С-Петербург древний Рим 6. Храм Афины

Римма Соловьёва
Изложенное в тексте является попыткой автора доказать читателю, что часть "античных" авторов проживала в Петербурге и использовала в описаниях уже существующие архитектурные или географические объекты, что ставит под сомнение древность античных источников.

 Марсово поле - Campus Martius, открытое место, где проходили народные собрания, спортивные соревнования и военные смотры. По аналогии с Древним Римом, в городах Германии и Франции были созданы специальные площади для военных смотров.
 Ещё на Марсовом поле горели погребальные костры, но не для всех: для цезарей, сенаторов, военачальников, а так же людей, прославивших Рим, и то лишь по особому разрешению. Некоторых хоронили на кладбище рядом с Марсовым полем, хотя были и другие кладбища, но это тема отдельного рассказа.

Вот что пишет Плутарх:"В Галлии его ждало письмо. Друзья, находящиеся в Риме, сообщали о смерти его дочери Юлии, супруги Помпея, скончавшейся от родов. Цезарем овладела великая скорбь, друзей же охватило смятение, потому что теперь распались узы родства, которые ещё поддерживали мир и согласие в страдающем от раздора государстве. Ребёнок тоже вскоре умер, пережив мать лишь на несколько дней. Тело Юлии народ, несмотря на противодействие народных трибун отнёс на Марсово поле и там похоронил." Над могилой Юлии, дочери Цезаря, была сооружена гробница.

Для многих петербуржцев давно не тайна то, что Летний сад - это не увеселительный садик, а кладбище. Не зря Юрий Шевчук поёт:"Марсово пастбище, Летнее кладбище..." Сад - неотъемлемая часть ансамбля Марсова поля. Городской сад не будут украшать символами смерти, а по всей ограде Летнего сада щиты с изображением Медузы Горгоны, пики и погребальные урны. Сразу перед входом в сад стоит большая жертвенная ваза. Это не сад для прогулок и увеселений, а старинное кладбище, распланированное строго геометрически и украшенное многочисленными скульптурами в традициях того времени. Закон запрещал кладбища в черте города, а это была почти окраина Рима, к тому же, кладбище полагалось от жилой части ограждать стеной или водной преградой, что мы и видим на примере Летнего сада.

 В 1997 году начались работы по реставрации знаменитой решётки Летнего сада. В районе третьей колонны со стороны Лебяжьей канавки был обнаружен фундамент, который историки приписали дворцу Екатерины I, снесённому Екатериной II. Это обычный приём для людей готовых поверить в любую ложь, если она официальна. Очень вероятно, что обнаруженный фундамент остался от гробницы Юлии, так как есть упоминания современников о том, что её похоронили на краю Марсова поля или на Марсовом кладбище. О других гробницах на Марсовом кладбище не упоминается, хотя, возможно они и были.

Понятно, что раскопки, связанные с реставрацией Летнего сада, принесли массу находок, подтверждающих, что здесь повсюду захоронения. И если раньше до реставрации Летний сад был светлым, свободным, воздушным, то сейчас он похож на множество украшенных скульптурами зелёных коридоров, да и вход через турникет не очень настраивает на романтическую прогулку; скорее на посещение режимного объекта. Понятно, что до тех пор, пока власти сверху не прикажут считать Летний сад кладбищем, мы так и будем гулять, недоумевая, что же означают эти зелёные заборы. Таким мало изящным способом, просто, оберегают могилы от гуляющих. Кстати, фонарное освещение в саду не сделали и после реставрации. Правильно, нечего по ночам по кладбищу гулять.

В центре Марсова поля в древнем Риме стояла статуя бога Марса и было его святилище. В Петербурге в центре Марсова поля  тоже стояла статуя, но, стирая память и уничтожая исторические признаки, её передвинули к Троицкому мосту, нарекли Суворовым и повернули к Марсову полю спиной. Даже подойти к великолепному памятнику, чтобы рассмотреть его внимательно, невозможно, он стоит в потоке машин, абсолютно не на своём месте. Во времена древнего города моста на ту сторону Невы не было, а площадь, на которой теперь стоит памятник, была форумом, то есть местом, где собирались граждане Рима, ведь рядом находится курия Юлия-Мраморный дворец.

В феврале 1917 года в Петрограде произошла революция. В уличных столкновениях с полицией погибло немало народу. Убитых было решено похоронить на Дворцовой площади.  «Это будет как символ крушения того места, где сидела гидра дома Романовых», — написали «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». Против подобной затеи выступил Максим Горький и группа деятелей культуры, предложив использовать для захоронения территорию Марсова поля. Предложение творческой интеллигенции было принято. Похоронили их на том месте, где раньше стояла статуя Марса-Победителя. Последнее захоронение на Марсовом поле состоялось уже в 1933 году, после чего кладбище было объявлено мемориальным.Так была стёрта память о военной истории этого места. Неужели нашим  сегодняшним энтузиастам, ратующим за сохранение исторических памятников, не приходит в голову поставить вопрос о перенесении захоронений с Марсова поля на любое городское кладбище вместе с мемориалом, и о возвращении Марсову полю его подлинного исторического вида.

Существует немало городских жутких легенд, связанных с Марсовым полем. Да разве могли появиться другие? И снова, как будто в память о древних погребальных кострах, горевших на Марсовом поле, в 1957 здесь зажгли вечный огонь. Теперь туда идут молодожёны, чтобы возложить цветы. Ну хоть бы подумали, куда идут, кому несут... Но нет, люди перестали мыслить.

Рядом с Марсовым полем расположен красивейший Михайловский сад с Русским музеем. Очень многие отмечают несоответствие внешнего оформления здания Русского музея с его коллекциями. Между тем, всё легко объяснимо, если знать, что Русский музей - это вилла Юлия Цезаря, поэтому при входе лежат львы, на ограде, фронтоне и стенах доспехи римских воинов. Эта было единственное место в черте древнего Рима с большим садом, где можно было уединиться от городского шума. Именно здесь создавался юлианский календарь.На этой вилле жила Клеопатра, когда приезжала к Цезарю в Рим, чтобы показать ему их сына Цезариона. Здесь она прожила ещё месяц после убийства Цезаря, после чего отплыла в Александрию.

Только не думайте, что в Африку. Александрией назывался город недалеко от древнего Рима. Говорили о том, что Цезарь хотел перенести в него столицу. В те далёкие времена города не были такими огромными, как сейчас. К примеру, по переписи граждан, которую провёл Цезарь, когда наступил мир, в Риме проживало всего 150 тысяч человек, до череды гражданских войн их было 320 тысяч. Вот таким был самый большой город. А по соседству было много других отдельно стоящих городков, многие из которых стали районами современного С-Петербурга.

Справа от Русского музея находится музей Этнографии. Можно с уверенностью сказать, что это Храм Богини Афины, так как именно её статуя украшает фронтон здания, так и должно быть; кому посвящалось здание, того скульптуры и барельефы изображали. По закону Гермеса Трисмегиста: что наверху, то и внизу. Необыкновенно красивый Мраморный имеет почти абсолютное сходство с базиликой Санта-Мария-Маджоре в Rom, но без великолепной росписи. Раньше этот зал украшала прекрасная статуя Афины, которая теперь хранится в Эрмитаже. Конечно же, такую красоту необходимо бережно сохранять. Стены Мраморного зала украшают барельефы с изображением разных народов Российской империи. Мраморный зал - храм Афины, а остальные помещения музея Этнографии, в далёком прошлом назывались афиний или школа свободных искусств, при храмах Афины это было принято. Оно и похоже на школу, когда ходишь по простым и скромно украшенным залам. Античные авторы упоминают храм Афины Медноликой, где стены были покрыты бронзовыми изображениями. Стены Мраморного зала украшены бронзовыми  барельефами изображающими разные народы Российской империи.

Тем же, кто едет в Rom для того, чтобы увидеть Колизей, хочу сказать,что ни один из античных авторов не упоминает такого названия, как Колизей, не описывает какого-то уникального сооружения. Просто упоминают амфитеатр в центре города в связи с каким-либо мероприятием, которое там проводилось - гладиаторские бои, цирковые или театральные постановки. Хотя цирк был недалеко, практически на том же месте, где находится сейчас, второй цирк был рядом - это Зимний стадион на Манежной площади. И третий, самый большой амфитеатр сооружался из дерева, как временное сооружение на Марсовом поле, когда это было необходимо.
Если бы его следы сохранили, то пришлось бы волей-неволей признать существование города задолго до появления здесь Петра I.

Есть удивительное неслучайное совпадение, напоминающее о славном прошлом нашего города, это кинотеатр, находящийся на Невском проспекте в д№100, который называется "Колизей".  Я целиком согласна с теми исследователями, которые приводят доказательство того, что Колизей в Rom был выстроен по приказу Ватикана в XIX веке, он такой же исторический  новодел, как вся древнеримская история в Италии.

От Марсова поля начиналась Священная дорога, которая вела на Исаакиевскую площадь, мимо виллы Юлия Цезаря - Русского музея, мимо Курии Помпея - дома Адамини, где был убит Цезарь, к Дворцовой площади, откуда начиналась её триумфальная часть и где много других памятников, известных нам только по описаниям античных авторов, и которые можно увидеть только в С-Петербурге, потому что вся древнеримская история - наша русская история.

В основе древнегреческой мифологии лежит Мифология древней Руси. Богиня Афина - это Утренная Зоря весенне-летняя. Она выводит на небо Солнце и Перуна-громовника, который мечет молнии из тёмных туч, поэтому она одета, как воин - ей тоже нужна защита от грома и молний. Утренняя Зоря - хозяйка летних зарниц. Крыша в Мраморном зале стеклянная, чтобы богиня Утренней Зори могла заглянуть в храм, ей посвящённый, и чтобы из храма можно было увидеть, как на небе загорается Зоря. Наверняка, самое незабываемое зрелище солнечного восхода  привязано к какой-нибудь астрономической дате. Наши предки ничего не делали просто так.



Продолжение: http://www.proza.ru/2018/01/09/2282


--------------------------------------
Римма Соловьёва 06.01.2016г.


 На фото: богиня Афина на фронтоне Храма Афины, сейчас музей Этнографии.