Хайп Фейк или Ярмарка Тщеславия В Контакте

Светланка Федосеева
Социальные сети - одно из самых интереснейших явлений современного мира! Это феномен, который создан нашей высокотехнологичной социальной реальностью и который сам же формирует свою собственную реальность, словно некое другое измерение - со своими особенностями и своеобразием.

Возьмем самую распространенную соцсеть ВК (В Контакте). Помимо основной функции общения и обмена информацией здесь разворачиваются самые настоящие, ой, виртуальные страсти! Виртуальная любовь! Виртуальный секс! Виртуальный выпендреж! Последнее наиболее выразительно, и проявляет себя в самых изощренных формах! Вот она где ярмарка тщеславия во всей своей виртуальной красе или, сказать точнее,  уродстве. Или красе все-таки?

Иногда все действо напоминает мне фильм "Суррогаты". Сюжет такой. Недалекое будущее - 2057 год. Благодаря разработанной технологии люди общаются между собой исключительно посредством заменителей себя же, загрузив свое сознание в роботов-суррогатов - своих улучшенных копий. Они моложе, красивее, сильнее. При этом можно выбрать любой облик.

А разве в ВК происходит не то же самое?! Помимо того, что на аватар можно установить любое фото, многие заняты тем, что создают на своих страницах некие образы, улучшенные подобия себя, или вовсе одевают маски! Кому что вплетется в голову.

У кого-то образ огламуренной сучки, главный слоган которой - "Не сравнивайте меня ни с кем. Меня никто не сможет повторить". В этом случае, страница пестрит только лишь одними фото. По ним можно изучить все ракурсы хозяйки страницы: вот такая я спереди, в платьишке, без платьишка, вот такая сбоку, в купальнике (офигеть!), без купальника (почти!), вот такая в полупрофиль. А это мой попный бампер. А это мои ботоксные губы. А это мой мозК, ой, а его у меня нет!

Еще один распространенный образ - стерва! Вся страница сплошь покрыта "надранными" отовсюду высказываниями примерно такого содержания - "Осторожно! Особо опасна! Слабонервных прошу не тревожить. Я Вам нравлюсь?! Но это не признак, что и Вы мне понравитесь тоже". Картинки обязательно с определенной тематикой - "Вот я какая раздолбайка с нагайкой!" Я так и представляю: сидит где-то там в халате и тапках на диване с ноутбуком  нормальная баба, но с заниженной самооценкой.

Еще один очень распространенный типаж - образ мудреца высшего  the best порядка. Есть фото хозяина/хозяйки и очень много репостов с сообществ: о жизни, о судьбе, о любви, об отношениях. Тут тебе и Ошо, и Булгаков, и Лев Толстой, и Роберт де Ниро... Как все умно. Вот только своего здесь ума нет. Но обложка радует. Прям сияние разума!

Есть еще круче! Репосты на странице перемежаются с якобы собственными наимудрейшими изречениями! О, как! Однако, изречения сворованы у того же Ошо или Достоевского или еще у кого. Так и хочется афоризм написать: "Интеллект, как и оргазм, скрыть невозможно, но имитировать трудно". (Афоризм не мой)

Есть еще одна сетевая фишка в ВК. Называется "Заблокировать, нельзя помиловать". Прям с полпальца - и нет человека в друзьях, да и в твоей виртуальной жизни. Без объяснений и капли сомнений. Ату его! Надоел! Надоела! С глаз долой! Был человек и нет. Удобно. Но не всегда корректно. А разве можно сказать что-то вслед - уже удален. Обидно, невероятно досадно. Но такова реальность в этой нереальности.

Да... Своеобразие высшей степени. Театр абсурда... Есть о чем поразмышлять. И первый вопрос - интересно, а в чем "прикол" всего этого? И маскарад этот весь? Стесняемся самих себя? Своей индивидуальности? Или она померла эта индивидуальность под давлением навязанных социумом образов и стереотипов? Где мы сами? Где мысль, принадлежащая исключительно самому себе? Или она тоже так и не смогла "проклюнуться" в голове, забитой каждодневными проблемами, бытом или какой-то несусветной хренью (простите за просторечие). Быть собой - разве не в этом смысл? Найти самого себя в себе - через тернии к звездам, своим собственным!? Или реальность так нам невыносима? И мы прячемся в выдуманных образах?

Возвращаясь к фильму "Суррогаты"... Помните? В конце фильма произошел намеренный сбой в системе - все клоны отключились. Людям пришлось вернуться к самим себе - таким, какие они есть. Фантастика!

Несомненно, соцсети необходимы, и есть, конечно, плюсы во всем этом. Но как-то больше грустно. И за масками чаще всего просматривается одиночество или глупость, тщеславие или гордыня. Думаю, будет в тему высказывание Булгакова: "Но меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны и прочая аппаратура, сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?" А от себя добавлю - а оно им надо, горожанам этим?

"Видишь ли, этого все равно не избежать, – сказал Кот, – ведь мы тут все ненормальные. Я ненормальный. Ты ненормальная. — А почему вы знаете, что я ненормальная? – спросила Алиса. — Потому что ты тут, – просто сказал Кот. – Иначе бы ты сюда не попала". (Льюис Кэролл. "Алиса в стране чудес")