоцентризм? Должен сказать, что с экоцентризмом совершенно запутанная ситуация. Например, видеть конечную ценность в Земле и всех ее обитателях, а не только людях, несомненно прогрессивная позиция - гораздо прогрессивнее любых заоблачных мечтаний левых. Но в страстном желании сохранить жизнь и все, что ее поддерживает - ландшафты, экосистемы и эволюцию – эта позиция глубоко консервативна, и совершенно оправдана.
В своем изначальном смысле, однако, экоцентризм ни левый, ни правый. Обычное толкование «левых» и «правых» совершенно антропоцентрично: и связано в конечном счете, или даже исключительно, с благосостоянием людей. Единственную ценность не-человеческого мира, которую признают эти «партии», это инструментальная ценность, сводимая к нашим узким, краткосрочным и близоруким «потребностям». Совершенно противоположная позиция, и в этом суть экоцентризма, выход за эту границу – границу, которую часто используют для оправдания человеческого превосходства, агрессивного спишисизма (видовой дискриминации) и империалистического присвоения не-человеческой природы. Можно ли экоцентризм считать «правой» революцией или «новым» социализмом ? Вероятно, и тем и другим. Но не наше дело искать его на политической карте в то время, как сама земля давно в огне.
Литература
Crist E (2017) The affliction of human supremacy. The Ecological Citizen 1:61–4.
Curry P (2007) Green ethics and the democratic left. Soundings 35: 66–75