Семья Дочис в родстве с писателем Грином

Евгений Пажитнов
Ищем потомков семьи Дочис. 89262371485@mail.ru
=====================================
Нисходящая роспись: Дочис Панайот ...
Поколение 1
1. Дочис Панайот ...

Мать детей: ...
   Дочь: Дочис Мария Павловна (Панайотовна) (2-1)
   Дочь: Дочис Евгения Панайотовна (3-1)
   Дочь: Дочис Анастасия Панайотовна (4-1)

Поколение 2
2-1. Дочис Мария Павловна (Панайотовна)
Родилась: ?. Умерла: 1979. Родилась в Федосии, умела в Керчи.
Отец: Дочис Панайот ... (1)
Мать: ...
Муж: Гриневский Борис Степанович

3-1. Дочис Евгения Панайотовна
Родилась: 07.05.1907. Умерла: 06.03.1996. Продолжительность жизни: 88
Отец: Дочис Панайот ... (1)
Мать: ...
Муж: Тюленев Александр ...
   Дочь: Тюленева Клеопатра Александровна (5-3)
   Сын: Тюленев Фёдор Александрович (6-3)
   Дочь: Тюленева Анфиса Александровна (7-3)


4-1. Дочис Анастасия Панайотовна
Родилась: ?
Отец: Дочис Панайот ... (1)
Мать: ...


Поколение 3
5-3. Тюленева Клеопатра Александровна
Родилась: 1927. Умерла: 1943. Продолжительность жизни: 16
Отец: Тюленев Александр ...
Мать: Дочис Евгения Панайотовна (3-1)

6-3. Тюленев Фёдор Александрович
Родился: 1931. Возраст: 87
Отец: Тюленев Александр ...
Мать: Дочис Евгения Панайотовна (3-1)


7-3. Тюленева Анфиса Александровна
Родилась: 1937. Возраст: 81
Отец: Тюленев Александр ...
Мать: Дочис Евгения Панайотовна (3-1)
Муж: Смирный ...





Новый штрих к портрету Александра Грина.

Людмила Варламова,      
научный сотрудник Феодосийского музея Александра Грина

   Мы немало знаем о феодосийской жизни автора «Алых парусов». Нина Николаевна, вторая жена писателя, в своих воспоминаниях подробно рассказала, как протекала их жизнь в маленьком городе у моря. Но, так или иначе, что-то оставалось за кадром. А ведь для нас важны все моменты его бытия: семейное, бытовое окружение, феодосийские знакомства. Поиск в этом направлении продолжается постоянно.
Сегодня мы представляем ранее неизвестное в гриновском окружении имя: Евгения Панайотовна Тюленева (урожденная Дочис), гречанка по национальности. Как известно, в Феодосии до войны жило немало греков. В семье Дочис было четверо детей: сын и три дочери ; Анастасия, Мария и Евгения. Мария Панайотовна после окончания школы уехала в Ленинград, где вышла замуж за Бориса Степановича Гриневского, родного брата Александра Степановича Грина. Таким образом, Евгения Панайотовна приходилась родственницей писателю, она была сестрой его невестки.
С братом Борисом у Грина были самые теплые отношения. Они встречались, переписывались. Когда Грин с семьей переселился в Феодосию, состоялось их знакомство с феодосийскими родственниками ; семьей Тюленевых.
Через много лет, когда в Феодосии уже был организован музей писателя, сотрудникам удалось разыскать адрес Евгении Панайотовны. Она уже в это время жила в Керчи. В 1995 году мне посчастливилось с ней встретиться и записать воспоминания, которые теперь, в год столетия Е.П.Тюленевой, мы предлагаем читателям. Беседа была короткой: Тюленева выглядела утомленной. Конечно, я надеялась на новую встречу, но 6 марта 1996 года Евгении Панайотовны не стало.
В заключение нашей публикации предлагаем фрагмент воспоминаний Н.Н.Грин, посвященный Клерочке, дочери Е.П.Тюленевой.
Людмила Варламова,      
научный сотрудник Феодосийского музея Александра Грина

Евгения Панайотовна Тюленева "О встречах с Грином"
Воспоминания.
Приехали Маруся, Борис. Пришел Грин с женой, представился, что писатель. Он был высокий, худой, лицо в морщинах. Наш Борис был красивый, а Грин выглядел грубее.
Мы тогда жили недалеко от могилы Айвазовского, на улице Нагорной, 7. Мой муж Александр Федорович Тюленев был директором рыбзавода1. У меня было двое детей. Когда хлеб был по карточкам, мы получали два с половиной килограмма хлеба. С нами жили мама, сестра, дедушка. То тому дашь кусок, то тому… Давали и Грину, но я это не считаю. Рыбакам давали паек: бутылку вина, четыре пачки махорки. А у Грина никогда за душой копейки не было. Я мужу говорю: «Ты махорку не берешь, вина не пьешь... Давай будем всё это Грину отдавать. Муж согласился: «Отдавай, мне что…»
Муж мой не очень Грина любил за то, что тот пил. Так, иногда два слова скажет с ним, и то из уважения к Борису. Борис наш совсем другой человек был. Он работал бухгалтером, рано умер из-за болезни сердца, где-то в 1950-х годах.2
Нина3 к нам часто приходила, а Грин бывал редко. Был одет в простой костюм, без шляпы. Говорил мало, много курил… О книгах рассказывал, но я не слушала. Я его книги не любила. Там брехня, фантазия. Я вообще много книг читала, но такие, как у Грина, не люблю.
Еще он рассказывал о первой жене ; Вере Павловне4. А я ему сказала: «Молодец, что бросила пьяницу!» Вера Павловна один раз приезжала в Феодосию, я не помню, в каком году. Она умерла вскоре после войны.
Однажды Грин пришел к нам, а я ела рыбу руками. Грин очень возмутился, а я ему: «Вы интеллигенция, а мы простые рыбаки». После этого разговора Грин принес мне вилку. Я ее потом Вам в музей отдала.
Мои дети его любили, всегда радовались: «Дядя Саша пришел!» И он их любил и баловал, а я его за это ругала. А он: «Не ворчи, не ворчи, старая! Они же дети». Особенно он любил мою дочку Клерочку5. Она звала его «Сашенька», каталась на нем верхом. Он называл ее амазонкой.
Я у Гринов дома один раз была. Вход в квартиру был с улицы. Как выглядел дом внутри, я не помню. У них хозяйство Ольга Алексеевна6 вела, мать Нины.
Ольга Алексеевна мне очень нравилась. Хорошая была женщина, добрая. Немножко картавила, и ее называли «жидовка», но вообще она на еврейку не была похожа. Она сильно подалась (ослабела ; Л.В.) после ареста Кости7. У нее сын пропал без вести, Костя, брат Нины. Он был арестован в 1937-м.8 Мою сестру9 старшую тоже арестовали в 1937 году, но в 1940-м ей удалось вернуться. И Ольга Алексеевна к нам приезжала (из Старого Крыма. ; Л.В.), спрашивала, не встречала ли моя сестра Костю. И всё: «Костя, Костя, Костя…»
Когда немцы отступали, Нина уехала10. Ольга Алексеевна очень больна была. Ее потом какая-то женщина похоронила11.
А этот дом в Старом Крыму Грину моя сестра купила12. Да и то, как я об этом узнала? Маруся приехала из Старого Крыма, а я ее спрашиваю: «Где твои кольца?» А она и говорит: «А я Саше дом купила».
На похоронах Грина я не была. Он умер в 1932 году, а у меня в 1931-м сын родился13. Вообще, из его родственников на похороны никто не приезжал. Я с ними вообще не виделась. А моя дочь14 однажды была у Маруси в гостях и там познакомилась с Николаем15, братом Грина…».
===========================
Нина Грин
Девочка в красном платьице

Сад был запущен, зарос густой травой, в которой в тот год цвело очень много диких маков. Этот ковер подходил к самой кровати Александра Степановича. В траве, недалеко от него, сидела маленькая четырехлетняя девочка с большими черными серьезными глазами. Ее красное платьице алело в траве, как маки, из которых она плела венок. Это была Клерочка, племянница жены Бориса, брата Александра Степановича.
Бледный, худой Александр Степанович спокойно, ласково поглядывал на ребенка. Весь в белом, в переливчатой тени ореха, малютка в траве у его ног ; это являло собой такую прекрасную картину, что я невольно залюбовалась ею.
«Что, Нинуша, так ласково смотришь? ; спрашивает Александр Степанович. ; Мне сейчас хорошо и спокойно, словно я в собственном доме. И этот клопик славно копошится в травке. Как хорошо, что дети не сознают своей прелести…
========================================
Евгения Панайотовна Тюленева (7 мая 1907, Феодосия ; 6 марта 1996, Керчь), невестка А.С.Грина.
==========================================
1 Тогда ; филиал Керченского рыбзавода.
2 Гриневский Борис Степанович (1894-1949), бухгалтер, брат А.Грина
3 Грин Нина Николаевна (урожд. Миронова, в первом браке Короткова, 1894-1970), вторая жена А.Грина, создатель музея А.С.Грина в Старом Крыму, автор воспоминаний о писателе.
4 Калицкая Вера Павловна (урожд. Абрамова, 1882-1951), первая жена А.Грина, химик, писательница, автор воспоминаний о Грине.
5 Тюленева Клеопатра Александровна (1927;1943), дочь Е.П.Тюленевой. Погибла во время бомбардировки Феодосии.
6 Миронова Ольга Алексеевна (1874;1944), теща А.Грина, мать Нины Грин.
7 Миронов Константин Николаевич (1896-1954), брат Нины Грин.
8 У Ольги Алексеевны было два сына: Константин и Сергей. К.Н.Миронов, арестованный в 1937 г., был выпущен на свободу в 1939;м. Миронов Сергей Николаевич (1898 ; ?), арестованный в 1934 г., пропал без вести.
9 Имеется в виду Анастасия Панайотовна Дочис.
10 В январе 1944 г. Н.Н.Грин выехала в Одессу, где ее вместе с другими пассажирами сняли с парохода и через несколько дней отправили в Германию.
11 Имя женщины, которая после отъезда Н.Н.Грин ухаживала за О.А.Мироновой и ее похоронила, не установлено. Могила Мироновой первоначально находилась в нескольких метрах от надгробия А.Грина. Позднее Н.Н.Грин перезахоронила мать в ограде могилы А.Грина.
12.Речь идет о домике А.Грина в Старом Крыму, купленном в мае 1932 г. В стране в это время процветала инфляция, расчеты между людьми велись, в основном, посредством золота. Как утверждала Н.Н.Грин в своих воспоминаниях, домик был приобретен за золотые часы, ранее подаренные ей Грином. Однако, вероятно, эта покупка осуществилась также благодаря помощи М.П.Гриневской, которая отдала в счет оплаты золотые кольца.
13 Имеется в виду Федор Александрович Тюленев (р. 1931), ныне живет в г. Запорожье.
14 Имеется в виду Анфиса Александровна Смирная (урожд. Тюленева, р. 1937), ныне живет в г. Скадовск Херсонской обл. Мария Панайотовна Гриневская была ее крестной матерью.
15 Имеется в виду Николай Степанович Гриневский (1896-1960), брат А.Грина по отцу.