Любовь, длиною в век. Повесть. Глава 15. Встреча с

Галина Третьякова Николаева
15. Встреча с судьбой
      Данил Тимофеев  третий год жил в Казахстане. Сразу же, после своей несчастной любви, уехал на целину. Никому ничего не объяснил. Он не ожидал, что Тоня так с ним поступит. Была такая хорошая, любимая, в любви друг другу признавались, планы строили…. И разом всё кончилось. Даже  не вышла к нему,  не объяснила почему он не нужен ей стал. Гордая. Ну что ж, навяливаться не будет. Не нужен - значит  не нужен. А здесь, в  совхозе Целинный, он устроился  механиком. Работа ему знакома. До Армии закончил курсы механиков, потом на авторемонтном заводе  в Зареченском работал. Он досконально изучил трактора, отправляемые из города Владимира. Первой продукцией завода, до 1955 года  были тракторы серий "Универсал"  ДТ-24, Т-25, Т-25A, Т-28 ("Владимирец").
     Досконально изучил и  трактор С-80 универсального назначения производства Челябинского тракторного завода - ЧТЗ. Трактор отлично себя зарекомендовал в эксплуатации и имел хорошую репутацию, как и предыдущие модели того же завода – С-60 и С-65.
 По сравнению с другими серийными тракторами производства ХТЗ, СТЗ или АТЗ трактор С-80 обладал огромным запасом мощности и повышенной производительностью. Знания эти ценились на целине, так как  часто приезжали  комсомольцы - желание есть, а знаний немного. Тут же и обучались.
     Данил  разбирался во всех марках машин, умел любую отремонтировать. Как механика, его сразу стали уважать, считали, что разбирается Данил Тимофеев во всей сельскохозяйственной технике.
      Сразу дали комнату в общежитии. Он и этому рад. Друзей особо не заводил, подруг тем более. После случая с Тоней, ни на кого смотреть не мог. Считал, что все девчонки неверные и предательницы.  А в работе был безотказный. Если надо какую запчасть – из под земли достанет, всех на ноги поднимет. Может и токаря и слесаря заменить, любую запчасть так  выточит, что   без примерки подходит.
-Данил, мне нужно срочно УАЗик отремонтировать. В дальнее отделение ехать и что-то  второй день мотор барахлит, - обратился к нему главный инженер  Муравьёв. Он обычно сам был за рулём.
-Конечно Сергей Александрович, сделаю. - ответил  Данил.
-Тут много работы. До ночи провозишься, - предупредил инженер.
-А мне куда торопиться? Выспаться успею.
-Ты женат?  В общежитии живёшь?
-В общежитии. Не женат,- ответил он.
-Столько девчонок красивых кругом, а ты один. Непорядок! - засмеялся инженер.
Данил улыбнулся в ответ. УАЗик он отремонтировал  скоро и очень качественно. Потом инженер попросил его в авральном режиме отремонтировать директорский УАЗик. 
         31 декабря. Позвонили из сельхозуправления - почему не забираете детские новогодние подарки. Сергей Александрович рвал и метал, поднял на ноги профсоюз и местком:
-Неужели ещё подарками будет главный инженер заниматься?
-Так у них не были сделаны,- лепетала Зиночка,  председатель профкома,- они там в районе сами затянули.
-Ну что ж, спорить с начальством не будем. Просто надо ехать и забирать. Сегодня заберём, а раздавать когда будем? Раньше девяти вечера нам всё равно не привезти.
-Сергей Александрович, вы только привезите пожалуйста, в конторе оставьте у меня в кабинете. А утром я всех своих членов на ноги подниму и развезём ребятишкам.
-Так уж и всех поднимешь? И даже Петровича?- засмеялся  инженер, сменив гнев на милость, - думаю,  Петровича вам с похмелья не разбудить. Всё-таки Новогодняя ночь. Он такое не пропустит.
-Разбудим. Его заставим лошадку запрячь и развезём на лошадке, -смеялась Зиночка.  Она поняла, что инженер уже не ругается и директору на неё не нажалуется.
      «Но кого мне за подарками отправить? Саню Кочергина? Или  Виктора Семёнова? Они поответственнее и побойчее других шоферов. Там же уже закрыто будет сельхозуправление. Сказали у сторожа оставят подарки в четырёх коробках. Хотя… у Сани такая жена скандальная. Он же передовик, вот она и избаловалась - думает всё для него. А тут Новый год. Наверное уже на столе всё у них готово, гостей ждут. После праздника мне всю плешку съест,  прибежит в контору и будет орать, что начальство работяг ни во что не ставят.  Семёнова если? Да где я его сейчас найду? Рабочий день кончился. Поди к своей зазнобе в соседний   посёлок  уже ускакал. Наверное самому придётся ехать.» - Вздохнул.- «Директор опять мне нагоняй устроит, скажет ты инженер или кто? Соблюдай субординацию. То ты в колодец лезешь вместо рабочего, то в машине копаешься вместо своего водителя. А что мне остаётся, если у некоторых мужиков руки не оттуда растут, откуда положено?»
       Но тут он заметил выходящего из мастерской  Данила Тимофеева. Этот парень ему нравился. Сергей Александрович считал, что ему  можно доверять. Молодой, но ответственный в работе.
«А может его попросить? Говорил же, не женат… живёт в общежитии… Наверняка стол накрывать не собирается. В лучшем случае в клуб сходит Новый год встречать. А в худшем…. Вообще один. Если в самом деле он один.»
   Данил не отказался. Как и предполагал Сергей Александрович, Новый год встречать он не собирался.
               С подарками в Целинный Данил приехал  в девятом часу. Поднялся на второй этаж, позвонил в двери  Муравьёва.
В квартире слышалась музыка, кто-то смеялся, в подъезде витали вкуснейшие ароматы запечённой курицы и ванилина. Позвонил второй раз. Кто-то бежал к двери с криком:
-Я сама открою.
И  в дверях появилась Тоня. Данил опешил.  Не ожидал её здесь увидеть. Да Тоня ли это? Раньше это была молоденькая восемнадцатилетняя девчонка с двумя косами, вьющаяся чёлка, простенькое платьице. А сейчас перед ним стояла красивая женщина с  интересной причёской –волосы подняты кверху и уложены вокруг головы короной. На ней чёрная юбка и нарядная блузка с бантом на груди. Но глаза! Глаза всё те же – карие с чёрными длинными ресницами. Выразительные глаза, лучистые, в них настроение хозяина видно.  И сейчас  глаза выражали сначала удивление, потом радость, а потом гнев.
-Ты? Как ты меня нашёл? Ты специально здесь меня искал? Уходи! Я не хочу тебя видеть! Предатель!
Данил ничего не успел ответить.  В коридор выглянул   Сергей  Александрович.
-Тонечка, это ко мне! – крикнул он и пошёл к дверям.
Тоня гордо вскинула голову  и пошла в комнату.
                ***
           Данил не пошёл никуда. Отвезли вместе с инженером подарки в контору, поставил машину в гараж и пошёл в общежитие. Парни звали в клуб, предлагали скинуться и стол накрыть, но Данилу ничего не хотелось.
«Так вот значит кто жена у Сергея Александровича.  А говорили, что у него жена агроном…  Я даже как- то раз видел её мельком. Ну конечно это была Тоня. Как я тогда её сразу-то не узнал? Так потому, что причёску сменила и старше стала за эти три года. А тогда она ещё в каком –то комбинезоне была, ждала, когда я запчасти выдам водителю, с которым она собиралась в поле, а тот сломался. И Сергей  Александрович хорош! Никакого намёка кто у него жена. Наверное дома рассказывал какой я простак, вместо слесарей сам ему УАЗИКи ремонтирую. И смеялись надо мной. А Тоня наверное рассказывала как она надо мной посмеялась, обманула что беременная, я, как дурак, свататься собрался ехать. А она мне от ворот поворот. Старый хрыч. Молоденькую жену отхватил, ещё и смеётся надо мной»
      В комнату забежали парни. Помешали ему размышлять. Приближалось двенадцать. У парней полные руки  угощения -шампанское, водка, фрукты и консервы с хлебом и колбасой.
-Давай вставай, хватит филонить. Ты у нас сегодня герой. В клубе сейчас тебя расхваливали, как ты за подарками съездил.
-Да какой там герой?  Совсем несложно. Зато завтра с утра ребятишки с подарками будут.
-Завтра, - смеялись парни, - да они уже сейчас в клубе заставили Зиночку подарки раздать. Не терпеливые. Надо танцевать, так она под подпись подарки выдаёт. И ребятишки в клубе бегают.
- А инженер в клубе со своей молодой женой?- спросил Данил, стараясь, чтобы голос был небрежным.
-Нет, я не видел его в клубе,- сказал Толян.
-А что, тебе его жена понравилась?  - засмеялся Лёха. – Ну у тебя и вкусы! Ей же наверное полтинник скоро.
-Ей? Да лет двадцать с небольшим, - пробурчал Данил.
Ребята решили, что друг пошутил. Ну наконец-то расшевелили! Праздник продолжился. И закончился только первого числа к вечеру.
        После праздников Данил старался не показываться инженеру на глаза. Всё в нём  раздражало. Ему казалось, что он старый, некрасивый, лысина появилась на голове, и говорит как будто картавит.  Или  букву р не выговаривает, или л неправильно произносит. И пальто на нём какое –то смешное – длинное.  И шляпа. Ишь, пижон городской! И что в нём Тоня нашла?
Но инженер, как назло, целый день крутился в мастерской.
«Что он здесь оставил? Сидел бы уж в своём кабинете, - угрюмо думал Данил. -  Смотреть на него не могу». 
     Данил ушёл в цех к токарям, нужно было сказать им, чтобы  подготовили  коленвал к заврашнему дню. Инженер  в этот же цех… Тоже к токарям.
     Данил ушёл в самый угол и сделал вид, что что-то там ищет. А сам краем глаз смотрел в ту сторону. «Смотри-ка, даже об руку с ними здоровается. Что-то спрашивает у них. Те отвечают, улыбаются. Добренький такой, рубаха-парень. Да знали бы эти токаря что он из себя представляет!»
      Тут в цех забежала Зиночка. И тоже прямо к инженеру. Тоже улыбается. «Ну-ну, он любит молоденьких девушек».
-Сергей Александрович! А я вас по всему совхозу ищу.  Не успеваю за вами. Скажут « в конторе» -  я туда, скажут «в мастерской» –я туда, а вы уже здесь,- щебетала Зиночка.
-Да-да.  Зиночка, что ты хотела?
-Сергей Александрович, так вы последний остались! Все свои подарки детям ещё в новогоднюю ночь  разобрали. А ваш до сих пор у меня в кабинете лежит. Зайдёте?
-Зайду конечно,  Зиночка. Подарок от Деда Мороза – это святое!
Данил слышал весь разговор, ничего не понял.
-А ему-то зачем подарок? Молодой жене что ли?- не утерпел, спросил стоящего рядом токаря.
-Так у него сынишка. Алёшка.
-А сколько ему лет?  - Данил заволновался.
-Да не знаю. Но с моей Маринкой в детский сад ходит. В одну группу. Наверное тоже лет шесть.
«Шесть лет! А три года назад? Значит этот Алёшка уже был? Значит она меня обманывала? Хотя….у неё ну никак не мог быть ребёнок в то время. Она девушка была. Ничего не пойму.»
 А потом в голове стали мелькать отдельные обрывки и мысли:
….. «ей же наверное полтинник скоро….», жена-агроном выглядела намного старше, чем Тоня три года назад, но не настолько же? Просто причёска такая же, с какой Тоня  открывала ему двери. Тоня говорила, что у неё мать на целине. Но не могло же так получиться, что я приехал именно в этот посёлок. Целина огромная! Совхозов несколько сотен. И потом, я здесь не слыхал фамилию Еремеева, она же наверняка Еремеева. Хотя, она же Муравьёва, жена инженера Муравьёва. Значит фамилию сменила. Что-то здесь не так. Мне нужно обязательно с ней встретиться и поговорить. Иначе я с ума сойду.
       Он стал поджидать Тоню на скамейке в скверике дома, где встретил  её в новогоднюю ночь. Но за неделю так ни разу её и не увидел.  Жену инженера видел. Теперь он точно знал, что жена его - не Тоня. Они шли под ручку. Видел их пацана, Алёшку. Как-то раз он чуть не столкнулся с инженером.  Как бы он стал объясняться? Сергей Александрович обязательно бы спросил как дела и что он здесь делает. Тони не было. 
   « А жена Муравьёва в самом деле чем-то Тоню напоминает - причёска, походка, даже движения. Вот только глаза совершенно не такие.  У Тони красивые.  Карие,  с поволокою и длинные чёрные ресницы. Тоня тогда с гордостью говорила, что глаза у неё дедушкины.  Похоже, она в самом деле Тонина  мать. Значит уехала. Наверное просто в гости приезжала»,- решил Данил.
       Тоня теперь уже точно знала, что Данил здесь. Когда он приехал, зачем? Неужели её ищет?  Сначала надсмеялся, а сейчас ищет! Нет. Я даже разговаривать с ним не буду. Но встреча с Данилом разбередила  начинающие остывать и забываться чувства. Сколько бессонных ночей, сколько слёз было выплакано за эти годы. Вот уже и Павлику два года исполнилось. Без отца растёт. И слава богу,  что без отца. Нам такого отца не надо.
     Тоня устроилась в общежитии, которое стояло напротив школы. Почти все её коллеги там  жили, пока не получили отдельные квартиры. Тоня радовалась своей, отдельной комнате. В Зареченском, в студенческом общежитии их жило шесть человек в комнате. А здесь - одна! Она помыла окно и повесила шторку,  побелила, пол вымыла. Заправила кровать. А в банку с водой поставила букет ромашек, которые собрала в сквере. Получилось уютненько, по - домашнему.  Приятно было сидеть вечерами у настольной лампы и проверять тетради своих  пятиклассников, готовиться к завтрашним урокам.
А ещё Тоне нравилось гулять в сквере. Единственный сквер был в посёлке. Ещё в первые годы, когда осваивалась целина, сюда привезли саженцы ясеней и тополей и  комсомольцы насадили их длинными рядами. А сейчас это были уже высокие деревья-подростки. Потом вдоль аллеи с деревьями сколотили скамейки. Тоня представляла, что она в Демьяновке, у реки. Там тоже ряд черёмух и ивняка стелились вдоль реки.
Она ещё осенью присмотрела этот скверик, когда только что приехала в Целинный.  С деревьев облетали  жёлтые листья, семена от ясеней летали как самолётики. В таком скверике не только легко дышится, но и легко думается. Павлика вспомнила. Как хочется, чтобы он был рядом. Так соскучилась. Но дед сказал, пусть хотя бы год - два ещё в деревне поживёт. Окрепнет. Здесь ему воля. А там что детский сад – как в тюрьме – обед по расписанию, сон тоже. А здесь когда хочет ест и что хочет, и спит  когда захочет. Любили они его, вырастили с пелёнок. Тоня понимала, что жалко им  малыша от себя отрывать. «Ну и ладно, пусть пока поживёт там. Павлушка такой своенравный, всё надо, как он решит – дед ему потакает. Избаловал. И правда, ему тут как в тюрьме покажется. Здесь  семейное общежитие,  не у всех учителей ещё квартиры, детей в коридорах много бегает. Как-то выходят из положения. Но может просто нет возможности  куда-то их увезти. А у меня бабушка с дедушкой…  Мне будет тяжело с ребёнком.  То педсовет, то поход с ребятами,  то экскурсия. Куда его? Мама тоже постоянно занята. То посевная, то уборочная.»
Вот и зима пришла. Зиму Тоня особенно любила. А зима в Казахстане  какая - то особенная. Метели часто. Но не такие, как у них в Демьяновке – так заметёт дороги, что ни пройти ни проехать, метель воет всю ночь и сметает снег с крыш. А здесь позёмка  метёт по дороге, тихонько, как метёлкой, сметая снег с одной стороны дороги  на другую, кружась  белой змейкой, оплетая  ноги.
Тоня гуляла в снежном сквере. Денёк выдался  тёплый, прошли Рождественские морозы.  Любовалась запорошенными снегом  деревьями. Мимо сновали ребятишки – кто с санками, кто с лыжами - кататься с гор шли.  Прошла стайка девчонок постарше. Громко разговаривали и смеялись.  А потом её обогнали несколько парней. Вдруг один  оглянулся и остался стоять, как вкопанный.
-Данил, ты что отстаёшь?- крикнули парни.
-Идите, я сейчас. 
Остановился напротив Тони. Она подняла глаза. Передней стоял Данил Тимофеев.
Развернулась, пытаясь уйти. Но он  крепко держал девушку за руку.
-Тоня, я прошу тебя, давай поговорим.
-Не о чем нам разговаривать. Мне уже всё сказал твой дед.
-Мой дед? Когда он тебе сказал?
-В тот день, когда ты обещал приехать сватать меня.
-Постой. Я на всю жизнь запомнил этот день. Дед пообещал на завтра поехать со мной свататься, а накануне приболел, я пошёл колоть дрова,  а он прилёг. Когда он успел тебе что-то сказать? Вечером я   пришёл к тебе, а ты не вышла. Я же видел, ты дома была, в окошко тебя видел.   Назавтра снова не вышла. Я письмо написал, с подружкой твоей передал, ты мне не ответила. За что ты так со мной? Про беременность наврала.
-Данил, ты здесь всё сейчас врёшь. Дело прошлое. Я сейчас вроде бы немного успокоилась. Но тогда вы с дедом опозорили меня на всю деревню.   Просмеяли меня. Ты сказал ему про беременность, а он  прискакал на коне и на всю деревню кричал,  что его внук меня обрюхатил и чтобы я не давала его фамилию своему выродку.
- Тоня, я клянусь своей жизнью, не знал ничего. Давай поговорим, не уходи. Давай наконец-то выясним то, что случилось с нами три года назад.   Я спросил твою подружку в чём дело, она сказала: «Будто сам не знаешь? Она никогда не будет  с Тимофеевской породой»! Я  уехал. Я не знал в чём дело, я на тебя был обижен. Надо было не уезжать, ещё раз попытаться поговорить с тобой. Но отпуск и все мои отгулы  кончались. Мне надо было в город.
-Я бы тогда даже разговаривать с тобой не стала.
 -Ну вот. Почему мой  дед так сделал? Почему он мне ничего не сказал? Я когда сказал, что на тебе женюсь, он даже обрадовался, обещал завтра поехать свататься.
-Он обрадовался не твоей женитьбе, а что я беременная. Он тут же поехал в Демьяновку и опозорил  меня и моих дедушку с бабушкой. 
   Они долго ещё гуляли по скверу.  Старались вспомнить что с ними произошло и  причину – почему именно с ними? Много у деда Митрия внуков. Но почему именно с Данилом? Почему именно Тоня? Этого было не понять. Судьба. А уж когда Данил узнал, что всё-таки родился у них сын, радости его не было предела. Тяжело… Не его  отчество  и фамилию носил сын…   Но кто в этом виноват? Только его родной дед, которого он так всегда любил, у которого Данилка был любимый внук.

          Ещё несколько месяцев встречались Тоня с Данилом.  Любили они друг друга, не смотря ни на что. Но как вспомнят свои обиды….   У Данила свои.   У Тони свои.  Их нужно было пережить. Тоня  узнала  от  бабушки Ульяны всю историю своей семьи. Обижена была на всю  Тимофеевскую родню. Но потихоньку сердце оттаивало. Любовь перебарывала, молодость брала своё.  Ещё тяжелее было Данилу. Обида на Тоню давно прошла, сейчас он уже винил сам себя, что   обиделся, придумал  невесть что,  даже ревновал к Сергею Александровичу.  Три года обида не давала ему разобраться почему Тоня так резко изменила отношение к нему.  Тяжело было думать плохое о дедушке. Почему дед  на завтра  не спросил о сватовстве? Как будто знал, что сватовства не будет.   Почему не  написал, что Тоня родила сына? Специально скрывал? А ведь  я им уже из Казахстана  писал,  и бабушка мне пару раз на день рождение открытки подписывала.
После всех переживаний, разговоров, ссор и перемирий, они решили открыться матери Тони и Сергею Александровичу. Те поддержали молодых, поняли, объяснили….
     Но как ехать к дедушке с бабушкой? Как она представит им Данила?
Но нужно было что-то решать. Летом решились съездить в Демьяновку всей  роднёй-  вместе с  Муравьёвыми.