Записки массажистки

Ольга Калентьева
 
Так сложилось, что мне пришлось работать массажисткой.  Мало того, что это очень тяжелая  работа физически, так она еще и однообразная.

Началась моя трудовая деятельность в этом статусе с работы на водолечебнице: шесть рабочих дней по шесть часов. Нагрузка была свыше всяких нормативов, от начала рабочего дня до конца люди идут  с интервалом в 15 минут из которых 12 минут на массаж и три минуты на то, чтобы сделать запись в своем журнале и в процедурной книжке пациента, и еще успеть вымыть руки. Мыть руки приходилось в туалете потому, что в кабинете не было раковины, и вся в поту я мчалась в туалет и обратно мимо очереди на массаж возле моего кабинета. Я была рада тому обстоятельству, что для того, чтобы вымыть руки, нужно было быстрым шагом, чуть ли не бегом проследовать какое-то расстояние потому, что это было необходимо для ног.  За шесть часов непрерывного стояния на ногах, ноги отекали и твердели от отека, ведь у меня венозная недостаточность. Ломило и руки и спину от физической перегрузки, и дома я уже ничего не могла делать, как только упасть и лежать.

 Почти каждый день ко мне заходила старшая медсестра и с высоты, воображаемого ею самой, царского положения, величественно  заявляла, что нужно принять еще несколько человек. Я подавала ей журнал и говорила, что если она найдет место, куда вписать этих человек, то я их приму.  Не утруждая себя взять журнал в руки, она с каменным лицом заявляла: «Ничего не знаю, Вы должны принять этих людей» - отворачивалась  и по-царски удалялась.

 

 Но не это было самым тяжелым. Убийственным было то, что труд этот монотонный, однообразный, отупляющий. Если руки болели от перегрузки, то голова болела от того, что ей не было работы. Я испытала на себе, как тяжело человеку умственного труда лишиться умственной работы. Мозг, привыкший трудиться, страдает, и начинаются головные боли.  Я думаю, что работающий мозг потребляет больше питания, того же кислорода, а в безделье он просто голодает. Со временем адаптируется, научится бездельничать, и головные боли пройдут, но резкий переход тяжел.
 
Зная теоретически, как отупляет однообразный труд,  я решила дать хоть какую-то работу голове, внести интеллектуальную составляющую в свою работу.
На водолечебнице было много людей с травмами, и я задумала проверить на них вывод Зигмунда Фрейда, что человек сам себе никогда не навредит, если у него нет на то причины, если подсознательно он к этому сам не стремится. З.Фрейд в своей книге написал, что когда его сын причинял нечаянно себе какую-то травму или нечаянно что-то ломал из предметов, то Фрейд не спрашивал: «Как это случилось?», а спрашивал: «Зачем ты это сделал?». Люди были со мной откровенны, рассказывали свои истории во время массажа. А  я старалась выяснить, как это произошло, что чувствовал человек перед этим, какие предшествовали события, какой у него образ жизни, какие мысли и убедилась в правоте вывода Фрейда. Несколько таких историй я и расскажу.

Мужчина упал со строительных лесов, и вскоре у него стала сохнуть рука. Он был не пьян, когда упал, и на стройке не новичок.  Но это были годы, когда людей труда уже ни во что не ставили новоявленные господа.  Он нанялся к частнику, за ничтожную плату, но больше вообще работать негде было. Не хотел он работать на таких условиях, тащил себя на работу. Внутренний протест и обернулся несчастным случаем. Когда он получил травму, работодатель ничего ему не заплатил. Человек остался и без средств и покалеченным. Работать строителем он уже больше не сможет.

Женщина пошла на огород, чтобы открыть парник с рассадой помидор. Ей почему-то очень не хотелось этого делать. По пути к парнику она поскользнулась, упала и сломала руку.
 
 Женщине не хотелось идти на очередное общественное мероприятие. Эти частые мероприятия отнимали у нее время от дел насущных. Но, как часто мы ощущаем чувство долга перед теми, кому ничего не должны. Уважительной причины для неявки нет - придется идти. Перед выходом она решила полить цветы, которые висели на стене в кашпо. Взгромоздилась она на табурет с лейкой в руках, как-то неловко встала на край, табурет наклонился, женщина упала на стоявшее рядом ведро и сломала три ребра - теперь у нее есть уважительная причина надолго отвязаться от этих надоевших мероприятий.
 
Можно привести и другие подобные случаи, из которых следует вывод, что не надо насиловать себя - дороже станет.
 
Но вот травма другого рода, хотя внешне подобная. Женщина - продавец во дворе своего дома упала со стеклянной банкой в руке. Осколком банки она порезала себе руку, повредив сухожилие. В результате этого, несмотря на две операции, правая рука была не способна что-то брать. И глаза и слова женщины очень агрессивные, жадные.  Слушая ее, я подумала, что может она и сама уже понимала, что нужно остановить свою «берущую» руку. Возможно, что эта травма спасла ее от более сурового возмездия.

 Эта женщина – одинокая мама. Она была замужем, но не сложилась жизнь, и она развелась. Одна растит дочь. Она очень уважаема, вся в работе. И вдруг она упала и сломала руку. «Радость-то какая! – говорит она.- Я могу выспаться, наконец. Я могу проводить ребенка в школу и встретить его из школы, накормить и побыть с ним! Я же с этой работой дочь свою совсем не вижу! Ой, да как мне повезло, что я сломала руку!»

Эта женщина работает на очень ответственной работе. Она уже несколько лет не бывает в отпуске потому, что подменить ее на время отпуска некому. И вот в выходной день она красила потолок, взгромоздившись на стол. Как-то так получилось, что оступилась, упала со стола и получила очень сложный перелом. Потребовалась операция. чтобы все срослось правильно. На четыре месяца она оказалась не трудоспособной.  «Как я рада! – говорит она. – Наконец-то я отдохнула! И начальство на работе задумались, что нужно иметь еще одного человека на этом месте и ввели еще одну единицу. Ведь до того до сокращали штат, что вот случись, например, что со мной – и дело встало. Теперь я хоть в отпуск ходить смогу».

Наверное, вы вместе со мной сделаете вывод, что отпуск – не роскошь, не подарок, не награда, а необходимость. Лишать себя полноценного отпуска нельзя, ни за какие деньги – дороже станет.

На водолечебнице я проработала всего месяц. Ходила я на работу пешком через поле, лесочком –  минут сорок пять прогулки по свежему летнему воздуху. Зарплату я получила триста тысяч рублей в тех деньгах. И за этот месяц износила туфли, которые тоже стоили триста тысяч. «За что же я тут работаю?» - подумала я и уволилась. В том, что Фрейд сделал правильный вывод, я уже к тому времени убедилась.

  Без пациентов я не осталась, но я хоть знала, за что работаю. Люди меня пока еще интересовали. Но я уже смотрела на них, не выясняя какого-то вопроса, а просто наблюдая. Многие мои рассказы, написанные позднее – это наблюдения того времени.

 Я мучительно сознавала, что моих знаний так мало, что я не могу поставить задачу, определить вопрос. Вот через мои руки проходит столько людей, можно исследовать, а я не знаю, что узнать? Где мой научный руководитель, который может поставить задачу, сформулировать вопрос? Мне было бы намного легче и интереснее, если бы я не просто мяла человеческие мышцы, но что-то исследовала, у меня был бы интерес совсем другого уровня, и физическая тяжесть работы и однообразность не замечались бы. Даже пусть  бы не я сама, что-то исследовала, но могла собирать нужный  материал для чьих-то исследований и тем  уже была довольна.  И я решила написать в своей брошюрке главу «Страничку психологу» и описать в этой главе, как сигнал, три наиболее интересные истории в надежде, что попадется брошюрка в руки нужному человеку, и он заинтересуется, и мы друг–друга, таким образом, найдем.
 
Нужно остановиться на самой брошюрке.
Пациентов у меня было много потому, что  в нашем городе бил горячий минеральный источник. Он изливался прямо в яму, и в этой яме круглосуточно голова к голове сидели десятки человек. Люди приезжали лечиться от самых разных заболеваний потому, что вода обладала общеукрепляющим свойством, практически не имела противопоказаний и творила прямо чудеса. Приезжающие селились на квартирах и в палатках по склону соснового бора.

 Интересно было видеть, как изменения в государстве и обществе сказывались даже на палаточном лагере возле ямы с минеральной водой. В  советские времена палатки ставились рядом, люди общались, сходились у общих костров. Началась приватизация, расслоение общества, и даже здесь возле каждой палатки появились ограждения из веревок. «Свою» территорию отделяли занавесками и еще чем возможно. И уже никаких общих костров, в гости друг к другу редко кто ходил, и проходить сквозь огражденную территорию не принято было, потому, что отгородившиеся считали это своей территорией. Хоть она и никак не своя, но все равно «мое».

Водой пользовались бесплатно. Сочетание соснового воздуха с ночевкой на земле и минеральными ваннами действие имели очень сильное, и источник был известен всему бывшему СССР. Даже из регионов, где есть свои источники, приезжали сюда лечиться.

 Сочетание минеральных ванн и массажа тоже способствовало эффективному лечению, особенно при остеохондрозе. И тут выяснилось, что почти все не знают химического состава воды. Более того, шел попутный газ метан 9%, а люди лезли ближе к трубе вместо того, чтобы быть дальше. Почти каждый год на этой яме бывали и случаи со смертельным исходом. Тогда я напечатала на листочке химсостав воды, при каких заболеваниях вода полезна,  с предупреждением об опасности надышаться метаном и стала распространять среди людей. Люди стали задавать и другие, самые разнообразные вопросы. Я записывала вопросы и за зимний период печатала брошюрку с ответами на все вопросы. Так появилась моя брошюрка о нашем минеральном источнике. Она разошлась по многим областям именно в таком принтерном варианте потому, что я не могла себе позволить расходов на ее издание. У этой брошюрки было замечательное преимущество в том, что ее содержание, оставаясь постоянным в главном, в некоторых главах менялось, откликаясь на запрос читателей. Вот в этой изменяемой части я и решила написать главу «Страничку психологу».  Вот эти истории.

История первая.
 Мужчина, проходя службу в армии, во время учений попал в такую ситуацию. Когда он упал ничком на землю,  по его ногам проехал БТР. И не просто проехал, а развернулся на его ногах. При этом реакция самозащиты у мужчины сработала таким образом, что мышцы ног так напряглись, чтобы защитить кости от разрушения, что ни кости, ни мышцы в известном смысле не пострадали, всё сохранилось в цельности и исправности. Но! Прошло уже много лет, а икроножные мышцы так и не могут расслабиться до конца. Это доставляет мужчине постоянные боли. У него странная походка. Представьте себе походку человека, у которого икроножные мышцы никогда не расслабляются, тянут за сухожилия. Ни уколы, ни массаж, ни гипноз, никакие другие меры не могли расслабить, кажется, навсегда окаменевшие мышцы. Однако представьте, с какой силой мгновенно напряглись живые мягкие из плоти и крови мышцы человеческого тела, что выдержали многотонную бездушную машину, которая, казалось бы, могла размазать его ноги по земле. Как велики в человеке неизвестные резервы организма, которыми человек сознательно управлять не может! И даже бессознательно они срабатывают не у всех, а в редких случаях. Почему же хоть в редких случаях, да  срабатывают? Почему не срабатывают в других случаях? Он приезжал со своей семьёй на наши воды в надежде, что, может, наша вода способна вызвать в его мозгу необходимые перестройки, чтобы мозг дал команду мышцам расслабиться.  На следующий год он мне не встретился. К большому сожалению, номер его телефона затерялся, и я не могу рассказать продолжения его истории.

 
История вторая.
Мальчик при рождении получил травму шейного позвонка. Халатно отнеслись акушерка и врач, невнимательно родители. Ребенок постоянно плакал, но  жил и рос. Поскольку люди не позаботились исправить ситуацию, за дело взялась сама природа. По причине неблагополучных семейных отношений мальчиком особенно-то никто не занимался. Сразу скажу главное: оказались сдавленными сосуды, питающие мозг и организм это компенсировал высоким давлением. Под высоким давлением кровь всё-таки просачивалась в мозг и питала его. Если бы это было обнаружено - он бы не учился в обычной школе, ему бы предоставили возможность учиться в специальной школе с облегченной программой или он учился бы на дому. Но никто этого не знал, и он успешно учился в обычной школе. И вот здесь есть одна очень важная подробность. Мальчик любил мастерить очень сложные модели кораблей. Вот имел такое увлечение. И мастерил их настолько искусно, с такими мелкими подробностями, что у него их охотно покупали.  Это очень важная деталь. Я обращаю на это ваше внимание  для того, чтобы наглядно показать,  как полезна для развития интеллекта мелкая работа детских рук. Эта творческая, кропотливая, ювелирно точная, требующая большой сосредоточенности работа хорошо развивала мозг, а как выяснилось много лет позднее, часть мозга, потому, что другая часть  все-таки не питалась и не развивалась.

 Не зная об этом, он закончил успешно школу, техникум, а позднее заочно институт. То, что я пишу дальше, не укладывается в моей голове. Каким образом он прошел в спорт и был не из последних боксеров?! С его слов он не проиграл ни одного боя на ринге. Я верю его словам потому, что делала ему массаж и видела эти наработанные мышцы хорошего спортсмена. Его уверенный вид, взгляд, голос принадлежали победителю.  Теоретически, ему и физкультурой – то заниматься опасно было.

 Как комиссия пропустила его в армию! И он служил не где-нибудь, а в таких войсках, где не всякий служить сможет.
Был такой эпизод в его армейской жизни. Там, куда он попал служить, такой неписаный закон был: молодого заводили в какую-то  комнатушку и несколько "дедов" избивали, таким образом показывая кто есть кто. Его тоже завели. Через какое-то время он вышел, оставив в этой комнатушке "вырубленных" "дедов", всех, показав таким образом кто есть кто.

 Довелось ему узнать, что такое война. На мой вопрос, как ни разу не заметили, что у него высокое давление, он ответил, что у него никогда и не измеряли давление.
 
       Все открылось, когда ему было уже за тридцать лет. Семья, дети, а что–то со здоровьем не то, а что – не понятно. Первое, что попало во внимание – высокое давление. Сбили давление до нормы – он потерял сознание. Оказалось, что он может жить именно только с этим высоким давлением. Сделали томографию головы, и пришли в изумление. С его слов, медсестра, увидев картинку его головы, упала в обморок со словами: «У него же мозгов нет!»

  Профессор посоветовал ему таким и жить, каким его  скомпенсировала природа и никуда не обращаться. Личности, предоставившие себя науке, как объект изучения иногда плохо кончали.

 Сейчас это преуспевающий предприниматель, добился в своей жизни всего, чего хотел добиться. Но есть такая особенность – он не может работать с людьми потому, что никто за ним не успевает. Он занимается строительством. Один работает за несколько человек и в таком бешеном темпе, что помощники ему только мешают. И только в такой физической работе он может себя относительно неплохо чувствовать. Это объяснимо: при физической нагрузке разжижается кровь и легче проходит по сдавленным сосудам к мозгу; работающие мышцы качают кровь,  облегчая работу сердцу, помогая прогонять кровь по сосудам. Без физической нагрузки у него начинаются головные боли.
  И еще - у него взрывной характер. Я это тоже отношу на счет высокого давления. Благодаря своему характеру и могучей силе, он имеет не одну условную судимость за драки: скор на расправу и тяжел на руку.

     А если бы он шел по пути щадящих освобождений от школы, от физкультуры и т.д. – ни кем бы не стал и ничего бы не добился. Природа творит чудеса с теми, кто упорен и трудолюбив. Если бы он спросил меня, что было в его становлении главным, я бы сказала, что кораблики. И посоветовала бы снова по памяти смастерить такой большой крейсер, который у него купили за большие деньги, и поставить в своем доме на самое почетное место. И пусть бы этот крейсер передавался из поколения в поколение и много о чем говорил пытливым потомкам.

   Почти уверена, что вы не верите в правдивость этой истории. Мне и самой хотелось бы видеть картинку томографии его головы. Но для всякой лжи должен быть мотив - не нахожу мотива. У него нет необходимости набивать себе цену, его и так ценят. Посмеяться надо мной? Произвести впечатление, напустив на себя загадочность? Вы его не видели, и у вас могут быть такие предположения. А я видела, общалась, и у меня таких предположений нет. Поскольку это не научный труд, где без подтверждающих документов нельзя, а все-таки рассказ, я и считаю возможным пересказать его историю, чтобы где-то зафиксировать этот случай, но, к сожалению, без подтверждающих документов.

История третья.
   Эта история никем не рассказанная, я была свидетелем происшедшего. Ребенок шести лет выпал из окна квартиры на втором этаже. Он не только остался жив, но не получил никакой травмы, даже царапины, даже синяка. Я сама его тщательно осматривала и ощупывала. Выпал из открытого окна, плюхнулся на землю, встал и пошел обратно в квартиру через дверь подъезда.

 Как я понимаю, что-то в ребенке сработало, пока не известное, но способное его защитить. Почему это не срабатывает в других множественных случаях, а только в очень редких и только бессознательно, когда сам организм почему-то включает? Может ли человек сознательно включать такую свою способность? Я знаю, что это хоть и редкий, но не единственный случай.  Получается, что физические свойства нашего тела могут мгновенно изменяться и вновь возвращаться к прежним качествам. Как ребенок, споткнувшись и упав, получает ссадины и синяки, а упав со второго этажа – ни одной самой маленькой царапины, никакого ушиба? А, может, у человека есть возможность каким-то образом влиять на окружающую действительность? Может, что то в момент падения изменилось не с его телом, а с чем-то другим? У меня только вопросы, нет никаких ответов.

       Создав брошюрку с такой главой, я долго искала нужного мне человека, несколько лет. И вот однажды мне передают, что в палатке возле ямы живет врач, что он хочет увидеть автора брошюрки. Я бежала к его палатке, бросив все дела. Наконец-то!!!!

      В палатке был врач из соседнего города. Он хотел меня увидеть, чтобы выразить свою благодарность и уважение за то, что я по своей инициативе создала брошюрку о минеральном источнике в нашем городе. Он говорил так: «Какая же Вы молодец! Ведь таких источников  в нашей области много, но никто про них вот так доступно, интересно для народа не написал. Вот Шолохов написал о событиях в своей станице, и теперь историю этой станицы знают все. А ведь таких станиц было много, но про них никто не знает. Вот так и Вы, написали про ваш источник и теперь про него знают тысячи людей, хотя таких источников много, но люди про них ничего не знают».

     Я слушала, и руки опускались. Ну, во-первых про наш источник есть и диссертация, написанная профессором.  И еще есть брошюрка, написанная главврачом водолечебницы. Да, конечно, моя книжка гораздо популярнее потому, что я знала от людей, что их интересует, на каком языке с ними разговаривать.  Я шла от народа навстречу народу. Те же авторы были не среди народа, а над народом. Их не столько интересовал разговор с людьми, сколько они высказали себя,  да про себя.
  Однако, диссертация профессора куда значительнее по своей ценности. Но люди ее не читают, им в ней не разобраться. А в моей брошюрке все понятно даже школьнику. Его диссертация для науки, а моя книжка для народа. Но я не этого ждала.

        Выслушав, я поблагодарила врача за хорошие слова, за то, что он оценил мой труд, поставила свой автограф на его экземпляре и пошла домой. Словно с неба на землю грохнулась – я поняла, что не найти мне того, кого ищу. Интерес к людям очень притупился, их истории стали мне докучать, я научилась делать вид, что слушаю.  Научилась слушать, не слыша. Конечно, это не единственная причина, что у меня стал падать слух, всё-таки возраст и наследственность в первую очередь, но желание не слышать людей внесло свою составляющую. Я плохо слышу.