«Как чудно жить. Как плохо мы живем…»
Глобальный мир начинается с личного
Прилетаю в Москву в самолете, переполненном гастарбайтерами. Слово-то какое?! При выходе через таможню вижу, как остановили молодого парня, который и слова не мог сказать по-русски . Вроде все документы в порядке. Пришлось мне на время стать переводчиком. Иначе земляку моему долго пришлось бы доказывать, что он - это он. Парень был просто счастлив от неожиданной помощи, а мне было очень грустно за него.
Писатель Виктор Пелевин размышляя о норме счастья, положенного человеку в жизни, утверждал - что бы не происходило, этого счастья не отнять. Говорить о том, что хорошо и что плохо, можно, если по меньшей мере знаешь, как и для чего сконструирован человек. И какая разница, что является поводом, если вырабатываемое душами счастье одинаково?
Рано или поздно каждый человек задумывается о смысле своего существования. Многим не решить этот сложный вопрос. Слава Богу, есть такие, кто строит храм в своей душе. Для них главным в жизни является понимание тезиса - я провожу тебя, меня проводят другие.
Время – это пространство между поступком и результатом. Как оно быстротечно, знает каждый, чья жизнь богата действием и поступками. Полный самолет молодых людей, которые в поисках хлеба насущного отправляется в неизвестность – эта картина остаётся в памяти надолго. Тот парень, который и на родном-то языке говорил на непонятном диалекте и не мог долго объяснить, где значится его фамилия в паспорте, а где имя, в поисках счастья поменял свое тихое родное горное село на жестокий и непредсказуемый мегаполис. Так кем и для чего создан человек? И вновь вопрос Хайяма приходит на память – «Кто и откуда мы?»
На мой вопрос, куда тебя понесло без профессии, он грустно ответил, что нужда погнала в дальние края. Отца убили, а их у матери 10 детей. Старший брат два года назад приехал сюда же на заработки и исчез. Там работы нет, а если и есть, то денег платят мало. «Вся надежда на меня»,- закончил он свой грустный рассказ.
Позже мне довелось в Лондоне стать участницей конференции по развитию самосознания и самообразования. Говоря об истинном назначении человека и человечества, руководитель Академии Шайх Фазлулла отметил в своем докладе, что только человек, знающий не понаслышке что такое страдание, лишения и болезни, может понять другого, ищущего исцеления и поддержки.
Люди - это единый организм, который связан между собой крепкими узами. Не сочувствуя другим, ты, в первую очередь, не сочувствуешь самому себе. Ведь глобальный мир начинается с личного мира. В конференции приняли участие ученые из разных стран мира, которых объединило желание сказать о непостижимости гармонии, но стремлении понять ближнего – себе подобного.
Все культурное и эстетическое наследие человечества веками учит нас добродетели - истинной красоты человеческой. Бесценны уроки, которые дают нам книги, картины, шедевры музыкального искусства. Мудрость и не должна быть сложной, унылой и тяжелой. И как говорится в древних писаниях, в поисках мудрости первый шаг – это молчание, второй - выслушивание, третий -запоминание, четвертый – применение, пятый – когда ты можешь поделиться своими знаниями с другими.
Как же там мой мимолетный попутчик, паренек из далекого горного села? Прощаясь я его спросила, куда же он направляется. Он ответил – на Черкизон, там много наших, помогут, наверное. Черкизовский рынок в Москве закрыли. Куда он подался? А может быть, нашел брата и все-таки устроился где-то в другом месте? Дай-то Бог. Как права был Г. Адамович в стихотворении, посвящённом Марине Цветаевой, сказав:
Не я виной, как много в мире боли,
Но ведь и вас я не виню ни в чём.
Все – по случайности, все – поневоле.
Как чудно жить. Как плохо мы живем...
Пока человек способен к состраданию – он жив. Вокруг нас очень многое остается неизменным – озеро, гора, речка, родник, родительский дом, родная сторона... Но что-то исчезает, пока ты живешь. На самом деле это «что-то» теряешь ты сам, когда необратимо проходишь мимо самого главного, и можно лишь подбирать слова, описывая происходящее с тобой.