Данаиды

Юрий Козиоров
     От реки Инаха, сына Океана, и Океаниды Мелии родились Фороней и Ио. Фороней правил землей, позже названной Пелопоннесом. У него и нимфы Теледики родилась Ниоба. От Зевса и Ниобы родились сыновья Аргос и Пеласг, потомков последнего называли пеласгами, пока они не перемешались с пришедшими на Пелопоннес дорийцами. Ниоба была первой смертной женщиной, с которой сошелся Зевс, а последней называют Алкмену, мать Геракла, после нее смертные женщины Зевса перестали интересовать. Впрочем, от бессмертных дам Зевс и после Алкмены не отказывался. Аргос же основал город Аргос, местность вокруг этого города до сих пор называют Арголидой.
     Зевс не обошел своим вниманием и дочь Инаха Ио, которая была жрицей богини Геры. Некоторые говорят, что с Ио царя богов свела Иинга, дочь Пана и нимфы Эхо, а Гера, когда узнала об этом, превратила Иингу в вертишейку. Но другие утверждают, что Иинга, напротив, пыталась отвратить Зевса от Ио, так как сама добивалась его любви, и Гера превратила ее в вертишейку именно за это. Как бы то ни было, Гере удалось застать Зевса с Ио в самый неподходящий момент, и Зевс едва успел, коснувшись Ио рукой, превратить ее в белую корову. Гера, однако, поняла, что корова, на самом деле, не корова, а девица, о чем без обиняков Зевсу и заявила. Зевс не отрицал, но, как нашкодивший школьник, стал клясться, что с этой девицей у него ничего не было. Выходя из этого неудобного положения, Зевс в дальнейшем постановил, что ложные клятвы, если они приносятся неверными любовниками, гневу богов не подлежат.
     Гера же, забрав у Зевса корову, отдала ее под охрану Аргосу, но не тому, который основал город Аргос, а тому, которого называли Всевидящим, т. к. он имел множество глаз по всему телу, причем спали одновременно только два глаза. Этот Аргос* был порожден Геей, т. е. был автохтоном. Он привязал корову к оливе и сторожил ее, играя на свирели. Зевс приказал Гермесу украсть эту корову, но Гермес не сумел похитить ее тайно и попросту убил Аргоса камнем. Гера перенесла глаза Аргоса на оперение павлина**, а на корову наслала слепня, гонимая которым та сначала прибыла к заливу, названному по ее имени Ионийским, затем, пройдя через Иллирию и преодолев Гемийский хребет, пришла к проливу, который с тех пор называется Боспор***. Затем она прошла Скифию и Киммерийскую землю: блуждая по огромным пространствам материка и переправляясь через многие моря Европы и Азии, она оказалась, наконец, на берегах Нила, где вернула себе прежний облик и родила сына Эпафа. Впоследствии она весьма удачно вышла замуж: мужем ее стал Телегон, тогдашний царь египтян, который усыновил Эпафа и сделал своим наследником. Египтяне называли Ио Исидой, а Эпафа – Аписом.
     Воцарившись над египтянами, Эпаф женился на Мемфиде, дочери Нила, и основал город Мемфис, названный так по ее имени. У него родилась дочь Ливия, именем которой названа страна Ливия. Ливия сошлась с Посейдоном, и от этого союза родились близнецы Агенор и Бел. Агенор удалился в Финикию, став родоначальником великого рода, поэтому о нем нужен отдельный рассказ. Бел же, воцарившись в Египте, женился на Анхиное, дочери Нила, от этого брака родились близнецы Египет и Данай. Даная Бел поселил в Ливии, Египта же – в Аравии, а когда Бел умер, Египет стал править страной, которая с тех пор и называется Египтом по его имени.
     У Египта родилось от многочисленных жен 50 сыновей, а у Даная – 50 дочерей. Египет, решив подчинить себе и Ливию, стал требовать, чтобы Данай выдал своих дочерей замуж за его сыновей. Данай из страха, что после этого Египет не оставит его в живых, построил по совету Афины пятидесятивесельный корабль и, посадив на него дочерей, спасся бегством.
     Он направился в Аргос, где царствовал в то времена Геланор, правнук Аргоса, основателя города. Геланор передал ему царскую власть по той причине, что ему было знамение: волк бросился с холма на стадо, пасшееся у городских стен, и зарезал быка, который был вожаком стада. Данай, воцарившись, назвал жителей Арголиды по своему имени данайцами. В стране не было воды, так как Посейдон иссушил в ней даже источники, гневаясь на Инаха, объявившего эту землю принадлежащей Гере, поэтому Данай послал своих дочерей искать воду. Одна из них, Амимона, во время поисков метнула дротик в оленя, но задела спящего сатира, который проснулся и загорелся к ней страстью, для сатиров это было обычным делом. Но случилось так, что в этом месте прогуливался Посейдон, который сатира прогнал, а сам сошелся с Амимоной и указал ей источники в Лерне. Один из этих источников, впадающий в море близ Навплии, до сих пор называют источником Амимоны.
     Сыновья Египта, прибыв в Аргос, стали призывать к прекращению вражды и просить, чтобы дочери Даная вышли за них замуж. Данай же, не веря их дружеским заверениям и затаив злобу, ибо не забыл своего бегства, дал согласие на брак дочерей и распределил их по жребию между сыновьями Египта. После свадебного пиршества Данай раздал своим дочерям кинжалы, и те закололи своих молодых супругов во время сна. Только одна из дочерей Гипермнестра пощадила своего мужа Линкея, который был еще очень юн и в продолжение брачной ночи не решился даже прикоснуться к ней. По этой причине Данай заключил ее в темницу. Остальные же дочери Даная погребли тела своих супругов за городской стеной.
     Очистили их от скверны убийства Афина и Гермес по приказанию Зевса. После этого дочери стали говорить Данаю, что они все повесятся, если он не выдаст их снова замуж, и тогда Данай, оставив Гипермнестру в супружестве с Линкеем, устроил гимнастические состязания, чтобы отдать остальных дочерей в награду победителям. Однако лишь немногие храбрецы приняли в этих состязаниях участие, так как все боялись, что с новыми мужьями случится то же, что и с первыми. Когда же этого не произошло, пришли и другие, и тогда Данай, повторив состязание, смог выдать замуж всех своих дочерей. Египет же, когда до него дошла весть о смерти его сыновей, потерял рассудок и вскоре умер.
     Амимона родила от Посейдона Навплия. Этот Навплий основал город Навплию, который был нами упомянут и который ныне называется Нафплионом. Навплий жил очень долго, он был женат на Климене, внучке Миноса, и имел трех сыновей, один из которых – Паламед – погиб под Троей из-за коварства Одиссея.
     Когда Данаиды умерли, то по решению судей Аида они были принуждены в наказание за совершенные ими убийства наполнять водой бездонный сосуд. Художники и скульпторы любят изображать Данаид за этим занятием, но изображают их всегда молодыми девушками, хотя все они жили долго и попали в Аид уже довольно старыми. Не желая изображать старух, художники и скульпторы стали говорить, а потом и писать в своих книжках, что якобы Линкей, обнаружив утром гибель братьев, убил Даная и всех Данаид, кроме, разумеется, своей жены. Но как бы он мог это сделать, если учесть, что древнегреческие девицы отнюдь не были хилыми, а эти к тому же все были вооружены, и их было, не считая его жены, 49 персон, а вместе с Данаем – 50. Сам же Линкей, младший сын Египта, был еще отроком и отнюдь не имел силы Геракла.

________________
* Мы пользуемся, как обычно, греческим написанием этого имени, хотя у нас больше принято латинское написание «Аргус».
** Павлин считался птицей, посвященной Гере.
*** Боспор (на наших картах Босфор) означает «коровий брод».

===================
     Иллюстрация: Джон Уильям Уотерхауз, Данаиды. 1904.