Китайский дневник. Сила высоты

Татьяна Строганова-Тимошенко
Париж Востока, Китайская Блудница, город авантюристов, матросов, а также социалистов, коммунистов и революционеров всех мастей… Как только не называли Шанхай в разные периоды его бурной жизни. Мне же захотелось назвать этот удивительный город карнавалом инженерной мысли. Мы, конечно, были наслышаны о небывалом экономическом росте Китая и о чудесах строительства. Но чтобы вот так бесцеремонно город «обрушился» на делегацию российских журналистов всеми своими небоскребами!.. В общем, наглядно продемонстрировала историческая столица китайского капитализма, на что способна страна, когда хочет кому-то (и себе в первую очередь) что-то доказать. Нам же оставалось лишь следить за тем, чтобы удивленные физиономии не выглядели слишком уж нелепо. А ведь представлялся мне Шанхай до поездки в Поднебесную маленьким старинным городишком…

В этом крупнейшем городе Китая проживает около 15 миллионов человек. Между тем он никогда не был важным культурным центром страны. Шанхаю присущ особый шарм. А Парижем Востока его называют, наверное, из-за авангардного облика зданий. В некоторых районах европейское влияние чувствуется особенно сильно. И тогда возникает ощущение, что ты во французской столице или в Лондоне. Здесь много строений в стиле модерн, но в целом царит архитектурная эклектика.

И все же сравнение с Манхеттеном напрашивается в первую очередь. Улицы современного Шанхая оставляют впечатление гигантской выставки небоскребов. Понятия «долгострой» для Поднебесной не существует. В считанные месяцы вырастают все новые и новые колоссы. Строить китайцы умеют. Причем не только поразительно быстро, но и потрясающе качественно. Завершают «американский» урбанистический пейзаж паутины надземных многоуровневых магистралей.

Стоишь посреди мегаполиса, смотришь ввысь, задрав голову, и всякие неприличные мысли в нее вдруг приходят, наиболее печатная из которых: «Вот же, блин, дают!..» Сами жители Поднебесной называют Шанхай самым некитайским городом страны. Это уж точно. Говорят, здесь даже есть памятник Пушкину. Ну, это все равно, что памятник Конфуцию водрузить у нас в Ленинском районе.

Климат в Шанхае не слишком привычный для европейцев. Зимой здесь довольно тепло, столбик термометра редко опускается ниже нуля. Очень жарко и влажно летом. На это время года приходится основная доля осадков. Влажность воздуха практически весь год составляет 90 процентов, что иностранцами переносится достаточно трудно. Но как-то уж сильно утомиться влажностью просто не успели за три дня, отведенных на пребывание в этом городе.

Масса ярких впечатлений связана с посещением самой высокой в Азии телебашни, которую еще называют Жемчужина Востока. Ее высота 468 метров. Украшают шедевр 11 шаров разного диаметра. Расположены они на разной высоте, вот и напоминает башня жемчужное ожерелье. На входе нас встречают шанхайские красавицы – девушки с безупречной фигурой и «фарфоровыми» личиками. Интересно, какой же жесткий кастинг они прошли, чтобы устроиться на эту престижную работу? Одеты красотки в китайские национальные костюмы «ципао», подчеркивающие все женские прелести. Мужчинам сложно отвести взгляд, но надо. Впереди пропускной пункт: металлоискатели, осмотр сумок. Китайцы проявляют бдительность.

И вот уже мощный лифт со скоростью 9 метров в секунду возносит нас на отметку 350 метров. Сказать, что при этом захватывает дух, значило бы не сказать ничего. Тело «вдавлено» в пол, уши заложены и, кажется, начинает развиваться клаустрофобия. К счастью, все уже позади. Перед нами круговая смотровая площадка. Город как на ладони во всем своем великолепии. Ужин на высоте птичьего полета в стиле шведского стола со всевозможными деликатесами ставит аппетитную жирную точку в нашем путешествии по вертикали.

Внизу на первом этаже нас ждет еще один сюрприз - музей истории Шанхая. Быт народа воссоздан удивительно живо. Минувшие эпохи иллюстрируют восковые фигуры в интерьерах. Играет завораживающая восточная музыка. И вот уже путана столетней давности зазывает к себе на красный огонек ищущих приключений туристов, старик-аптекарь с косичкой наливает микстуру, а расторопный рикша везет госпожу к месту назначения. Меня впечатляет гигантская ширма из натурального камня. Жанровые сцены реальной жизни воссозданы в агате, изумруде, нефрите, жемчуге, яшме и даже бриллиантах. Шелковый путь времен танской династии. Все, что случалось на этом пути, включая нападения разбойников, загрузку-разгрузку товаров, отражено здесь. Вес этой ширмочки 10 тонн! 633 каменных изображения создавали более ста художников в течение пяти лет.

Шанхай - один из самых важных портов страны. Набережная реки Хаунпу сегодня - это место бизнес-встреч для китайцев и иностранцев. Прогуливающихся развлекают уличные артисты или торговцы. Окружающие здания выполнены в стиле нео-классицизма 30-х годов и похожи на своих близнецов в Чикаго и Нью-Йорке. В былые времена для европейцев Набережная была чем-то вроде Уолл Стрит. На северо-западном ее конце начинались Британские Публичные сады (сейчас здесь парк). Многие шанхайцы еще помнят знаменитую табличку у входа: "Собакам и китайцам вход запрещен".

По количеству туристов Шанхай бьет все рекорды. В традиции местных жителей гостеприимство и доброжелательное отношение к гостям. Китайская пословица гласит: «Как прибыл гость издалека, так засуетились все от радости». Складывается впечатление, что в этом состоянии радостной суеты шанхайцы пребывают круглые сутки. Даже по ночам под окнами нашей гостиницы кипела работа. Китайцы что-то беспрестанно перекладывали, сортировали, и развозили куда-то на велосипедах.

Крупнейшая торговая улица Китая - Нанкинлу. Здесь сконцентрированы роскошные магазины, которые не скупятся на рекламу своего товара. Сюда стекаются толпы туристов. Между тем шопингу с удовольствием придаются не только гости, но и местные жители, особенно по выходным. Вот и приходится нам то и дело протискиваться сквозь плотную людскую массу.

Говорят, что в одном только знаменитом магазине N 1 ежедневно бывает свыше 300000 посетителей. Нанкинлу - Эльдорадо Китая, здесь можно найти практически все. Хорошо прогуляться по улице вечером. Яркие витрины и сверкание неоновых огней завораживают. В витринах иногда можно увидеть салоны красоты. К слову сказать, Шанхай всегда славился своими парикмахерами и всегда считался законодателем моды. Скажу вам по секрету: все китайцы хотят быть блондинами. Однако далеко не все решаются на это, уже хотя бы по причине дороговизны процедуры радикального осветления волос. Часами состоятельные модники и модницы просиживают в престижных салонах и… становятся ослепительно рыжими. (Платиновых тонов добиться практически невозможно, просто структура волоса не позволяет). Такие «блондины» неизменно приковывают взгляды окружающих. Восторженные - в том числе. Но, по-моему, выглядит все это достаточно диковато.

Не подавайте шанхайским нищим! Это должно стать непреложным законом для каждого туриста. Говорят, шанхайская мафия бродяжек – очень влиятельная организация. Нищие здесь - люди не бедные, только что ходят в лохмотьях. Если одному подашь, жизни не будет. «Поведут» по всему Шанхаю, предавая из рук в руки на каждом перекрестке, потому как территории поделены. Раньше эти «артисты» выступали с группой прокаженных. Нынче все попроще. Видимо, считают, что демонстрации искалеченных конечностей и других физических проблем вполне достаточно. Одна женщина упорно подходила к нам, держа под руку слепого. Всем своим видом и жестами показывала, как тяжело живется бедняге. Гуляли мы по городу довольно долго. Но в разных районах парочка все всплывала перед нами, как будто в первый раз. Мы проявили недюжинную стойкость. Стоило протянуть денежку, как тут же мы бы очутились на следующем, еще более неприятном, уровне - чумазая толпа просто не дала бы ступить шагу.

Родина Коммунистической партии Китая, колыбель Революции… В Шанхае мы посетили музей истории компартии. Здесь в 21-м году прошел первый съезд КПК. Стены, в коих зарождалось будущее этой великой страны, очевидно должны были вселить в меня какой-то гражданский трепет. Однако ничего подобного не произошло. Каюсь, слишком далека от политики и всего такого. А вот древние трущобы цинского периода всколыхнули мое историческое самосознание. Они вообще привлекают туристов в не меньшей степени, чем небоскребы.

В старом городе теснятся смешные улочки. Обитатели маленьких домишек зарабатывают на жизнь кто как может: стиркой, чисткой овощей, кустарными работами… Особую пикантность древнему Шанхаю придают веревки с бельем. Застиранные футболки вперемежку с панталонами реют над старым городом, словно флаги. При этом натянуты веревки в хаотическом порядке: от окна к фонарю, от светофора к киоску. И не беда, что жуткая загазованность и пыль добавляют сохнущему гардеробчику серых тонов. Так поступали и мамы, и бабушки, и прабабушки. А что может быть важнее традиции для китайца? Разве что коммунистическая партия.

stroganova.su