Марк Антокольский. Иван Грозный

Алина Алексеева-Маркезин
   
 Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) Иван Грозный, 1875, Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва

      В начале 1870-х Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений, ставшее вершиной творчества мастера и принесшее ему известность. Через личность Ивана Грозного скульптор стремился проникнуть в существо тех трагических противоречий, которые характеризовали сложную и жестокую эпоху русского самодержца. Принципиальное новшество трактовки и подчеркнутый реализм изображения проявились в том, что главный акцент перенесен на психологическую характеристику образа "мучителя и мученика"            

          Не только страшные муки совести определяют его внутреннее состояние, но и накипающая злоба, жажда мщения, гнев и неиссякаемая сила духа. Все это отражено в выражении лица первого русского царя, в жесте руки, вонзившей посох, в соединении несоединимого — поминального синодика и трона, монашеского одеяния и неукротимости страстей. Замкнутая композиция с элементами асимметрии отражают сосредоточенность образа и его внутреннюю борьбу

        «Иван Грозный» выполнен с чрезвычайным искусством и вниманием к деталям. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, и у ног его, фактически, лежит вся страна, послушно ждущая каждого его слова. Однако он вовсе не испытывает радости от такого внимания к себе. Власть не радует его. По всей позе его видно, насколько он напряжен. Спина прямая, голова чуть склонена, правая рука сжимает подлокотник трона, левая комкает одежду на груди, у сердца.

      Забытая книга грозит сползти с колен. Это и страх перед возможной изменой, и чрезмерно тяжелый груз власти, и подступающая старость, ведущая на поводках множество болезней. Это и жажда власти, и страх перед будущим – власть выворачивается из рук, удержать её все сложнее, а передавать ещё рано, время не пришло, страна, как норовистый конь, скинет нового седока. Здесь же и раскаяние, и тяжелые мысли.

         На своем веку Грозный совершил немало неприглядного, в чем стоило бы раскаяться, и оттого так тяжело, так упрямо клонится его (наверняка седая) голова – не привык признавать за собой ошибки, не привык каяться, не привык просить у кого-то прощения. И хотя в душе что-то скребется, на это он отвечает зло, сурово, отвергая самую возможность покаяния.

         Книга у него на руках, с закладкой – простой намек. Именно при Грозном началась история книгопечатания.

ОТЗЫВЫ.
             Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

          Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.Тогда же гипсовая копия с "Ивана Грозного" была приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне.

         Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.

   Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И.С. Тургенев и В.В. Стасов. Их статьи "Санкт-Петербургских Ведомостях" (1871 год, № 44 и 50) сделали имя Антокольского популярным в России.

 О нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство "с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли". Лишенная канонической риторики, скульптура "Иван Грозный" по-настоящему драматична реалистической передачей "духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля".

Скульптура открыла новую страницу в истории русской станковой пластики, в которой, по словам Стасова, был представлен "первый живой человек и первое живое чувство".
     "Иван Грозный" стал первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.Повторения: гипс –  Кенсингтонский музей (Лондон); мрамор (вариант) –  ГТГ; бронза – Музей истории религии и атеизма; в уменьшенном размере: мрамор – Иркутский художественный музей; терракота – Музей истории УзССР; гипс тонированный – Николаевский художественный музей и др.
 За эту статую в 1871 М. Антокольский получил звание академика.