***

Костя Петров
   Спустя пять лет я снова каждое утро отправляюсь от Пискарёвки на местных автобусах. Я уже не тот, да и автобусы не те, но я по-прежнему рад прокатиться по улицам, навевающим воспоминания. Когда-то я учился в колледже на Кондратьевском проспекте, и добирался на 107-ом или 33-ем автобусе. Сейчас мой путь несколько изменился, я сажусь на 106-ой, 102ой или 123-ий. На пересечении Пискарёвского проспекта и Бестужевской улицы живёт моя преподаватель по литературе, перед её домом — парк Академика Сахарова, по диагонали – Пионерский парк. Ранним утром здесь царит настоящая сказка. Автобус сначала движется по улице Мечникова, по правую руку – школа, по левую, чуть поодаль – дом детского творчества, далее – перекрёсток, затем — улица Замшина, которую бы следовало назвать бульваром, ещё поворот — и мы видим парк уже с другой стороны. Солнце невысоко, и боковое освещение открывает нам чудеса света и тени.
   Модели автобусов, работающих на маршрутах, с течением времени стали разнообразнее. Раньше самым популярным считался Лиаз 5256, сейчас появились новые интересные машины, со своими достоинствами и недостатками. Так, автобус 123-го маршрута — Лиаз 6213 — представлен двухсекционным составом; эта особенность позволяет эффективно перевозить пассажиров даже в час-пик, а на дороге такой автобус ездит не хуже остальных. Известен случай, когда водитель свернул не на ту улицу, и пока машины стояли на светофоре, он изящно развернулся единым манёвром, на полном ходу, не врезаясь в поребрики и не сдавая назад. Стоит ли говорить, что такие автобусы допускаются для участия в конкурсах водительского мастерства, где с лёгкостью преодолевают все препятствия? Кроме того, автобус хорошо пружинит; не едет по городу, а плывёт. 
   Длинные автобусы Волжанин — громоздкие и тяжеловесные. В тёмное время суток из-за тусклого освещения в салоне почти ничего нельзя разглядеть. Летом желающие открыть окна будут неприятно удивлены — форточки расположены на такой недосягаемой высоте, словно автобус предназначен для перевозки великанов. К тому же, внутри он ужасный уродец.
   На смену Волжанину миру явились автобусы европейской серии VOLGABUS. Заметно продвинувшись в технологиях, они прямо поражают своим непривычным видом; несмотря на новизну, водители отзываются о нём как о хламе, собранном из вторсырья. 
   Лиаз 5292 крайне обаятелен, выглядит как конфетка: яркие фары, название марки толстыми серебристыми буквами, прямо загляденье, да и в салоне светло и уютно. И всё бы хорошо, но из-за недоработок педали тормоза автобус лишён плавности хода, при разгоне и торможении ведёт себя резко. 
   Ещё одна модель автобуса, которой лет восемь назад прочили большое будущее, не получила широкого распространения – марка Scania. Прежней восторг и преклонение перед технологиями ушли, и осталась доля разочарования. Во-первых, Scania предназначены для работы на дороге с ровной, идеальной поверхностью, лишённой всяческих неожиданностей; даже попавший под его колёса «лежачий полицейский» сотрясает весь автобус. Во-вторых, окна, которые зачастую закупорены вследствие якобы работающего кондиционера.
   Посему я скорее предпочту старый добрый Лиаз 5256 – непременно первого поколения, с круглыми фарами. Моё любимое местечко – напротив средних дверей, встать за передними сиденьями и держаться за поручень. Широкие светлые окна открывают панорамный вид, слева и справа – городской пейзаж с парковым ансамблем; в лицо бьёт ветерок из распахнутого оконца, и мы несёмся в неведомые дали. Ты чувствуешь себя хозяином, повелителем мира, всё происходящее воспринимается как романтически-идеальное. Поворот на Бестужевскую улицу, весна, распустилась черёмуха. Мужчина выгуливает пятёрку пуделей. Заложив руки за спину, он идёт широким шагом, а подле него эти забавные собачонки. Это ли не прекрасно? Или, вот ещё: автобус пересекает Пискарёвский проспект, и мы видим словно кадры из фильма, снятого движущейся камерой: из другого автобуса, что пересекает наш маршрут, на остановке выбегает пара школьников младших классов, они бегут через дорогу на зелёный свет, торопясь успеть на наш автобус — и, конечно, успевают, водитель приметил их и сбавил ход. К слову сказать: как они там очутились? Вероятно, они не успели на автобус на первой остановке и остались ждать следующего, в какой-то момент мимо проезжал другой, они сели, и пока наш автобус объезжал по улице Замшина, проехали напрямую и обогнали нас. Так герои истории получили второй шанс не опоздать в школу.
   А вот ещё. К остановке подбегает молодой человек, и, наблюдая отходящий автобус, делает досадный жест и опирается на колени отдышаться. Водитель замечает его в зеркале заднего вида, и, хотя это непросто, по доброте душевной останавливается и открывает задние двери. Юноша замечает, он немало удивлён, ему бы обрадоваться и зайти, но он задумчиво смотрит на автобус, и машет рукой водителю: мол, езжай дальше, а я передумал и не никуда не поеду. Вот чудак! Автобус смеётся, и славный водитель продолжает ход.
   Но не только пассажиры красят автобус. На протяжении месяца в автобусе 106-го маршрута мне попадался один и тот же кондуктор, полный пожилой мужчина с редкими седыми волосами. Пожалуй, я нисколько не преувеличу, если заявлю, что он был звездой каждой поездки. Его речь и поведение выдавало в нём деревенского жителя, хотя вряд ли это можно утверждать со всей определённостью. Он с лёгкостью заводил разговор с пассажирами, а так как почти всегда в автобусе были свободные сиденья, он с большим рвением стремился усадить каждого. В автобус зашли две женщины, в руке у одной цветы. «А что это у вас за цветок такой? Гиацинт?». — «Нет» — отвечают ему, — «Лилейник». — «Ах, это лилейник?! Надо же! А я и не знал такого…» – продолжает он, развивая тему. Конечно, женщины, видя такую заинтересованность, не могут устоять и приводят подробности. Примерно так кондуктор и находил себе собеседников. Да и вообще, женщин он не обделял вниманием. Он шёл за женщиной через весь автобус, не забывая по пути дать кому-нибудь наставление типа «Присаживайтесь!». В связи с этим однажды случился презабавный анекдот: полупустой автобус, заходит старушка, еле стоит, скорчившись, роется в карманах, а кондуктор, слегка приподнявшись над сиденьем, громогласно кричит ей в спину: «Сядьте, бабуля!!!» – чем смешит нескольких постоянных пассажиров. Ещё мне запомнился фрагмент его разговора с коллегой, женщиной-кондуктором, которая оказалась здесь проездом. «Ты помнишь Ларису?» - спрашивает она. «Конечно! Только я её уже месяц не видел». «Она уволилась». После этих слов мужчина притих, задумался. «Что, денег должна?» — интересуется коллега. Молчание, мужчина потирает подбородок. «Влюбился?». Мужчина отвечает, разводя руками. «Да, я слышала, она в постели такое вытворяет…».
   Вот какие у нас автобусы. Жаль, не все способны оценить такое очарование. Никогда не знаешь наперёд, какой автобус придёт первым, что за пассажиры в нём окажутся. Это своеобразная лотерея, в которой тебе выпадает шанс пересечься с разными людьми в одном месте в отдельный промежуток времени. 
   А какие маршруты! Впрочем, это уже совсем другая история…